г. Санкт-Петербург |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А56-10759/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: до перерыва: Малышева Т.Н. (доверенность от 30.01.2020), после перерыва: Румянцев О.С. (доверенность от 30.01.2020)
от заинтересованного лица: Шалютина Н.С. (доверенность от 25.02.2020)
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20146/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2020 по делу N А56-10759/2020 (судья Вареникова А.О.), принятое по заявлению ИП Овсеенко Василий Георгиевич о признании незаконным отказа,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области;
3-е лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии",
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Овсеенко Василий Георгиевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) об отказе в государственной регистрации прекращения права и регистрации права собственности в отношении 61 земельного участка, образованного из земельного участка, имеющего кадастровый номер 47:16:0650001:90, выраженного в уведомлениях от 01.10.2019 N 47/120/001/2019-9694, 9695, 9696, 9698, 9701, от 06.10.2019 N 47/120/001/2019-9953, 9954, 9955, 9956, 9957, 9958, 9959, 9960, 9961, 9962, 9963, 9964, 9966, 9967, 9969, N 47/120/001/2019-9974, 9975, 9977, 9979, 9981, N 47/120/001/2019-9982, 9984, 9985, 9987, 9988, N 47/120/001/2019-9989, 9990, 9991, 9992, 9993, N 47/120/001/2019-9965, 9968, 9970, 9971, 9973, 9976, 9978, 9980, 9983, 9986, N 47/120/001/2019-9994, 9995, 9996, 9998, 9999, N 47/120/007/2019-001, 002, N 47/120/001/2019-9997, N 47/120/301/2019-909, 907, 910, 911, N 47/120/007/2019-003, 004, 005, 008, 009; об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав заявителя и зарегистрировать прекращение права на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0650001:90 и права собственности на земельные участки: 47:16:0650001:201, 47:16:0650001:162, 47:16:0650001:193, 47:16:0650001:168, 47:16:0650001:200, 47:16:0650001:178, 47:16:0650001:216, 47:16:0650001:175, 47:16:0650001:215, 47:16:0650001:186, 47:16:0650001:205, 47:16:0650001:181, 47:16:0650001:208, 47:16:0650001:184, 47:16:0650001:210, 47:16:0650001:183, 47:16:0650001:164, 47:16:0650001:198, 47:16:0650001:171, 47:16:0650001:191, 47:16:0650001:167, 47:16:0650001:209, 47:16:0650001:161, 47:16:0650001:199, 47:16:0650001:176, 47:16:0650001:206, 47:16:0650001:182, 47:16:0650001:203, 47:16:0650001:173, 47:16:0650001:188, 47:16:0650001:196, 47:16:0650001:160, 47:16:0650001:189, 47:16:0650001:163, 47:16:0650001:204, 47:16:0650001:157, 47:16:0650001:197, 47:16:0650001:170, 47:16:0650001:195, 47:16:0650001:212, 47:16:0650001:174, 47:16:0650001:202, 47:16:0650001:172, 47:16:0650001:207, 47:16:0650001:185, 47:16:0650001:158, 47:16:0650001:177, 47:16:0650001:180, 47:16:0650001:187, 47:16:0650001:213, 47:16:0650001:194, 47:16:0650001:211, 47:16:0650001:192, 47:16:0650001:190, 47:16:0650001:169, 47:16:0650001:166, 47:16:0650001:165, 47:16:0650001:159, 47:16:0650001:217, 47:16:0650001:214, 47:16:0650001:179.
Решением от 24.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что сведения государственного кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость в части указания вида разрешенного использования земельного участка не совпадают, земельный участок с кад.N 47:16:0650001:90 расположен на пастбище культурном с баллом продуктивности 53, относится к землям сельскохозяйственных угодий, градостроительное зонирование для которых не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены; возможность дачного либо иного строительства, противоречащего целям предоставления земельного участка, на таких участках законом не предусмотрена; вид разрешенного использования "для дачного строительства" не предусмотрен действующим законодательством применительно к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, в осуществлении кадастрового учета и в государственной регистрации прав на спорные земельные участки отказано правомерно.
В судебном заседании Предприниматель возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является собственником земельного участка площадью 75583 кв.м, с кадастровым номером 47:16:0650001:90, находящегося по адресу: Ленинградская область, Кировский район, ЗАО "Шумское", категории земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства", о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
При этом, ранее данный земельный участок имел вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденных решением Совета депутатов от 19.12.2012 N 51, и решения Совета депутатов "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в части уточнения перечня основных, вспомогательных и условно разрешенных видов разрешенного использования для территориальных зон" от 13.09.2013 N 28, спорный земельный участок относится к территориально зоне С5 "Зона дачных хозяйств".
Заявителем принято решение о разделе вышеуказанного земельного участка с образованием 61 земельного участка.
После проведения работ по разделу Предприниматель обратился в Управление с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на единый участок и регистрации права собственности на выделенные участки, о кадастровом учете земельных участков, образованных из земельного участка, имеющего кадастровый номер 47:16:0650001:90.
Уведомлениями от 01.10.2019 N 47/120/001/2019-9694, 9695, 9696, 9698, 9701, от 06.10.2019 N 47/120/001/2019-9953, 9954, 9955, 9956, 9957, 9958, 9959, 9960, 9961, 9962, 9963, 9964, 9966, 9967, 9969, N 47/120/001/2019-9974, 9975, 9977, 9979, 9981, N 47/120/001/2019-9982, 9984, 9985, 9987, 9988, N 47/120/001/2019-9989, 9990, 9991, 9992, 9993, N 47/120/001/2019-9965, 9968, 9970, 9971, 9973, 9976, 9978, 9980, 9983, 9986, N 47/120/001/2019-9994, 9995, 9996, 9998, 9999, N 47/120/007/2019-001, 002, N 47/120/001/2019-9997, N 47/120/301/2019-909, 907, 910, 911, N 47/120/007/2019-003, 004, 005, 008, 009 в кадастровом учете и регистрации права заявителю отказано в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями, имеющимися в распоряжении государственного регистратора.
Полагая отказ в совершении регистрационных действий незаконным, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что сведения об изменении вида разрешенного использования указанных участков с "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" внесены в ЕГРН 10.08.2016 на основании следующих документов: заключение о результатах проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков от 15.08.2011, Постановление Администрации муниципального образования Шумское сельское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области от 24.08.2011 N 114, протокол публичных слушаний об изменении вида разрешенного использования земельного участка от 15.08.2011 (ксерокопия), кадастровый паспорт земельного участка от 26.02.2016 N 47/201/16-128547, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона N 218-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из содержания оспариваемых Предпринимателем отказов Управления, основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий в отношении земельных участков послужила невозможность в соответствии с действующим законодательством изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
При этом, как указано в части 6 статьи 36 ГрК РФ, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Между тем, из материалов землеустроительного дела следует, что исходный земельный участок образован в границах участка мелиорации, расположен на пастбище культурном, относится к землям сельскохозяйственных угодий.
Доказательства перевода исходного участка в установленном законом порядке из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в материалы дела не представлены.
Ссылки Предпринимателя на изменение вида разрешенного использования участка Правилами землепользования и застройки территории образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, утвержденными решением Совета депутатов от 19.12.2012 N 51, и решением Совета депутатов от 13.09.2013 N 28 "Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Шумское сельское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области в части уточнения перечня основных, вспомогательных и условно разрешенных видов разрешенного использования для территориальных зон", не оспоренными в судебном порядке, отклоняются апелляционным судом, поскольку согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2017 N 37-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия - вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания оспариваемых действий Управления незаконными.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.06.2020 по делу N А56-10759/2020 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10759/2020
Истец: ИП Овсеенко Василий Георгиевич
Ответчик: А56-36623/2020, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Санкт-Петербургу, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"