г. Хабаровск |
|
17 ноября 2020 г. |
А73-2487/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Мильчиной И.А., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть": Яскина Е.С., представитель по доверенности от 01.11.2020, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Сидельникова Э.В., представитель по доверенности от 15.11.2020, представлено служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании;
от общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвестЦентр": Колышева Е.А., представитель по доверенности от 10.11.2020 N 148, представлен паспорт, диплом о высшем юридическом образовании;
от акционерного общества "Дальневосточный специализированный трест "Дальтрансстрой": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть"
на решение от 01.09.2020
по делу N А73-2487/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Хабаровская горэлектросеть"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
третьи лица: акционерное общество "Дальневосточный специализированный трест "Дальтрансстрой", общество с ограниченной ответственностью "Строй Инвест Центр"
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Хабаровская горэлектросеть" (ОГРН 1022701194560, ИНН 2702032110) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным решения от 04.07.2019 N 14 управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление).
Определением от 02.03.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Дальневосточный специализированный трест "Дальтрансстрой", общество с ограниченной ответственностью "Строй ИнвестЦентр".
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2020 в удовлетворении заявленных АО "Хабаровская горэлектросеть" требований оказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Хабаровская горэлектросеть" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.09.2020 по делу N А73-2487/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель АО "Хабаровская горэлектросеть" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2020 по делу N А73-2487/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "СтройИнвестЦентр" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции от 01.09.2020 по делу N А73-2487/2020 отменить, принять новый судебный акт.
АО Трест "Дальтрансстрой" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 35-ФЗ общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том, числе обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
07.06.2018 в управление поступило заявление АО Трест "Дальтрансстрой" на действия АО "Хабаровская горэлектросеть", выразившиеся в выдаче ООО "СтройИнвестЦентр" технических условий от 16.01.2017 N 2360.
По результатам рассмотрения дела комиссией управления было вынесено решение от 04.07.2019, которым установлено доминирующее положение АО "Хабаровская горэлектросеть" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории г.Хабаровска в зоне расположения своих сетей по границе балансовой принадлежности своих электрических сетей в 2017 и 2018 годах и признало нарушение сетевой организацией части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Нарушение выразилось в действиях АО "Хабаровская горэлектросеть" по выдаче ООО "Строй Инвест Центр" технических условий от 16.01.2017 без проведения осмотра энергопринимающих устройств ООО "СтройИнвест Центр" с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств ООО "Строй Инвест Центр", которые могли привести к ущемлению интересов АО Трест "Дальтрансстрой" в сфере предпринимательской деятельности.
О незаконности решения управления АО "Хабаровская горэлектросеть" обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
АО Трест "Дальтрансстрой" на праве собственности принадлежит объект "Внешние сети электроснабжения", расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Промывочная, 15-б. Согласно техническому паспорту указанного объекта в его состав входит ТП-1523 6кВ, год ввода в эксплуатацию 1967 год.
Согласно договоров купли-продажи от 25.08.2009, от 07.10.2010 заключенных между АО Трест "Дальтрансстрой" и ООО "СтройИнвест Центр", между департаментом муниципальной собственности администрации города Хабаровска и ООО "Строй Инвест Центр", ООО "Строй Инвест Центр" приобрело часть принадлежащего АО Трест "Дальтрансстрой" имущества, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Промывочная, 15-Б, а также земельный участок, на котором расположены указанные объекты.
До продажи данных объектов их электроснабжение осуществлялось от ТП-1523, принадлежащей АО Трест "Дальтрансстрой", а после продажи объектов недвижимости ООО "СтройИнвестЦентр", их электроснабжение не осуществлялось.
ООО "СтройИнвестЦентр" обратилось в АО "Хабаровская горэлектросеть" с заявкой на осуществление технологического присоединения объектов: котельная, Р=81,5 кВт, гаражное помещение, Р=18,5 кВт, очистные сооружения, Р=50 кВт, максимальной мощностью 150,0 кВт, характер нагрузки производственная, в связи с восстановлением технических условий; согласно заявке, на момент подачи заявки электроснабжение на объекте существует. К заявке были приложены схема земельного участка, копии свидетельств о государственной регистрации на вышеуказанные объекты, акт обследования объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 27:23:0041728:48 по адресу г. Хабаровск, ул. Промывочная, 15-Б, составленный и подписанный только со стороны ООО "Строй Инвест Центр", согласно которому электроснабжение фактически осуществляется от ячейки N 4 ТП-1523. Также действующая схема подключения, составленная ООО "Строй Инвест Центр", согласно которой вышеуказанные объекты имеют технологическое присоединение к ТП-1523.
АО "Хабаровская горэлектросеть" по результатам рассмотрения заявления, выданы ООО "СтройИнвестЦентр" технические условия от 16.01.2017, согласно которым энергопринимающие устройства заявителя - котельная, гаражное помещение, очистные сооружения по адресу: г. Хабаровск, ул. Промывочная, 15-Б, максимальной мощностью 150 кВт ранее присоединенная мощность 150 кВт, имеют точку присоединения: РУ-0,4 кВ ТП-1523, ф.4, ООО "СтройИнвестЦентр" осуществляет электроснабжение объекта по существующей схеме.
Технические условия были подготовлены в соответствии с существующей схемой энергоснабжения. В АО "Хабаровская горэлектросеть" отсутствуют сведения о собственнике ТП-1523; сетевая организация не осуществляла взаимодействие с АО Трест "Дальтрансстрой".
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Кроме того, в целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Закона N 35-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в случае восстановления утраченных документов о технологическом присоединении (подпункт а), а также в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (подпункт в) согласно подпунктам "а" и "в" пункта 59 Правил с приложением документов, указанных в пункте 62 Правил.
Пунктом 69 Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "Строй Инвест Центр" в АО "Хабаровская горэлектросеть" с заявлением), установлено, что при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 настоящих Правил), сетевая организация не позднее семи дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении.
Согласно пункту 72 Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "СтройИнвестЦентр" в АО "Хабаровская горэлектросеть" с заявлением) при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 настоящих Правил, сетевая организация при получении заявления о переоформлении документов в связи с необходимостью восстановления утраченных (полностью или частично) документов о технологическом присоединении (в том числе технических условий):
а) в случае если технические условия в соответствии с настоящими Правилами не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения и иные документы о технологическом присоединении в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов;
б) в случае если в соответствии с настоящими Правилами технические условия подлежат (подлежали) согласованию с субъектом оперативнодиспетчерского управления, проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, по его итогам подготавливает и согласовывает технические условия с субъектом оперативно-диспетчерского управления, направляет согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления технические условия лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, а также проводит проверку выполнения технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил. При этом сетевая организация направляет субъекту оперативно-диспетчерского управления технические условия не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов. При проведении проверки выполнения технических условий представление в сетевую организацию документов, предусмотренных пунктом 93 настоящих Правил, не требуется. Срок проведения указанных мероприятий, включая выдачу лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, восстановленных технических условий и документов о технологическом присоединении, не может превышать 45 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
Также согласно пункту 73 Правил (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "СтройИнвестЦентр" в АО "Хабаровская горэлектросеть" с заявлением) в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 настоящих Правил, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 настоящих Правил, а при их отсутствии на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя. В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт осмотра (обследования) электроустановки, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
ООО "СтройИнвестЦентр", обращаясь в АО "Хабаровская горэлектросеть" с заявкой на осуществление технологического присоединения объектов, не приложило документы, предусмотренные подпунктами "в", "г", "е" пункта 62 Правил.
АО "Хабаровская горэлектросеть" по результатам рассмотрения заявления, в нарушение пункта 72 Правил не был проведен с участием ООО "СтройИнвестЦентр" осмотр энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации.
Как верно установлено судом первой инстанцией у сетевой организации как на момент выдачи ООО "СтройИнвестЦентр" технических условий, так и в настоящее время отсутствуют документы о технологическом присоединении энергопринимающих устройств объектов, принадлежащих ООО "Строй Инвест Центр", ранее принадлежавших АО Трест "Дальтрансстрой". АО "Хабаровская горэлектросеть" не дана оценка технической возможности присоединения энергопринимающих устройств ООО "СтройИнвестЦентр" к ТП-1523, с учетом мощности, загруженности и давности постройки ТП-1523.
При изложенных обстоятельствах действия АО "Хабаровская горэлектросеть" по выдаче ООО "Строй Инвест Центр" технических условий от 16.01.2017 противоречат действующему законодательству. Реализация технических условий может привести к нарушению (ограничению) режима потребления электрической энергии объектов АО Трест "Дальтрансстрой". Сдавая имущество в аренду АО "Трест "Дальтрансстрой" дает согласие на подключение арендаторов к своим электрическим сетям через ТП-1523. В случае подключения ООО "Строй Инвест Центр" без согласия АО "Трест "Дальтрансстрой" приведет к тому, что АО "Трест "Дальтрансстрой" будет вынуждено отказывать арендаторам в заключении договоров аренды, данное обстоятельство повлечет ущерб в предпринимательской деятельности АО "Трест "Дальтрансстрой".
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно угрозы наступления любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
В качестве злоупотребления доминирующим положением свидетельствуют действия АО "Хабаровская горэлектросеть" о нарушении по выдаче технических условий, что могло привести к ущемлению интересов АО Трест "Дальтрансстрой" в сфере предпринимательской деятельности, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Обстоятельства, установленные комиссией в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии имел возможность для соблюдения установленных правил и норм, должен был предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию законодательством.
Довод жалобы АО "Хабаровская горэлектросеть" о том, что действия АО "Хабаровская горэлектросеть" должны быть квалифицированы по правилам КоАП РФ отклоняется, поскольку в рассматриваемом деле оспорено решение управления о нарушении Закона N 135-ФЗ. Обращаясь в суд первой инстанции АО "Хабаровская горэлектросеть" самостоятельно определило объем заявленных требований, и суд не вправе выходить за рамки предмета требований.
Довод жалобы АО "Хабаровская горэлектросеть" о том, что на момент вынесения решения управления выданные технические условия были аннулированы отклоняется, поскольку аннулирование после установления управлением нарушения не исключает выявленный факт на момент рассмотрения заявления АО Трест "Дальтрансстрой".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение антимонопольного органа соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2020 по делу N А73-2487/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета акционерному обществу "Хабаровская горэлектросеть" (ОГРН 1022701194560, ИНН 2702032110) излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 02.10.2020 N 5294 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2487/2020
Истец: АО "ХАБАРОВСКАЯ ГОРЭЛЕКТРОСЕТЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, УФАС по Хабаровскому краю
Третье лицо: АО "Дальневосточный специализированный трест "Дальтрансстрой", ООО "Строй Инвест Центр"