г. Чита |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А19-971/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" Хоботовой В.А. (доверенность от 20.02.2020), министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуева Е.А. (доверенность от 24.08.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2020 года по делу N А19-971/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" (ОГРН 1093804001609, ИНН 380801001, далее - общество, ООО "ПАП", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, далее - министерство), выраженных в письме от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11 об отказе в увеличении размера субсидии.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2020 года по делу N А19-971/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт не согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Полагает указанные выводы основанными на неправильном применении норм права.
Министерство в отзыве и дополнении к отзыву с доводами апелляционной жалобы не согласилось.
Определением суда от 18.08.2020 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 00 минут 8 сентября 2020 года.
Определением суда от 04.09.2020 года изменено время судебного заседания на 11 часов 00 минут 6 октября 2020 года.
Определением суда от 06.10.2020 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 00 минут 10 ноября 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.07.2020, 19.08.2020, 05.09.2020, 07.10.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение дела начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судей Никифорюк Е.О. и Сидоренко В.А. в отпуске на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением заместителя председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2020 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Желтоухова Е.В., судья Сидоренко В.А. заменен на судью Монакову О.В.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проведено с самого начала.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, дополнения к жалобе, дополнения к отзыву, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Пассажирские автобусные перевозки" является перевозчиком пассажиров в г. Братске на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Цены на маршруты общество устанавливает самостоятельно в условиях конкуренции с теми перевозчиками, которые осуществляют перевозки по регулируемым ценам.
Расходы на перевозку льготных категорий пассажиров компенсируются обществу на основании заключенного с Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения) на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области от 27.12.2018 N 05-53-1256/18-11 (в редакции дополнительного соглашения от 07.03.2019 N 05-53-315/19-11) путём предоставления субсидии.
Указанное Соглашение было заключено в рамках Положения об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которое относится к введению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (далее - Положение N 521-пп).
Пунктом 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 08.10.2014 N 462-спр "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального) в городе Братске" установлены предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального) в городе Братске, за исключением маршрутов, указанных в пункте 1 настоящего приказа, в следующих размерах за одну поездку:
1) с 5-00 часов до 21-00 часа - 16 рублей;
2) с 21-00 часа до 5-00 часов - 18 рублей.
В пункте 1 названного приказа маршруты, по которым осуществляет свою деятельность ООО "Пассажирские автобусные перевозки", не указаны.
В 2019 году субсидия по всем маршрутам общества выплачивалась из расчёта тарифа равного 18 руб. за одну поездку.
Поскольку по состоянию на 24.10.2019 аналогичный регулируемый тариф на одну поездку составил 37 руб., общество обратилось в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с письмом от 24.10.2019 N 105 об увеличении размера субсидии за август и сентябрь 2019 года, с приложением расчёта суммы расходов, счета-фактуры на оплату услуг перевозчика.
Министерство письмом от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11 отказало обществу в увеличении размера предоставляемой субсидии, поскольку расчет ООО "ПАП" не соответствует форме, установленной Приложением 18 к Положению; содержат ссылку на постановления администрации муниципального образования города Братска от 21.05.2018 N 663 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для ООО "БратскЭнергоСпецТранс" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска", от 27.03.2019 N 531 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для муниципального унитарного предприятия "Центральное автотранспортное предприятие" муниципального образования города Братска"; кроме того, предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска для общества в текущем финансовом году в соответствии с законодательством не повышались.
Полагая, что действия министерства по отказу в увеличении размера субсидии не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "ПАП" обратилось в суд с требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с подпунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ) регулярные перевозки осуществляются по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Подпунктами 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ определено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - это перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиками.
В силу частей 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Помимо указанных в части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ маршрутов регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Установление регулярных перевозок в муниципальном сообщении по регулируемым тарифам обеспечивает доступность транспортных услуг для населения, в том числе посредством предоставления пассажирам всех льгот на проезд, предусмотренных законом.
Согласно положениям части 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам могут устанавливаться в дополнение к маршрутам, осуществляющим перевозки по регулируемым тарифам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 28.11.2008 N 103-пп утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Иркутской области (далее - Положение о государственном регулировании тарифов).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 27 Положения о государственном регулировании тарифов Службой по тарифам Иркутской области принят приказ от 08.10.2014 N 462-спр "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального) в городе Братске", который действует в настоящее время (далее - Приказ N 462-спр).
Абзацем четвертым пункта 27 Положения о государственном регулировании тарифов, действовавшего на момент принятия Приказа N 462-спр, определено, что если на территории населенного пункта ранее не был установлен тариф на перевозки в городском сообщении и отсутствуют заявления перевозчиков об установлении тарифа, решение об установлении тарифа для данного населенного пункта принимается по инициативе регулирующего органа. При этом тариф устанавливается в размере, который указан в муниципальном нормативном правовом акте об установлении тарифов на перевозки в городском сообщении для перевозчиков муниципальной формы собственности, а при отсутствии такого нормативного акта - на основании информации о фактически сложившейся стоимости перевозки, представленной органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, между Министерством и ООО "ПАП" на 2019 год было заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения) на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажирским перевозкам транспортом в городском сообщении для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Иркутской области от 27.12.2018 N 05-53-1256/18-11 (далее - Соглашение).
Соглашение было заключено в соответствии с Положением об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к введению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп (далее - Положение N 521-пп).
Пунктом 17(2) Положения N 521-пп определено, что в случае увеличения в текущем финансовом году в соответствии с законодательством тарифа за одну поездку (пассажирокилометр) размер субсидий, предоставляемых перевозчику на основании соглашения, увеличивается с учетом разницы в размере тарифа за одну поездку (пассажирокилометр), установленного на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, и размере тарифа за одну поездку (пассажирокилометр), увеличенного в текущем финансовом году.
Согласно пункту 17(4) Положения N 521-пп в случае увеличения в соответствии с законодательством тарифа за одну поездку (пассажирокилометр) до 1 октября текущего финансового года перевозчики, получающие субсидии по электронным социальным проездным билетам, в период с 1 октября по 10 ноября текущего финансового года представляют в уполномоченный орган следующие документы в отношении перевозок, осуществленных до 1 октября текущего финансового года:
- расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом объема транспортных услуг, предоставленных гражданам по электронным социальным проездным билетам на проезд транспортом в городском сообщении, по форме, установленной настоящим Положением (прилагается);
- расчет суммы расходов перевозчиков, произведенный с учетом объема транспортных услуг, предоставленных гражданам по электронным социальным проездным билетам на проезд транспортом в пригородном сообщении, по форме, установленной настоящим Положением (прилагается), согласованный с министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области;
- счета-фактуры либо счета на оплату услуг перевозчиков.
Пунктом 12(8) Положения определено, что для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам, тариф за одну поездку (пассажиро-километр), установленный на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, не может превышать:
1) в случае осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок - тариф, установленный службой по тарифам Иркутской области;
2) в случае осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок:
тариф, установленный органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, а в случае если муниципальным образованием Иркутской области не реализованы полномочия по установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, - ранее действующий тариф, установленный службой по тарифам Иркутской области;
тариф по маршруту, имеющему аналогичную либо максимально приближенную протяженность (но не более протяженности маршрута, в отношении которого определяется расчет суммы расходов перевозчика), установленный органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, - в случае отсутствия на территории муниципального образования Иркутской области единого тарифа и (или) отсутствия установленного тарифа на соответствующий маршрут.
Из материалов дела следует, что 24.10.2019 заявитель обратился в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением об увеличении размера субсидии за август и сентябрь 2019 года с приложением расчетов суммы расходов перевозчиков, произведенных исходя из тарифа 23 руб. для маршрутов N 1К, N 4К, N 8к, и тарифа 37 руб. для маршрутов N 42, N 53К, N 52К.
Согласно заявлению Общества в 2019 году субсидия по всем маршрутам ООО "ПАП" выплачивалась из расчёта тарифа равного 18 руб. за одну поездку, а по состоянию на 24.10.2019 аналогичный регулируемый тариф на одну поездку составил 37 руб. Увеличение размера субсидии, по мнению Общества, должно было составить в текущем финансовом году (в 2019 году) 19 руб. за одну поездку, что исходя из количества поездок 98094 (47212 в августе 2019 года и 50882 в сентябре 2019 года) в денежном выражении составило 1863786 руб.
Сумма увеличения тарифа в августе 2019 года составила 897028 руб. (699732 руб. по маршруту N 42, 182628 по маршруту N 53К, 14668 руб. по маршруту N 52К). Увеличение тарифа в сентябре 2019 года составило сумму 966 758 руб. (753 217 руб. по маршруту N 42, 184 414 по маршруту N 53К, 29 127 руб. по маршруту N52К).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у министерства отсутствовали основания для расчета общества на представление субсидии по муниципальному тарифу в большем размере, поскольку с учетом пунктов 1 и 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 08.10.2014 N 462-спр "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом всех форм собственности (за исключением муниципального) в городе Братске" (Приказ N 462-спр) муниципальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования г.Братск для ООО "Пассажирские автобусные перевозки" в 2019 финансовом году в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не повышались.
Кроме того, как установлено судом, расчеты общества на представление субсидий не соответствуют форме, утвержденной Положением, а также содержат ссылку на постановления администрации муниципального образования г.Братска от 21.05.2018 N 663 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для ООО "БратскЭнергоСпецТранс" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования г.Братска", от 27.03.2019 N 531"Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для МУП "Центральное автотранспортное предприятие" муниципального образования г.Братска".
Суд апелляционной инстанции полагает приведенные выводы суда ошибочными, основанными на неверном применении норм права, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно статье 10 Закона Иркутской области от 28.12.2015 N 145-ОЗ "Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области" (далее - Закон N 145-ОЗ) регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам в границах одного городского поселения Иркутской области, за исключением городского округа Иркутской области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего городского поселения Иркутской области, за исключением городского округа Иркутской области (ч.1).
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам в границах городского округа Иркутской области устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего городского округа Иркутской области (ч.2).
Как было указано ранее, пунктом 12(8) Положения N 521-пп определено, что для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам, тариф за одну поездку (пассажиро-километр), установленный на дату принятия закона Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, не может превышать в случае осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок:
тариф, установленный органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, а в случае если муниципальным образованием Иркутской области не реализованы полномочия по установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, - ранее действующий тариф, установленный службой по тарифам Иркутской области;
тариф по маршруту, имеющему аналогичную либо максимально приближенную протяженность (но не более протяженности маршрута, в отношении которого определяется расчет суммы расходов перевозчика), установленный органом местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, - в случае отсутствия на территории муниципального образования Иркутской области единого тарифа и (или) отсутствия установленного тарифа на соответствующий маршрут.
Следовательно, если муниципальное образование реализовало полномочия по установлению регулируемых тарифов, то именно этот тариф подлежит применению и для перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров транспортом в городском сообщении и (или) транспортом в пригородном сообщении по нерегулируемым тарифам.
В том случае же если регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам не установлены органом местного самоуправления, то подлежит применению ранее действующий тариф, установленный Службой по тарифам Иркутской области.
Применительно к рассматриваемому делу приказ Службы по тарифам N 462-спр не подлежал применению, поскольку регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам были установлены органом местного самоуправления, что подтверждается следующим.
В соответствии со статьёй 12 Закона N 145-ОЗ ведение реестра муниципальных маршрутов осуществляется установившими данные маршруты органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением администрации муниципального образования г. Братска от 09 апреля 2020 года N 607 утверждён Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования города Братска.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель ссылался на то, что в отношении перечисленных в Реестре перевозчиков, осуществлявших регулярные перевозки по регулируемым тарифам, администрацией Муниципального образования города Братска установлены регулируемые тарифы - предельные максимальные тарифы, в том числе и в текущем финансовом году.
Таким образом, после передачи функций по установлению тарифов на муниципальный уровень, предельные максимальные тарифы были установлены для каждого перевозчика, осуществляющего перевозки по регулируемым маршрутам, индивидуально.
При этом из Реестра не следует, что органом местного самоуправления принят нормативный акт об установлении единого предельного максимального тарифа как для регулируемых, так и для нерегулируемых маршрутов.
По смыслу пункта 12(8) Положения N 521-пп в отношении к заявителю должен быть применен для нерегулируемого маршрута регулируемый тариф по маршруту, имеющему аналогичную либо максимально приближенную протяжённость.
Между тем из письма Министерства от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11 следует, что отказ обществу в увеличении размера предоставляемой субсидии обусловлен тем, что предельные максимальные тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска для общества в текущем финансовом году в соответствии с законодательством не повышались, что не соответствует установленным судом апелляционной инстанции обстоятельствам.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление общества фактически по существу не было рассмотрено, поскольку Министерство пришло к выводу об отсутствии оснований для обращения общества с таким заявлением.
Указанное также подтвердил в судебном заседании 10.11.2020 и представитель Министерства.
Позиция же Министерства на то, что расчет ООО "ПАП" не соответствует форме, установленной Приложением 18 к Положению, а также содержит ссылку на постановления администрации муниципального образования города Братска от 21.05.2018 N 663 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для ООО "БратскЭнергоСпецТранс" по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования города Братска", от 27.03.2019 N 531 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа для муниципального унитарного предприятия "Центральное автотранспортное предприятие" муниципального образования города Братска", по мнению судебной коллегии, не имеет правового значения, поскольку не соотносится с пунктом 17 (10) Положения N 521-пп, предусматривающим исчерпывающие основания для отказа в увеличении размера субсидий.
Так, указание в графе 2 расчета общества номера маршрута (т.1 л.д.50-54) не влияет на достоверность сведений, содержащихся в документах, не свидетельствует об искажении формы расчета, что не может быть лишь по формальным основаниям квалифицированно как непредставление (представление не в полном объеме) документов по установленной форме (приложение N 18).
Ссылка же общества в графе N 3 расчета на перечисленные постановления администрации муниципального образования города Братска от 21.05.2018 N 663, от 27.03.2019 N 531, указанная в обоснование увеличения размера субсидии, является правомерной и соответствует положениям пп.2 пункта 12 (8) Положениям N521-пп.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Министерства по отказу в увеличении субсидии не соответствуют Положению об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта в Иркутской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к введению Российской Федерации и Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 18.11.2013 N 521-пп, и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности общества.
Поскольку судом установлено, что фактически заявление общества Министерством не было рассмотрено по существу, не проверялась обоснованность представленных расчетов, суд апелляционной инстанции полагает необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Министерство социального развития, опеки о попечительства Иркутской области повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" об увеличении размера субсидии за август-сентябрь 2019 года, а потому доводы общества, изложенные в дополнении от 06.11.2020, о частичной необоснованности расчета общества, судом апелляционной инстанции не рассматриваются.
На основании изложенного обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей относятся на ответчика.
Излишне уплаченная по платежному поручению от 08.07.2020 N 404 государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату заявителю.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 июня 2020 года по делу N А19-971/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" в увеличении размера субсидии, выраженные в письме от 05.11.2019 N 02-53-17716/19-11.
Министерству социального развития, опеки о попечительства Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем повторного рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" об увеличении размера субсидии за август-сентябрь 2019 года.
Взыскать с Министерства социального развития, опеки о попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" (ОГРН 1093804001609, ИНН 380801001) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Пассажирские автобусные перевозки" (ОГРН 1093804001609, ИНН 380801001) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-971/2020
Истец: ООО "Пассажирские автобусные перевозки"
Ответчик: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Третье лицо: Четвертый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7893/2021
16.11.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3501/20
06.04.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-226/2021
13.11.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3501/20
18.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-971/20