г. Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А41-44152/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Диаковской Н.В., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя Открытого акционерного общества "Хлебпром" (ИНН: 7448027569, ОГРН: 1027402543728) - Баяндина М.А. представитель по доверенности от 01.01.2020 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299, ОГРН 1047727043561) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2020 года по делу N А41-44152/2020 по заявлению Открытого акционерного общества "Хлебпром" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании действий регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Хлебпром" (далее - ОАО "Хлебпром", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 26.05.2020 г. N МО-20/РКФ-104024 об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый и государственную регистрацию права собственности ОАО "Хлебпром" в отношении сооружения - Аэротенка N 2 общей площадью 310 кв.м по адресу: Московкая область, Ногинский район, сельское поселение Аксено-Бутырское, деревня Каменки-Дранишниково, Промышленный проезд, земельный участок 1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 168-172 т. 2).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ОАО "ХЛЕБПРОМ" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, сельское поселение Аксено-Бутырское, деревня Каменки-Дранишниково. Промышленный проезд, земельный участок 1, кадастровый номер: 50:16:0000000:57600 общая площадь 83 300 кв.м. Вид разрешенного использования земельного участка - для строительства производственно-складского комплекса.
На территории земельного участка расположено основное производственное здание (производство кондитерских изделий) площадью 25 080.2 кв.м. (кадастровый номер 50:16:0502053:219), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N 77/100/382/2019-1597 от 01.08.2019 г., а также вспомогательные сооружения, в том числе очистные сооружения, предназначенные для обслуживания основного производственного здания.
Как указал заявитель, в связи с увеличением производственных мощностей (вторая очередь модернизации существующего производства) была произведена модернизация существующих очистных сооружений и возведено новое вспомогательное сооружение Аэротенка N 2. Завершенный объект построен в соответствии с проектно-сметной документацией.
Согласно проектной документации Аэротенка N 2 представляет собой сооружение в виде объемной строительной конструкции, имеющее заглубленную и надземную часть, состоящую из ограждающих конструкций в виде стен, предназначенной для очистки промышленных стоков. Сооружение Аэротенка N 2 является частью системы очистных сооружений промышленных стоков предприятия и предназначено для биохимической очистки стоков посредством смешения насыщенной илом сточной воды с кислородом. Сооружение технологически связано с существующими сооружениями по очистке промышленных стоков. Аэротенк N 2 не имеет самостоятельного функционального назначения, и выполняет вспомогательную функцию но отношению к основному зданию производственного назначения (кадастровый номер 50:16:0502053:219), расположенному в границах одного земельного участка, для обслуживания которого оно возведено.
Законченное строительством сооружение Аэротенка N 2 было передано заявителю как заказчику строительных работ по Итоговому акту N 1 от 02 августа 2019 г.
12 сентября 2019 г. заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением N 50-0-1-320/3001/2019-7726 от 12.09.2019 г. о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и заявлением N 50- 50/016/008/2019-16470 от 12.09.2019 г. о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
К заявлениям были приложены следующие документы:
- Технический план сооружения,
- Акт приемки законченного строительством объекта от 12.07.2019 г.,
- Итоговый акт от 02.08.2019 г. N 1,
- Проектная документация сооружения, разработанная ООО "Промгражданпроект", шифр 216-16.3-ГП,
- Договор между заявителем и ООО "ОргПромСтрой" от 27.06.2018 г. N 181081/Л216/11 на строительство сооружения,
- Договор об ипотеке от 16.08.2017 г. N 001/0850Z/17, дополнительное соглашение от 29.06.2018 г. N 1, дополнительное соглашение от 25.06.2019 г. N 2,
- Письма от АО "ЮниКредит Банк" от 16.08.2017 г. от 04.09.2019 г., Ходатайство о внесении сведений об ипотеке от 11.09.2019 г. N 146,
- Платежное поручение об оплате государственной пошлины от 05.09.2019 г. N 34377,
- Уставные документы заявителя,
- Доверенность на представителя заявителя.
Как следует из заявления, земельный участок заявителя, а также все здания и сооружения, находящиеся в его пределах в залоге у АО "ЮниКредит Банк" в соответствии с договором ипотеки 16.08.2017 г. N 001/0850Z/17. До начала строительных работ заявителем было получено согласие АО "ЮниКредит Банк" на осуществление строительных работ (Письмо б/н от 16.08.2017 г.); до начала регистрационных действий заявителем было получено согласие АО "ЮниКредит Банк" на осуществление регистрационных действий на сооружение Аэротенка N 2 (Письмо б/н от 04.09.2019 г.).
03 октября 2019 г. кадастровый учет был приостановлен.
В целях устранения замечаний регистрирующего органа заявителем представлены дополнительные документы - технический план сооружения, дополнительно откорректированный в части конкретизации вспомогательного назначения сооружения Аэротенка N 2 и дополнительным описанием мер, предпринятых кадастровым инженером для получения разрешительной документации.
Решением N МО-20/РКФ-104024 от 26.05.2020 г. в осуществлении кадастрового учета Объекта было отказано в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Не согласившись с решением Управление Росреестра по Московской области, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости (п. 2 и п. 8 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. должны соответствовать требованиям. установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Закона и требованиям принятых в соответствии с названным Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено данным Законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса, в случае строительства строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется, следовательно, в силу ч. 15 ст. 55 Градостроительного Кодекса, не предусмотрено получение застройщиком разрешения на ввод его в эксплуатацию но окончании выполнения строительных работ.
В соответствии с Письмом Росреестра от 13.04.2020 N 3215-ЛБ/20 "Об объектах вспомогательного использования", к числу объектов капитального строительства вспомогательного использования, могут относиться здания, строения, сооружения, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и предназначенные для обслуживания другого (главного) объекта капитального строительства. При этом размещение объекта капитального строительства вспомогательного использования предусматривается проектной документацией. Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, с которым вспомогательное строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 03.12.2012 г. N ВАС-15260/12, в соответствии с которым критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации определение от 11 марта 2015 года N 308-ЭС15-1282) вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N Д23-349. дополнительным критерием отнесения сооружения к объектам вспомогательного назначения является отсутствие его самостоятельной обороноспособности. Если сооружение не может выступать отдельным элементом оборота, а представляет собой улучшение земельного участка или иного объекта недвижимости и имеет вспомогательное значение, то разрешение на строительство в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ не требуется.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179 в заключении кадастрового инженера помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, следует отразить информацию о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требование регистрирующего органа о предоставлении разрешения на ввод в эксплуатацию спорного сооружения является незаконным ввиду отсутствия необходимости в получении разрешения на его строительство.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (пункт 2 статьи 201 АПК РФ).
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела не является основанием для отмены оспариваемого им судебного акта.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 сентября 2020 года по делу N А41-44152/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44152/2020
Истец: ОАО "ХЛЕБПРОМ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ