г. Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-343294/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей Е.А. Птанской, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Облтранстерминал" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 июля 2020 года по делу N А40-343294/19,
принятое судьей Бушкаревым А.Н.,
по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Облтранстерминал" (ОГРН: 1165053050579, ИНН: 5053042571)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Бубнова А.А. по доверенности от 06.12.2018, Мельникова Е.В. по доверенности от 06.12.2018,
от ответчика: Коржикова С.П. по доверенности от 10.10.2019,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Облтранстерминал" (далее - ответчик) о взыскании ущерба в размере 8 090 890 руб. 78 коп.
Решением от 15 июля 2020 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступили возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 15.07.2020 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен договор N 182\ПГ-18 от 21.02.2018 (далее - Договор), который регулирует отношения сторон по перевозке грузов и (или) порожних вагонов по графику с согласованным временем отправления и прибытия (перевозки грузов по графику).
Наименование маршрутов следования, груза, количество грузовых поездов и вагонов в поезде при перевозках грузов и (или) порожних вагонов по графику на условиях договора согласованы сторонами в Приложении N 1 к Договору.
В соответствии с п.2.1.1 Договора, ОАО "РЖД" обеспечивает перевозку грузов по графику с целью выполнения условий договора, в объемах и по направлениям, согласованным сторонами в Приложении N 1 к Договору, в соответствии с графиком, согласованным Сторонами в Приложении N 2 к Договору.
На основании п.2.2.3 заключенного Договора ответчик ежемесячно, не позднее, чем за 10 дней до начала месяца, предшествующего планируемому, предоставляет данные, указанные в Приложении N 1 к настоящему договору.
В Приложении N 1 к Договору, сторонами был установлен график отправления грузов и (или) порожних вагонов, в том числе временной период, маршрут следования (станция отправления и станция назначения), номенклатура грузов - грузы в контейнерах с длиной поезда в 57-71 условный вагон, а также размер оплаты услуг в случаях прибытия с допустимым к отклонением от графика (100% и 50%).
Приложением N 2 к договору было предусмотрено составление ответчиком посуточного графика отправления и предоставлением его истцу.
Сторонами были заключены дополнительные соглашения к договору: N 1 от 19.03.2018, N 2 от 21.12.2018, N 3 от 31.01.2019, N 4 от 11.03.2019.
Данными дополнительными соглашениями Приложения N 1 и N 2 были изложены в соответствующих редакциях.
Плательщиками и грузополучателями по данному договору являлись ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" и ООО "Дальневосточная транспортная компания", что подтверждается прилагаемыми накладными.
Протоколом совещания у начальника управления Центра фирменного транспортного обслуживания от 24.08.2018 N ЦФТО-276/пр было установлено назначение контейнерных поездов в графике движения поездов на 2018/2019 год.
В соответствии с "Порядком организации перевозок груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов" (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 01.02.2018 N 176/р) перевозка контейнерными поездами возможна:
1) с объявлением телеграммой ОАО "РЖД" (без разработки специализированного расписания) маршрута следования и длины контейнерного поезда в условных вагонах, отправлением и проследованием по ниткам графика грузовых поездов без присвоения номера контейнерного поезда со скоростью маршрутных отправок;
2) с разработкой специализированного расписания контейнерного поезда с присвоением номера поезда (в рамках услуги на перевозку грузов и (или) порожних вагонов по графику и согласованным временем (в часах) отправления и прибытия), и объявления поезда телеграфным указанием ОАО "РЖД".
Телеграммой Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД (далее- Телеграмма по маршруту) были объявлены маршруты перевозки грузов в контейнерных поездах на 2018/2019 год длиной 71 условный вагон, в том числе по маршруту Электроугли- ЧерустиДружинино- Называевская- Иня-Восточная. ЦФТО/ТЦФТО посуточный график отправления согласно приложению N 2 по направлениям и объемам, не Далее, распоряжением от 07.12.2018 N 2630/р "Об утверждении плана формирования грузовых поездов на железных дорогах ОАО "РЖД" на 2018/2019 год" с 09.12.2018 введен в действие план формирования грузовых поездов.
Во исполнение распоряжения от 07.12.2018 N 2630/р Московским центром фирменного транспортного обслуживания была дана телеграмма от 13.12.2018 N 239/МСК ТЦФТО, которой предусмотрены нормы по весу и длине поезда, а также предусмотрено проставление отметки "Контейнерный поезд" при соблюдении условий: наличия разработанной и объявленной на сеть нитки графика контейнерного поезда с присвоением номера поезда, объявления маршрута следования контейнерного поезда.
Телеграммой Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 11.12.2018 N исх.- 11348/МОСКД (далее - Телеграмма по нитке) были предусмотрены в графике движения поездом 2018/2019 г.г. расписания контейнерных поездов в ускоренном режиме длиной 57-71 условных вагонов, в том числе поезд N 1358 Электроугли- Угловая.
Телеграммой Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 24.01.2019 с 28.01.2019 N исх.-1077 (далее-Телеграмма по нитке) в маршруты контейнерных поездов был назначен контейнерный поезд N 1376 длиной 57- 71 условных вагонов по маршруту Электроугли- Иня-Восточная- Базаиха.
Таким образом, Сторонами по договору, а также вышеуказанными телеграммами, были установлены станции назначения, маршруты следования, длина поезда (условные вагоны) и другие условия перевозки контейнерными поездами с применением понижающих провозную плату коэффициентов.
При соблюдении вышеуказанных условий, Клиент имел право на проставление отметки "Контейнерный поезд" и получение скидки по провозной плате по пункту 2.35 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами" (Тарифное руководствоN 1, части N 1 и N 2): к плате за перевозку грузов в контейнерах, порожних контейнеров, следующих в составе контейнерного поезда, дополнительно применяются следующие коэффициенты: 0,95 - при перевозке на расстояние свыше 2000 км.
Так как Клиентом в нарушение вышеуказанных условий договора и телеграмм отметки "Контейнерный поезд" были проставлены необоснованно, перевозчиком применены понижающие коэффициенты, что в совокупности привело к недобору провозной платы по вагонам и отправкам, указанным в расчете к исковому заявлению.
Учитывая, что Ответчиком не были соблюдены условия для отправления контейнерных поездов, в перевозочных документах не обоснованно проставлена отметка "Контейнерный поезд", при определении платы за перевозку грузов в контейнерном поезде не должен был дополнительно применяться коэффициент 0,95.
Ответчиком были допущены следующие нарушения по станциям назначения и датам отправки, что также подтверждается натурными листами вагонов:
1) По станции Базаиха:
- дата отправки 09.12.2018, натурный лист поезда 1140 2306 538 8921-станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительной станции Базаиха с 28.01.2019 N исх.- 1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут),
- дата отправки 17.12.2018, натурный лист поезда 1358 2306 539 8921 - станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительной станции Базаиха с 28.01.2019 N исх.-1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут),
- дата отправки 24.12.2018, натурный лист поезда 1358 2306 540 8921 -станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительной станции Базаиха с 28.01.2019 N исх.-1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут).
По станции Пня- Восточная: - дата отправки 14.12.2018, натурный лист поезда 1376 2306 322 8516, станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительно станции Иня с 28.01.2019 N исх.-1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут),
- дата отправки 09.12.2018, натурный лист поезда 1376 2306 320 8516, станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительно станции Иня с 28.01.2019 N исх.-1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут),
- дата отправки 08.12.2018, натурный лист поезда 1376 2306 319 8516, станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительно станции Иня с 28.01.2019 N исх.-1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут),
- дата отправки 12.12.2018, натурный лист поезда 1376 2306 321 8516, станция отсутствует в договоре, Телеграмма по нитке о включении дополнительно станции Иня с 28.01.2019 N исх.-1077, в нарушение отправлены по Телеграмме по нитке (до включения станции в маршрут),
- дата отправки 15.12.2018, натурный лист поезда 3520 2306 082 2300, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 21.12.2018, натурный лист поезда 3570 2306 085 2300, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 17.12.2018, натурный лист поезда 3570 2306 323 2300, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 67 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 19.12.2018, натурный лист поезда 3560 2306 324 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 23.12.2018, натурный лист поезда 3560 2306 326 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 56 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 22.12.2018, натурный лист поезда 3560 2306 325 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх. - 26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 26.12.2018, натурный лист поезда 3560 2306 327 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 29.12.2018, натурный лист поезда 3560 2306 329 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 62 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 02.01.2019, натурный лист поезда 3560 2306 330 2300, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 65 условный вагон, длина поезда 65 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 11.01.2019, натурный лист поезда 3558 2306 332 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.- 26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 12.01.2019, натурный лист поезда 3560 2306 333 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 58 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 14.01.2019, натурный лист поезда 3556 2306 334 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 58 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 17.01.2019, натурный лист поезда 3608 2306 335 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 19.01.2019, натурный лист поезда 3556 2306 336 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 20.01.2019, натурный лист поезда 3564 2306 337 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 22.01.2019, натурный лист поезда 3582 2306 338 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 23.01.2019, натурный лист поезда 3552 2306 339 8516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы,
- дата отправки 25.01.2019, натурный лист поезда 3606 2306 3408516, ушел по маршруту следования по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в. в нарушение телеграммы.
По станции Угловая:
- дата отправки 19.01.2019, натурный лист поезда 3506 2306 548 9822, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут ЭлектроуглиУгловая отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 60 у.в.,
- дата отправки 26.01.2019, натурный лист поезда 3506 2306 549 9822, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут ЭлектроуглиУгловая отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 56 у.в.;
По станции Базаиха: - дата отправки 13.01.2019, натурный лист поезда 3562 2306 563 8921, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут Электроугли Базаиха отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в.,
- дата отправки 20.01.2019, натурный лист поезда 3560 2306 544 8921, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут Электроугли- Базаиха отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в.,
- дата отправки 03.02.2019, натурный лист поезда 1358 2306 540 8921, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут Электроугли Базаиха отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 61 у.в.,
- дата отправки 06.02.2019, натурный лист поезда 3582 2306 547 8921, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут ЭлектроуглиБазаиха отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в.,
- дата отправки 02.01.2019, натурный лист поезда 3608 2306 541 8921, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут ЭлектроуглиБазаиха отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в.,
- дата отправки 06.01.2019, натурный лист поезда 3608 2306 542 8921, отправлен по Телеграмме по маршруту от 05.12.2018 N исх.-26685/ЦД, но маршрут ЭлектроуглиБазаиха отсутствует в телеграмме, не соблюдена условная длина поезда 71 условный вагон, длина поезда 57 у.в.
Кроме того, ответчиком, в нарушение п.2.2.3 Договора, не был представлен истцу посуточный график отправления согласно Приложению N 2 к Договору.
Несоблюдение договорных условий для отправления контейнерных поездов со станции Электроугли за период с 08.12.2018 по 06.02.2019 и неправильное указание в перевозочных документах сведений о перевозке контейнерном поезде привело к недобору провозной платы по накладным, указанным в расчете, являющимся приложением к исковому заявлению.
Недобор провозной платы согласно расчету истца составил 8 090 890 руб. 78 коп. с учетом НДС.
С целью соблюдения досудебного порядка урегулирования возникших разногласий истцом в адрес ответчика была направлена претензия, исх. N 6058/МСК ТЦФТО от 08.07.2019 с предложением погасить недобор провозной платы в добровольном порядке 8 090 890 руб. 78 коп., которая оставлена без удовлетворения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на стороне ответчика образовался недобор провозной платы, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Довод ответчика о том, что он осуществлял как договорные, так и внедоговорные отправки, соблюдая установленную длину поезда и маршрут, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Договор между сторонами N 182\ПГ-18 (далее- Договор) от 21 февраля 2018 года, регламентирует отношения сторон по перевозке грузов и (или) порожних вагонов по графику, с согласованным временем отправления и прибытия (перевозки грузов по графику), а также дополнительные соглашения к нему N 1 от 19.03.2018, N 2 от 21.12.2018, N 3 от 31.01.2019, N 4 от 11.03.2019.
Наименование маршрутов следования, груза, количество грузовых поездов и вагонов в поезде при перевозках грузов и (или) порожних вагонов по графику на условиях договора согласованы сторонами в Приложении N 1 к Договору.
В соответствии с п.2.1.1 Договора, ОАО "РЖД" обеспечивает перевозку грузов по графику с целью выполнения условий договора, в объемах и по направлениям, согласованным сторонами в Приложении N 1 к Договору, в соответствии с графиком, согласованным Сторонами в Приложении N 2 к Договору.
На основании п.2.2.3 заключенного Договора ответчик ежемесячно, не позднее, чем за 10 дней до начала месяца, предшествующего планируемому, предоставляет в превышающем данные, указанные в Приложении N 1 к настоящему договору.
В Приложении N 1 к Договору, сторонами был установлен график отправления грузов и (или) порожних вагонов, в том числе временной период, маршрут следования (станция отправления и станция назначения), номенклатура грузов - грузы в контейнерах с длиной поезда в 57-71 условный вагон, а также размер оплаты услуг в случаях прибытия с допустимым к отклонением от графика (100% и 50%).
Приложением N 2 к договору было предусмотрено составление ответчиком посуточного графика отправления и предоставлением его истцу.
Сторонами были заключены дополнительные соглашения к договору: N 1 от 19.03.2018, N 2 от 21.12.2018, N 3 от 31.01.2019, N 4 от 11.03.2019.
Плательщиками и грузополучателями по данному договору являлись ЗАО "Евросиб СПб-транспортные системы" и ООО "Дальневосточная транспортная компания".
Протоколом совещания у начальника управления Центра фирменного транспортного обслуживания от 24.08.2018 N ЦФТО-276/пр было установлено назначение контейнерных поездов в графике движения поездов на 2018/2019 г.
В процессе рассмотрения дела ответчик обоснованно ссылался на то, что перевозки происходили в соответствии с Порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 01.02.2018 г. N 176р, однако условия Порядка не были им соблюдены.
Так в соответствии с Порядком, контейнерный поезд (далее - КП) формируется на основании заключаемых договоров на организацию контейнерного поезда.
Сторонами был заключен соответствующий договор.
В соответствии с Порядком, возможны только 2 варианта отправления КП, при которых ответчик, как организатор перевозки, получает возможность проставления отметки "Контейнерный поезд" и применения поправочных коэффициентов таблицы 5 Прейкуранта N 10-01 с проставлением тарифной отметки "0,5" (снижение провозной платы):
- по объявленным телеграфными указаниями ОАО "РЖД" маршрутам следования КП в строгом соответствии с установленной длиной поезда 71 условный вагон (т.е. следование поезда маршрутной скоростью в рамках установленного нормативного срока доставки), без заключения отдельного договора на услугу перевозки по графику с согласованным временем отправления и прибытия), без присвоения номера контейнерного поезда;
- при заключении сторонами перевозки отдельного договора на услугу перевозки по графику с согласованным временем отправления и прибытия.
По условиям договора, для контейнерных поездов установлена унифицированная длина КП в диапазоне от 57 до 71 условного вагона, с обязательной подачей соответствующей заявки (п. 2.2.3 Договора).
Согласно заявке организатора перевозки, ОАО "РЖД" планирует и обеспечивает наличие на станции отправления отдельно выделенных локомотивов для оказания услуги в согласованные сторонами сроки (дата и время).
В соответствии с пунктом 6.6 Порядка, перевозка грузов в составе КП производится по специально разработанному расписанию, объявленному телеграммой ОАО "РЖД", с присвоением конкретного номера контейнерному поезду, фиксированного времени отправления, проследования и прибытия.
То есть фактически заключение сторонами отдельного договора гарантирует перевозку по графику, с согласованным временем отправления и прибытия, при взимании ОАО "РЖД" платы в размере 20% от суммарной платы за перевозку грузов в контейнерах в составе поезда, но не выше 65 000 рублей за состав (п.3.1. Договора).
Соответственно, стороны в рамках заключенного договора перевозки по отправке контейнерных поездов, могли руководствоваться исключительно:
- Порядком,
- изданными во исполнение его телеграфными указаниями: Телеграмма Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 05.12.2018 N исх. -26685/ЦД ("Телеграмма по маршруту"), Телеграмма Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 11.12.2018 г. N исх.-11348/МОСКД ("Телеграмма по нитке"), и Телеграмма Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 24.01.2019 N исх.-1077 (также- "Телеграмма по нитке");
- условиями договора.
Однако ответчиком в процессе рассмотрения дела не представлено доказательств соблюдения вышеуказанных документов для получения скидки при перевозке груза с проставлением отметки "контейнерный поезд".
Таким образом, ответчик проставлял отметку "контейнерный поезд" необоснованно, не соблюдая ни условия договора, ни порядок, определенный телеграфными указаниями ОАО "РЖД".
Доводы апелляционной жалобы ответчика, о том, что по станциям Иня- Восточная, Базаиха, не закрепленным в договоре и дополнительных соглашениях на период с 08.12.2018 по 26.01.2019, перевозка происходила в рамках гражданско-правовых отношений клиента и перевозчика, подлежит отклонению.
Перевозка контейнерными поездами возможна лишь двумя вышеуказанными способами: на основании заключенного договора, либо на основании телеграфных указаний ОАО "РЖД", а именно Телеграммы Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 05.12.2018 г. N шсх.-26685/ЦД (Телеграмма по маршруту), которой объявлены маршруты перевозки грузов в контейнерных поездах длиной строго 71 условный вагон, без присвоения номера поезда.
Соответственно, для внедоговорных отправок в рамках гражданско-правовых отношений и получения скидки по провозным платежам, ответчик, в соответствии с Телеграммой по маршруту, должен был соблюдать установленную длину контейнерного поезда строго 71 условный вагон при отправке исключительно по маршруту Электроугли- Иня- Восточная, так как данной телеграммой предусмотрены только такой маршрут и длина поезда на спорный период отправок.
В связи с вышеизложенным, ответчиком ни по одной спорной отправке не были соблюдены условия отправки контейнерных поездов, предусмотренные Порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 01.02.2018 г. N 176р, телеграфными указаниями ОАО "РЖД" и условиями договора, что и было установлено судом.
Соответственно, выводы суда о недоборе провозной платы являются обоснованными.
Довод ответчика о том, что отметки в железнодорожной накладной проставлены не ответчиком, а истцом, который согласовал отправки с отметкой "контейнерный поезд" без проверки соответствия параметров отправляемых проездов, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 13 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее- УЖТ РФ), перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.
Статьей 25 УЖТ РФ установлено, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии с п. 28 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров", утвержденных Приказом Минтранса России от 18.12.2019 N 405, до предъявления грузов в контейнерах и порожних контейнеров для перевозки в составе контейнерного поезда организатор контейнерного поезда по поручению грузоотправителя или от своего имени (если он является грузоотправителем) подает перевозчику заявку на перевозку грузов формы ГУ-12 (далее - ГУ-12) в соответствии с приложением N 1 к Правилам приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
В ГУ-12 в графе "Примечание" указывается полное наименование, почтовый адрес и код ОКПО организатора контейнерного поезда, сведения о соглашении на организацию контейнерного поезда перевозчика с организатором контейнерного поезда.
Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в контейнерах или порожних контейнеров в составе контейнерного поезда осуществляется организатором контейнерного поезда по поручению от имени грузоотправителя или от своего имени (если он является грузоотправителем).
На основании статьи 27 УЖТ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
В соответствии со статьей 30 УЖТ РФ плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено УЖТ РФ или соглашением сторон.
При несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
В соответствии с п. 2.2.2 Договора, Клиент, истец, обеспечивает проставление в графе "Наименование груза" железнодорожной накладной под наименованием груза и его кодом отметки "Перевозка грузов по Договору от " " 20 г. N ".
В соответствии с п.8 Приказа Минтранса России от 27.07.2015 N 228 "Об утверждении Правил приема перевозчиком заявок грузоотправителей на перевозку грузов железнодорожным транспортом", грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку грузов, обеспечивают правильность и достоверность сведений, внесенных в заявку на перевозку грузов.
То есть истец, заполняя заявку формы ГУ-12 по каждой отправке, полностью отвечал за проставление в ней сведений, в том числе за проставление отметки "Контейнерный поезд".
Как следует из представленной ответчиком заявки N 0030662839-ИЗМ/8 от 09.12.2018, истец проставил номер поезда N 1375/1376, подразумевая, что отправка производится по договору и изданной в его исполнение Телеграмме.
Однако ответчик не оплатил данную услугу, что привело к занижению провозной платы.
Кроме того, в накладных ответственными работниками (специалистами по Этрану) ответчика в специальных отметках было указано: отметка "Контейнерный поезд" и отметка "Другие части в накладной" - "КО-КП 1375/1376". Эти отметки автоматически "подтягиваются" из "Специальных отметок" в "Особые условия" после того как клиент нажмет кнопку "Погружено". На основании этого была проставлена отметка "ТО 05". В накладных ответчик также не проставил номер договора.
Таким образом, доводы ответчика о том, что он не мог проставить самостоятельно отметку, опровергаются им же заполненной заявкой, в которой он в графе "примечание" проставил "20 футовый КО-КП 1375/1376. Скорость грузовая".
Тем самым, ответчик фактически подтвердил отправку КП с присвоенным номером поезда, что означает отправление по Телеграмме по нитке, но с нарушением длины поезда.
Соответственно, ответчик фактически признал отправку вне условий договора и вне изданных телеграмм.
Так как ответчиком неверно и необоснованно была проставлена отметка "Контейнерный поезд", то это привело к занижению тарифа, оплаченного при приеме груза к перевозке.
При этом, именно действия грузоотправителя привели к неверному исчислению тарифа, поскольку им внесены в перевозочные документы неверные сведения о типе использованных при перевозке контейнеров.
Таким образом, материалами дела установлен факт неверного указания в транспортных железнодорожных накладных особых отметок, а именно штемпеля "Контейнерный поезд", что привело к занижению тарифа, взысканного при приеме груза к перевозке.
Довод ответчика о том, что ему не было известно о необходимости соблюдать требования, изложенные в телеграммах ОАО "РЖД", подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 4 "Регламента организации контейнерных поездов" (далее- Регламент), утвержденным старшим вице-президентом ОАО "РЖД" А.Краснощеком 31 декабря 2014 г. N 523, организация контейнерных поездов обеспечивается исходя из: экономической целесообразности для холдинга ОАО "РЖД"; технических и технологических возможностей инфраструктуры для организации движения поездов и маневровых передвижений; плана формирования грузовых поездов. Реализацию данной услуги организатору контейнерного поезда осуществляет ЦФТО (Центр фирменного транспортного обслуживания) на основании действующих нормативных документов.
Услуга контейнерного поезда предоставляется следующим образом.
Организатор контейнерных поездов подает в ЦФТО запрос на разработку расписания контейнерного поезда в графике движения и, при необходимости, заключения договора на оказание услуг по организации перевозки грузов в контейнерном поезде с согласованным временем отправления и прибытия. Запрос направляется не позднее чем за семь месяцев до ввода нового графика движения поездов. К запросу прилагается информация о планируемых годовых объемах перевозок грузов (с разбивкой по кварталам и месяцам).
Запрос подлежит регистрации ЦФТО с выдачей Организатору КП документа, в котором указываются порядковый регистрационный номер, дата приема заявки.
Таким образом, процедура организации контейнерных поездов включает в себя рассмотрение запросов на услугу, рассмотрение экономической целесообразности перевозки контейнерного поезда и далее, разработка расписаний поездов, с установлением длины КП, исходя из технических и технологических возможностей инфраструктуры ОАО "РЖД" и/или смежных инфраструктур, номера КП, станции отправления и станцию назначения, другие параметры КП, определяющие технологию работы с ним.
Соответственно, для организации КП проводится, прежде всего, работа с грузоотправителем, на основании заявок которого и формируется годовой график движения поездов.
Проведение работы с грузоотправителями подтверждается протоколом совещания у начальника управления Центра фирменного транспортного обслуживания от 24.08.2018 N ЦФТО-276\ пр, представленным в материалы дела.
Согласно данному протоколу, на совещании присутствовал представитель ЗАО "Евросиб Спб-транспортные системы" (плательщик по спорным отправкам) Поляков А.В.
В протоколе также зафиксировано, что до грузоотправителей (истца) и операторов КП доводилась информация о назначении контейнерных поездов в графике движения поездов на 2018/2019 году, в том числе 2 условия перевозки контейнерными поездами с обоснованным проставлением отметки.
Кроме того, истец, ссылаясь на перевозку КП в соответствии с "Порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 01.02.2018 N 176р, фактически подтверждает разъяснение грузоотправителям условий перевозки КП.
В связи с вышеизложенным, доводы ответчика о том, что требования телеграмм о необходимости соблюдения установленной длины КП и других нормативных документов об организации контейнерных поездов ему были не известны, не нашли подтверждения.
Кроме того, согласно пункту 5.1. Договора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, в том числе Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", Правилами перевозок грузов и (или) порожних вагонов на железнодорожном транспорте".
Соответственно, доводы ответчика о том, что ответчик не несет ответственности за несоблюдение условий телеграмм ОАО "РЖД" является необоснованным, так как в соответствии со ст. 13 УЖТ РФ, ОАО "РЖД" как владелец инфраструктуры своими телеграммами установил график движения и порядок отправления контейнерных поездов со станции Электроугли, что подтверждается следующими Телеграммами:
- Телеграмма Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 05.12.2018 г. N исх.-26685/ЦД, которой объявлены маршруты перевозки грузов в контейнерных поездах на 2018/2019 год длиной 71 условный вагон, в том числе по маршруту Электроугли- Иня-Восточная, без присвоения номера поезда; Телеграмма Московской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением- филиала ОАО "РЖД" от 11.12.2018 г. N исх.-11348/МОСКД, которой были предусмотрены в графике движения поездом 2018/2019 г.г. расписания контейнерных поездов в ускоренном режиме длиной 57-71 условных вагонов, в том числе поезд N 1358 Электроугли- Угловая, с присвоением номера поезда;
- Телеграмма Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" от 24.01.2019 г. с 28 января 2019 г. N исх.-1077, которой в маршруты контейнерных поездов был назначен контейнерный поезд N 1376 длиной 57-71 условных вагонов по маршруту Электроугли- Иня-Восточная-Базаиха.
Назначение владельцем инфраструктуры графика и порядка отправления контейнерных поездов с соблюдением длины поезда полностью согласуется со ст. 13 УЖТ РФ.
Довод ответчика о подписании истцом без возражений акта сверки взаиморасчетов с ответчиком N 1005476762\122019 от 31.12.2019, что, по мнению ответчика, свидетельствует об отсутствии дебиторской задолженности, а также списания денежных средств со счета ответчика в безакцептном порядке, подлежит отклонению.
В соответствии с заключенным сторонами соглашением об организации расчетов от 02.08.2017 N 21\01-17-с, истец присоединяется к "Положению о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов (Приложение N 1 к распоряжению ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р).
В соответствии с п.8.5. Положения, если ни одна из сторон не завила о намерении расторгнуть соглашение об организации расчетов, то соглашение считается продленным на каждый последующий календарный год.
Согласно пункта 2.1.6 Положения, Клиент обязан "возмещать ОАО "РЖД" расходы, возникающие в связи с проведением работ по инициативе (в том числе проверок) контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках, оплату платежей по которыми осуществляет Клиент, на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, внесенных в перевозочные документы.".
Так как недобор провозной платы в размере 8 090 890 рублей 78 копеек был выявлен в результате внутренней проверки истца, то у ответчика возникло обязательство по возмещению данной суммы.
В связи с тем, что ответчик производил оплату услуг по договору, но в заниженном размере, то сумма недобора не была отражена в акте сверки взаиморасчетов как договорная задолженность.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины по апелляционной жалобе возлагается на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15 июля 2020 года по делу N А40-343294/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.В. Захарова |
Судьи |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-343294/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ОБЛТРАНСТЕРМИНАЛ"