город Воронеж |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А48-3068/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Бумагина А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,
при участии:
от товарищества на вере "Г.П. Калинин и компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Орловской и Курской областям: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества на вере "Г.П.Калинин и компания" на решение Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2020 по делу N А48-3068/2020 по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Орловской и Курской областям (ИНН 5753041975, ОГРН 1075752001830) к товариществу на вере "Г.П.Калинин и компания" (ИНН 5713005473, ОГРН 1025700622562) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям (далее - заявитель, административный орган, Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской областям) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении товарищества на вере "Г.П.Калинин и компания" (далее - ТнВ "Г.П.Калинин и компания", товарищество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе производства в суде первой инстанции товарищество требования признало, заявило о необходимости применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, ограничившись предупреждением, либо назначить наказание ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2020 по делу N А48-3068/2020 ТнВ "Г.П. Калинин и компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, товарищество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило изменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, которым заменить назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается, что товарищество является субъектом малого предпринимательства, ранее к административной ответственности не привлекалось, отсутствуют основания полагать о наличии причинении вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, предписание частично исполнено, что предусматривает возможность замены административного штрафа на предупреждение.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу административный орган возражает относительно доводов ТнВ "Г.П. Калинин и компания", полагает, что допущенное нарушение посягает на общественные отношения, связанные с соблюдением требований технически регламентов, направленных на охрану жизни и здоровья граждан, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 31.10.2019 N 887-Р в отношении ТнВ "Г.П. Калинин и компания" в период с 18.11.2019 по 13.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой был составлен акт проверки от 13.12.2019 N 887 и в ходе которой были выявлены нарушения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 N 67 (далее - TP ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - TP ТС 021/2011).
Административным органом установлено, что ТнВ "Г.П. Калинин и компания" молочно-товарная ферма (МТФ), расположенное в д. Зверево-Бакулино Краснозоренского района Орловской области, занимается содержанием и использованием сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота (КРС), производством и реализацией молока сырого коровьего.
Протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 887 от 18.11.2019, приложенной к нему фототаблицей подтверждается, что территория фермы ограждена не по всему периметру, на входе на территорию фермы отсутствует санпропускник, действующий дезбарьер, (фото NN1-2).
При входах в помещение молочного блока и животноводческие помещения имеющиеся дезковрики для обработки обуви не соответствуют установленным нормам, не заправлены дезинфицирующим раствором, выгульные площадки находятся в антисанитарном состоянии (фото N N 3-4,5-6,7-8).
Стены, полы молочно-моечного помещения имеют выбоины, щели, дезковрик отсутствует; пол помещения засыпан известью, что при передвижении по помещению создает пыль и может привести к загрязнению молока; стены помещения так же выбелены известью, что не гарантирует проведение качественной мойки и дезинфекции (фото N N 9-10,11-12,20-21).
Административным органом так же установлено, что биологические отходы, возникающие в ходе производства и деятельности МТФ (навоз, сточные воды), не утилизируются в установленном порядке, складируются рядом с фермами на земле и на выгульных площадках; также на территории фермы и внутри помещений были обнаружены бродячие животные (собаки) и синантропные птицы.
Данные нарушения свидетельствуют о том, что товарищество не содержит производственные помещения, используемые в процессе производства пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции, а именно - не обеспечивает надлежащее санитарное состояние животноводческих и доильных помещений посредством смены обслуживающим персоналом одежды и обуви в санпропускнике на спецодежду, и дезинфекции обуви при входе в тамбуры коровников, для предотвращения заноса инфекций.
Впоследствии Управлением был составлен протокол об административном правонарушении от 24.12.2019 N 887/01, которым дополнительно установлены следующие нарушения и их потенциальные негативные последствия:
- хранение надоенного молока осуществляется в танке охладителе, при этом контроль санитарного состояния доильного оборудования (химический и бактериологический) не проводится. По результатам лабораторных исследований смывов с молочного оборудования и сырого молока, проведенных специалистами Орлоского филиала ФГБУ "ЦНМВЛ", выявлены нарушения, свидетельствующие о том, что ТнВ "Г.П. Калинин и компания" не может гарантировать безопасность молока сырого, отправляемого для реализации и переработки, что закономерно не гарантирует безопасность продукции, из него произведенной и выпускаемой в обращение, создает реальную угрозу причинения вреда здоровью потребителей;
- антисанитарное состояние производственных помещений, также препятствующее осуществлению их мойки и дезинфекции, может повлечь распространение инфекционных заболеваний КРС, загрязнение молочного оборудования и явиться фактором загрязнения самой молочной продукции;
- выявлены нарушения в содержании и порядке оформления документации на продукцию, в частности, товарно-транспортные накладные, оформляемые на молоко сырое охлажденное, не содержат все необходимые показатели идентификации, местонахождение изготовителя, дату и время отгрузки сырого молока, номер партии; молоко утренней и вечерней дойки хранится и смешивается в одном танке-охладителе, отправляется по одним сопроводительным документам с указанием только на одно время производства, что является недостоверной информацией о сроках годности молока; сырое молоко отправляется без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа в пределах предоставленных законом полномочий. Уполномоченный представитель товарищества участвовал при его составлении.
Данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении порядка возбуждения дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Судебная коллегия приходит к выводу, что доказательства, полученные административным органом, следует признать относимыми, допустимыми и достоверными.
Установленные административным органом нарушения законодательства, регламентирующего порядок производства и безопасность продукции, явились основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении ТнВ "Г.П. Калинин и компания" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ ввиду нарушения пунктов 7, 11, 12, 16, 17, 19, 24, 85 TP ТС 033/2013, пункта 1 статьи 7, пункта 3 статьи 10, пунктов 1, 4 статьи 13 TP ТС 021/2011, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Арбитражный суд Орловской области, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о наличии в действиях товарищества состава вменяемого административного правонарушения, при этом назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусматривает, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В качестве санкции за совершение данного правонарушение установлено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Статья 2 Закона N 184-ФЗ определяет технический регламент как документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
TP ТС 033/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к молоку и молочной продукции, выпускаемых в обращение на таможенной территории Таможенного союза, к процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке молока и молочной продукции для обеспечения их свободного перемещения.
В силу пункта 1 TP ТС 033/2013 разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
TP ТС 033/2013 распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза и используемые в пищевых целях, включая, в том числе:
а) сырое молоко - сырье, обезжиренное молоко (сырое и термически обработанное) - сырье, сливки (сырые и термически обработанные) - сырье;
в) процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и молочной продукции (пункт 2 TP ТС 033/2013).
В соответствии с пунктом 7 TP ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
Процессы, применяемые при производстве сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, включая условия содержания, кормления, доения сельскохозяйственных животных, условия сбора, охлаждения и хранения сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, должны обеспечивать их соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется (пункт 19 ТС 033/2013).
В силу пункта 20 ТР ТС 033/2013 сырое молоко после доения сельскохозяйственных животных должно быть очищено и охлаждено до температуры 4°С * 2°С в течение не более 2 ч.
До начала промышленной переработки допускается хранение сырого молока, сырого обезжиренного молока (включая период хранения сырого молока, используемого для сепарирования) при температуре 4°С * 2°С, сырых сливок - при температуре не выше 8°С не более 36 ч. (включая время перевозки). До начала промышленной переработки допускается хранение сырого молока, сырого обезжиренного молока (включая период хранения сырого молока, используемого для сепарирования), сырых сливок, предназначенных для изготовления продуктов детского питания для детей раннего возраста, при температуре 4°С * 2°С не более 24 ч. (включая время перевозки) (пункт 21 ТР ТС 033/2013).
ГОСТом 31449-2013 "Межгосударственный стандарт. Молоко коровье сырое. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 28.06.2013 N 267-ст) предусматривается, что молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общ их для человека и животных заболеваний. Молоко после дойки должно быть профильтровано (очищено). Охлаждение молока проводят в хозяйствах не позднее 2 ч после дойки до температуры (4 * 2) °С. Транспортная маркировка продукции от сдатчика (физического или юридического лица) должна соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, действующими на территории государств.
Также пунктом 24 ТР ТС 033/2013 сельскохозяйственные товаропроизводители при производстве сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок должны использовать оборудование и материалы, соответствующие требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией.
Организация производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства молока и молочной продукции, технологическое оборудование и инвентарь, используемые в процессе производства молока и молочной продукции, условия хранения и удаления отходов производства молока и молочной продукции, а также вода, используемая в процессе производства молока и молочной продукции, должны соответствовать требованиям ТР ТС 021/2011 (пункт 46 ТС 033/2013).
Объектами технического регулирования ТР ТС 021/2011 являются пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (статья 3 ТР ТС 021/2011). При этом ТР ТС 021/2011 устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования (статья 1 ТР ТС 021/2011).
Статья 4 ТР ТС 021/2011 определяет безопасность пищевой продукции как состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
В силу пункта 1 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции (пункт 1 статьи 20 ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
1) выбор необходимых для обеспечения безопасности пищевой продукции технологических процессов производства (изготовления) пищевой продукции;
2) выбор последовательности и поточности технологических операций производства (изготовления) пищевой продукции с целью исключения загрязнения продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции;
3) определение контролируемых этапов технологических операций и пищевой продукции на этапах ее производства (изготовления) в программах производственного контроля;
4) проведение контроля за продовольственным (пищевым) сырьем, технологическими средствами, упаковочными материалами, изделиями, используемыми при производстве (изготовлении) пищевой продукции, а также за пищевой продукцией средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту контроля;
5) проведение контроля за функционированием технологического оборудования в порядке, обеспечивающем производство (изготовление) пищевой продукции, соответствующей требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
6) обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
7) соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции;
8) содержание производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, исключающем загрязнение пищевой продукции;
9) выбор способов и обеспечение соблюдения работниками правил личной гигиены в целях обеспечения безопасности пищевой продукции.
10) выбор обеспечивающих безопасность пищевой продукции способов, установление периодичности и проведение уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений, технологического оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
11) ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
12) прослеживаемость пищевой продукции (пункт 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011).
Пунктом 1 статьи 13 ТР ТС 021/2011 установлено, что продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Хранение продовольственного (пищевого) сырья и компонентов, используемых при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно осуществляться в условиях, обеспечивающих предотвращение порчи и защиту этого сырья и этих компонентов от загрязняющих веществ (пункт 4 статьи 13 ТР ТС 021/2011).
Требования, предъявляемые к организации производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, закреплены в статье 14 ТР ТС 021/2011.
Планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать:
1) возможность осуществления поточности технологических операций, исключающей встречные или перекрестные потоки продовольственного (пищевого) сырья и пищевой продукции, загрязненного и чистого инвентаря;
2) предупреждение или минимизацию загрязнения воздуха, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции;
3) защиту от проникновения в производственные помещения животных, в том числе грызунов, и насекомых;
4) возможность осуществления необходимого технического обслуживания и текущего ремонта технологического оборудования, уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений;
5) необходимое пространство для осуществления технологических операций;
6) защиту от скопления грязи, осыпания частиц в производимую пищевую продукцию, образования конденсата, плесени на поверхностях производственных помещений;
7) условия для хранения продовольственного (пищевого) сырья, материалов упаковки и пищевой продукции (пункт 1 статьи 14 ТР ТС 021/2011).
Производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы:
1) средствами естественной и механической вентиляции, количество и (или) мощность, конструкция и исполнение которых позволяют избежать загрязнения пищевой продукции, а также обеспечивают доступ к фильтрам и другим частям указанных систем, требующим чистки или замены;
2) естественным или искусственным освещением, соответствующим требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза;
3) туалетами, двери которых не должны выходить в производственные помещения и должны быть оборудованы вешалками для рабочей одежды перед входом в тамбур, оснащенный умывальниками с устройствами для мытья рук;
4) умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук (пункт 2 статьи 14 ТР ТС 021/2011).
В силу пункта 4 статьи 14 ТР ТС 021/2011 в производственных помещениях не допускается хранение любых веществ и материалов, не использующихся при производстве (изготовлении) пищевой продукции, в том числе моющих и дезинфицирующих средств, за исключением моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для обеспечения текущей мойки и дезинфекции производственных помещений и оборудования.
Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям:
1) поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа;
2) поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции;
3) потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги;
4) открывающиеся внешние окна (фрамуги) должны быть оборудованы легко снимаемыми для очищения защитными сетками от насекомых;
5) двери производственных помещений должны быть гладкими, выполненными из неабсорбирующих материалов (пункт 5 статьи 14 ТР ТС 021/2011).
К процессам хранения и удаления отходов производства (изготовления) пищевой продукции ТР ТС 021/2011 предъявляет следующие требования:
1) отходы, образующиеся в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, должны регулярно удаляться из производственных помещений (пункт 1 статьи 16 ТР ТС 021/2011).
2) отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости (пункт 3 статьи 16 ТР ТС 021/2011). Конструктивные характеристики указанных емкостей должны обеспечивать возможность их очищения и (или) мойки и их защиту от проникновения в них животных (пункт 4 статьи 16 ТР ТС 021/2011).
3) удаление и уничтожение отходов из производственных помещений, с территории производственного объекта по производству (изготовлению) пищевой продукции не должны приводить к загрязнению пищевой продукции, окружающей среды, возникновению угрозы жизни и здоровью человека (пункт 5 статьи 16 ТР ТС 021/2011).
С целью обеспечения безопасности пищевой продукции для ее конечных потребителей пункт 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 устанавливает, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных. Непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, предназначенное для производства (изготовления) пищевой продукции, должно быть получено от продуктивных животных, уловов водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры и признано пригодным для употребления в пищу по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы в соответствии со статьей 30 ТР ТС 021/2011.
Ветеринарно-санитарная экспертиза в соответствии с пунктом 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 является одной из форм оценки (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В силу пункта 1 статьи 30 непереработанная пищевая продукция животного происхождения подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение на таможенную территорию Таможенного союза, если иное не установлено техническим регламентом Таможенного союза на пищевую рыбную продукцию, и сопровождается документом, содержащим сведения, подтверждающие безопасность.
Необходимость проведения ветеринарно-санитарной экспертизы обеспечивает, в том числе, реализацию положений пунктов 16, 17 ТР ТС 033/2013, согласно которым уровни содержания потенциально опасных веществ в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке, сырых сливках не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложениях N 1 - 4 к ТР ТС 021/2011 и в приложении N 4 к ТР ТС 033/2013. Уровни содержания микроорганизмов и соматических клеток в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке, сырых сливках не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложении N 5 к ТР ТС 033/2013.
Помимо технических регламентов безопасность пищевой продукции, молока сырого в данном случае, обеспечивается нормативными актами специализированных государственных органов исполнительной власти.
Пунктом 4 Приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 N 551 "Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации" (далее - Приказ N 551) предусматривается, что в хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных на их территорию (за исключением птиц и мелких грызунов). Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которых расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером либо дезинфекционной установкой, обеспечивающими обработку колес и шасси транспортных средств дезинфицирующими растворами, не замерзающими при минусовых температурах.
Для дезинфекции обуви при входе в животноводческое помещение устанавливаются дезинфекционные коврики (кюветы), заполненные поролоном, опилками или другим пористым эластичным материалом, по ширине прохода и длиной не менее одного метра, пропитанные дезинфицирующими растворами (пункт 29 Приказа N 551).
В соответствии с пунктом 9 Приказа N 551 стены, перегородки, покрытия животноводческих помещений в Хозяйствах должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, не должны выделять вредных веществ. Антикоррозийные и отделочные покрытия должны быть безвредными для КРС.
При содержании КРС молочного и молочно-мясного направления продуктивности в Хозяйствах следует оборудовать молочно-моечное помещение для обработки и временного хранения молока (далее - молочная). Стены молочной должны быть окрашены влагостойкими красками светлых тонов либо облицованы кафельной плиткой на высоту не менее 1,8 м. Запрещается устраивать у стен молочных выгульные площадки или другие объекты, связанные с накоплением навоза (пункт 10 Приказа N 551).
Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС (пункт 11 Приказа N 551).
Пунктом 1.1 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом РФ 15.07.2002 N 13-5-2/0525 (далее - Правила дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора) установлено, что правила проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора определяют порядок и условия проведения дезинфекции, дезинвазии помещений животноводческих ферм, комплексов, хозяйств и других предприятий и объектов, связанных с содержанием животных (птиц), хранением и транспортированием сырья и продуктов животного происхождения, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
В силу пункта 1.2 Правил дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора дезинфекция, дезинвазия являются важнейшим звеном в системе профилактических, противоэпизоотических мероприятий, обеспечивающих благополучие животных, включая птиц, по инфекционным, инвазионным болезням, безопасность человека в отношении зоонозов, санитарное качество продуктов, сырья и кормов животного происхождения. Основное назначение этих мероприятий - разорвать эпизоотическую цепь путем воздействия на ее важнейшее звено - факторы передачи возбудителя болезни от источника инфекции, инвазии к восприимчивому организму.
Согласно пункту 2.2 Правил дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора объектами дезинфекции, дезинвазии в сельском хозяйстве являются территория ферм, животноводческих комплексов, все находящиеся на них животноводческие, вспомогательные и бытовые помещения, боенские пункты, другие сооружения и имеющееся в них оборудование, транспортные средства, используемые для перевозки животных, навоза, кормов, сырья и продуктов животного происхождения, инвентарь и предметы ухода за животными, одежда и обувь обслуживающего персонала, навоз и другие объекты, с которыми прямо или косвенно могут контактировать животные или обслуживающий персонал и которые могут быть фактором передачи возбудителей болезней здоровым животным от животных с клинической и субклинической (скрытой) формами болезней.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора дезинфекция состоит из последовательно проводимых операций: предварительной дезинфекции (при необходимости), тщательной механической очистки и собственно дезинфекции.
После окончания очистки при необходимости ремонтируют помещения и находящееся в них оборудование. При этом выбоины, трещины и другие повреждения в стенах, полах и перегородках заделывают соответствующими материалами. Пришедший в негодность деревянный пол заменяют новым. Верхний слой земли (песка, глины) под снятым деревянным полом удаляют, а вместо него насыпают свежий (пункт 2.5.9 Правил дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора).
Согласно пункту 4.2 Ветеринарных правил ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными заболеваниями общими для человека и животных", утверждённых Госкомсанэпиднадзором России 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом России 18.06.1996 N 23, предприятия и организации обязаны: обеспечить соблюдение настоящих Правил и осуществлять производственный контроль за их выполнением; разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающей природной среды, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных.
Техническими регламентами также устанавливаются требования к документарному сопровождению процессов производства и перемещения пищевой продукции с целью подтверждения ее безопасности.
В соответствии с пунктом 11 ТР ТС 033/2013 при поставках сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок на молокоприемные пункты или на молокоперерабатывающие предприятия продавцы (юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, и физические лица) обязаны предъявить ветеринарные сопроводительные документы, выданные уполномоченным органом государства-члена, подтверждающие безопасность сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок.
Перевозка на таможенной территории Таможенного союза сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок сопровождается ветеринарным сопроводительным документом, выдаваемым уполномоченным органом государства-члена, содержащим сведения о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, подтверждающие их безопасность (пункт 12 ТР ТС 023/2013).
В силу пункта 85 ТР ТС 023/2013 сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки, реализуемые физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, юридическими лицами для переработки, должны сопровождаться товаросопроводительной документацией, содержащей следующую информацию:
а) наименование (сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки);
б) показатели идентификации, установленные в приложениях N 6 и 7 к настоящему техническому регламенту, при возможности их определения;
в) наименование и местонахождение изготовителя сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (юридический адрес, включая страну, адрес места производства сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (при несовпадении с юридическим адресом));
г) объем сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок (в л) или масса (в кг);
д) дата и время (часы, минуты) отгрузки сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок;
е) температура при отгрузке (°C) сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок;
ж) номер партии сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок.
В пункте 1 приказа Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях" (далее - Приказ N 589) предусмотрено, что настоящие Правила разработаны в целях обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее подконтрольные товары), подтверждения эпизоотического благополучия территорий, мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечения прослеживаемости подконтрольных товаров при их производстве, перемещении и переходе права собственности на них и устанавливают формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 2 Приказа N 589 установлено, что ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Оформление ВСД осуществляется при:
- производстве партии подконтрольного товара;
- перемещении (перевозке) подконтрольного товара;
- переходе права собственности на подконтрольный товар (пункт 3 Приказа N 589).
Собранными по делу доказательствами подтверждается факт нарушения ТнВ "Г.П. Калинин и компания" вышеприведенных требований технических регламентов, что подтверждает совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что совершенное административное правонарушение по своему характеру, степени общественной опасности не является малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).
Допущенное товариществом правонарушение посягает на общественные отношения, связанные с соблюдением требований технически регламентов, направленных на охрану жизни и здоровья граждан, что исключает применение наказания в виде предупреждения.
Наказание в виде предупреждения, имея воспитательно-превентивный характер, не сможет обеспечить достижение целей административного наказания в конкретном случае, на что было обоснованно указано судом первой инстанции.
При этом Арбитражный суд Орловской области пришел к выводу о возможности применения положений статьи 4.1 КоАП РФ, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств, а именно: товарищество за вышеуказанные нарушения привлекается впервые, ущерба гражданам, хозяйственным обществам и государству не причинено, принимаются активные меры по устранению выявленных нарушений, арбитражный суд первой инстанции с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ правомерно посчитал возможным привлечь ТнВ "Г.П. Калинин и компания" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб., что в большей мере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных данной статьей.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по мнению суда апелляционной инстанции их была дана надлежащая правовая оценка.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не взыскивается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 11.06.2020 по N А48-3068/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-3068/2020
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям
Ответчик: "Г.П.КАЛИНИН И КОМПАНИЯ"