г.Самара |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А65-1914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Бажана П.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Руно" - директора Осянина А.В. (паспорт),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2020 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2020 года по делу N А65-1914/2020 (судья Хамидуллина Л.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Руно" (ОГРН 1081673001321, ИНН 1615006954), Верхнеуслонский район, с. Верхний Услон, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), Республика Татарстан, г. Казань, третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 06.12.2019 N 20-19/3527, в исправлении технической ошибки в ЕГРН в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Руно" (далее - заявитель, ООО "Руно", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по Республике Татарстан, ответчик), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 06.12.2019 исх.N 20-19/35227, в исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248, об обязании исправить техническую ошибку путем восстановления в ЕГРН записи о типе площади земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 с "декларированный" на "уточненный", а также сведений об оставшихся без изменения после решения Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 26.02.2019 по делу N 2-144/2019 координат поворотных точек сторон земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 в соответствии с кадастровым планом 2007 года и межевым делом N 1011 от 21.09.2007, утвержденным 21.09.2007 ДСПN 7594.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Татарстан (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены, решение Управления Росреестра по Республике Татарстан об отказе в исправлении технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости в отношении границ земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248, изложенное в письме от 06.12.2019 N 20-19/3527 признано незаконным. На Управление Росреестра по Республике Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Руно" путем исправления технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости записи о типе площади земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 с "декларированный" на "уточненный", а также сведений об оставшихся без изменения после решения Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 26.02.2019 по делу N 2-144/2019 координат поворотных точек сторон земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 в соответствии с кадастровым планом 2007 года и межевым делом N 1011 от 21.09.2007, содержащихся в ЕГРН до внесения изменений по решению об исправлении технической ошибки от 07.10.2010 N 16:15/10-677. С Управления Росреестра по Республике Татарстан в пользу ООО "Руно" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Республике Татарстан просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в архиве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, а также государственном фонде данных Верхнеуслонского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан документов о межевании земельного участка, соответствие сведений ЕГРН о спорном земельном участке документам, представленным для кадастрового учёта. При этом, по мнению ответчика, технических ошибок в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 в ЕГРН не содержится.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Руно" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
На основании ч.5 ст.158 АПК РФ в судебном заседании 07 октября 2020 года рассмотрение дела было отложено на 11 час 40 мин 09 ноября 2020 года.
Определением суда от 09 ноября 2020 года в составе суда, рассматривающего данное дело, произведена замена судьи Засыпкиной Т.С. на судью Корнилова А.Б., в связи с его нахождением в очередном ежегодном отпуске, после чего рассмотрение дела было начато заново.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Росреестра по Республике Татарстан, ФГБУ "ФКП Росреестра", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ООО "Руно" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ООО "Руно", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 20.07.2007 на основании постановления руководителя исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан N 260 от 17.07.2007 между исполнительным комитетом (арендодатель) и Крестьянским (фермерским) хозяйством "Маматкозино" в лице Тихоновой Г.Н. (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 071-0133 общей площадью 534 566,78 кв.м, из них: 501 214,43 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0248, 21 155,16 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0249, 4 538,78 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0250, 5 992,65 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0251, 1 665,76 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0252, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Набережно-Морквашское сельское поселение, между населенным пунктом Десятидворка и поворотом в н.п. Покровка, сроком на 49 лет с 17.07.2007 по 17.06.2056.
На основании договора уступки прав аренды земельных участков N 1/2011 от 20 мая 2011 года право аренды на указанные земельные участки общей площадью 534 566,78 кв.м., из них: 501 214,43 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0248, 21 155,16 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0249, 4 538,78 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0250, 5 992,65 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0251, 1 665,76 кв.м с кадастровым номером 16:15:121101:0252, расположенные по адресу: Республика Татарстан, Верхнеуслонский муниципальный район, Набережно-Морквашское сельское поселение, между населенным пунктом Десятидворка и поворотом в н.п. Покровка, перешло главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шарафутдинову Р.Н., а в последующем на основании договора уступки прав аренды земельных участков N 1/2018 от 16.05.2018 заявителю - ООО "Руно".
Все договоры в установленном порядке зарегистрированы в Управлении Росреестра по Республике Татарстан, что следует из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 16:15:121101:0248 был поставлен на государственный кадастровый учет 23.10.2007 на основании заявления первоначального арендатора Тихоновой Г.Н. главы КФХ "Маматкозино" и представленного землеустроительного (межевого) дела N 1011 от 21.09.2007, утвержденного 21.09.2007 ДСПN 7594, в соответствии с указанным в нем каталогом координат, что следует из представленных в материалы дела документов.
Вместе с тем заявителю стало известно, что на основании рассмотрения протокола N 673 от 07.10.2010 выявления технической ошибки в кадастровых сведениях федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан принято решение от 07.10.2010 N 16:15/10-677 об исправлении технической ошибки, в сведения ЕГРН были внесены изменения в части изменения характеристики земельного участка с "уточненной площадью 501 214,43 кв.м" на "декларированной площадью 501 214,43 кв.м".
Посчитав внесение указанных сведений об уточненном земельном участке с кадастровым номером 16:15:121101:0248 ошибочным, заявитель обратился в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением об исправлении технической ошибки - уточнения границ указанного земельного участка, приложив межевое дело, на основании которого спорный земельный участок изначально был поставлен на кадастровый учет уточненной площадью 501 214,43 кв.м.
Письмом от 06.12.2019 N 20-19/35277 ответчик сообщил об отсутствии технических ошибок, указав, что в архиве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан", а также в Верхнеуслонском отделе Управления документы о межевании, приложенные к заявлению, отсутствуют.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
В соответствии со ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.01.2017, государственный кадастровый учёт земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
После 01.01.2017 в соответствии с той же статьёй ЗК РФ государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Как установлено судом, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт в 2007 году, до вступления в законную силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) и Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 69 Закона N 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона N 221 -ФЗ, признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Как видно из материалов дела, сведения о спорном земельном участке были внесены в ЕГРН как о ранее учтённом объекте недвижимого имущества, в том виде, в котором он был учтён до вступления в законную силу Закона N 221-ФЗ.
На момент первоначального учёта земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 и на момент внесения сведений в ЕГРН в отношении спорного земельного участка были внесены сведения о местоположении его границ, тип площади спорного земельного участка указан "уточненный", границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно данному федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных данным федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным Федеральным законом сведений.
Частью 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 1 части 2, часть 4 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
Согласно положениям статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч.2 ст.8 Закона N 218-ФЗ).
В частности, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся: описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) и части 8 статьи 22 Закона N218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) и части 9 статьи 22 Закона N218-ФЗ площадью земельного участка, определенной с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При изменении типа площади спорного земельного участка в 2010 году с указанием с "уточнённая" на "декларированная" границы земельного участка считаются не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства и подлежат уточнению при межевании. При этом границы и площадь земельного участка являются основными сведениями о земельном участке, его идентификационными признаками.
Следовательно, федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Республике Татарстан совершены действия по изменению основных сведений о спорном земельном участке.
Из материалов дела следует, что вышеуказанные изменения внесены на основании решения от 07.10.2010 N 16:15/10-677 об исправлении технической ошибки по результатам рассмотрения протокола ее выявления от 07.10.2010 N 673, при отсутствии волеизъявления собственника (арендатора) земельного участка и без извещения его об исправлении технической ошибки.
Это привело к изменению объёма прав собственника и арендатора спорного земельного участка, которые в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 полагались на достоверность записей в ЕГРП об "уточненной" площади земельного участка.
При этом суд первой инстанции принял во внимание, что внесение сведений о спорном земельном участке с указанием статуса "уточненный" означает, что местоположение границ данного земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, которые определены в межевом плане, представленном заявителем в орган регистрации при постановке земельного участка на кадастровый учет, и именно определение характерных точек координат земельного участка является основанием для постановки земельного участка на учет "уточненной" площадью.
Материалами дела подтверждается, что межевой план с указанием характерных точек описания границ земельного участка был представлен в орган кадастрового учета первоначальным арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 (крестьянским (фермерским) хозяйством "Маматкозино" в лице Тихоновой Г.Н.), о чем свидетельствует расписка в получении указанного документа (л.д.51).
Частью 1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ технической ошибкой признаётся описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях). Исправляется техническая ошибка по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно части 4 той же статьи в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Как следует из пункта 6 части 5 статьи 14 и пункта 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ, сведения, связанные с изменением основных характеристик объекта недвижимости, вносятся в ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости.
Поскольку изменение типа площади спорного земельного участка, указанного в ЕГРН, с "уточненный" на "декларированный", повлекли изменение основных характеристик спорного земельного участка, такое изменение не является исправлением технической ошибки и должно было вноситься в ЕГРН по заявлению собственника спорного земельного участка в порядке, установленном статьями 14 и 15 Закона N 218-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа по делу N А49-14704/2017.
Выявление в последующем отсутствие в кадастровом деле документов, на основании которых земельный участок был поставлен на учет в соответствии с содержащимися в них координатами границ (по причине утраты, либо непередачи из одного ведомства другому), не позволяло органу кадастрового учета принимать соответствующее решение об исправлении технической ошибки в 2010 году, тем более, в отсутствие волеизъявления собственника (арендатора) спорного земельного участка.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что служебные записки, на основании которых было принято решение от 07.10.2010 N 16:15/10-677 об исправлении технической ошибки, третье лицо в материалы дела не представило, пояснения по их наличию представить затруднилось.
Соответственно, внесение указанных сведений повлекло последующее нарушение прав заявителя. У Управления Росреестра по Республике Татарстан не имелось законных оснований для отказа заявителю в исправлении технической ошибки, устранение которой в 2010 году явилось следствием неправомерных действий органа, осуществлявшего в указанный период кадастровый учет, и более того, указывать в ходе судебного разбирательства на необходимость изготовления нового межевого плана для постановки на учет в уточненных границах.
Доводы ответчика относительно того, что отказ в исправлении технической ошибки, изложенный в письме от 06.12.2019 N 20-19/35227, таковым не является и носит лишь информативный характер несостоятельны, поскольку изложенные в данном письме сведения содержат информацию и конкретное решение ответчика об отсутствии технических ошибок, влекущее негативные последствия для заявителя, препятствующее в осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности, а соответственно, подлежит оспариванию в порядке гл.24 АПК РФ.
Доводы ответчика о пропуске срока на обжалование ненормативного акта, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ, суд первой инстанции отклонил ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов следует, что отказ в исправлении технической ошибки, изложенный в письме N 20-19/35227, датирован 06.12.2019.
Следовательно, трехмесячный срок на его обжалование в соответствии со ст.198 АПК РФ истек 06.03.2020.
С заявлением об оспаривании указанного решения заявитель обратился в суд нарочно 29.01.2020 (что следует из штампа канцелярии суда). Следовательно, данный срок заявителем не пропущен.
Позиция ответчика о том, что указанным заявлением общество пытается оспорить решение от 07.10.2010 N 16:15/10-677 об исправлении технической ошибки, принятое почти 10 лет назад судом не принимается, поскольку заявителем оспаривается именно решение ответчика, изложенное в письме от 06.12.2020, принятое на основании соответствующего заявления общества, а решение от 07.10.2010 N 16:15/10-677 явилось лишь основанием принятия оспариваемого отказа от 06.12.2020.
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности действий ответчика, выразившихся в отказе исправить техническую ошибку необоснованно внесенную в 2010 году по надуманным основаниям, в связи с чем требования заявителя удовлетворил.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку, как следует из оспариваемого решения, в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 в части смежной с границей земельного участка под автомобильной дорогой общего пользования федерального значения, внесены изменения на основании вступившего в законную силу решения Верхнеуслонского районного суда от 19.01.2019 по делу N 2-144/2019, внесение сведений по указанной границе по первоначально внесенным координатам характерных точек не представляется возможным.
В связи с изложенным, в целях устранения допущенного нарушения, арбитражный суд первой инстанции посчитал, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя с учетом полномочий ответчика будет являться возложение обязанности на орган государственной регистрации и кадастрового учета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Руно" путем исправления технической ошибки в Едином государственном реестре недвижимости записи о типе площади земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 с "декларированный" на "уточненный", а также внесения сведений об оставшихся без изменения после решения Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 26.02.2019 по делу N 2-144/2019 координат поворотных точек сторон земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 в соответствии с кадастровым планом 2007 года и межевым делом N 1011 от 21.09.2007, содержащихся в ЕГРН до внесения изменений по решению об исправлении технической ошибки от 07.10.2010 N 16:15/10-677.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в архиве филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, а также государственном фонде данных Верхнеуслонского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан документов о межевании земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о непредставлении в соответствующий орган документов о межевании спорного земельного участка. Как установлено судом, межевой план с указанием характерных точек описания границ земельного участка был представлен в орган кадастрового учета первоначальным арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 (крестьянским (фермерским) хозяйством "Маматкозино" в лице Тихоновой Г.Н.), о чем свидетельствует расписка в получении указанного документа (л.д.51).
Ссылка ответчика на соответствие сведений ЕГРН о спорном земельном участке документам, представленным для кадастрового учёта, несостоятельна ввиду неподтверждения надлежащими доказательствами.
Исходя из выписки из государственного земельного кадастра от 23 октября 2007 года (регистрационный номер N 2-16:15/07-4098) изготовлен кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 и площадью 501 214,43 кв.м с указанием его границ. Согласно материалам землеустроительного (межевого) дела N 1011, утвержденного 21 сентября 2007 года ДСП N 7594, в нем содержится акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков, контроля качества выполнения полевых и камеральных работ. Также имеется акт установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером N 16:15: 121101 от 27.07.2007. Данное межевое дело принял представитель территориального отдела N 14 (Верхнеуслонский район) Управления Росреестра по Республике Татарстан, старший специалист 3-го разряда Корачагин А.П., подпись которого имеется на документе.
Кроме того, факт постановки спорного земельного участка на кадастровый учёт подтверждается решением Верхнеуслонской районного суда Республики Татарстан от 26.02.2019 по делу N 2-144/2019 (шестой абзац сверху на 7-й странице), согласно которому при межевании земельного участка с кадастровым номером 16:15:121101:248 были внесены недостоверные сведения о местоположении границ земельного участка прилегающих к полосе отвода автомобильной дороги М-7 "Волга", на площади 1 787 кв.м. Данным решением суд общей юрисдикции уточнил границы данного земельного участка со стороны, граничащей с полосой отвода автомобильной дороги.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 04 августа 2020 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением Росреестра по Республике Татарстан в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 августа 2020 года по делу N А65-1914/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1914/2020
Истец: Обществу с ограниченной ответственностью "Руно", Верхнеуслонский район, с.Верхний Услон
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Татарстан ( Управление Росреестра по РТ), г.Казань
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала "ФКП Росреестра", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2021 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10930/2021
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69607/20
10.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12558/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-1914/20