город Москва |
|
2 ноября 2020 г. |
дело N А40-61346/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Алексеева Е.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО Автотранспортное предприятие "Замоскворечье"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2020
по делу N А40-61346/20
по заявлению АО Автотранспортное предприятие "Замоскворечье" (ОГРН 1037739752500)
к Государственному автономному учреждению г. Москвы "Московская государственная экспертиза" (ОГРН 1087746295845); ООО СЗ "Дубнинская 59" (ОГРН 1187746708380)
о признании недействительным заключения;
при участии:
от истца - Доманов А.С. по доверенности от 28.12.2018;
от ответчиков - от ГАУ г. Москвы "Московская государственная экспертиза" - Патуткин Д.В. по доверенности от 03.09.2020; от ООО "Специализированный застройщик "Дубнинская 59" - Гужвий В.А. по доверенности от 15.07.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2020 в удовлетворении заявленных АО Автотранспортное предприятие "Замоскворечье" требований о признании недействительным положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту многофункциональный жилой комплекс корпусы 1, 2, 3, 4, 5 с подземной автостоянкой по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 59-69 Даниловский район, ЮАО г. Москвы Государственного автономного учреждения г. Москвы "Московская государственная экспертиза" (ГАУ г. Москвы "Московская государственная экспертиза") N 77-1-1-3-039144-2019 от 30.12.2019, отказано.
АО Автотранспортное предприятие "Замоскворечье" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, выслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе. Экспертиза проектной документации проводится в форме государственной или негосударственной экспертиз.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В целях урегулирования вопросов, заинтересованное лицо вправе обратиться с требованием об установлении сервитута, что является единственным способом обеспечения основных потребностей заявителя как собственника недвижимости.
Из материалов дела следует, что 30.12.2019 Государственным автономным учреждением г. Москвы "Московская Государственная Экспертиза" выдано положительное заключение N 77-1-1-3-039144-2019 в отношении проектной документации и результатов инженерных изысканий многофункционального жилого комплекса корпуса 1, 2, 3, 4, 5 4 с подземной автостоянкой по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 59-69, Даниловский район, ЮАО г. Москвы.
Согласно выписки экспертного учреждения из реестра выданных заключений государственной экспертизы от 05.03.2020 строительство многофункционального жилого комплекса будет осуществляться, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0001003:1002, расположенного по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 65, стр. 7.
ООО "Специализированный застройщик "Дубининская 59" получено разрешение на строительство N 77-126000-018716-2020 от 07.02.2020, на основании которого осуществляться строительство многофункционального жилого комплекса, расположенного по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 59-69.
ООО "Специализированный застройщик "Дубининская 59" заключен с собственником земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001003:1002 Дополнительное соглашение от 30.12.2019 к договору аренды земельного участка от 10.08.2012 N М-05-037890, в котором определена цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001003:1002 - для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным планом земельного участка от 22.07.2019 N RU77126000-046011.
В обосновании заявленных требований обществом указано на то, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:05:0001003:27, расположенного по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 59, корп. 2, общей площадью 13.900 кв.м. (земельный участок N 27) на основании договора долгосрочной аренды земельного участка N М-05-022572 от 30.07.2004 (сроком до 28.05.2052), заключенного с Москомземом, зарегистрированного Росреестром 27.01.2005, запись регистрации N 77-01/05-1055/2004-448.
Земельный участок N 27, занимаемый заявителем, является смежным по отношению к земельному участку N 1002, на котором застройщиком предполагается возведение многофункционального жилого комплекса и в отношении проектной документации которого заинтересованным лицом выдано положительное заключение N 77-1-1-3-039144-2019 от 30.12.2019.
22.03.2017 заявитель обратился в Департамент городского имущества г. Москвы (собственник земельный участков N 27 и N 1002) с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута части земельного участка N 1002.
07.04.2017 уведомлением за исх. N ДГИ -1 22375/17-1 Департаментом городского имущества г. Москвы сообщено о том, что земельный участок N 1002 предоставлен в аренду сроком до 28.07.2061, в связи с чем заявителю необходимо обратиться по вопросу установления сервитута к арендатору данного земельного участка.
Сопроводительным письмом за исх. N 16 застройщику земельного участка N 1002 направлено соглашение об установлении сервитута.
10.01.2019 заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об установлении сервитута в отношении части земельного участка N 1002, с указанием характерных точек и соответствующих координат границ сервитута.
По мнению заявителя, в нарушение п. п. 2.5.1.6.3, 3.3.3.2. "Административного регламента предоставления услуги "проведение государственной экспертизы проектной документации и(или) результатов инженерных изысканий" в г. Москве" (приложение к постановлению Правительства г. Москвы от 20.12.2016 N 894-ПП) и ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществлено Мосгосэкспертизой без учета актуальных сведений, содержащиеся в ЕГРН, поскольку на момент выдачи оспариваемого заключения в ЕГРН уже внесена запись об оспаривании заявителем права требования в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым N 77:05:0001003:1002, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра по г. Москве за исх. N 77/005/261/2019-9000 от 27.12.2019. По мнению заявителя, ГАУ г. Москвы "Московская Государственная Экспертиза", должно было при проведении государственной экспертизы учесть право заявителя на установление сервитута на земельном участке застройщика.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2020 по делу N А40-2637/19-54-13 установлен сервитут в отношении части земельного участка с кадастровым N 77:05:0001003:1002, находящегося по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 65, стр. 1, площадью 6753+/-29 кв.м., с учетным номером 1002/чзу 1 площадью 271 кв.м. и характерными точками границ сервитута для обеспечения использования АО АТП "Замоскворечье" (ИНН 7705003010) земельного участка с адресными ориентирами: Москва, улица Дубининская, вл. 59, корп. 2, общей площади 13.900 кв.м. с кадастровым N 77:05:0001003:27, сроком до 28.05.2052, для обеспечения прохода сотрудников АО АТП "Замоскворечье" и проезда грузовых машин, принадлежащих АО АТП "Замоскворечье", личного автотранспорта сотрудников АО АТП "Замоскворечье".
Таким образом, в настоящий момент права заявителя не нарушены, поскольку судебным актом установлен сервитут земельного участка.
Кроме того, условия, порядок и результат проведения экспертизы регламентированы ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 3.5, 3.6 ст. 49 названного Кодекса подтверждением того, что изменения, внесенные в проектную документацию после получения положительного заключения экспертизы проектной документации, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, является заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения.
В случае, если в проектной документации, указанной в ч. 3.5 настоящей статьи, имеются изменения, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации такого объекта капитального строительства, отказывают в выдаче указанного в настоящей части заключения.
В этом случае проектная документация, в которую внесены изменения, подлежит экспертизе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 11 настоящей статьи.
Согласно п. 11 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий за выдачу предусмотренного ч. 3.5 настоящей статьи заключения (в случае, если указанное заключение выдано органом исполнительной власти или организацией, проводившими государственную экспертизу проектной документации, в которую внесены изменения), порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, ГАУ г. Москвы "Московская Государственная Экспертиза" должно учесть, что утвержденная им проектная документация лишает предприятие возможности доступа к земельному участку, а равно возможности ведения предпринимательской деятельности.
Согласно постановлению Правительства г. Москвы от 25.12.2007 N 1178-ПП "О Государственном автономном учреждении г. Москвы "Московская государственная экспертиза", на основании которого создано учреждение; его учредителем является Комитет г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов; в своей деятельности учреждение руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Законом об автономных учреждениях, законодательством г. Москвы, Уставом учреждения.
Пунктом 4.1 названного постановления Правительства г. Москвы к полномочиям учреждения отнесено проведение государственной экспертизы проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации.
Согласно ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком только при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно ст. 49 Кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно ч. 9 указанной статьи результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией).
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
Согласно ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части.
Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Таким образом, положительное заключение экспертизы не входит в состав документов, связанных с государственной регистрацией сервитута.
Соответственно при наличии вступившего в силу судебного акта об установлении сервитута положительное заключение экспертизы не может служить препятствием заявителю для государственной регистрации сервитута и дальнейшей защиты своих прав.
В этой связи довод заявителя о возможности нарушения положительным заключением экспертизы его прав и законных интересов, связанных с доступом к земельному участку и установлением соответствующего сервитута, является необоснованным.
Довод заявителя, что положительное заключение экспертизы не соответствует требованиям Закона, поскольку в проектной документации отсутствуют сведения, необходимость наличия которых предусмотрена ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Заявитель, ссылаясь на подп. "з" п. 10 Положения о составе проектной документации, полагает, что раздел 1 "пояснительная записка" не содержит сведений о том, что в отношении земельного участка N 1002 устанавливается сервитут, а проектная документация подготовлена на основании ГПЗУ, не отражающего действительные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2019 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что в проектной документации должны содержаться сведения о земельных участках, в отношении которых устанавливается сервитут в целях прохода и проезда на участок, предназначенный для строительства, а не наоборот.
В проектной документации должны содержаться сведения о средствах, предназначенных для правообладателей таких земельных участков в случае установления в отношении их участков сервитута для нужд обеспечения строительства на участке строительства.
Поскольку на момент прохождения государственной экспертизы сервитут не установлен, положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту многофункциональный жилой комплекс корпусы 1, 2, 3, 4, 5 с подземной автостоянкой по адресу: Москва, улица Дубининская, вл. 59-69, Даниловский район ЮАО г. Москвы Мосгосэкспертизы N 77-1-1-3-039144-2019 от 30.12.2019 соответствовало постановлению Правительства Российской Федерации от 06.07.2019 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
С учетом решения Арбитражного суда от 02.06.2020 по делу N А40-2637/19-54-13 застройщик обязан внести изменения в проектную документацию и направить в ГАУ г. Москвы "Московская Государственная Экспертиза" для последующей государственной экспертизы.
Довод заявителя о том, что раздел 2 "схема планировочной организации земельного участка" в графической части в нарушении градостроительных норм не содержит отображения существующих и проектируемых подъездов и проходов к объекту капитального строительства ни на участке строительства, необоснован.
Судом установлено, что в томе 2. шифр 19-184-П-ПЗУ действующие проезды и проходы отражены на ситуационном плане, также приложены проектируемые проезды и проходы отражены на схеме планировочной организации земельного участка.
Согласно п. 2 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных ч. 13 указанной статьи, включаются разделы: схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 57.3 Кодекса, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Таким образом, в границах земельного участка, предназначенного для строительства, указаны все подходы и подъезды к проектируемому объекту капитального строительства.
Заявитель полагает, что раздел 3 "архитектурные решения" в текстовой части не содержит обоснований внешнего и внутреннего вида МЖК, его пространственной, планировочной и функциональной организации, принятых объемно-пространственных и архитектурно-художественных решений, в том числе в части соблюдения предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, использованных композиционных приемов при оформлении фасадов и интерьеров объекта капитального строительства.
Однако указанные сведения отражены в общих положениях текстовой части заключения.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о соответствии положительного заключения ГАУ г. Москвы "Московская Государственная Экспертиза" N 77-1-1-3-039144-2019 от 30.12.2019 действующему законодательству и отсутствии нарушений заключением прав и законных интересов заявителя, являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются в полном объеме, неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2020 по делу N А40-61346/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61346/2020
Истец: АО АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА", ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ДУБИНИНСКАЯ 59"