город Томск |
|
03 ноября 2020 г. |
Дело N А27-5917/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" (N 07АП-7794/2020) на решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5917/2020 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый", город Кемерово (ОГРН 1024201255429, ИНН 4211014419) к Южно-Сибирскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс (ОГРН 1024200680723, ИНН 4207052250) о признании недействительным предписания NЗ-302-в от 10.12.2019.
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об оспаривании предписания Южно-Сибирского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, Управление) N З-302-в от 10.12.2019.
Решением от 03.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение изменить, определив срок исполнения выявленных нарушений до 10.06.2021.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не учтены последствия окончания срока исполнения предписания, допущены нарушения норм права. Предписание является заведомо неисполнимым, исходя из указанных в нем сроков и с учетом обстоятельств дела. Судом первой инстанции не учтено, что отсутствует возможность прохода, проезда к месту проведения рекультивации, а также посадки саженцев до 27.08.2020. Не принята во внимание эпидемиологическая обстановка в стране.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган отклонил доводы апелляционной жалобы за необоснованностью, указав, что предписание N З-302-в от 10.12.2019 является законным, обоснованным и исполнимым. Факт правонарушения подтверждается материалами дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что по результатам проведения внеплановой документарной проверки ООО "Участок "Коксовый", проведенной Южно-Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), составлен акт проверки от 10.12.2019 N 3-302-в и вынесено Предписание N 3-302-в об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Росприроднадзор в протоколе об административном правонарушении от 11.12.2019 N 3-302-в от 25.12.2019 указывает, что ООО "Участок "Коксовый", в нарушение требований ч.6 ст.13, абз.4 ст.42 Земельного Кодекса РФ, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 5, 6, 8, 9, 30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (далее по тексту - Правила), на участке рекультивации N 1 (Северный), общей площадью 6,6 га, допустило невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, расположенных на участке недр расположенном в г. Киселевске Кемеровской области, так как не выполнены работы в соответствии с утвержденным проектом: планировка грунта не соответствует проектной документации и рекультивированный участок, площадью 7 га не пригоден для использования лесохозяйственного назначения, процент приживаемости хвойных и древесных пород, при обследовании участка, ориентировочно составил 20% (акт приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019, утвержденный председателем Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа А.А. Соколовым (далее по тексту - акт приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019).
Предписанием N 3-302-в от 10.06.2020, Общество обязано обеспечить выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных земель на участке рекультивации N 1 (Северный) общей площадью 6,6 га, со сроком до 10.06.2020 года.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием в части установленного срока его исполнения, ООО "Участок "Коксовый" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание вынесено при наличии к тому правовых и фактических оснований, является законным, обоснованным, принятым в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (далее Положение).
Росприроднадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
В установленной сфере Росприроднадзор вправе осуществлять в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами (пункт 5 Положения).
Согласно части 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязанность должностных лиц органов государственного надзора по выдаче предписания в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, содержится в части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом компетентного государственного органа по результатам проведенной проверки на основании статей 10, 11 Закона N 294-ФЗ.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Более того, исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что ООО "Участок "Коксовый", расположенное по адресу: 652700, Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Сетевая, 32, являясь юридическим лицом, осуществляет основную производственную деятельность с нарушением требований земельного законодательства в части рекультивации нарушенных земель, расположенных на территории г. Киселевска Кемеровской области, выразившихся в невыполнении обязанностей по рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, в сроки, установленные проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке, в том числе до настоящего времени.
Вопросы рекультивации в 2018 году рассмотрены в проектной документации Общества "Дополнение к "техническому перевооружению ООО "Участок "Коксовый" в части применяемого горного и вспомогательного оборудования" (раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды", книга 1, 89-2016/П-Г-ООС, том 8.1), 2016.
Согласно календарному плану проведения рекультивации на участке рекультивации N 1 (Северный) биологический этап рекультивации предусматривался в 2018 г. на площади 6,6 га (Лицензия КЕМ 00943 ПП с целевым назначением и видами работ строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева, на участке недр расположенном в г. Киселевске Кемеровской области. Срок действия лицензии до 31.12.2020).
Рекультивация нарушенных земель должна быть выполнена по лесохозяйственному направлению.
Биологический этап рекультивации участка N 1 (Северный) выполнен ООО "ЭкоКем" в период с 23.09.2018 по 01.10.2018 на основании договора подряда на выполнение биологической рекультивации земель на площади 8,9 га от 2018 года и акт приема - передачи от 19.12.2018 N 1 оказанных услуг по договору возмездного оказания услуг N 24 от 10.10.2018 на площади 7 га.
При приемке рекультивированных земель комиссией по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа установлено, что работы не выполнены в соответствии с утвержденными проектными материалами, планировка грунта не соответствует проектной документации и рекультивированный участок, площадью 7 га не пригоден для использования лесохозяйственного назначения, так как процент приживаемости хвойных и древесных пород, при обследовании участка, ориентировочно составил 20% (акт приемки-передачи рекультивированных земель. Участок рекультивации "Северный" ООО "Участок Коксовый", утвержденный председателем Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель на территории Киселевского городского округа Соколовым А.А. от 29.07.2019 N 313-Р).
Рабочая комиссия решила приемку рекультивированных земель перенести на 2020 г., в связи с малым процентом приживаемости древесных и хвойных пород, а также досадкой (заменой) 40% саженцев сосны обыкновенной в июне 2019 года, необходимо провести ремонтные работы (дополнительная посадка древесных пород, а именно береза повислая) на рекультивируемом участке.
В нарушение требований ч. 6 ст. 13, абз. 4 ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 5, п. 6, п. 8, п. 9, п. 30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 заявитель не обеспечил своевременное выполнение мероприятий по рекультивации нарушенных земель на участке рекультивации N 1 (Северный) общей площадью 6,6 га (Лицензия КЕМ 00943 ПП с целевым назначением и видами работ строительство подземных сооружений с целью ликвидации (консервации) основного поля шахты им. Вахрушева, на участке недр расположенном в г. Киселевске Кемеровской области. Срок действия лицензии до 31.12.2020 г.).
Факт правонарушения подтверждается календарным планом проведения рекультивации проектной документации "Дополнение к "техническому перевооружению ООО "Участок "Коксовый" в части применяемого горного и вспомогательного оборудования", актом приемки-передачи рекультивированных земель от 04.10.2019 и по существу заявителем не оспаривается.
Согласно ч. 6 ст. 13 ЗК РФ порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно абз. 4 ст. 42 ЗК РФ осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Часть 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определяет, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства: РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
В соответствии с указанными Правилами (пп. 5, 6) рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии е целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Пунктами 8, 9 Правил предусмотрено, что рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации, земель для каждого этапа работ.
Пунктом 30 Правил предусмотрено, что завершение работ по рекультивации земель, подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно установил, что заявителем не выполнены обязанности по рекультивации земель на участке рекультивации N 1 (Северный) на площади 6,6 га, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, установленные вышеуказанной проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Общества о том, что оспариваемое предписание, исходя из существа содержащихся в нем требований, является неисполнимым в установленный в нем срок (до 10.06.2020), указав, что сам по себе данный срок, определенный уполномоченным органом с учетом конкретных обстоятельств, не может указывать на неисполнимость предписания.
Обществом не представлено доказательств того, что содержащиеся в предписании требования невозможно устранить в установленный в нем срок.
Суд первой инстанции правомерно указал на несостоятельность доводов заявителя о неисполнимости предписания, поскольку законность оспариваемого предписания проверяется судом на момент его вынесения, с учетом существовавших обстоятельств, а не с учетом обстоятельств, которые возникли в будущем, и, соответственно, не учитывались заинтересованным лицом при вынесении предписания.
Достаточных и надлежащих доказательств того, что осуществление всех необходимых мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и исполнение требований оспариваемого предписания, в установленный в предписании срок (6 месяцев) невозможно, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отметил также и то, что согласно плану проведения рекультивации, на участке рекультивации N 1 (Северный) общей площадью 6,6 га биологический этап рекультивации предусматривался еще в 2018 году.
Апелляционный суд отклоняет ссылки апеллянта на судебные акты Киселевского городского суда, поскольку указанные обществом постановления были вынесены после вынесения предписания, т.е. после 10.12.2019.
Судебная коллегия отклоняет доводы апеллянта о непринятии к сведению эпидемиологической обстановки в связи со следующим.
Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", Указом Президента РФ от 02,04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также Указом Президента РФ от 28.04.2020 N 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" дано указание Федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 30 марта по 11 мая 2020 г. включительно функционирование этих органов.
Распоряжением губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" ограничения в работе на Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора не накладывались.
Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора является федеральным государственным органом, который в период с 30 марта 2020 года по 11 мая 2020 года исполнял и продолжает исполнять свои функции в полном объеме с учетом рекомендаций и соблюдения ограничительных мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 03.04.2020 N 170-р "Об утверждении перечня организаций (индивидуальных предпринимателей), на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержден перечень организаций (индивидуальных предпринимателей), на которые не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239, в который включены организации угледобывающей отрасли, к которой и относится ООО "Энергоуголь" (ОКВЭД 05.10.12 Добыча коксующегося угля открытым способом). Названное распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса не содержит информации относительно изменения режима работы для отдельных видов сотрудников: непосредственно участвующих в производственном процессе добычи и обогащения полезного ископаемого; осуществляющих техническое и организационное руководство производством; выполняющих административно-хозяйственные функции; занятых обслуживанием рабочих и руководящего состава.
В "Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) указано, что Указы Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части установления нерабочих дней не распространяются на федеральные органы государственной власти, которым предписано лишь определить численность федеральных государственных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
В связи с изложенным нерабочие дни в период с 30 марта по 30 апреля 2020 год включаются в процессуальные сроки и не являются основанием для переноса дня окончания процессуальных сроков на следующий за ними рабочий день.
Таким образом, изменения в законодательстве связанные с принятыми мерами по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в части сроков, административного производства не коснулись.
Доказательства невозможности обеспечения производственной и организационной деятельности предприятия в нерабочие дни, а также возникновение обстоятельств непреодолимой силы Обществом не предоставлены.
В то же время, как было указано выше, План проведения рекультивации на участке рекультивации N 1 (Северный) биологический этап рекультивации предусматривался еще в 2018 году.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2012 N 191 предусмотрено, что юридические лица, не исполняющие в установленный срок предписания Росприроднадзора об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме того, в указанном выше административном регламенте не указана административная процедура изменения срока вынесенного предписания.
Общество обратилось в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, в удовлетворении которого было отказано, в данном случае, в связи с истечением срока исполнения предписания.
Кроме того, Правительство Российской Федерации приняло 03.04.2020 Постановление N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N438).
Данным Постановлением N 438 предусмотрен особый порядок проведения проверок юридических лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.
Участок открытых горных работ Подгорный, ООО "Энергоуголь" (код объекта 32-0142-000549-П) относится к объектам, которым присвоена категория высокого риска. Данная информация является общедоступной, находится на официальном сайте Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора http://42.rpn.gov.ru/, размещена во вкладке Информация о проверках.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены последствия окончания срока исполнения предписания, допущены нарушения норм права, не нашли своего подтверждения.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5917/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Участок "Коксовый" в федеральный бюджет государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5917/2020
Истец: ООО "Участок "Коксовый"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области