г. Самара |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А65-5802/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ястремского Л.Л.,
судей Ануфриевой А.Э., Митиной Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 03 ноября 2020 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020 по делу N А65-5802/2019 (судья Шайдуллин Ф.С.),
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Башнефть-Розница"
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,
к Министерству финансов Респубдики Татарстан;
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан,
к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан,
третьи лица: Кабинет Министров Республики Татарстан; Государственное казенное учреждение "Главтатдортранс",
о взыскании стоимости фактически изъятого земельного участка,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Башнефть - Розница" (далее - истец) обратилось в суд с исковым заявлением Республике Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерства финансов Республики Татарстан и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчики)
- о взыскании 8 426 700 руб. стоимости фактически изъятого земельного участка с кадастровым номером 16:49:011002:8, общей площадью 2 600 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная (примерно в 150 метрах от д. 48 по ул. Озерная по направлению на северо-восток) и автозаправочной станции с кадастровым номером 16:49:000000:433, общей площадью 30,7 кв. м, расположенной по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная;
- о прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью "Башнефть - Розница" на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8, общей площадью 2 600 кв. м, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная (примерно в 150 метрах от д. 48 по ул. Озерная по направлению на северо-восток) и автозаправочную станцию с кадастровым номером 16:49:000000:433, общей площадью 30,7 кв. м, расположенную по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная.
В судебном заседании 13 июня 2019 года представитель истца заявил отказ от требований о прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью "Башнефть - Розница" на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8. Определением суда от 13 июня 2019 года отказ от исковых требований о прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью "Башнефть - Розница" на земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8 принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании представитель истца уменьшил исковые требования в связи с поступлением заключения по результатам проведения дополнительной экспертизы и просит взыскать 5 855 760 руб. стоимости фактически изъятого земельного участка с кадастровым номером 16:49:011002:8, общей площадью 2 600 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная и автозаправочной станции с кадастровым номером 16:49:000000:433, общей площадью 30,7 кв. м, расположенной на указанном земельном участке. Уменьшение исковых требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Кабинет Министров Республики Татарстан, ГКУ "Главтатдортранс", Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 27 августа 2020 года исковые требования удовлетворил частично, взыскав с исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан за счет казны муниципального образования 5 220 609 руб. 60 коп. убытков, а также 31 500 руб. в счет возмещения расходов на экспертизу и 40 352 руб. в счет возмещения расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет, заявитель) обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой прocит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт о взыскании расходов с ГКУ "Главтатдорстранс".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором прocит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участники процесса явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных в порядке статьи 123 АПК РФ о месте и времени проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный пришел к вывoду об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в целях строительства путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан" Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района приняты постановления о принятии в собственность земельного участка принадлежащего истцу N 425 от 26.08.2016 и о мене земельных участков N 2514 от 21.09.2016.
Исковое заявление мотивировано тем, что путепровод, в целях строительства которого принято решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, построен и эксплуатируется, в связи с чем истцу не представилось возможным использовать земельный участок по назначению, процедура изъятия земельного участка ответчиком не была соблюдена, убытки, связанные с фактическим изъятием части земельного участка истцу не возмещены.
Общество "Башнефть - Розница" 23.11.2018 направило в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ГКУ "Главтатдортранс", Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан претензию N 13-10/441 от 19.11.2018 с требованием произвести выплату выкупной цены за изъятое имущество, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости в размере 8 426 700 руб., в ответ на который истцу сообщили, что рассмотрение вопроса изъятия земельного участка с кадастровым номером 16:49:011002:8 возможно после определения статуса путепровода (л.д. 14 - 17, том 1).
Неисполнение в добровольном порядке обязанности по возмещению убытков, связанных с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском, требования по которому были уточнены истцом до 5 855 760 руб. в соответствии с данными судебной экспертизы.
Истцу принадлежали на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию общей площадью 2 600 кв. м, расположенный по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная (примерно в 150 м. от д. N 48 по ул. Озерная по направлению на северо - восток), и расположенная на нем автозаправочная станция с кадастровым номером 16:496000000:433 площадью 30,7 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19.11.2015 (л.д. 18 - 19, том 1).
Указанный земельный участок на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.12.2012 N 1087 "О дорожных работах на дорогах общего пользования Республики Татарстан на 2013 год" включен в зону строительства путепровода через железную дорогу 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольске.
Исполнительным комитетом ЗМР РТ 17.05.2013 выдано ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" (далее - ГКУ "Главтатдортранс") разрешение N RU16519128-44/C/2013 на строительство объекта "Путепровод через железную дорогу на 758 км. станции Зеленый Дол" сроком до 17.12.2014 (продлено ИК ЗМР РТ до 31.12.2015) (л.д.105 - 106, т.1).
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района постановлением N 2514 от 21.09.2014 постановил:
1. Изъять для муниципальных нужд у общества "Башнефть - Розница" земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8 площадью 2 600 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная, (примерно в 150 метрах от д. N 48 по ул. Озерная по направлению на северо - восток), а также объекты недвижимого имущества, расположенные на данном земельном участке: автозаправочная станция с кадастровым номером 16:49:000000:433 площадью 30,7 кв. м, расположенная по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная, здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной;
2. осуществить мену земельного участка с кадастровым номером 16:49:011002:8 площадью 2 600 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная, (примерно в 150 метрах от д. N 48 по ул. Озерная по направлению на северо - восток), принадлежащего на праве собственности обществу "Башнефть - Розница", а также объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке: автозаправочная станция с кадастровым номером 16:49:000000:433 площадью 30,7 кв. м, расположенная по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная, здание опорной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной, на земельные участки:
- с кадастровым номером 16:50:290601:28 площадью 20 000 кв. м категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения разрешенное использование: для строительства и эксплуатации АЗС, по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, с.п. 6 А65-5802/2019 Октябрьское сельское поселение, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан;
- с кадастровым номером 16:49:011907:725 площадью 5 000 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный района, г. Зеленодольск, ул. Сайдашева, разрешенного использования: для строительства и эксплуатации АЗС, находящийся в муниципальной собственности муниципального образования "Зеленодольский муниципальный район" Республики Татарстан;
3. заключить с обществом "Башнефть - Розница" договор мены земельных участков с учетом условий, установленных в статье 39.22 Земельного кодекса Российской Федерации;
4. обеспечить государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки, указанные в пункте 2 настоящего постановления в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации (л.д. 23, том 1).
Письмом исх. N 01-2/127 от 30.01.2015 Глава Зеленодольского муниципального района РТ сообщил Министру транспорта и дорожного хозяйства:
- о системной работе по выносу автозаправочной станции с трассы строящегося путепровода через железную дорогу в промышленной зоне г. Зеленодольска,
- о состоявшихся переговорах с обществом "Башнефть - Розница", итогом которых стала принципиальная договоренность об обмене участка под АЗС на два земельных участка в Зеленодольском муниципальном районе под размещение новых заправочных станций,
- о добровольном демонтаже и перемещении обществом "Башнефть - Розница" технологического оборудования, о планировании в ближайшее время сноса операторского пункта,
- о направлении на согласование обществу "Башнефть - Розница" Схемы расположения земельных участков, предлагаемых обмену, Плана мероприятий по обмену земельными участками, указав срок оформления мены - 26 мая 2015 года (л.д. 51, том 2).
Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 26.02.2016 принято постановление N 425:
1. о приятии от общества "Башнефть - Розница" в собственность Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан земельный участок и объекты недвижимости с кадастровым номером 16:49:011002:8 площадью 2 600 кв. м категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под автозаправочную станцию по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная, (примерно в 150 метрах от д. N 48 по ул. Озерная по направлению на северо - восток). Объекты: автозаправочная станция с кадастровым номером 16:49:000000:433 площадью 30,7 кв. м, расположенная по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная, здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной;
2. о передаче в собственность обществу "Башнефть - Розница" взамен передаваемого в муниципальную собственность имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления, земельных участков:
- с кадастровым номером 16:50:290601:28 площадью 20 000 кв. м категория земель: земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, с.п. Октябрьское с.п., вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации АЗС;
- с кадастровым номером 16:49:011907:725 площадью 5 000 кв. м категория земель: земли населенных пунктов по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, г. Зеленодольск, вид разрешенного использования - для строительства и эксплуатации АЗС;
3. о заключении с обществом "Башнефть - Розница" договор мены для осуществления строительства путепровода.
Указанным постановлением Исполнительный комитет постановил в установленном законодательством Российской Федерации порядке и сроках произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки (л.д. 22, том 1).
Письмом исх. N 01-2/900 от 11.04.2016 Глава Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан на запрос ГКУ "Главтатдортранс" о переносе АЗС на объекте строительства "Строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск в Зеленодольском районе" сообщил, что в настоящее время подготовлено Постановление N 425 от 26.02.2016 о принятии в собственность Зеленодольского муниципального района земельного участка и согласовании с обществом "Башнефть - Розница" начала работ по строительству путепровода на участке расположения АЗС (л.д. 49, том 2).
Между обществом "Башнефть - Розница" и Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан 25.05.2016 подписано Соглашение N БНР/М/13/5154//16/ПРЧ (далее по тексту - Соглашение) о передаче обществом в муниципальную собственность земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8 и расположенные на нем объекты: автозаправочная станция, здание операторной, молниеотвод, пожарный резервуар, стелла, столб освещения, здание насосной, а Исполнительный комитет принимает указанные объекты в собственность и предоставляет обществу безвозмездно равноценные земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:290601:28 и 16:49:011907:725.
Пунктами 1.3. и 1.4. указанного Соглашения определена стоимость указанных объектов, согласно которым стоимость объектов, передаваемых обществом в муниципальную собственность, составляет 8 426 700 руб., а стоимость объектов, передаваемых Исполнительным комитетом в собственность общества, составляет 8 426 700 руб.
На основании Соглашения между сторонами 10.06.2016 подписан Акт приема - передачи земельных участков (л.д. 26, том 1).
Постановлением N 03-03-717 от 27.03.2017 Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан постановил приступить к разработке проекта планировки и проекта межевания территории по линейному объекту "Строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан" (л.д. 89, том 1).
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан N 1376 от 31.05.2017 утвержден проект планировки и проект межевания территории по линейному объекту "Строительство путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск в Зеленодольском районе" (л.д. 86, том 1).
Общество "Башнефть - Розница" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости за обществом "Башнефть - Розница", по результатам которого регистрирующим органом отказано в регистрации перехода права собственности в связи с отсутствием регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 16:50:290601:28 и 16:49:011907:725 за Исполнительным комитетом (сообщение об отказе в государственной регистрации N 16/093/002/2016-5612, 5613, 5614, 5615 от 26.07.2016 (л.д. 27, том 1).
Исполнительным комитетом 19.03.2018 ГКУ "Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан" (далее - ГКУ "Главтатдортранс") выдано разрешение N 16-519-14-2018 на строительство Путепровода через железную дорогу на 758 км. станции Зеленый Дол (л.д.99 - 102, т.1).
В последующем, Зеленодольский городской суд Республики Татарстан решением от 02.11.2017 по делу N 2-2753, удовлетворив исковые требования Зеленодольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, признал незаконными постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 9 А65-5802/2019 26.02.2016 N 425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района РТ земельного участка" и постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ от 21.09.2016 N 2514 "О мене земельных участков".
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 08.02.2018 по делу N 33-2652/2018 решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 02.11.2017 по данному делу отменено, принято новое решение: в удовлетворении заявления Зеленодольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании недействительными (незаконными) постановлений органа местного самоуправления отказано.
Заявитель письмом исх. N 10/2268 от 05.06.2018 обратился к руководителю Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района г. Зеленодольск и к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о предоставлении информации о компенсации за изъятый для государственных и муниципальных нужд объекта корпоративной собственности ООО "Башнефть - Розница" (л.д. 42, том 1).
Письмом исх. N 03-2/3636 от 12.07.2018 Исполнительный комитет сообщил, что данный вопрос будет рассматриваться после рассмотрения Верховным Судом Республики Татарстан кассационной жалобы на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан (л.д. 43, том 1).
Письмом исх. N 10/3145 от 26.07.2018 истец обратился в Исполнительный комитет о предоставлении контактных данных представителя Муниципального образования Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан для совместной явки в органы Росреестра, либо оформить доверенность на сотрудника общества для совершения регистрационных действий (л.д. 44, том 1).
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N 1725 от 31.08.2018 постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N 2514 от 21.09.2016 "О мене земельных участков" и от 26.02.2016 N 425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан земельного участка" признаны утратившими силу в связи с их фактическим неисполнением (л.д. 95, том 1).
В ответ на письмо исх. N 10/3145 от 26.07.2018 Исполнительный комитет письмом исх. N 03-2/4752 от 06.09.2018 сообщил, что постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N1725 от 31.08.2018 признаны утратившими силу постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N2514 от 21.09.2016 "О мене земельных участков" и от 26.02.2016 N425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан земельного участка" в связи с их фактическим неисполнением (л.д. 45, том 1).
Судом установлено, что принадлежащий истцу земельный участок и расположенная на нем АЗС изымались у общества в целях строительства путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол в г. Зеленодольск в Зеленодольском районе.
На основании выданных Исполнительным комитетом ЗМР РТ разрешения N RU16519128-44/C/2013 от 17.05.2013 на строительство объекта "Путепровод через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол" и разрешения N 16-519-14-2018 от 19.03.2018 на строительство Путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол учреждением "Главтатдортранс" указанный объект построен, получено заключение Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации (л.д.107 - 108, т.1).
Построенный объект введен в эксплуатацию на основании выданного Исполнительным комитетом ЗМР РТ разрешения N 16-519-14-2018 от 19.08.2019 (л.д. 99, том 1).
Министерство транспорта и дорожного хозяйства письмами исх. N 6036 от 27.06.2016, N 4920 от 22.04.2019 в целях дальнейшего содержания и эксплуатации участка автомобильной дороги и путепровода обратился к Премьер - министру с предложением определить балансодержателем объектов Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, указав, что после ввода в эксплуатацию, путепровод совместно с участком автомобильной дороги должен быть передан в муниципальную собственность (л.д. 47, 57 - 58, том 2).
Письмом исх. N 46028 от 21.08.2019 Кабинет министров Республики Татарстан обратился к Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову с предложением определить с 01 января 2020 года балансодержателем участка автомобильной дороги "Йошкар - Ола - Зеленодольск" и находящегося в административных границах г. Зеленодольска путепровода Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района (л.д. 108 - 109, том 2).
В настоящий момент, согласно выписке из ЕГРН, права собственности на путепровод через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол зарегистрированы за РТ и переданы в оперативное управление ГКУ "Главтатдортранс".
Таким образом, фактически у истца изъят принадлежавший ему земельный участок с последующим снесением находившейся на нем автозаправочной станции истца и строительством путепровода, при этом, равноценные участки взамен изъятого земельного участка истцу не переданы.
Отклоняя доводы Исполнительного комитета о том, что в настоящий момент право собственности на путепровод зарегистрировано за республикой Татарстан, и что путепровод находится в оперативном управлении государственного казенного учреждения "Главтатдорстранс", суд первой инстанции правомерно указал, что именно Исполнительный комитет не довел до завершения начатую им процедуру изъятия земельного участка и расположенной на нем автозаправочной станции, принадлежавшей истцу.
Оценив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции нашел их необоснованными.
Пунктом 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу пункта 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Согласно статье 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия), государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Материалами дела подтверждается то, что фактически принадлежащий на праве собственности обществу "Башнефть - Розница" земельный участок с кадастровым номером 16:49:011002:8 используется под путепровод. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Из Акта обследования от 16.08.2019, составленного кадастровым инженером следует, что объект недвижимости с кадастровым номером 16:49:000000:433, который располагался на земельном участке с кадастровым номером 16:49:011002:8 снесен (л.д. 97, том 1).
При выполнении работ по созданию ситуационного плана земельного участка с кадастровым номером N 16:49:011002:8 специалистом ООО "АЗИМУТ - ГЕО" Зеленодольского района РТ выявлено, что на данном земельном участке находится автомобильная дорога (Казань - Волжск) и кольцо (развязка) (л.д. 98 - 100, том 2).
Сторонами также не оспаривается, что постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района N 2514 от 21.09.2016 "О мене земельных участков", от 26.02.2016 N 425 "О принятии в собственность Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан земельного участка" и Соглашение о передаче в муниципальную собственность земельного участка, предназначенного для размещения объектов транспортной инфраструктуры от 25.05.2016 в части передачи истцу равноценных земельных участков взамен изъятого земельного участка истцу не исполнены.
Расчет убытков, причиненных изъятием земельного участка истца, не произведен.
Таким образом, установленная законом процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд в данном случае не соблюдена.
Указанное, однако, не означает, что отсутствие решения об изъятии земельного участка и несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для муниципальных нужд само по себе лишает правообладателя такого участка, в данном случае, собственника, права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества (пункт 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных ли муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 2379/11 "нормы статей 279, 281, 282, 283 ГК РФ и статей 49, 57 ЗК РФ, регулирующие порядок выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд, распространяются как на собственников земельных участков, так и на обладателей иных вещных прав. При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.
В силу статьи 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу статьи 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1). При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2). При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (пункт 3). Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
Статьей 282 ГК РФ предписан порядок обращения соответствующих органов в суд с иском об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд по решению суда, если правообладатель не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
Статьей 49 ЗК РФ предусматривается изъятие земельных участков, в том числе, по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 57 ЗК РФ возмещение убытков осуществляется за счет лиц, в пользу которых ограничиваются права, а при отсутствии таких лиц - за счет соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет лиц, деятельность которых вызвала ухудшение качества земель.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ в ЗК РФ введена глава VII.1, закрепившая законодательно порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, причиненных их изъятием.
К названному порядку и условиям относится: изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (статья 56.2);
принятия решения об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (статья 56.6);
включение в размер возмещения рыночной стоимости земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночной стоимости иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытков, причиненных изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В пункте 6 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных ли муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 разъяснено, что выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным пунктом 2 статьи 281 ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Как порядком, установленным Правительством Российской Федерации, так и внесенными в Земельный кодекс РФ изменениями установлено, что при наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предусмотрена возможность предоставления им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В этом случае в соглашении об изъятии недвижимости указывается рыночная стоимость земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (статья 56.9).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что соглашение об изъятии земельного участка истца и передаче ему взамен равноценных земельных участков с указанием их стоимости было заключено между истцом и Исполнительным комитетом. Однако, указанное Соглашение Исполнительным комитетом не исполнено, соответствующее право собственности на изъятый земельный участок и земельные участки, которые должны были быть переданы истцу взамен изъятого, фактически не зарегистрировано.
До 01.04.2015 при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 01.04.2015 необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ).
Поскольку в настоящем случае фактическое изъятие произошло по инициативе Исполкома Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, то и возмещение должно производиться за счет средств муниципального бюджета.
Именно Исполнительный комитет, выступая инициатором строительства путепровода, принял постановления N 425 от 26.02.2016 о принятии в собственность Зеленодольского муниципального района РТ и N 2544 от 21.09.2016 о мене земельных участков, которые фактически в части передачи обществу иных равноценных земельных участков не были исполнены, и процедура изъятия не была проведена в соответствии с установленным действующим законодательством порядком; именно Исполком разрешил ГКУ "Главтатдортранс" производство подготовительных работ по строительству путепровода, а в последующем 17.05.2013 выдал третьему лицу разрешение NRU16519128-44/C/2013 на строительство объекта "Путепровод через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол" сроком до 17.12.2014 (продлено ИК ЗМР РТ до 31.12.2015) и разрешение N16-519-14-2018 на строительство Путепровода через железную дорогу на 758 км станции Зеленый Дол.
Таким образом, обязательства, которые брал на себя Исполнительный комитет в связи с изъятием у истца земельного участка, им исполнены не были.
Доводы заявителя об отмене ранее принятого постановления об изъятии у истца земельного участка и автозаправочной станции не могут служить основанием для отмены принятого решения и отказа в иске, поскольку в связи с завершением строительства путепровода и передачей его в собственность Республики Татарстан возвращение истцу изъятого у него земельного участка и автозаправочной станции не представляется возможным.
В связи с наличием у сторон разногласий и относительно размера возмещения, причитающегося Обществу за изъятый для муниципальных нужд земельный участкок с кадастровым номером 16:49:011002:8, и учитывая, что разрешение данного вопроса требует специальных познаний, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
По ходатайству истца была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Коллегия Эксперт" Харисовой Ильгине Рамилевне.
Перед экспертом поставлен следующий вопрос: Определить рыночную стоимость фактически изъятого земельного участка с кадастровым номером 16:49:011002:8, общей площадью 2 600 кв. м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под заправочную станцию" и находящегося на нем недвижимого имущества - автозаправочной станции с кадастровым номером 16:49:000000:433, общей площадью 30,7 кв. м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная (примерно в 150 м от дома N 48 по ул. Озерная по направлению на северо-восток).
С учетом выявленных недостатков в представленном экспертном заключении, наличие которых частично признаны экспертом в судебном заседании, суд определением суда от 02 июля 2020 года назначил дополнительную экспертизу, поставив перед экспертом тот же вопрос.
В соответствии с дополнительным заключением N 19/144д эксперт пришел к следующему выводу: "Рыночная стоимость фактически изъятого земельного участка с кадастровым номером 16:49:011002:8, общей площадью 2 600 кв. м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под заправочную станцию" и находящегося на нем недвижимого имущества - автозаправочной станции с кадастровым номером 16:49:000000:433, общей площадью 30,7 кв. м, расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Новостроительная (примерно в 150 м от дома N 48 по ул. Озерная по направлению на северо - восток) составила 5 855 760 (пять миллионов восемьсот пятьдесят пять тысяч семьсот шестьдесят) рублей".
Исследовав дополнительное заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Коллегия Эксперт" Харисовой Ильгины Рамилевны N 19/144д, оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ наряду с иными представленными в материалы дела доказательствами, приняв во внимание доводы (возражения) сторон, суд пришел к выводу о соответствии заключения эксперта N 19/144д требованиям статьи 86 АПК РФ.
На основании заключения проведенной по делу судебной экспертизы от N 19/144д и пояснений эксперта, данных суду в судебном заседании, суд установил, что рыночная стоимость убытков, причинённых изъятием для государственных нужд части земельного участка и находившегося на нем объекта недвижимости (за исключением объектов движимого имущества - контейнеров, грязеотстойника, масло - бензосборного колодца) составляет 5 220 609 руб. 60 коп.
Возражений относительно определенной судом стоимости земельного участка в апелляционной жалобе не заявлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.08.2020 по делу N А65-5802/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Ястремский |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5802/2019
Истец: ООО "Башнефть-Розница", Республика Башкортостан, г.Уфа
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г.Казань, Министерство транспорт и дорожного хозяйства Республики Татарстан, Министерство финансов Респубдики Татарстан
Третье лицо: АО "Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан", Государственное казенное учреждение "Главтатдортранс", г.Казань, ЗАО "Эксперт-Оценка", Исполком Зеленодольского муниципального района РТ, Кабинет Министров Республики Татарстан, г.Казань, Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд, ООО "АДВАНС "Экспертное агентство", ООО "АК ВОСТОК", ООО "Аудит Плюс", ООО "Аудит-Безопасность", ООО "Аудиторская компания "Центр аудита и консалтинга" "АКЦЕПТ", ООО "Бизнес-консалтинг", ООО "Билге", ООО "Коллегия Эксперт", ООО "Орион", ООО "Экспертиза и недвижимость", "Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" - "Общество оценщиков Татарстана", Управление Росреестра по РТ
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-135/2021
06.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14644/20
27.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5802/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-5802/19