г. Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-99713/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиев,
судей Н.И. Левченко, Д.В. Пирожкова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Г. Кургановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Байкал Логистика"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 сентября 2020 года
по делу N А40-99713/20, принятое судьёй Хайло Е.А.,
по иску ООО "Байкал Логистика"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Русакова М.П. по доверенности от 05.06.2020
от ответчика: Липкань М.Е. по доверенности от 15.07.2019
УСТАНОВИЛ
ООО "БАЙКАЛ ЛОГИСТИКА" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ОАО "РЖД" (далее ответчик) о взыскании 946 512 руб. 00 коп. пени за просрочку доставки вагонов, контейнеров.
Решением суда от 10 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано по причине продления сроков доставки по договору с грузоотправителем и занятости фронта выгрузки у грузополучателя.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик просит в отзыве решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в его мотивировочной части.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 10 сентября 2020 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, в процессе оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом ОАО "Российские железные дороги", являясь перевозчиком, нарушало нормативный срок доставки, что подтверждается прилагаемыми транспортными накладными и послужило основанием для обращения с настоящими требованиями.
Согласно статье 122 УЖТ РФ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику.
В соответствии со ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Согласно требованиям ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ, перевозчик обязан доставить груз по назначению в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.
В соответствии со ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Сроки доставки грузов определяются в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
По мнению истца, размер пени за просрочку доставки вагонов, контейнеров составляет 946 512 руб. 00 коп.
Отказывая в иске по железнодорожным накладным ЭЙ912710, ЭЙ913756, ЭЙ913840, ЭЙ913918, ЭЙ913964, ЭК033307, ЭК036354, суд пришел к выводу о необоснованности доводов истца на сумму 929 226 руб., суд сослался на заключенный с грузоотправителем договор о продлении срока доставки.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Договор N9 16/01-УСД-17 от 18.04.2017 г., на который ссылается ответчик, истцом не подписывался и не заключался, следовательно, условия указанного договора не создают для истца правовых последствий, поскольку в соответствии со ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Согласно п. 1.1 Договора N 16/01-УСД-17 от 18.04.2017 г. стороны согласовали увеличение установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов/ порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.08.2015 N9245, срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов, отправляемых со станций Московской железной дороги на 5 суток.
Из условий договора N 16/01-УСД-17 от 18.04.2017 г. ясно видно, что для увеличения срока доставки груза необходимо исполнение следующих условий:
1. отправка со станций Московской железной дороги;
2. вагоны должны находиться в собственности (аренде) у стороны по договору.
Согласно транспортным железнодорожным накладным, было выполнено лишь одно условие - вагоны были отправлены со станции Московской железной дороги, в то время как второе условие исполнено не было, а именно вагоны не принадлежали ни грузоотправителю, ни перевозчику.
При таких обстоятельствах требования о взыскании 929 226 руб. предъявлены истцом правомерно и удовлетворяются судом апелляционной инстанции частично в размере 464 613 руб. по причине применения ст.333 ГК РФ с целью установить разумный баланс в интересах сторон, исключающий получение необоснованных выгод истцом за счет ответчика.
В отношении требований по железнодорожным накладным ЭК426095 и ЭК426478 в иске отказано правомерно, так как о факте занятости фронта выгрузки грузополучателя по накладным ЭК426095 (вагон N 61301115) и ЭК426478 (вагон N 63567358) составлен акт общей формы N 92780/8658 от 16.06.2019.
О факте занятости фронта выгрузки грузополучателя по накладной ЭК533077 (вагон N 60085248) составлен акт общей формы N 512 от 17.06.2019.
Актами общей формы N N 92780/8658 от 16.06.2019, 512 от 17.06.2019 установлено, что вагоны N 61301115, 63567358, N 60085248 простаивали на путях общего пользования станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя - занятости фронта выгрузки. При этом вагоны с грузом прибыли на станцию назначения в расчетные сроки доставки, указанные в накладных.
Расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ в сумме 21 530 руб. (ст.110 АПК РФ).
Госпошлина, не оплаченная истцом при обращении с апелляционной жалобой, подлежит взысканию в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: с истца - в сумме 55 руб., с ответчика - в сумме 2 945 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 сентября 2020 года по делу N А40-99713/20 отменить. Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ООО "Байкал Логистика" 464 613 руб. - пени, 21 530 руб. - госпошлины за рассмотрение иска, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Байкал Логистика" 55 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" 2 945 руб. - госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99713/2020
Истец: ООО "БАЙКАЛ ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"