г. Москва |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А40-70995/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Н.И. Левченко,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Кувшиновой Ирины Дмитриевны
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 года
по делу N А40-70995/20, принятое судьей А.С. Чадовым в порядке упрощенного производства,
по иску Индивидуального предпринимателя Кувшиновой Ирины Дмитриевны
(ОГРНИП 318774600383991 )
к Обществу с ограниченной ответственностью "Рус Глобал Групп"
(ОГРН: 1147746414023; 109316, г Москва, проспект Волгоградский, дом 4а, этаж 2 пом 15)
о расторжении договора
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Кувшинова Ирина Дмитриевна (далее - ИП Кувшинова И.Д., истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью "Рус Глобал Групп" (далее - ООО "Рус Глобал Групп", ответчик) о расторжении договора N 229 от 19.09.2019, взыскании 445 400 рублей задолженности, 16 148 рублей 29 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования заявлены на основании статей 309-310, 395, 450, 453, 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы не исполнение существенных условий договора ответчиком.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 27.04.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.07.2020 заявленные требования оставлены без удовлетворения. При этом, суд первой инстанции исходил из того, по своему характеру спорный договор является сублицензионным, существенность нарушений условий которого истцом не доказана.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда от 07.07.2020 подлежит отмене на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 13.09.2019 между ИП Кувшиновой И.Д. (пользователь) и ООО "Рус Глобал Групп" (правообладатель) заключен сублицензионный договор N 229 на использование товарного знака CENTURY 21 (далее - договор), согласно пункта 2.1 которого правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение неисключительную сублицензию на использование товарного знака CENTURY 21 на условиях и положениях, определенных в договоре, а отношении определенных услуг по недвижимости, включенных в 36 класс МКТУ, а именно: агентства по операциям с недвижимым имуществом, посредничество в операциях с недвижимостью, сдача в аренду недвижимого имущества, сдача в аренду квартир и нежилых помещений.
Согласно пункту 1.2. договора Сенчури 21 Риэл Истейт ЛЛК, Сетабор Индастриз Лимитед и ООО "Рус Глобал Групп" запустили систему продвижения и содействия для агентств по операциям с недвижимым имуществом, в которую входят правила, процедуры, методы, ноу-хау и технологии управления бизнесом на рынке недвижимости (далее - "Система Century 21"). Система Century 21 включает в себя общее использование и продвижение товарного знака CENTURY 21 в различных рекламных кампаниях, акциях по комплектованию рабочих кадров, при стажировке и профессиональном обучении технологиям продаж и организационного менеджмента.
Согласно пункту 2.3. договора сублицензиат использует товарный знак CENTURY 21 и Систему Century 21 только на основании условий и положений договора.
В соответствии с пунктом 10.1.1. договора правообладатель передает пользователю весь приобретенный им опыт, необходимый для успешной деятельности агентства под товарным знаком CENTURY 21. В частности, правообладателем разработано конфиденциальное руководство относительно правил, процедур, ноу-хау, деловых методов и форматов (далее - Руководство) (пункт 1.11 договора). Данное Руководство содержит требования касательно пользования Франшизой Century 21. Пользователь в названном документе именуется "Франчайзи". Также правообладатель обязан осуществлять поддержку пользователя в течение срока действия договора, с использованием специального персонала, в том числе по вопросам профессионального обучения, коммерческой деятельности и управления кадрами.
Такая поддержка может выражаться в виде организации различных курсов, программ, проектов по профессиональной тематике на рынке недвижимости, по бизнес планированию, рекомендациями, советами и ответами на вопросы (пункт 10.1.2. договора).
Кроме того, в силу пункта 10.2. договора к обязательствам правообладателя относится профессиональное обучение агентов и сотрудников сублицензиата.
Исходя из изложенного, истцом указывается на предмет спорного договора как включающего предоставление неисключительной сублицензии на использование товарного знака CENTURY 21, права использования сведений о способах осуществления профессиональной деятельности в сфере недвижимости (ноу-хау) (статья 1467 ГК РФ), права использования деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя, а также получение от правообладателя поименованных в договоре услуг.
Таким образом, истец, считая по своей правовой природе спорный договор как договор коммерческой концессии, указывает на необходимость исполнения правообладателем сопутствующих обязательств, помимо обязанности по передаче товарного знака.
Ссылаясь на не получение пользователем обещанного объема встречного предоставления, при надлежащем исполнении обязательств по внесению паушального взноса и роялти, истец обратился с требованиями о расторжении спорного договора и необходимости возврата денежных средств, ответчиком претензия истца оставлена без удовлетворения, ввиду чего истец с настоящими требованиями обратился в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для квалификации спорного договора как договора коммерческой концессии, поскольку по рассматриваемому договору передавалось только право пользования знаком CENTURY 21, иная информация, передаваемая в рамках сублицензионного договора, объектом исключительных прав считаться не может, истцом не представлено доказательств нарушения своих прав действиями (бездействием) ответчика, оснований для расторжения договора судом не усматривается.
В апелляционной жалобе истец не согласился с установленными судом обстоятельствами отсутствия существенного нарушения условий договора ответчиком и правовой квалификацией спорного договора.
Ввиду изложенных доводов, суд апелляционной инстанции повторно проанализировал правовую природу договора с учетом изложенных в нем условий, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
В постановлении Суда по интеллектуальным правам по делу N СИП-344/2018 отмечено, что франчайзинг (англ. franchise, "лицензия", "привилегия"), франшиза (фр. franchise - льгота, привилегия), коммерческая концессия - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки (бренды) франчайзера, суть коммерческая концессия. Франчайзинг относится к сделкам с передачей прав использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков, услуги франчайзинга подразумевают под собой передачу права использования комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта франчайзера.
Статьей 431 ГК РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с пунктами 10.1.2. и 10.1.5. договора правообладатель обязан исполнять свои обязательства по договору своими силами, либо с привлечением третьих лиц.
Согласно пункту 10.1.1 договора правообладатель передает пользователю весь приобретенный им опыт, необходимый для успешной деятельности агентства под товарным знаком Century 21.
Согласно пункту 1.2 договора система Century 21 представляет собой систему продвижения и содействия для агентств по операциям с недвижимым имуществом, в которую входят правила, процедуры, методы, ноу-хау и технологии управления бизнесом на рынке недвижимости, пунктом 2.3 истцу предоставлено право пользования указанной системой.
Согласно коммерческим условиям, приведённым в оферте и на сайте правообладателя, каждому агентству при заключении договора предоставляются:
- очное обучение владельцев и руководителей не менее 2-х раз в год (срок курса 4 дня);
- онлайн обучение руководителей отделов продаж и стажеров не менее одного раза в квартал;
- онлайн обучение агентов (курс Create 21) каждые 3 недели;
- онлайн обучение HR специалистов (ежеквартально);
- корпоративные адреса электронной почты;
- страница агентства на сайте Century21.ru;
- дизайн вывески и рекомендации по брендированию офиса;
- ежеквартально 300 экземпляров журнала Century 21 Magazine;
- конструктор макетов для создания маркетинговых материалов агентства и агентов;
- интернет-магазин для заказа сувенирной продукции Century 21;
- пользование CRM системой 21online;
- пакетная выгрузка объектов на порталы, рекламирующие недвижимость; -
- доступ к базе по организации бизнеса и обучающим материалам Century 21 Россия;
- шаблоны юридических договоров для ведения бизнеса, доступ к государственным ресурсам финансового мониторинга;
- консультации юриста по организации бизнеса, аудит процессов предприятия по risk management (по запросу);
- выделенный менеджер по сопровождению и развитию бизнеса (безлимитные запросы через help desk и skype консультации не реже 1 раза в неделю).
Более подробно оказываемые услуги раскрыты в документе "Сервисы, предоставляемые центральным офисом Century 21 Россия при покупке франшизы", которую пользователь получил при заключении договора.
Согласно этому документу каждому агентству при покупке франшизы предоставляется стартовый пакет с определенным набором услуг.
Таким образом, условиями спорного договора предусматривается не только право использования комплекса исключительных прав, как на то указывал ответчик, но и деловой репутации, коммерческого опыта франчайзера, что однозначно дает суду апелляционной инстанции для квалификации спорного договора как договора коммерческой концессии.
При указании на существенность нарушений ответчиком условий договора истец указал на не получение:
- обучения для себя и своих агентов, тогда как согласно стартовому пакету должно было быть предоставлено: корпоративный доступ к системе обучения для агентов, к вебинарам и тренингам от внешних экспертов, обучающий курс для брокеров и менеджеров с предоставлением материалов;
- технологии ведения бизнеса, тогда как согласно стартовому пакету должно было быть предоставлено: консультации по ключевым вопросам бизнеса (этапы открытия и запуска агентства, бизнес-планирование, организационно-штатная структура агентства, адаптация персонала и управление командой, формат построения эффективного агентства), предоставление пакета сертификатов банков-партнеров и списка преференций, предоставление материалов с рекомендациями по финансовым и бухгалтерским аспектам работы агентства;
- маркетинговую поддержку, тогда как согласно стартовому пакету должно было быть предоставлено: анонсирование присоединения нового агентства к Сети на корпоративном сайте и в СМИ, предоставление списка партнеров и подрядчиков, PR-сопровождение бренда Century 21, создание персональной страницы агентства и агента на сайте www.century21.ru;
- информационные технологии, тогда как согласно стартовому пакету должно было быть предоставлено: пакетная выгрузка более чем на 405 рекламных площадок (www.century21.ru, ЦИАН, Авито, Sob и т.д.), рекомендации по техническому оборудованию агентства, консультации по продвижению страницы агентства Century 21 на домене century21.ru, так как не была создана страница агентства, пользование CRM системой 21online.
Ответчик, оспаривая заявленные истцом нарушения, привел доводы о том, что информация о календаре мероприятий содержится в разделе "Расписание Бизнес-академии недвижимости CENTURY 21 Россия" на сайте лицензиата по адресу https://www.century21.ru/education.
Например, такое обучение проходило с 23 по 26 октября, с 27 по 30 ноября, с 17 по 20 декабря 2019 года.
Обучение руководителей отделов продаж и стажеров регулярно проводится посредством сервисов Webinar, Facebook, Skype, Zoom.
Например, руководитель отдела лицензиата по сопровождению бизнеса Юрий Шаранов проводил онлайн-обучение с 14 ноября по 4 декабря 2019 года, на котором в том числе присутствовал представитель сублицензиата.
Обучение агентов по стандарту CENTURY 21 "Create21" реализовано в виде интерактивной онлайн-платформы (система дистанционного обучения) по адресу https://edu.century21.ru.
На этой же платформе представлены другие обучающие материалы, в том числе для руководителей и специалистов по работе с персоналом.
Обучение HR-специалистов (по работе с персоналом) осуществляется не реже, чем ежеквартально.
Курс такого обучения состоялся 22 ноября 2019 года.
Запись мероприятия доступна по адресу https://edu.centurv21.ru.
Корпоративная почта (логин и пароль), учетная запись в CRM-системе 21 онлайн (логин и пароль), страница агентства на сайте century21.ru, страница агентства на сайте century21global.com были созданы, информация об этом была передана представителю сублицензиата 16 октября 2019 года на почту (почтовые ящики dimakuvshinov@gmail.com, 89856601777@mail.ru), с дублированием через сервис WhatsApp на соответствующий номер.
Конструктор макетов для создания маркетинговых материалов, пакетная выгрузка объявлений на интернет-порталы, база информации и шаблонов документов для организации бизнеса и многие другие функции для организации работы агентов и агентствнедвижимости интегрированы в систему организации управления бизнесом (CRM-система) по адресу https://21 online.century21.ru, доступ к которой был предоставлен сублицензиату 16 октября 2019 года.
Интернет-магазин для заказа сувенирной продукции расположен по адресу http://shop.century21.ru
Информация об агентстве сублицензиата была включена в зимний выпуск журнала CENTURY 21 Magazine.
Оценивая заявленные доводы ответчика, суд апелляционной инстанции полагает не доказанным факт исполнения ООО "Рус Глобал Групп" своих обязанностей именно перед истцом в соответствии с договором.
Исходя из условий спорного договора, существенным являлось обязательство по передаче коммерческого опыта франчайзера, ответчик обязан был передать весь приобретенный ответчиком опыт, необходимый для деятельности агентства по операциям с недвижимым имуществом под товарным знаком CENTURY 21 (пункт 10.1.1. договора).
Ответчиком из представленных в материалы дела доказательств и возражений, не доказано, что он поддерживал истца по вопросам коммерческой деятельности и управления кадрами (пункт 10.1.2. договора); обеспечил истцу доступ к различным ресурсам, инструментам, технологиям и возможностям (абзац 3 на странице 1 Руководства (приложение 1 к договору)); передал истцу свои знания и экспертное мнение, а также поддержку по маркетингу и дистрибуции (пункт 1.1. руководства), предоставил консультации по вопросам ведения и управления бизнесом, а также консалтинг в сфере технологии совершения сделок с недвижимым имуществом (страница 4 документа "Сервисы, предоставляемые центральным офисом Century 21 Россия при покупке франшизы").
Таким образом, при доказывании отсутствия нарушения условий договора, ответчику следовало представить доказательства передачи ноу-хау, а именно, технологии продаж, опыт успешного ведения бизнеса для агентств недвижимости и помощь в построении такого бизнеса, тогда как изложенные ответчиком доводы об исполнении обязательств, свидетельствуют о выполнении второстепенных задач, носящих исключительно консалтинговые и маркетинговые услуги, которые имеют второстепенное значение и не доказывающих передачу коммерческого опыта непосредственно истцу как такового.
По мнению ответчика, раскрытие секрета производства (ноу-хау) ведет к прекращению исключительных прав на него.
Однако данное правило не применяется при раскрытии информации в рамках договорных отношений, поскольку прекращение исключительного права на ноу-хау происходит только в случае, если оно становится общедоступным.
Довод ответчика о том, что часть услуг, предусмотренных договором, предоставляемых в рамках методологической и информационной поддержки, может исполняться лишь по запросу, то есть ответчик предоставляет соответствующие возможности, а истец самостоятельно решает, когда и в каком объеме он будет пользоваться конкретными услугами, подлежат отклонению.
Ответчик не учитывает, что реализация права на указанные услуги целесообразна исключительно при использовании секрета производства (ноухау) и поддержке истца в заявленном объеме.
Поскольку ответчик не передал сведения о способах осуществления профессиональной деятельности в сфере недвижимости (ноу-хау) и не оказал поддержку по их применению, не передал истцу свой коммерческий опыт, постольку истец не мог в полной мере воспользоваться предоставленными услугами.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на имеющуюся на сайте www.century21.ru страницы агентства истца - "Авангард".
Судом апелляционной инстанции указанный довод проверен, признан подтвержденным.
Вместе с тем, размещение на сайте www.century21.ru страницы агентства истца - "Авангард" не является основанием для признания ответчика исполнившим условия договора коммерческой концессии, поскольку исходя из всей совокупности условий указанного договора, его исполнение со стороны ответчика возможно только при передаче всего комплекса прав, а не только одного из них (логотипа) на сайте ответчика.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В данном случае неисполнение правообладателем своих обязанностей является существенным нарушением условий договора, поскольку пользователь фактически лишился возможности полноценно пользоваться системой Century 21 и не получил обещанного пакета услуг, пользователь лишился благ, на которые был вправе рассчитывать при заключении договора, ввиду чего требования о расторжении сублицензионного договора N 229 от 19.09.2019 подлежат удовлетворению.
Согласно статье 1030 ГК РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
В соответствии с пунктом 11.5. договора сублицензиат в срок не позднее 19.09.2019 уплачивает лицензиату паушальный платеж в размере 404 600 рублей.
В силу пункта 11.6.1. договора с декабря 2019 года по март 2020 года, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, ежемесячно сублицензиат уплачивает лицензиату роялти в размере 20 400 рублей.
В соответствии с пунктом 11.7. договора, начиная с декабря 2019 года, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, сублицензиат ежемесячно уплачивает лицензиату рекламные роялти в размере 20 400 рублей.
Согласно пункту 1.13. договора паушальный платеж - это вступительный взнос, фиксированная денежная сумма, уплачиваемая сублицензиатом лицензиатом единовременно при подписании договора.
Согласно пункту 1.14. договора роялти - это ежемесячные денежные суммы, уплачиваемые сублицензиатом лицензиату после подписания договора в оплату предоставленных прав.
Согласно пункту 1.15. договора рекламные роялти - ежемесячные денежные суммы (взносы), уплачиваемые сублицензиатом лицензиату после подписания договора в оплату предоставленных прав в Российский рекламный фонд Century 21.
Истец исполнил обязанности по оплате в полном объеме.
Оплата паушального взноса в размере 404 600 рублей осуществлена 13.09.2019 (чек от 13.09.2019 N 990300), оплата роялти в размере 20 400 рублей и рекламных роялти в размере 20 400 рублей осуществлена 31.01.2020 (платежное поручение от 31.01.2020 N 36330).
В связи с этим правообладатель обязан вернуть уплаченные по договору денежные средства в размере 445 400 рублей, исходя из следующего расчета:
404 600 рублей - сумма уплаченного паушального взноса;
20 400 рублей - сумма роялти за декабрь 2019 года;
20 400 рублей - сумма рекламного роялти за декабрь 2019 года.
Таким образом, требования о взыскании 445 400 рублей, которые по сути, являются неосновательным обогащением, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Правообладатель обязан уплатить пользователю проценты на сумму долга в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Согласно представленному суду расчету, общая сумма процентов за период с 13.09.2019 по 20.04.2020 составила 16 148 рублей 29 копеек.
Суд апелляционной инстанции полагает, что период начисления процентов определен истцом верно, доказан исходя из представленных в материалы дела доказательств, требования о взыскании 16 148 рублей 29 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами подлежат удовлетворению.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. В случае отмены решения арбитражного суда первой инстанции апелляционным судом принимается новый судебный акт.
Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобы подлежит распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июля 2020 года по делу N А40-70995/20 отменить.
Расторгнуть сублицензионный договор на использование товарного знака CENTURY 21 от 13.09.2019 N 229.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рус Глобал Групп" (ОГРН: 1147746414023; 109316, г Москва, проспект Волгоградский, дом 4а, этаж 2 пом 15) в пользу Индивидуального предпринимателя Кувшиновой Ирины Дмитриевны (ОГРНИП 318774600383991) 445 400 (Четыреста сорок пять тысяч четыреста) рублей неосновательного обогащения, 16 148 (Шестнадцать тысяч сто сорок восемь) рублей 29 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 21 231 (Двадцать одну тысячу двести тридцать один) рубль государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в Суд по интеллектуальным правам.
Судья |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-70995/2020
Истец: Кувшинова Ирина Дмитриевна
Ответчик: ООО "РУС ГЛОБАЛ ГРУПП"
Третье лицо: ХАКИМОВ Д.З.
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-75/2021
26.01.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-75/2021
28.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36117/20
07.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-70995/20