12 ноября 2020 г. |
А39-1037/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" (430000, г. Саранск, ул. А.Невского, д. 67; ОГРН 1131326001421, ИНН 1326224495)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2020
по делу N А39-1037/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" о признании незаконным решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 27.12.2019 N 4634,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" - Ионова М.А. по доверенности от 06.11.2020 N 1 сроком действия до 31.12.2021,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" (далее - ООО "Ламзурь С", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным решения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 27.12.2019 N 4634.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Березниковское территориальное лесничество" (далее - ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество").
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2020 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество настаивает на том, что оспариваемое решение принято с нарушением действующего законодательства, не соответствует требованиям приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17, нарушает его права и охраняемые законом интересы в области использования лесов, в том числе нарушает право арендатора на использование лесного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Министерство ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что по договору аренды лесного участка от 07.10.2009 N 13/8 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в настоящее время - Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия) предоставило ОАО "Ламзурь С" (в настоящее время - ООО "Ламзурь С") в аренду лесной участок площадью 0,6 га, находящийся в собственности Российской Федерации, зарегистрированный в государственном лесном реестре за N 211-2009-10 и являющийся частью лесных участков с условным кадастровым номером 13:1/23:226/2003:261 (в настоящее время кадастровый номер 13:04:0000000:120) (пункты 1, 2).
Лесной участок имеет местоположение: Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район, ГУ "Березниковское территориальное лесничество" (в настоящее время - ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество"), Березниковское участковое лесничество, квартал N 248, выдел 15 (пункт 3).
Лесной участок передаётся арендатору для осуществления рекреационной деятельности (пункт 4). Срок действия договора - по 07.10.2034 (пункт 29).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2016 за Обществом признано право собственности на домик для отдыха N 1 общей площадью 66,1 кв. м, домик для отдыха N 2 общей площадью 136,9 кв. м и баню общей площадью 111,8 кв.м, расположенные адресу: Республика Мордовия, Кочкуровский район, ГУ "Большеберезниковский лесхоз", Березниковское лесничество, квартал N 248, выдел 15. Решение вступило в законную силу 19.02.2016.
Приказом Министерства от 18.12.2018 N 1258 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы на разработанный арендатором Проект освоения лесов на арендованный лесной участок. При этом согласно Проекту освоения лесов, прошедшему государственную экспертизу, утверждённую министерством, на территории арендованного лесного участка имеются временные постройки, используемые в рекреационных целях, в том числе домик для отдыха N 1, домик для отдыха N 2, баня (деревянные временные сооружения на столбчатых фундаментах).
Общество подало в Министерство 20.12.2019 лесную декларацию от 20.12.2019 N 1, заявив, что с 01.01.2020 по 31.12.2020 использует леса для осуществления рекреационной деятельности на арендованном лесном участке в соответствии с Проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утверждённую приказом Министерства от 18.12.2018 N 1258. В приложении N 2 к декларации указаны временные постройки, используемые в рекреационных целях, в том числе домики для отдыха N 1 и N 2, а также баня.
Министерство письмом от 27.12.2019 N 4634 направило Обществу извещение об отказе в приёме лесной декларации по причине недостоверности сведений, содержащихся в декларации.
Посчитав решение Министерства незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17, от 08.12.2016 N 641 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подаётся в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, либо лицами, осуществляющими использование лесов на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьёй 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута.
Форма лесной декларации, порядок её заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ).
Лесная декларация подаётся не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В силу пункта 6 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к её содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня её получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в её приёме, содержащее обоснование отказа.
Уполномоченным органом государственной власти Республики Мордовия в области лесных отношений является Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия (подпункт 20 пункта 8 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, утверждённого постановлением Правительства Республики Мордовия от 18.01.2010 N 1).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утверждён Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приёму лесных деклараций и отчётов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
В пункте 2.11.1 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части приёма лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Отказ в приёме декларации Министерство обосновало тем, что согласно Проекту освоения лесов по договору аренды лесного участка на территории арендованного лесного участка расположены постройки временные, используемые в рекреационных целях. Данные сведения не соответствуют фактическому использованию лесного участка. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на территории арендованного лесного участка вместо временных построек размещены объекты капитального строительства (объекты недвижимого имущества): домик для отдыха N 1 общей площадью 66,1 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:74; домик для отдыха N 2 общей площадью 136,9 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:76; баня общей площадью 111,8 кв. м с кадастровым номером 13:1360315003:75.
Учёт указанных выше объектов в Едином государственном реестре недвижимости и государственную регистрацию права на недвижимое имущество Общество не отрицает.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости сведения об учтённом недвижимом имуществе и о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество являются достоверными.
Таким образом, поданная Обществом лесная декларация содержит недостоверные сведения о временных постройках, используемых в рекреационных целях, а также не соответствует Проекту освоения лесов.
При таких обстоятельствах у Министерства имелись предусмотренные пунктом 2.11.1 Административного регламента основания для отказа Обществу в предоставлении государственной услуги по приёму лесной декларации.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в области лесных отношений, соответствует пункту 6 Порядка и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Позиция заявителя, что для принятия законного и обоснованного решения Министерство должно было провести специальное исследование (натурное обследование лесного участка), не основана на нормах действующего законодательства.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что законность нахождения на арендованном лесном участке объектов подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.01.2016 по делу N А39-4808/2015, не влияет на правовую оценку оспариваемого решения Министерства, поскольку предметом настоящего спора является решение об отказе в приёме лесной декларации по причине недостоверности сведений о временных постройках, указанных в лесной декларации.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства, в том числе законодательства о защите конкуренции.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Позиция заявителя и представленные им доказательства не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и сводится в целом к иной оценке доказательств.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2020 по делу N А39-1037/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 22.07.2020 по делу N А39-1037/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ламзурь С" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1037/2020
Истец: ООО "Ламзурь С"
Ответчик: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия
Третье лицо: ГКУ РМ "Березниковское территориальное лесничество"