г. Хабаровск |
|
02 ноября 2020 г. |
А73-7534/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
при участии в заседании:
от Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края: Бакушина Д.Ю., представитель по доверенности от 07.04.2010;
от Министерства обороны Российской Федерации: Солдатенко Д.А., представитель по доверенности от 07.06.2019 N 207/4/211д (до перерыва), Кумаев Д.В., представитель по доверенности от 04.12.2018 (после перерыва);
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Евдокимов А.О., представитель по доверенности от 22.06.2020 N Ф-35 (до перерыва); Урсова В.С., представитель по доверенности от 09.01.2020 (после перерыва);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
на решение от 25.08.2020
по делу N А73-7534/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 9 064 743, 50 руб.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края; Министерство финансов Хабаровского края; Министерство обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: 1022700759366, ИНН: 2712003213, далее - финансовое управление администрации) суммы недополученных доходов в размере 9 064 743,50 руб. за счет суммы субвенции, предоставленной из бюджета Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в бюджет администрации Комсомольского муниципального района (с учетом уточненных требований, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Определением суда от 09.07.2019, 19.08.2019, 15.10.2019 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Министерство обороны Российской Федерации, соответственно.
Решением суда от 25.08.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда от 25.08.2020 отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что процессуальное законодательство не содержит норм, позволяющих суду по собственной инициативе изменять основание заявленного истцом требования. Обращает внимание на то, что у администрации отсутствуют правовые основания для перечисления субсидий на компенсацию убытков ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поскольку это прерогатива учредителя - Министерства обороны Российской Федерации. Ссылается на то, что финансовое управление администрации является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями финансового управления администрации и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в отзыве на жалобу просит решение суда от 25.08.2020 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на жалобу считает, что обжалуемый судебный акт от 25.08.2020 подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, состоявшимся 20.10.2020, объявлялся перерыв до 27.10.2020.
Присутствовавший в судебном заседании представитель администрации, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, дав по ним пояснения. При этом просит изменить резолютивную часть решения суда от 25.08.2020, указав в резолютивной части судебного акта, что убытки возникли в результате межтарифной разницы.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, принимавший участие посредством онлайн связи в режиме веб-конференции, данный вопрос оставил на усмотрение суда апелляционной инстанции.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации, принимавший участие в судебном заседании, просил решение суда от 25.08.2020 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены в надлежащем порядке о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав присутствовавших в судебном заседании представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Так, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, как ресурсоснабжающая организация, оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению, в том числе населению, проживающему на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края (п.Гайтер, п.Б.Картель, п.Хурба).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 N 33/23 установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ МО РФ" на 2017-2020 г.г., в частности на период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в размере 4 361,79 руб./Гкал.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при начислении гражданам, проживающим на территории п.Гайтер, п.Б.Картель, п.Хурба, платы за потребленные услуги теплоснабжения за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, использовало тариф 2 286,74 руб./Гкал без учета НДС, установленный Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.12.2018 N 85 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2019 год".
Однако, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в связи с тем, что тариф, применяемый последним в соответствии с вышеуказанным Постановлением Губернатора Хабаровского края, ниже тарифа, установленного Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, недополучило доходы.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в целях компенсации недополученных доходов направило в адрес Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края расчет субвенции на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению по фактически отпущенным объемам, за период с января по март 2019 года в объеме 4239,96 Гкал.
Следует отметить, что указанный расчет составлялся на основании ведомостей, представленных Домоуправлением ЖЭ (К) О N 5 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в чьи обязанности входит начисление коммунальных платежей.
Так, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в связи с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, недополучило доходы за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в размере 9 064 743,50 руб.
Учреждением в адрес финансового управления администрации направлена претензия от 09.04.2019 N 370/ЖЭ(К)О/5/5/458 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Однако данная претензия оставлена финансовым управлением администрации без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, исходил из следующего.
Положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения убытков и размера понесенных убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
При этом противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
На основании вышеизложенных норм права, в предмет доказывания по делу входят: факт причинения убытков; размер убытков; противоправность действий (бездействия) ответчика; наличие причинной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Данные обстоятельства подлежат доказыванию истцом.
Вместе с тем, на ответчика возлагается бремя доказывания следующих обстоятельств: отсутствие вины; наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, решения, совершения действий (бездействия).
В случае оспаривания размера убытков ответчиком должны быть приведены соответствующие доводы и представлены необходимые доказательства.
Так, в силу части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", следует, что если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Таким образом, за органами публичной власти различных уровней в пределах их полномочий по тарифному регулированию признано право устанавливать для населения тарифы в размере ниже экономически обоснованных, которому корреспондирует обязанность по компенсации потерь ресурсоснабжающим организациям, вызванных межтарифной разницей (разницей между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и размером тарифа, установленным ниже экономически обоснованного).
Порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающей организации, исходя из положений пункта 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В силу статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования, могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.
Положениями статьи 69 вышеуказанного Кодекса закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон от 24.11.2004 N222).
Согласно статьям 2, 3 данного Закона, в редакции Закона от 27.11.2013 N 7, возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Пунктом 2.2 Правил предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр, расчет субвенции, подлежащей перечислению в бюджет муниципального образования края в текущем месяце, осуществляется органами местного самоуправления.
Субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на тепловую энергию, субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа на уровне ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом соответствующим публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Так, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязан отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России вправе требовать возмещения убытков в соответствии с вышеназванными нормами права субъекта Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание наличие на стороне ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России убытков, а также факт подтверждения их размера представленными в материалы дела документами, пришел к правомерному выводу о взыскании с финансового управления администрации в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России убытков в размере 9 064 743, 50 руб.
Доводы жалобы о том, что процессуальное законодательство не содержит норм, позволяющих суду по собственной инициативе изменять основание заявленного истцом требования, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку указание в резолютивной части судебного акта о взыскании убытков за счет субвенции, предоставленной из бюджета Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в бюджет администрации Комсомольского муниципального района являлось бы неправомерным, как противоречащее нормам бюджетного законодательства.
При этом следует отметить, что размер вышеуказанных убытков в рассматриваемом споре подлежит взысканию именно за счет казны муниципального образования.
Доводы жалобы о том, что финансовое управление администрации является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями финансового управления администрации и убытками ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку финансовое управление администрации, выступающее от имени Комсомольского муниципального района Хабаровского края, является на уровне муниципального района главным распорядителем соответствующих бюджетных средств, следовательно, исковые требования заявлены к надлежащему ответчику.
Доводы жалобы о том, что у администрации отсутствуют правовые основания для перечисления субсидий на компенсацию убытков ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поскольку это прерогатива учредителя - Министерства обороны Российской Федерации, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность по возмещению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России его расходов обусловлена самим фактом наличия установленных публичными субъектами тарифов на уровне ниже экономически обоснованных, и является следствием реализации соответствующими органами своих полномочий.
Следует отметить, что иное толкование заявителем жалобы норм права, регулирующих спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены или изменения решения суда от 25.08.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.08.2020 по делу N А73-7534/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7534/2019
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Комсомольского муниципального района Хабаровского края, Финансовое управление Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края
Третье лицо: Министерство жилищно коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, МО РФ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВО