г. Москва |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А41-10540/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл": Князева Е.В. по доверенности от 01.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Шереметьевской таможни: Зенкина Е.Н. по доверенности от 31.12.2019, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Исток-Аудио Интернэшнл"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 30 июля 2020 года по делу N А41-10540/20,
по заявлению открытого акционерного общества "Исток-Аудио Интернэшнл"
к Шереметьевской таможне
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Исток-Аудио Интернешнл" (далее - ОАО "ИАИ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 25.11.2019 N 19-23/38371, в части отказа во внесении изменений в ДТ NN 10005022/040918/0074139, 10005030/140918/0034719, 10005022/201118/0098898, 10005022/280219/0013120, 10005030/210619/0133921, 10005030/110619/0122387, 10005030/020719/0145298, 10005030/011018/0037196, 10005030/231118/0045323, 10005030/050319/0013821, 10005030/070519/0083980, 10005030/210619/0133921, 10005030/020719/0146270, 10005022/211018/0089400, 10005022/210219/0011357, 10005030/040419/0048155, 10005030/160519/0092900, 10005030/010719/0144540, 10005030/010819/0182481, 10005030/120819/0194785.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-10540/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 3 л. д. 67-70).
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "ИАИ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ОАО "ИАИ" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Шереметьевской таможни возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом во исполнение внешнеторговых контрактов ввезены на таможенную территорию Российской Федерации комплектующие для производства медицинских изделий - слуховых аппаратов (далее также - товары), а именно:
N п/п |
внешнеторговые контракты |
товары |
1 |
Контракт от 01.02.19 N 756/18163033/10417 |
Комплектующие детали для сборки слуховых аппаратов согласно Приложениям 1,2 к контракту: (усилители для слухового аппарата, штифты, батарейные отсеки, стрежени для маркировки (лев. и прав.) рожки, пластины для маркировки, регуляторы громкости, защитные заглушки, кнопочные переключатели программ, рамки для регуляторов громкости, прокладки, рамки для переключателей программ, защитные крышки микрофона, корпуса слуховых аппаратов с крышкой, нижние и верхние части корпусов). |
2 |
Контракт от 07.09.18 N 380/18163033/10404 |
Комплектующие детали для слуховых аппаратов согласно спецификациям к контракту: триммеры. |
3 |
Контракт от 21.09.18 N 380/18163033/10405 |
Комплектующие детали для слуховых аппаратов согласно спецификациям к контракту: микрофоны, телефоны, триммеры, переключатели, регуляторы громкости, кнопки, разъемы, заглушки, винты, PJ 18 yellow, PJ 18 green, PJ 18 blue. |
4 |
Контракт от 18.04.19 N 250/18163033/10433 |
Комплектующие детали для слуховых аппаратов согласно спецификациям к контракту: микросхемы гибридные. |
5 |
Контракт от 19.03.19 N 840/18163033/10430 |
Рожки для слуховых аппаратов согласно Приложению 1 к контракту. |
6 |
Контракт от 20.02.19 N 380/18163033/10428 |
Комплектующие детали для слуховых аппаратов согласно Приложению 1 к контракту: микрофоны, телефоны, триммеры, переключатели, регуляторы громкости, кнопки, разъемы, заглушки, винты, PJ 18 yellow, PJ 18 green, PJ 18 blue. |
7 |
Контракт от 24.05.18 N 280/18163033/10391 |
Комплектующие детали для сборки слуховых аппаратов согласно Приложениям 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13 к контракту: телефоны, крышки корпусов, основания корпусов, отсеки батареек, звуковые крючки, шпильки, стопорное кольцо корпуса, уплотнитель микрофона, цифровые процессоры. |
В целях таможенного оформления в отношении ввезенного товара ОАО "ИАИ" в таможню представило декларации на товары (далее - ДТ): N 10005022/040918/0074139, N 10005030/140918/0034719, N 10005030/011018/0037196, N 10005022/211018/0089400, N 10005022/201118/0098898, N 210005030/231118/0045323, N10005022/210219/0011357, N 10005022/280219/0013120, N 210005030/050319/0013821, N10005030/040419/0048155,
N 10005030/190419/0066321, N 10005030/070519/0083980, N10005030/160519/0092900, N 10005030/110619/0122387, N 10005030/210619/0133921, N10005030/010719/0144540, N 10005030/020719/0145298, N910005030/020719/0146270, N 10005030/010819/0182481, N 10005030/120819/0194785, N 10005030/200819/0204867.
При ввозе товаров обществом уплачен НДС с применением ставок в размере 18 и 20 % (в отношении ДТ, представленных после 01.01.2019) от таможенной стоимости, что составляет 43 317 098 руб. 27 коп.
Общество во исполнение Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.11.2016 N 4008 "Об утверждении порядка выдачи документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации" обратилось в Минпромторг России с заявлением от 25.06.2019 N 123 об оформлении документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий для производства слуховых аппаратов с приложением на 639 л (т. 2 л. д. 84).
В вышеприведенном письме Минпромторга России от 16.08.2019 N ГК-56362/25 содержится информация, что ввезенный по указанным таможенным декларациям товар представляет собой сырье и комплектующие для производства медицинских изделий - слуховых аппаратов, которые относятся к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, и, согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 "Об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень), не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, а также не имеют аналогов, производимых на территории Российской Федерации (т. 2 л. д. 85-90).
Основываясь на содержащихся в письме Минпромторга России от 16.08.2019 N ГК-56362/25 доводах, общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 23.08.2019 N 176 о внесении изменений в указанные ДТ с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, приложив регистрационные удостоверения, декларации соответствия, технические условия, контракты, а также документ Минпромторга РФ. В заявлении общество указала сведения о подлежащих корректировке графах ДТ (т. 2 л. д. 22-42).
После проверки таможенных документов и (или) сведений таможня со ссылкой на пункт 3 статьи 108 ТК ЕАЭС письмом от 25.11.2019 N 19-23/38371 "О направлении информации и КДТ" отказала во внесении изменений в указанные таможенные декларации, за исключением декларации на товары N 10005030/200819/0204867, излишне уплаченные таможенные платежи по которой, в сумме 932 863 руб. 70 коп., зачтены в счет авансовых платежей на лицевой счет общества в едином ресурсе лицевых счетов, открытом на уровне ФТС России в соответствии с приказом ФТС России от 24.08.2018 N 1329 (т. 2 л. д. 43-44).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "ИАИ" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита таможенному органу предоставляется декларация на товары.
Требования к содержанию декларации закреплены в статье 106 ТК ЕАЭС.
В соответствии с условиями, закрепленными в подпункте 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в таможенной декларации подлежат указанию, в том числе сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, к числу которых относятся:
- ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; льготы по уплате таможенных платежей; тарифные преференции;
- суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
- курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС и (или) определяемых Евразийской экономической комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа. Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Евразийской экономической комиссией. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Евразийской экономической комиссией.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного (далее - Порядок)
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров, в том числе в случаях, влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей; выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот; применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации; выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ; выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ; выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом; при наступлении обстоятельств, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством государств-членов, влекущих за собой внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров, в том числе при: продлении срока действия таможенной процедуры; отказе декларанта от использования льгот по уплате таможенных пошлин, налогов; отказе декларанта от соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов; уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска); уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которых предоставлена отсрочка или рассрочка их уплаты.
В соответствии с пунктом 12 Порядка внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем данного пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется. Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ.
В соответствии с абзацем 1 пункта 13 Порядка в обращении указываются, помимо регистрационного номера ДТ и перечня вносимых в нее изменений и (или) дополнений, также обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений.
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная корректировка декларации на товары (далее - КДТ), ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия (пункт 14 Порядка).
В соответствии с пунктом 16 Порядка при подаче в таможенный орган после выпуска товаров обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документов, предусмотренных абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, таможенный орган регистрирует их с указанием даты подачи, в том числе с использованием информационных систем таможенного органа.
Рассмотрение таможенным органом обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, производится в соответствии с законодательством государства-члена в установленный законодательством этого государства-члена срок, который не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения и документов, предусмотренных абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, в таможенном органе.
Как следует из материалов дела, обществом при декларировании товаров и при подаче заявления о внесении изменений в ДТ к спорным ДТ приложены регистрационные удостоверения на товары.
Полагая, что комплектующие для производства медицинских изделий подлежали освобождению от уплаты НДС, общество, обосновывая свое заявление письмом разъяснениями Минппромторга России, обратилось с заявлением о внесении изменений в ранее оформленные ДТ.
Согласно статье 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. При этом по норме пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.
В то же время, исходя из статьи 56 НК РФ, льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
- медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Не подлежит налогообложению сырье и комплектующие изделия, которые предназначены для производства товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта, и аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
Исходя из вышеназванных норм НК РФ следует, что положения об освобождении от налогообложения сырья и комплектующих изделий применяются при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке.
На основании пункта 5 Порядка выдачи документа, подтверждающего целевое назначение сырья и комплектующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минпромторга России от 11.11.2016 N 4008 к заявлению о выдаче документа заявителем прилагаются следующие документы и сведения:
а) копии контрактов (договоров) и дополнительные соглашения к контрактам (договорам), на основании которых производится ввоз сырья и комплектующих, указанных в Перечне медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042, заверенных подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью заявителя (при наличии печати);
б) копия договора (контракта) на оказание услуг по представлению интересов организации-производителя, заключенного между организацией и организацией- производителем (в случае предоставления заявления о выдаче документа представителем);
в) копия действительного регистрационного удостоверения на медицинское изделие либо до 1 января 2017 г. - копия действительного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники), выданного в отношении изготавливаемого товара, и копия технических условий (в случае если изготавливаемый товар относится к разделу 1 или пунктам 47 и 52 раздела 5 Перечня);
г) техническая документация производителя (изготовителя) на изготавливаемый товар (технические условия, технические регламенты и иные документы, позволяющие идентифицировать сырье и комплектующие изделия как используемые в производстве товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации) (в случае если изготавливаемый товар относится к разделам 2, 3 и 4 Перечня);
д) сведения о параметрах сырья и комплектующих, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик продукции (надежность, энергоемкость, экологичность, физические, химические, механические, органолептические свойства, не относящиеся к исключительно внешнему виду промышленной продукции и существенным образом влияющие на функциональное значение, область применения или качественные характеристики промышленной продукции), длительность гарантийного срока, срок годности, а также стоимостных характеристиках закупаемой промышленной продукции для определения отличий параметров заявленного товара от параметров производимой в Российской Федерации промышленной продукции;
е) наименование изготавливаемого товара с указанием раздела Перечня, к которому относится данный товар.
Таким образом, представление самого изделия, комплектующего медицинскую технику, не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей.
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114-117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В настоящем случае, письмо Минпромторга России получено обществом (в ответ на запрос самого общества) уже после ввоза спорных товаров на территорию Российской Федерации и их таможенного оформления.
Поскольку на момент ввоза спорных комплектующих такой имеющий юридическую силу документ, подтверждающий целевое назначение ввозимого товара, представлен не был, и отсутствовал у декларанта, внести изменения в указанной части с целью получения льготы по уплате НДС невозможно. Объективных оснований, о невозможности представить такой документ при ввозе, лицом не представлено. Аргументы заявителя в указанной части отклоняются судом, в связи с необоснованностью фактическими обстоятельствами дела и нормативными правовыми актами в указанной сфере.
Как правильно указал суд первой инстанции, на основании изложенного подлежат отклонению доводы общества о том, что основание для внесения изменений в таможенные декларации возникло у него после получения письма Минпромторга России от 16.08.2019 N ГК-56362/25.
Кроме того, письмо Минпромторга России от 16.08.2019 N ГК-56362/25 не может расцениваться в качестве нормативного правового акта.
Таким образом, разъяснение министерства, данное в письме по обращению лица, не может служить подтверждение целевого назначения сырья и соответствующих изделий, которые предназначены для производства товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и отсутствия их аналогов, которые производятся в Российской Федерации.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июля 2020 года по делу N А41-10540/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10540/2020
Истец: ОАО "ИСТОК - АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ"
Третье лицо: Шереметьевская таможня