11 ноября 2020 г. |
Дело N А84-906/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Баукиной Е.А., |
|
|
|
Рыбиной С.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" - представителя Рошульской Т.П. на основании от 09.01.2020 N 3;
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента капитального строительства города Севастополя, Департамента финансов города Севастополя,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 по делу N А84-906/2020 по иску Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" к городу федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Севастополя, Департамента капитального строительства города Севастополя, Департамента финансов города Севастополя о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Севастополя к городу федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) с иском о взыскании задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за 2016-2017 годы в размере 4711,20 руб., в том числе: задолженность за 2016 год в размере 1177,80 руб. и за 2017 год в размере 3533,40 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, т.2, л. 45).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 с города федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за счет казны города федерального значения Севастополя взыскана задолженность по внесению платы за капитальный ремонт в размере 3533,40 руб. В удовлетворении остальной части оказано.
Не согласившись с решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт в части отказа в удовлетворении искового требования о взыскании задолженности по внесению платы за капитальный ремонт за 2016 год в размере 1177,80 руб.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы истца, что том, кто является собственником жилого помещения Фонду стало известно лишь в 2018 году из Приложения N 2 (строка 2282) к проекту Договора о формировании фонда капитального ремонта, направленного Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес Фонда сопроводительным письмом N 25803/05-05-21/18 от 02.10.2018 (вх. N 2315 от 15.10.2018).
Таким образом, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт за 2016 год в размере 1177,80 руб. следует исчислять с октября 2018 года. В связи с тем, что исковое заявление подано 14.01.2020, делу присвоен N А84-166/2020, из которого впоследствии судом выделено в отдельное производство рассматриваемое требование, исковое заявление по настоящему делу подано до истечения трехлетнего срока исковой давности, следовательно, подлежало удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения (отказ во взыскании), стороны в суде апелляционной инстанции не заявили возражений относительно проверки только части судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу требований части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В судебном заседании 03.11.2020, представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда изменить, требование о взыскании задолженности за 2016 год в размере 1177,80 руб. удовлетворить.
В судебное заседание Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент финансов города Севастополя представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции признает доводы апеллянта правомерными.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ), Закона города Севастополя от 18.02.2015 N 118-ЗС "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории города Севастополя" (далее -Закон N 118-ЗС) создана Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя", которая является региональным оператором, осуществляющим деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта. К функциям Фонда относится аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете организации.
Постановлением Правительства Севастополя от 23.07.2015 N 672-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Севастополя, регулирующие проведение капитального ремонта многоквартирных домов на территории города федерального значения Севастополя" многоквартирный дом N 10 по адресу: город Севастополь, ул. Ленина, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя. Данное постановление вступило в действие с 01.01.2016.
Жилое помещение (двухкомнатная квартира), расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, д.10, кв.7, общей площадью 47,8 кв.м, на основании распоряжения ДИЗО от 02.10.2017 N 13028-РДИ включено в поименованный реестр (выписка из реестра собственности города Севастополя от 13.03.2020 N 000915, т. 2, л.4).
Поскольку ответчик обязательства по уплате взносов на капитальный ремонт в период с 2016 по 2017 года не исполнил, за ним образовалась задолженность.
В адрес Департамента 17.10.2019 направлено требование об уплате взносов на капитальный ремонт.
Ссылаясь на то, что ответчиком задолженность не погашена, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу статей 36, 39, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, жилищное законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме бремя несения расходов на содержание как принадлежащего ему помещения, так и общего имущества.
Согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственник помещений в многоквартирном доме обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (пункт 21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила).
В силу пункта 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пп. 1 пункта 2 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 118-ЗС обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 5 постановления Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1076-ПП, которым многоквартирный дом N 10 по ул. Ленина в г. Севастополе включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города федерального значения Севастополя, постановление вступило в силу с 01.01.2016. Следовательно, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.09.2016.
Признав наличие у ответчика обязанности по оплате взносов по квартире, суд удовлетворил требования Фонда в части взыскания задолженности за 2017 год в сумме 3533,40 руб.
Решение в данной части Департамент не обжаловал.
В части взыскания взносов за 2016 год в размере 1177,80 руб. суд отказал, признав по заявлению ответчика пропущенным срок исковой давности применительно к данной части исковых требований. Суд исходил из того, что, применительно к сроку уплаты взносов за 2016 год Фонд обратился в суд (14.01.2020) после его истечения.
Решение суда в данной, обжалуемой Фондом части, является ошибочным в силу следующего.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Вместе с тем, суд первой инстанции не выяснил такие обстоятельства.
Согласно списку жилых помещение находящихся в казне г. Севастополя по состоянию на 09.10.2019 (т.1, л. 65) жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, д. 10, кв. 7 находится в собственности города федерального значения Севастополь.
Вместе с тем, согласно сведениям о недвижимом имуществе включенных в реестр собственности города Севастополя по состоянию на 01.09.2016 информации о спорном жилом помещении не имелось (письмо Департамента от 22.09.2016 N 05-Исх/11870/2016).
Как следует из объяснений Фонда, сведения о спорном многоквартирном доме, необходимые для установления собственников помещений в нем, Фонду своевременно не были предоставлены, а возможность узнать информацию о собственнике самостоятельно у Фонда отсутствовала.
Апелляционная коллегия учитывает, что переписка между НКО "ФСКР г. Севастополя" и ответчиком за 2016 - 2019 годы по вопросу предоставления сведений о помещениях, находящихся в собственности города Севастополя, для Фонда является основным источником сведений о помещениях находящихся в собственности города Севастополя, поскольку НКО "ФСКР г. Севастополь" не имеет возможности самостоятельно получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с тем, что не входит в круг лиц перечисленных в статье 62 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" имеющих право на получение сведений с ограниченным доступом, в том числе о правообладателе.
Более того, Департамент не осуществил своевременную регистрацию права собственности в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно уведомлению от 31.03.2020, предоставленному по запросу суда первой инстанции Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в ЕГРН записи об объекте недвижимости отсутствуют (т.2, л. 28).
Кроме того, Фонд не имеет возможности самостоятельно получить выписки из реестра собственности города Севастополя по помещениям, так как согласно подпункту 5 пункта 2.6.1 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Выдача выписок из Реестра собственности города Севастополя" (утв. распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя N 2805-РДИ от 14.03.2017) для получения выписки заявителю необходимо предоставить копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объект учета; Фонд не располагает такими документами.
Договоры социального найма в отношении жилого помещения в период с 2016 по 2018 года не заключались (письмо Департамента капитального строительства города Севастополя от 16.03.2020, т.1, л. 41), поэтому не мог Фонд получить информацию о собственнике и посредством управляющей компании.
Суд апелляционной инстанции полагает согласиться с доводами Истца, что сведения о правообладателе квартиры были получены им только в 2018 годуиз письма N 25803/05-05-21/18 от 02.10.2018, в котором Департаментом направил в адрес Фонда для подписания договоры о формировании фонда капитального ремонта на 2018 год с приложением списка жилых помещений, принадлежащих городу (т. 2, л. 49-107): номер квартиры в списке - 2282.
Определением от 06.10.2020 апелляционный суд предложил Департаменту представить пояснения по соответствующим доводам истца и предоставить доказательства направления информации по квартире в адрес Фонда ранее даты письма N 25803/05-05-21/18 от 02.10.2018.
Департамент пояснения не предоставил, представителя в судебное заседание 03.11.2020 не направил.
Исходя из изложенного, надлежащий ответчик, являющийся собственником квартиры, мог быть установлен Истцом не ранее названной даты получения письма.
В материалы дела ответчиком не представлены доказательства того, что указанные сведения были предоставлены истцу ранее 2018 года.
Ввиду указанного, учитывая дату подачи искового заявления (14.01.2020), апелляционный суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены истцом в пределах срока исковой давности.
Постановлением Правительства Севастополя от 07.10.2015 N 924-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, на 2016 год" минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Севастополя, установлен в размере 6,16 рубля на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Согласно расчету задолженность по взносам за капитальный ремонт за 2016 год составила 1177,80 руб. (6,16 х 47,8 кв.м х 4 месяца).
На основании изложенного требование истца о взыскании задолженности за 2016 год в размере 1177,80 руб. подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 по делу N А84-906/2020 подлежит отмене в части отказа в удовлетворении искового требования о взыскании задолженности по внесению платы за капитальный ремонт в отношении квартиры N 7 по ул. Ленина, д. 10, в г. Севастополе за 2016 год в размере 1177,80 руб.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу апеллянта подлежит взысканию уплаченная Истцом государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. (платежное поручение N 437 от 27.07.2020).
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.06.2020 по делу N А84-906/2020 отменить в части отказа в удовлетворении искового требования о взыскании задолженности по внесению платы за капитальный ремонт в отношении квартиры N 7 по ул. Ленина, д. 10, в г. Севастополе за 2016 год в размере 1177,80 руб.
В указанной части иск удовлетворить. Взыскать с города федерального значения Севастополь в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за счет казны в пользу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (ОГРН 1149204042591, ИНН 9204020259) задолженность по внесению платы за капитальный ремонт в отношении квартиры N 7 по ул. Ленина, д. 10, в г. Севастополе за 2016 год в размере 1177,80 руб.
Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204002115) в пользу Некоммерческой организации "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя" (ОГРН 1149204042591, ИНН 9204020259) судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-906/2020
Истец: Некоммерческая организация "Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя"
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ