город Омск |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А46-18145/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисычевым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10528/2020) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-18145/2019, принятое по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по омской области" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бакланова Владислава Александровича, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пятков А.В. (по доверенности от 15.09.2020 N ИСХ-ДИО/ 9092);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Резанов К.С. участвует в судебном заседании в качестве слушателя, в отсутствие доверенности;
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по омской области" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3086. В обоснование иска заявлено, что по информации прокуратуры города Омска, фактическое расположение означенного участка установлено в границах населенных пунктов и частично на землях водного фонда.
Определением суда от 20.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Бакланов Владислав Александрович.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-18145/2019 в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3086 не соблюдены требования пункта 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), что является основанием для исключения сведений о таком земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).
Податель жалобы обращает внимание на то, что единственным основанием для отказа в удовлетворении требований департамента явилось наличие спора о праве с третьим лицом. Вместе с тем в настоящее время сведения ЕГРН не содержат какой-либо информации о местонахождении в границах земельного участка многоквартирного жилого дома, а равно и иных объектов недвижимости, что означает фактическое отсутствие спора о праве с третьими лицами, а снятие с кадастрового учета указанного земельного участка не повлияет на права и обязанности сторон и иных лиц. Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельный участков, в том числе имеющих статус "актуальные", с государственного кадастрового учета. В этой связи отсутствует иная возможность защиты нарушенных прав департамента, иначе как в судебном порядке.
Оспаривая доводы подателя жалобы, Управление Росреестра по Омской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Омской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" и Бакланов Владислав Александрович, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, установил следующие обстоятельства.
По информации прокуратуры города Омска, в ходе обследования, проведенного 27.06.2019 специалистом Управления Росреестра по Омской области и прокуратурой Кировского административного округа города Омска, установлено фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3086 на землях населенных пунктов и частично на землях водного фонда.
Согласно пункту 2 статья 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Указанные требования при формировании земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3086 не соблюдены, что является основанием в исключении сведений о таком земельном участке из ЕГРН.
Истец, полагая, что единственной возможностью исключить сведения о земельном участке из государственного кадастра недвижимости является судебное решение, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Статьей 70 ЗК РФ предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) данный нормативный правовой акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН (часть 1).
Под ЕГРН понимается свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 указанного выше Федерального закона).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права осуществляются одновременно в связи с образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 приводимой нормы.
В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав в случае, если он осуществляется в отношении земельных участков, образуемых из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 14 статьи 41 Закона N 218-ФЗ.
Снятие с государственного кадастрового учета объектов недвижимости Законом N 218-ФЗ предусмотрено для следующих случаев:
- для объектов, которые содержались в ГКН со статусом "временные" (часть 7 статьи 72);
- в случае прекращения существования объекта недвижимости (статья 14);
- снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости в связи с преобразованием земельного участка (часть 4 статьи 41).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков с государственного кадастрового учета.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2016, согласно которому если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Поскольку спорный земельный участок не является земельным участком с временным характером сведений и не являются преобразуемым объектом недвижимости, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у органа кадастрового учета оснований для снятия его с государственного кадастрового учета.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 11.08.2020 по делу N А46-18145/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18145/2019
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Бакланов Владислав Александрович