город Томск |
|
3 ноября 2020 г. |
Дело N А03-7671/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Фертикова М.А.,
Молокшонова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (07АП-8652/2020) на решение от 29.07.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-7671/2020 по иску Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2224011531, ОГРН 1022201536587, г. Барнаул Алтайского края) к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (ИНН 2221172516, ОГРН 1092221004040, г. Барнаул Алтайского края) об обязании ответчика принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2, а именно: - административно-жилое здание общей площадью 787,5 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:95; - земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1483 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:47.
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края.
СУД УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края об обязании ответчика принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2, а именно: административно-жилое здание общей площадью 787,5 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:95; земельный участок (земли населенных пунктов) площадью 1483 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:47.
Исковые требования со ссылками на статьи 12, 236, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что административно-жилое здание общей площадью 787,5 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:95, расположенное на земельном участке (земли населенных пунктов) площадью 1483 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:47, принадлежащие истцу на праве оперативного управления, бессрочного пользования, в настоящее время не эксплуатируется истцом. Ввиду отказа истца в принятии указанного недвижимого имущества в казну Российской Федерации во вне судебном порядке, истец обратился в суд с настоящим иском.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.07.2020 исковые требования удовлетворены, на ответчика возложена обязанность принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2: административно-жилое здание общей площадью 787,5 кв.м. с кадастровым номером 22:63:040142:95; земельный участок, площадью 1483 кв.м., кадастровый номер 22:63:040142:47.
Не согласившись с решением суда, МТУ Росимущество в Алтайском крае и Республике Алтай обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на то, что Положение, утвержденное приказом Росимущества от 19.12.2016 N 470, не закрепляет обязанность Территориального органа принимать в казну Российской Федерации имущество неиспользуемое истцом, в связи с чем, понуждение незаконно; ГУ МВД России по Алтайскому краю ввиду специального статуса ограничено в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления; Территориальный орган не выразил согласия на прекращение права оперативного управления на спорные объекты недвижимости; истцом не представлено доказательств отказа в предоставлении финансирования на содержание спорных объектов.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как следует из выписки из ЕГРН от 26.11.2018, административно-жилое задание, общей площадью 787.5 кв. м. с кадастровым номером 22:63:040142:95, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2, является федеральной собственностью, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.06.2006 имеется запись регистрации N 22-22-01/114/2006-334 (л. д. 15-16).
Земельный участок (земли населенных пунктов), площадью 1483 кв.м с кадастровым номером 22:63:040142:47, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2 является федеральной собственностью, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30.10.2007 имеется запись регистрации N 22-22-01/088/2007-977, что подтверждается выпиской от 26.11.2018 (л. д. 17-18).
Административно-жилое здание, общей площадью 787.5 кв. м. с кадастровым номером 22:63:040142:95, расположенное по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2 было предоставлено Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю в пользование на праве оперативного управления, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.06.2006 сделана запись регистрации N 22-22-10/144/2006-106.
Земельный участок (земли населенных пунктов), площадью 1483 кв.м, с кадастровым номером 22:63:040142:47 был предоставлен Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о Алтайскому краю в постоянно (бессрочно) пользование, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.10.2007 сделана запись регистрации N 22-22-01/111/2007-486.
Согласно информационной справке начальника УОТО ГУ МВД России по Алтайскому краю, федеральный объект недвижимого имущества - административно-жилое здание площадью 787,5 кв.м., с кадастровым номером 22:63:040142:95, расположен, по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2, закреплен на праве оперативного управления за государственным учреждением. Указанный объект находится в границах федерального земельного участка с кадастровым номером 22:63:040142:47, площадью 1483 кв.м., предоставленного ГУ на праве постоянного (бессрочного) пользования. Год постройки здания - 1951. С августа 2005 года недвижимое имущество не эксплуатируется. Потребность в дальнейшем использовании отсутствует.
Указано, что финансирование на проведение текущего и капитального ремонта из федерального и краевого бюджетов за последние пять лет не осуществлялось. Коммунальные и эксплуатационные расходы на содержание здания за предшествующий финансовый год не производились.
Расходы по земельному налогу за земельный участок под указанным объектом составили в 2019 году 40 289 руб. Полагает, что прекращение прав на имущественный комплекс не повлияет на оперативно-служебную деятельность ГУ (л. д. 23).
Письмами N 22/4/1-25116 от 02.12.2019 Министерство внутренних дел Российской Федерации, рассмотрев обращение ГУ МВД России по Алтайскому краю об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 131/2, указало, что в соответствии с пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации согласовывает отказ от права постоянного (бессрочного) пользования ГУ МВД России по Алтайскому краю указанным земельным участком. Указано на необходимость ГУ МВД России по Алтайскому краю в установленном порядке дальнейшие мероприятия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом N 22/4/1-25118 от 02.12.2019 Министерство внутренних дел Российской Федерации, рассмотрев обращение ГУ МВД России по Алтайскому краю по вопросу прекращения права оперативного управления на недвижимое имущество, расположенное по адресу: Российская Федерация, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Ленина, д. 131/2, федеральной формы собственности, указало, что согласовывает прекращение права оперативного управления на объект недвижимого имущества - административно-жилое здание, к.н. 22:63:040142:95, общей площадью кв.м, РФИ П12220008558, закрепленный на праве оперативного управления за ГУ МВД России по Алтайскому краю. Указано на необходимость ГУ МВД России по Алтайскому краю провести в установленном порядке дальнейшие мероприятия по прекращению права на объект недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай в ответ на обращение истца от 13.12.2019 N 1/7638 по вопросу изъятия из оперативного управления объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 131/2, письмом N ЕХ-2980 от 07.05.2020 сообщило о нецелесообразности изъятия в казну Российской Федерации указанного имущества (л. д. 21-22).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай не предпринимает мер по принятию имущества в казну Российской Федерации, а также в связи с тем, что указанное спорное имущество не используется, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 209, 235, 296, 297, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что на собственнике имущества лежит обязанность принять имущество, ранее переданное им в оперативное управление, в случае отказа учреждения от указанного права.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (абзац 1 статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам апелляционной жалобы положения статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации не исключают возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права.
Довод об отсутствии у учреждения права без согласия собственника отказаться от переданного в оперативное управление имущества основан на неверном толковании приведенных выше норм действующего права, в связи с чем признан несостоятельным.
В силу статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти. К заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего кодекса, должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
В силу пункта 4 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Как следует из материалов дела, условия и порядок отказа от права на спорное имущество, предусмотренные статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, истцом соблюдены.
Из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества не используются истцом для осуществления его деятельности, отказ от права согласован истцом с Министерством внутренних дел Российской Федерации, истец обращался с заявлениями об отказе от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования неиспользуемого им по назначению спорного имущества к ответчику, последний реализует правомочия собственника имущества - Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованным выводам о том, что истец реализовал свое право на отказ от права оперативного управления и постоянного (бессрочного) пользования спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи имущества в казну Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является не правом, а обязанностью ответчика, иное толкование норм гражданского права приводило бы к тому, что истец, имея законное право на отказ от имущества, не имел бы фактической возможности реализовать свое право.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.07.2020 по делу N А03-7671/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
М.А. Фертиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7671/2020
Истец: ГУ МВД России по Алтайскому краю
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК