город Омск |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А70-9428/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11259/2020) Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.09.2020 по делу N А70-9428/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АльфаОйл" (ОГРН 1197232020996, ИНН 72034867020, адрес: 625022, г.Тюмень, ул. Муравленко, д.31, офис 1) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Сакко, 30, 1) о признании недействительным решения от 22.05.2020 N 656-о об отказе в перераспределении части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности и обязании дать согласие на заключение соглашения о перераспределении части земельного участка площадью 1 306 кв.м, кадастровый номер земельного участка 72:23:0432001:18, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. 30 лет Победы, 131, и земель площадью 49 кв.м., находящихся в государственной собственности, под стационарную автозаправочную станцию, согласно утвержденному проекту межевания территорий в районе Транссибирской магистрали (условный номер: ЗУ 2, квартал 20:01:03, общая площадь 1007) в г.Тюмени, ул. 30 лет Победы,131,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АльфаОйл" (далее - заявитель, ООО "АльфаОйл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным решения N 656-о от 22.05.2020 об отказе в перераспределении части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности.
В качестве способа восстановления права просило обязать заинтересованное лицо дать согласие на заключение соглашения о перераспределении части земельного участка площадью 1 306 кв.м, кадастровый номер земельного участка 72:23:0432001:18, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. 30 лет Победы, 131, и земель площадью 49 кв.м., находящихся в государственной собственности, под стационарную автозаправочную станцию, согласно утвержденному проекту межевания территорий в районе Транссибирской магистрали (условный номер: ЗУ 2, квартал 20:01:03, общая площадь 1007) в г.Тюмени, ул. 30 лет Победы,131.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.09.2020 по делу N А70-9428/2020 заявление удовлетворено. Суд признал недействительным решение N656-о от 22.05.2020 об отказе в перераспределении части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности и обязал Департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельного участка площадью 1 306 кв.м, кадастровый номер 72:23:0432001:18, находящегося в частной собственности, расположенного по адресу: г.Тюмень, ул. 30 лет Победы, 131, и земель площадью 49 кв.м., находящихся в государственной собственности, согласно утвержденному проекту межевания территорий в районе Транссибирской магистрали (условный номер: ЗУ 2, квартал 20:01:03, общая площадь 1007) в г.Тюмени, ул. 30 лет Победы,131.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал с заинтересованного лица в пользу Общества судебные расходы в размере 3 000 рублей.
Возражая против принятого по делу решения, Департамент в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что Общество желает перераспределить часть земельного участка, находящегося в частной собственности и земли, собственность на которые не разграничена, что не предусмотрено действующим законодательством; согласно проекту межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) в районе Транссибирской магистрали испрашиваемый земельный участок только частично входит в границы земельного участка, предусмотренного проектом межевания.
Отзыв на апелляционную жалобу Обществом не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в процесс не обеспечили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть апелляционной жалобы в отсутствие неявившегося участника процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ООО "АльфаОйл" является правообладателем имущественного комплекса многотопливной автозаправочной станции, приобретенного на основании договора купли-продажи имущественного комплекса АЗС от 13.09.2019 у ООО "Кондор-2" (л.д. 35-41).
На основании данного договора у Общества возникло право собственности на земельный участок площадью 1 306 кв.м, кадастровый номер земельного участка 72:23:0432001:18, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул.30 лет Победы, 131, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) (л.д.32-34).
На основании заявления N 202072269010098 через портал "Госуслуги" ООО "АльфаОйл" обратилось в Департамент с заявлением о перераспределении части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности (л.д.65).
В качестве основания для перераспределения земель указано Постановление Главы города Тюмени от 21.12.2018 N 26-пг "Об утверждении проектов межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) в районе транссибирской магистрали (далее Постановление N 26-пг).
По результатам рассмотрения заявления Департаментом 22.05.2020 принято решение N 655-о "Об отказе в перераспределении части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности", которым Обществу было отказано в перераспределении части земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432001:18 площадью 958 кв.м., находящегося в частной собственности, и земель площадью 49 кв.м. в государственной собственности под стационарную автозаправочную станцию, согласно утвержденному проекту межевания территории в районе Транссибирской магистрали (условный номер :ЗУ2, квартал 20:01:03, общая площадь 1007 кв.м. по причине того, что законодательством не предусмотрено перераспределение части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности".
Считая решение заинтересованного лица не основанным на законе, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены, с чем Департамент не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4 статьи 11.2 ЗК РФ).
Согласно положениям статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Следовательно, в любом случае образования нового земельного участка земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе и путем перераспределения, основанием может быть исключительно один из трех названных в данной статье документов (проект межевания территории, проектная документация лесного участка или схема образования участка).
Согласно пункту 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены статьей 39.28 ЗК РФ.
В силу пункта 1 данной статьи перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 Кодекса перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Таким образом, земельным законодательством допускается перераспределение государственных или муниципальных земель с частным земельным участком в случаях, указанных в проекте межевания территории или согласно утвержденной схеме образования участка.
Согласно положениям пункта 2 части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проект межевания территории является одним из видов документации по планировке территории.
На основании статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (пункт 1 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой в силу пункта 1 статьи 11.10 ЗК РФ изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Порядок заключения соглашения, предусмотренного пунктом 2 статьей 39.28 ЗК РФ, регламентирован статьей 39.29 ЗК РФ, в силу пункта 2 которой указано, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно положениям части 3 статьи 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков среди прочих документов должна быть приложена схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Как усматривается из буквального текста заявления, ООО "АльфаОйл" является собственником земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432001:18, часть земель которого планирует перераспределить с государственными землями, площадью 49 кв.м. на основании проекта межевания территории, утвержденным постановлением 21.12.2018 N 26-пг.
При этом схема образования земельного участка к заявлению не прикладывалась, об ее изготовлении заявитель не просил муниципальный орган.
Вместе с тем, вопреки доводам заявителя, из утвержденного Постановлением N 26-пг проекта межевания территории (Приложением N 3) в части характеристики проектируемой территории микрорайона 30:01:03 следует, что проектные решения в разделе "Границы образуемых земельных участков" предполагают образование нового участка :ЗУ2 площадью 1 007 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432001:18 путем его раздела.
В разделе "Границы образуемых земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд" предусмотрено путем раздела и последующего изъятия образование нового земельного участка (территории общего пользования) :ЗУ9 из земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432001:18.
В разделе "Границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к территориях общего пользования" предусмотрено создание новых участков :ЗУ13 и :ЗУ15 за счет земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432001:18 (графическое расположение проектных решений л.д.62).
Таким образом, из утвержденного Проекта межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) в районе Транссибирской магистрали не предусмотрено изменения границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0432001:18 в сторону их увеличения путем перераспределения. Регламентирован лишь раздел данного земельного участка и последующее изъятие части земель для их отнесения к землям общего пользования.
Названный проект межевания территории основанием для испрашиваемого перераспределения части земельного участка, находящегося в частной собственности, с государственными землями не является. Как было выше сказано, схема расположения вновь образуемого земельного участка к заявлению не прикладывалась и об ее изготовлении заявитель не просил.
Представленная в материалы дела схема (л.д.73) была изготовлена кадастровым инженером только 02.06.2020, т.е. после получения оспариваемого решения.
Частью 8 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что после подачи заявления о перераспределении земель в срок не более чем тридцать дней уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных частью 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Одним из оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса (в конкретном случае вопреки требованиям подпункта 2 пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса перераспределение земель и земельного участка в проекте межевания не предусмотрено).
Ввиду изложенного выше отказ заинтересованного лица, сформулированный в оспариваемом решении от 22.05.2010 N 655-о, не противоречит положениям земельного законодательства.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции основания для удовлетворения заявления ООО "АльфаОйл" не усматриваются.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.09.2020 по делу N А70-9428/2020 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются апелляционным судом в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ и относятся на заявителя по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.09.2020 по делу N А70-9428/2020 - отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "АльфаОйл" о признании недействительным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 22.05.2020 N 656-о об отказе в перераспределении части земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, находящихся в государственной собственности отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-9428/2020
Истец: ООО "АльфаОйл"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области