г. Владимир |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А79-2761/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30 июля 2020 года по делу N А79-2761/2020, принятое по заявлению администрации города Чебоксары Чувашской Республики к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике о признании незаконным отказа в государственной регистрации, выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 25.03.2020 N КУВД-001/2019-16672087, обязании осуществить государственную регистрацию
при участии:
от администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Васильева Т.Ю. по доверенности от 18.09.2020 N 29/01-4698 сроком действия 1 год и диплома о высшем юридическом образовании, Кулемина К.А. на основании доверенности от 03.02.2020 N 29/01-654 сроком действия до 31.12.2020 и диплома о высшем юридическом образовании;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Иголкина Н.В. на основании доверенности от 17.08.2020 N 01/54 и диплома о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" - Владимиров А.А. по доверенности от 16.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом - Волкова Е.Г. на основании доверенности от 09.01.2020 N 039-6 сроком действия по 31.12.2020 и диплома о высшем юридическом образовании.
УСТАНОВИЛ:
администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - ответчик, Управление Росреестра по Чувашской Республике, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 21:01:010504:4706, площадью 59354 кв.м., с видом разрешенного использования "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий", выраженного в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 25.03.2020 N КУВД-001/2019-16672087, обязании осуществить государственную регистрацию.
Определением суда от 10.04.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (далее - ООО "Альтаир").
Протокольным определением от 03.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом (далее - Горкомимущество).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 30 июля 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики по делу А79-2761/2020 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований администрации города Чебоксары в полном объеме.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение является незаконным и подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 270 АПК РФ в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление просит апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.07.2020 по делу N А79-2761/2020 оставить без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.
Третьим лицом ООО "Альтаир" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит апелляционную жалобу администрации г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.07.2020 по делу N А79-2761/2020 оставить без удовлетворения, а судебный акт - без изменения.
Третьим лицом Горкомимуществом представлен отзыв, в котором третье лицо поддерживает доводы заявителя, просит решение отменить.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считали решение суда незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда законным и обоснованным.
Представитель ООО "Альтаир" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, считал решение суда законным и обоснованным.
Представитель Горкомимущества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда незаконным и необоснованным.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации города Чебоксары от 11.11.2019 N 2763 "О проведении аукциона по продаже земельного участка", протокола заседания постоянно действующей комиссии по проведению конкурсов и аукционов от 16.12.2019, протокола об итогах аукциона по продаже земельного участка от 17.12.2019 между администрацией (Продавец) и ООО "Альтаир" (Покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка от 19.12.2019 N 973-МЮ (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 указанного договора Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:4706 площадью 59354 кв.м. (5,9354 га), ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, расположенный по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, г. Чебоксары, с видом разрешенного использования "Обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий", согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 30.10.2019 N КУВИ-001/2019-26563039, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Чувашской Республике-Чувашии, и оплатить его стоимость.
23 декабря 2019 администрация обратилась в Управление Росреестра по Чувашской Республике с заявлением о государственной регистрации права собственности ООО "Альтаир" на земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:4706 на основании заключенного договора от 19.12.2019 N 973-МЮ.
Уведомлением регистрирующего органа от 25.12.2019 N КУВД001/2019-16672087/1 осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010504:4706 приостановлено до 25.03.2020.
Уведомлением от 25.03.2020 N КУВД-001/2019-16672087 Управление Росреестра по Чувашской Республике в связи с истечением срока приостановления действий по государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:4706 отказано в государственной регистрации.
Посчитав, что Управление Росреестра по Чувашской Республике незаконно отказало администрации в государственной регистрации, заявитель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением.
Заявленные требования мотивированы тем, что выводы государственного регистратора о несоответствии сделки требованиям и о ее ничтожности основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что регистрирующим органом обоснованно отказано в государственной регистрации, поскольку администрацией был представлен договор купли-продажи, заключенный в противоречие с действующим законодательством.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Статьей 27 Закона N 218-Фз предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Оспариваемым уведомлением от 25.03.2020 в государственной регистрации права собственности ООО "Альтаир" на земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:4706 было отказано на основании пункта 7 части 1 статьи 26, статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с тем, что содержание договора купли-продажи земельного участка от 19.12.2019 N 973-МЮ, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:4706, площадью 59354 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, относится к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий".
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), вид разрешенного использования земельного участка "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий" предусматривает размещение спортивно-зрелищных зданий и сооружений, имеющих специальные места для зрителей от 500 мест (стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов, ипподромов) (код 5.1.1 классификатора).
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
При этом, как указано в пункте 2 статьи 39.1 ЗК РФ продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Из положений пункта 7 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, в целях получения сведений о планируемом использовании земельного участка с кадастровым номером 21:01:010504:4706 ответчиком были направлены в администрацию г. Чебоксары запросы от 30.12.2019 N 07/13392 о возможном строительстве объектов капитального строительства на указанном земельном участке от 28.01.2020 N 07/00714 о наличии утвержденных проектов планировки территории и проектов межевания территории, в границах которой расположен заявленный к регистрации земельный участок.
Письмом от 20.01.2020 N 039/з-303 Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом сообщил, что на земельном участке с кадастровым номером 21:01:010504:4706 возможно разместить как объекты капитального строительства, так и объекты, не связанные со строительством, в соответствии с Классификатором.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары от 06.02.2020 N 1459 следует, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 21:01:010504:4706, администрацией г. Чебоксары не утверждались.
Согласно Правилам землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 03.03.2016 N 187 (далее - Правила землепользования и застройки), земельный участок с кадастровым номером 21:01:0105004:4706 расположен в территориальной зоне О-1 "Зона делового, общественного и коммерческого назначения".
Градостроительным регламентом зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1) предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков, которые предусматривают строительство объектов капитального строительства (статья 46 Правил землепользования и застройки). В частности, среднеэтажная жилая застройка, многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), объекты торговли, рынки, гостиничное обслуживание и др.
Исходя из положений статьи 7 ЗК РФ, статьи 37 ГрК РФ при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, как установленный Классификатором вид разрешенного использования земельного участка "обеспечение спортивно- зрелищных мероприятий", так и Градостроительным регламентом для территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О-1), предусматривается возможность возведения на таком земельном участке объектов капитального строительства.
Доводы администрации о том, что с учетом аукционной документации, вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 21:01:010504:4706, торги по продаже вышеуказанного земельного участка проведены для целей, не связанных со строительством, удом первой инстанции рассмотрены и правомерно признаны необоснованными, поскольку договор купли-продажи земельного участка от 19.12.2019 N 973-МЮ не содержит условия о размещении исключительно временных спортивно-зрелищных объектов. Классификатор, а также Правила землепользования и застройки не предусматривают такой вид разрешенного использования как размещение временных спортивно-зрелищных объектов. Для подобных объектов предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков в пользование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 от 03.12.2014.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий" не предполагает размещение только временных спортивно-зрелищных объектов, поскольку не следует из описания вида разрешенного использования с кодом 5.1.1 "обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий", установленного Классификатором, который предполагает конкретный перечень целей использования земельного участка - размещение спортивно-зрелищных зданий и сооружений, имеющих специальные места для зрителей от 500 мест (стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов, ипподромов). Из действующего законодательства не следует, что спортивно-зрелищные здания, сооружения являются объектами недвижимости, имеющими исключительно временный характер.
Кроме того, исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным и единственным видом деятельности ООО "Альтаир" является "Строительство жилых и нежилых зданий" (код ОКВЭД 41.20).
В ходе рассмотрения дела ООО "Альтаир" неоднократно указывало, что спорный земельный участок был приобретен обществом для строительства жилых и нежилых зданий.
Доводы администрации об экономической выгоде, полученной в связи с продажей земельного участка с кадастровым номером 21:01:010504:4706, поступления полученных средств в местный бюджет, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право публичного образования распоряжаться земельными участками исходя исключительно из цели извлечения наибольшей прибыли и отступления от законодательных норм прямого действия.
Доводы заявителя со ссылкой на положения статьи 449 Гражданского кодекса РФ, о том, что, поскольку аукцион по продаже земельного участка не оспорен, требование о признании торгов недействительным заинтересованными лицами не заявлялось, договор не считается недействительной сделкой, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права, судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны необоснованными.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26, пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, в том числе на предмет соответствия таких документов по форме и содержанию требованиям законодательства Российской Федерации.
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни иные законодательные акты не содержат положений о том, что заключение договора по результатам торгов является безусловным основанием для государственной регистрации прав, на основании такого договора.
Статья 8.1 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон N 218-ФЗ, устанавливая обязанность по проверке законности сделки, не исключают из сферы полномочий регистрирующего органа необходимость проведения такой проверки в отношении сделок, заключенных на торгах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняет (применительно к статье 168 ГК РФ в редакции, действующей с 01.09.2013), что сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Отсутствие обращений (со стороны потенциально заинтересованных лиц) к суду с требованием о признании сделки ничтожной не может свидетельствовать о ее действительности, так как для ничтожной сделки не требуется признания ее таковой судом.
С учётом изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что регистрирующим органом обоснованно отказано в государственной регистрации, поскольку администрацией был представлен договор купли-продажи, заключенный в противоречие с действующим законодательством.
Доводы администрации города Чебоксары Чувашской Республики изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
Ссылки заявителя на судебные акты, принятые арбитражными судами по иным делам как на подтверждение отсутствия единообразной практики, отклоняются, поскольку они принимались по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему делу.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для вывода о наличии безусловных оснований для отмены судебного акта (пункт 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30 июля 2020 года по делу N А79-2761/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-2761/2020
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике
Третье лицо: Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, ООО "Альтаир"