город Москва |
|
05 февраля 2024 г. |
Дело N А40-118631/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В., судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воргулевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Энергия Победы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2023 года
по делу N А40-118631/23,
по иску ООО "Энергия Победы"
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: Государственное унитарное предприятие г.Москвы "Центр управления городским имуществом"
о признании права
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: генеральный директор Розовик А.Н. лично, паспорт РФ;
Кислякова Ю.В. по доверенности от 22.01.2024 г.,
диплом ВСА 0971996 от 26.06.2010 г.;
от ответчика: Полянский П.А. по доверенности от 25.12.2023 г.,
диплом 107724 3794905 от 10.07.2019 г.;
от третьего лица: Гарин Е.Д. по доверенности от 09.01.2024 г.;
диплом ДВС 1079132 от 11.01.2002 г.;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Энергия Победы" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик) о признании преимущественного права на приобретение объекта нежилого фонда находящегося в собственности города Москвы - нежилого помещения общей площадью 125,9 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Комарова, д. 13А, кадастровый номер: 77:02:0017002:4065 по цене, равной его рыночной стоимости, об обязании Департамент городского имущества города Москвы исключить объект нежилого фонда находящегося в собственности города Москвы - нежилого помещения общей площадью 125,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Академика Комарова, д. 13А, кадастровый номер: 77:02:0017002:4065 из хозяйственного ведения ГУП "Центр управления городским имуществом" - восстановить положение, существовавшее до нарушения права.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное унитарное предприятие г.Москвы "Центр управления городским имуществом".
Решением суда от 31.10.2023 г. в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика и третьего лица против доводов жалобы возражали, считают обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, нежилое помещение общей площадью 125,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Академика Комарова, д. 13А, кадастровый номер: 77:02:0017002:4065 по результатам электронного аукциона было передано ООО "Энергия Победы" в аренду по договору N 00-00927/20 от 16.10.2020 г.
В соответствии с аукционной документацией, арендуемый объект недвижимости внесен в перечень государственного имущества, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.04.2017 N 211-ПП "Об утверждении Порядка формирования, ведения и опубликования Перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и Перечня государственного имущества, переданного во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Согласно пункту 9.9 документации об аукционе в электронной форме на право аренды указанного объекта недвижимости, - субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Существенным требованием к реализации преимущественного права выкупа является нахождение арендуемого имущества на день подачи заявления во временном пользовании арендатора непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором аренды такого имущества.
Исключение составляют объекты недвижимого имущества, включенные в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенный для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В случае нахождения объекта недвижимого имущества в указанном перечне субъекты малого и среднего предпринимательства также вправе реализовать преимущественное право выкупа при следующих условиях: 1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договорами аренды такого имущества; 2) арендуемое имущество находится в указанном перечне в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Письмом от 31.05.2022 ГУП "ЦУГИ" уведомил ООО "Энергия Победы", что Объект недвижимости общей площадью 125,9 кв.м. передан на праве хозяйственного ведения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Центр управления городским имуществом" (далее - ГУП "ЦУГИ") (запись от 20.05.2022 N 77:02:0017002:4065-77/051/2022-3).
Письмом исх. N 1 от 06.12.2022 истец обратился к ГУП "ЦУГИ" о направлении проекта Договора купли-продажи на приобретение недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Комарова, д. 13А.
Письмом от 30.12.2022 ГУП "ЦУГИ" уведомило истца о необходимости получения решения собственника о согласии на совершении сделки по отчуждению имущества, принадлежащего государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. 23.03.2023 Заявитель обратился в Департамент по вопросу направления договора купли-продажи недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, ул. академика Комарова, д. 13А, кадастровый номер: 77:02:0017002:4065.
Письмом от 24.04.2023 N ДГИ-1-17088/23-1 Департамент сообщил Истцу о необходимости обращения по вопросу выкупа нежилого помещения в ГУП "ЦУГИ"
Письмом от 24.04.2023 г. N ДГИ-1-17088/23-1 ДГИ гор. Москвы сообщил Заявителю, что унитарное предприятие - ГУП ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ" и Департамент городского имущества гор. Москвы вправе, но не обязаны произвести отчуждение недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, что, по мнению истца, прямо нарушает законные права и интересы истца в сфере экономической деятельности.
По мнению истца, распорядившись имуществом, внесенным в перечень государственного имущества, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.04.2017 N 211-1Ш Ответчик нарушил требования Федерального закона, создал препятствия для выкупа данного объекта Истцом как добросовестным арендатором в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии со ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" от имени города Москвы полномочия по управлению и распоряжению собственностью города Москвы осуществляет Правительство Москвы и уполномоченные им органы исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с п. 4.2.25 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, именно Департамент принимает решение о закреплении за государственными унитарными предприятиями города Москвы государственного имущества на праве хозяйственного ведения.
На основании указанных норм права, Департаментом было принято оспариваемое распоряжение о передаче в хозяйственное ведение ГУП города Москвы "Центр управления городским имуществом" спорных нежилых помещений.
Таким образом, оспариваемое Распоряжение издано уполномоченным органом, в пределах его компетенции.
В силу положений ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Согласно ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В соответствии с п. 1 ст. 617 ГК РФ переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненно наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Таким образом, передачей имущества в хозяйственное ведение ГУП города Москвы "Центр управления городским имуществом" какие-либо права Заявителя нарушены не были.
Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия указанных субъектов в приватизации арендуемого имущества (статья 1).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 24.02.2011 г. N 214-О-О, от 29.09.2011 г., N 1042-О-О, от 16.02.2012 г. N 260-О-О, цель названного Федерального закона состоит в оказании адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции в связи с их участием в приватизации.
Субъектом получения указанной преференции - преимущественного права выкупа помещения являются хозяйствующие субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся арендаторами испрашиваемого к приватизации имущества.
В соответствии со статьей 3 Закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 9 Закона N 159-ФЗ преимущественное право может быть реализовано по инициативе субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям, установленным статьей 3 данного Закона.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 159-ФЗ в случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
При исследовании обстоятельств дела судом установлено, что на момент обращения истцом с требованием к ГУП "ЦУГИ" о направлении проекта договора купли-продажи в отношении арендуемого помещения, установленный срок нахождения арендуемого имущества во временном владении и пользовании истца непрерывно в течение двух и более лет не наступил. Спорный объект недвижимости общей площадью 125,9 кв.м. был закреплен на праве хозяйственного ведения ГУП "ЦУГИ" (запись от 20.05.2022 N 77:02:0017002:4065-77/051/2022-3), т.е. до истечения установленного частью 1 статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ срока на право приобретения арендуемого имущества в собственность, а также до момента направления обращения в ГУП "ЦУГИ" от 06.12.2022 г
Согласно части 8 статьи 4 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, чье право на приобретение было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Предусмотренное положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ преимущественное право субъекта малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого имущества не является вещным правом, реализуется путем соблюдения установленной названным Законом процедуры и не подлежит подтверждению судом путем его признания.
В рамках настоящего дела ООО "Энергия Победы" не оспаривает решения либо действия (бездействия) Департамента и/ или третьего лица по отказу в реализации преимущественного права на приобретение в собственность объектов недвижимости и не заявляет требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2023 года по делу N А40-118631/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118631/2023
Истец: ООО "ЭНЕРГИЯ ПОБЕДЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ"