г. Хабаровск |
|
12 апреля 2024 г. |
А73-5019/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре; общества с ограниченной ответственностью "Транспрофи"; администрации г. Комсомольска-на-Амуре: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре
на решение от 25.01.2024
по делу N А73-5019/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре
к обществу с ограниченной ответственностью "Транспрофи"
о возложении обязанности и присуждении судебной неустойки
третье лицо: администрация г. Комсомольска-на-Амуре
УСТАНОВИЛ:
управление дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Транспрофи" (далее - ООО "Транспрофи", ответчик) в соответствии с которым просит суд:
- возложить на ООО "Транспрофи" обязанность в течение всего срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 18, выданного на срок с 01.08.2022 по 01.08.2027, передавать навигационные данные по муниципальному маршруту N 18 в муниципальную информационную систему, установленную постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 14.01.2021 N 27-па "О создании муниципальной информационной системы "Мониторинг транспорта";
- присудить в пользу управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в случае неисполнения ООО "Транспрофи" решения суда, судебную неустойку в размере 20 000 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем выявления факта неисполнения данного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация города г. Комсомольска-на-Амуре (далее - администрация).
Решением суда от 25.01.2024 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что обращение в суд с настоящим исковым заявлением является единственным способом по обязанию перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки населения, исполнять обязательства, принятые ими в рамках проводимых открытых конкурсов на право осуществления перевозок. Выражает несогласие с выводом суда о том, что в случае нарушения перевозчиком правил, к последнему следует применять меры ответственности, установленные нормами КоАП РФ, а также положениями Закона N 220-ФЗ. Просит решение отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
Возражений на жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что общество на основании свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серии 05 N 000219 (срок действия с 01.08.2022 по 01.08.2027), выданного на основании конкурсных процедур, осуществляет пассажирские перевозки по маршруту N 18 ("Хладокомбинат" - Автовокзал) в г. Комсомольске-на-Амуре.
Требованиями к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Хабаровского края, утвержденными постановлением Правительства Хабаровского края от 23.08.2018 N 308-пр (далее - Требования N 308-пр), на Перевозчиков возложена обязанность передавать в государственную информационную систему "Региональная навигационная информационная система Хабаровского края" (далее - РНИС) или организованную муниципальную навигационную информационную систему (далее - МНИС), при ее наличии, в режиме реального времени мониторинговую информацию о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве.
Согласно информации организатора перевозок, по данному маршруту перевозка пассажиров осуществляется семью транспортными средствами.
По итогам проведенного анализа данных, поступающих в МНИС, установлено отсутствие передачи навигационных данных всеми транспортными средствами, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 18, что послужило основанием для объявления обществу 24.01.2023 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по устранению допущенных правонарушений и обеспечению соблюдения данных требований в срок до 24.02.2023.
По истечении срока, указанного в предостережении, проведен повторный анализ данных (мониторинг) поступающих в МНИС, с целью установления факта устранения нарушения обязательных требований, предусмотренных Требованием N 308-пр, в ходе которого выявлено, что ранее выявленное нарушение, а именно передача в режиме реального времени информации о местоположении транспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНACC/GPS, установленной на транспортных средствах общества, в МНИС, не устранено.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения управления с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Частью 4 указанной статьи определено, что обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе присуждение к исполнению обязанности в натуре, иные способы, предусмотренные законом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 этого Закона уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ определено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1 статьи 19 Закона).
Порядок оформления, переоформления свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок, прекращение и приостановление действия свидетельства предусмотрены в главе 5 Закона N 220-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 КоАП РФ; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок; наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием; иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Обязанности перевозчика при осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок определены Положением, утвержденным Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 04.08.2021 N 1399-па, пунктом 9 которых установлена обязанность соблюдать Требования 3308-пр.
Как указывалось выше, данными Требованиями предусмотрена обязанность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Хабаровского края по передаче в режиме реального времени мониторинговой информации о местоположении транспортного средства, следующего по маршруту регулярных перевозок, с аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на указанном транспортном средстве, в государственную информационную систему "Региональная навигационная информационная система Хабаровского края".
Пунктом 5 Положения N 1399-па определены понятия, используемые в данном Положении. В частности, уполномоченным органом является администрация города Комсомольска-на-Амуре; организатором перевозок - отраслевой орган администрации города, наделенный в установленном порядке полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения.
Отраслевой органом администрации города, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения города Комсомольска-на-Амуре, является управление.
Пунктом 7 Положения определены полномочия организатора перевозок в сфере организации транспортного обслуживания населения, к которым отнесен, в том числе, контроль за выполнением Перевозчиками условий свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам.
Контроль за соблюдением Перевозчиками требований, установленных Федеральным законом N 220-ФЗ и настоящим Положением, осуществляется в рамках муниципального контроля на автомобильном транспорте, в соответствии с нормативным правовым актом, утвержденным решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы (пункт 115 Положения N 1399-па).
Контроль за соблюдением условий выданного свидетельства и муниципального контракта (далее - Контроль) осуществляется организатором перевозок в соответствии с Положением N 1399-па (пункт 116).
Осуществление контроля за соблюдением расписаний и графиков движения автобусов на муниципальных маршрутах предусмотрено Пунктом 118 Положения N 1399-па.
Пунктом 120 Положения определено, что по результатам выявленных нарушений в рамках проведения Контроля организатор перевозок вправе направлять Перевозчикам требование об устранении нарушений в определенный срок.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 122 Положения N 1399-па к полномочиям организатора перевозок отнесена подготовка искового заявления для обращения в суд по основаниям, указанным в пункте 110 раздела XI настоящего Положения.
Согласно пункту 110 раздела XI уполномоченный орган, выдавший свидетельство, обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств: неоднократное в течение одного года привлечение Перевозчиков, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 - 5 статьи 11.33 КоАП РФ; расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества); неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 Федерального закона N 220-ФЗ, Перевозчиками ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по муниципальному маршруту; несоблюдение Перевозчиком условий выданного свидетельства.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что отношения, связанные с перевозкой пассажиров по муниципальным маршрутам, в том числе обязанности перевозчиков по соблюдению установленных требований, вопросы организации контроля за соблюдением перевозчиками установленных требований, регулируются в административном порядке.
В связи с чем, в настоящем случае, обращение в суд с требованием об обязании перевозчика исполнять обязанности, предусмотренные действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, в порядке искового производства противоречит вышеуказанным правовым нормам.
Управление дорожной деятельности, являясь уполномоченным лицом, осуществляющим организацию такой деятельности, в том числе пассажирские перевозки, вправе требовать от перевозчиков соблюдения правил, а в случае их нарушения - применять к перевозчикам, допускающим нарушения порядка осуществления регулярных перевозок меры ответственности, установленные местным законодательством, нормами КоАП РФ, а также положениями Закона N 220-ФЗ.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Ссылки заявителя жалобы на практику судов общей юрисдикции по аналогичным правоотношениям подлежат отклонению, как не имеющее преюдициального значения для данного дела. Различие результатов рассмотрения дел, по каждому из которых устанавливается конкретный круг обстоятельств на основании определенного материалами каждого из дел объема доказательств, представленных сторонами, само по себе не свидетельствует о различном толковании и нарушении единообразного применения судами норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2024 по делу N А73-5019/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5019/2023
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕГО БЛАГОУСТРОЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "Транспрофи"
Третье лицо: Администрация города Комсомольска-на-Амуре