г. Москва |
|
11 ноября 2020 г. |
Дело N А40-288407/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.Н. Поповой,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.02.2020, принятое судьей в порядке упрощенного производства по делу N А40-288407/19,
по иску: АО "ФПК"
к ответчику: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 130118 рублей
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2020 по делу N А40-288407/19, исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции, принятая в порядке упрощенного производства, рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам:
Судом первой инстанции установлено: что в 2018 г. АО "Федеральная пассажирская компания" предоставило льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с "Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великий Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г.
Согласно статье 6 указанного соглашения транспортные организации обеспечивают льготные условия обслуживания лиц, указанных в соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со статьей 2 указанного соглашения инвалидам ВОВ первой и второй групп и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств-участников соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам ВОВ третьей группы и лицам, приравненных к ним, предоставляется 50 процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге. Сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.
Согласно ст. 3 соглашения участникам ВОВ и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку от стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
Как утверждает истец в иске, согласно реестрам оформленных проездных документов сумма, недополученная АО "ФПК" в результате продажи льготных проездных документов, в 2018 г. составила 130 118 рублей.
В связи с предоставлением в 2018 г. бесплатного проезда льготным категориям граждан, АО "ФПК" понесло убытки в размере 130 118 рублей.
Факт предоставления указанных льгот подтверждается данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов АСУ "Экспресс", купонами кассира и отрывными талонами.
Из п. 17 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатны или льготные проездные документы (билеты), остаются в билетной кассе и прилагаются к отчету билетного кассира. По общему правилу (статья 7 соглашения) основанием для приобретения льготного проездного документа является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В силу статьи 8 соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрена замена натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты только для граждан России.
Статьей 7 Гражданского кодекса РФ признано верховенство международных договоров РФ по отношению к внутрироссийскому гражданскому законодательству. Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" разъяснил, что ответчиком по делу о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании Гражданского кодекса РФ.
Обязанность государства в лице соответствующих финансовых органов по возмещению за счет средств бюджета транспортной организации выпадающих доходов возникает из международного соглашения от 12.02.1993, предусматривающих предоставление льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
Льготы, предусмотренные Соглашением от 12.03.1993 г. являются обязательствами Российской Федерации и подлежат компенсации за счет федерального бюджета.
Вместе с тем, в резолютивной части суд первой инстанции не указал, что взыскание убытков и госпошлины по иску следует произвести за счет казны Российской Федерации, что является основанием для изменения резолютивной части оспариваемого судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании указанной суммы с ответчика, суд первой инстанции не учел разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 (в ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которым при удовлетворении указанного иска в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, в связи с чем, решение суда подлежит изменению в данной части.
Доводы заявителя апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом в силу следующего:
С 01.01.2005 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004г.N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Между тем, Российская Федерация, в силу участия в действующем межгосударственном соглашении от 12.03.1993 г., не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот гражданам стран, являющихся участницами упомянутого соглашения.
Согласно статьям 6 и 7 межгосударственного соглашения от 12.03.1993 г. транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд; сохранены также сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 - процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
В соответствии с Реестрами оформленных проездных документов за заявленный период АО "ФПК", оказало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортном на основании Соглашения от 12.03. 1993 г., а именно инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, сумма, не дополученная АО "ФПК" в результате продажи льготных проездных документов, составила 130118 рублей
.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 г., подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром суммы, размере не полученных средств; согласно реестру оформленных проездных документов АСУ"Экспресс".
Использование указанной системы для продажи проездных билетов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473.
Из пункта 17 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира; при этом необходимо отметить, что по общему правилу (статья 7 Соглашения) основанием для приобретения льготного проездного документа является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В решении от 24.06.2003 г. N 01-1/2-03, Экономический Суд Содружества Независимых Государств в рамках своих полномочий (п.п. 5,16 Положения об экономическом Суде СНГ), дал официальное толкование применения статей 2, 3, 4, 7 Соглашения, согласно которому, в период действия сезонных льгот количество поездок инвалидам ВОВ, лицам, приравненным к ним, не ограничивается; документом, служащим основанием для предоставления сезонных льгот, является только удостоверение инвалида ВОВ, в связи с чем, оформление льготных проездных документов в период с 01 октября по 15 мая указанным категориям граждан (сезонные льготы) осуществляются без талона.
В соответствии с преамбулой Соглашения, целью его является взаимное признание государствами - участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготы по проезду, независимо от их места жительства, что означает, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам, должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и передвижении из одного государства в другое.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2015 г. N 305-ЭС15-8213.
Соглашение от 12.03.1993 г. является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Обязанность государства по возмещению транспортной организации понесенных расходов в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам и участникам Великой Отечественной войны возникает из Соглашения.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г. является нормативным актом (международным договором), исполнение которого является обязательным в данной ситуации всеми субъектами - перевозчиком (АО "ФПК"), льготной категорией лиц (льготникам) и органами власти (Министерство финансов Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.02.2020 по делу N А40-288407/ изменить и изложить в следующей редакции.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу АО "ФПК" убытки в сумме 130 118 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4 904 рубля.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-288407/2019
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство финансов РФ