Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-134540/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей О.И. Шведко и Н.В. Юрковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.С. Макаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 29 по городу Москве на определение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020 по делу N А40-134540/17, вынесенное судьей П.Н. Коршуновым в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "ИНЖТРАСС-СТРОЙ",
о признании требований ИФНС России N 29 по городу Москве обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника;
при участии в судебном заседании:
от к/у ООО "ИНЖТРАСС-СТРОЙ" - Левин А.В., определение АСГМ от 31.07.2020
от УФНС по г. Москве - Шигина Ю.А., дов. от 27.08.2020
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2018 в отношении ООО "Инжтрасс-строй" (ОГРН 1027739793883, ИНН 7723159532) открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Бублик Т.В. Сообщение об открытии в отношении должника процедуры конкурсное производство опубликовано конкурсным управляющим в газете "Коммерсантъ" N 70 от 21.04.2018.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 13.01.2020 приостановлено производство по рассмотрению заявления ИФНС N 29 по г. Москве о включении требований в размере 388 871 881 руб. в реестр требований кредиторов до вступления в законную силу решения о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 17- 09/141 от 04.10.2019.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 26.03.2020 возобновлено производство по заявлению ИФНС N 29 по г. Москве о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020 требование ИФНС N 29 по г. Москве в размере 388 871 881 руб. признано обоснованным с удовлетворением за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ООО "Инжтрассстрой".
Не согласившись с принятым судом определением от 15.07.2020 в части признания требований подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, ИФНС России N 29 по г.Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа апелляционную жалобу поддержал.
Представитель конкурсного управляющего должника против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения о пересмотре судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения в части признания требований подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения определения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Из материалов дела следует, что требование Инспекции ФНС N 29 по городу Москве в размере 388 871 881 руб. основано на решении о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 17- 09/141 от 04.10.2019
Суд первой инстанции, признавая требования уполномоченного органа обоснованными, исходил из представления в материалы дела достаточных доказательств наличия и размера задолженности, заявленной уполномоченным органом. Вместе с тем, суд посчитал, что заявителем пропущен срок предъявления требований кредиторов для включения в реестр требований кредиторов должника, в связи с чем требование уполномоченного органа было признано подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ООО "ИНЖТРАСС-СТРОЙ".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 142 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Согласно материалам дела сообщение о введении в отношении должника конкурсного производства было опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 70 от 21.04.2018. Между тем, требование кредитора было подано в суд 09.10.2019.
Согласно пункту 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве" последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что данное требование заявлено с пропуском срока, установленного статьей 142 Закона о банкротстве.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
Согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве правила настоящего пункта не применяются в отношении требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.
В соответствии с пунктом 12 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
По смыслу данных положений Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 Налогового кодекса Российской Федерации могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим, при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Вместе с тем, если при проведении мероприятий налогового контроля, рассмотрении результатов налоговой проверки со стороны налогового органа допущено нарушение сроков совершения соответствующих действий, в частности, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), на время такой просрочки, не обусловленной объективными причинами, течение двухмесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не приостанавливается.
Необходимо также учитывать, что Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 222-ФЗ) пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве дополнен прямым указанием на запрет понижения очередности требований уполномоченного органа в том случае, когда на день закрытия реестра не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования.
Для таких случаев данной нормой Закона о банкротстве в ее новой редакции предусмотрено увеличение общего двухмесячного срока предъявления требований уполномоченным органом до восьми месяцев с исчислением увеличенного срока начиная со дня опубликования сведений об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства. Этот специальный срок, согласно пунктам 4, 6 - 8 статьи 13 Закона N 222-ФЗ, применяется в отношении процедур конкурсного производства, введенных начиная с 01.09.2016.
Как и ранее, если у уполномоченного органа имелись объективные препятствия для предъявления требований, периоды, связанные с проведением мероприятий налогового контроля, рассмотрением результатов налоговой проверки, апелляционной жалобы на принятое по ее результатам решение, не включаются в указанный восьмимесячный срок.
Судом установлено, что при проведении выездной налоговой проверки в отношении должника, ИФНС России N 29 по г. Москве неоднократно нарушались сроки проведения мероприятий налогового контроля.
Согласно статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации, акт налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 данной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что инспекция данным правом воспользовалась и продлевала срок вынесения решения, однако документальных доказательств данного факта в материалы дела не представлено.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае принятия решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения должны быть также рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6.2 вышеуказанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 этой статьи
Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за эти нарушения законодательства о налогах и сборах, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.
Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия налогового контроля, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.
Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Приняв во внимание факт использования сторонами всех установленных настоящей статьей сроков, суд пришел к выводу о том, что решение N 17-09/141 от 04.10.2019 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вынесено на 193 дня позже предусмотренных Законом сроков, то есть по истечение более чем шести месяцев.
Согласно материалам дела, налоговая проверка проводилась на основании решения заместителя начальника Инспекции Фитина Н.А. N 16-09/1 от 15.02.2018, по итогам проверки инспекцией составлен акт налоговой проверки N16-09/141 от 05.10.2018.
Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации N 17-09/141, принято 04.10.2019.
Таким образом, налоговым органом пропущен даже восьмимесячный срок на предъявление требований кредиторов
С учетом изложенного, требования уполномоченного органа обоснованно признаны подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Доводы апелляционной жалобы по сути выражают несогласие заявителя с правовой позицией суда первой инстанции, с которой соглашается суд апелляционной инстанции, и не содержат каких-либо фактов или обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для изменениям или отмены обжалуемого определения.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по изложенным в них доводам.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020 по делу N А40-134540/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России N 29 по г.Москве- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
О.И. Шведко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134540/2017
Должник: ООО "ИНЖТРАСС-СТРОЙ"
Кредитор: АО "Люберецкий Водоканал", АО "Мосводоканал", ООО "ВЗЛЕТ-МСК", ООО "ПЕРВАЯ ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ", ООО Теплогенерация, ПАО "Мосэнерго", САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ КОМПАНИЙ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ"
Третье лицо: Денисова Л В, Бодров Алексей Геннадьевич, Бублик Татьяна Викторовна, Гарибова Лола Анатольевна, Калядин Юрий Владимирович, Руднов Сергей Иванович
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20552/2023
02.09.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15365/20
04.05.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15984/2022
17.01.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-76912/2021
23.09.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15365/20
07.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20643/2021
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15365/20
11.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48016/20
07.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15365/20
20.07.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10673/20
28.06.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27685/19
11.04.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134540/17
15.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134540/17
12.09.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-134540/17