г. Владимир |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А43-13156/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МегаФон" (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26 августа 2020 года по делу N А43-13156/2020, принятое по заявлению публичного акционерного общества "МегаФон" о признании недействительным предписания главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе города Кулебаки, городском округе Навашинский, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении нарушения прав потребителей от 05.02.2020 N 19176887
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось публичное акционерное общество "Мегафон" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным предписания главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в городе Выкса, Вознесенском районе, городском округе города Кулебаки, городском округе Навашинский (далее ответчик, административный орган, Роспотребнадзор) об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о прекращении нарушения прав потребителей N 19176887 от 05.02.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена гражданка Гарцер Наталья Викторовна (далее - третье лицо, Гарцер Н.В.).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26 августа 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "МегаФон" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.08.2020 отменить; принять по делу новый судебный акт, которым требования ПАО "МегаФон" удовлетворить.
ПАО "МегаФон" считает, что вынесенное Арбитражным судом Нижегородской области решение не соответствует фактическим обстоятельствам дела, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а потому не может быть признано законным и подлежит отмене, с вынесением нового решения по делу.
Третье лицо представило обращение в суд апелляционной инстанции, в котором Гарцер Н.В. изложила фактические обстоятельства взаимоотношений лиц, участвующих в деле.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьего лица не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя, ответчика и третьего лица.
Законность принятого судебного акта в обжалуемой части, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 25.08.2018 между ПАО "МегаФон" и потребителем (Гарцер Н.В.) заключен договор N GF0042741965 о предоставлении услуг сети сотовой подвижной радиотелефонной связи по номеру +7920042****.
С 25.08.2018 Гарцер Н.В. (Абонент) пользовалась тарифным планом "Включайся! Говори 11.18".
Неотъемлемой частью заключенного договора являются Условия оказания услуг подвижной связи "МегаФон" и выбранный абонентом тарифный план "Включайся! Говори", ежемесячная плата составляла 250 рублей, за ежемесячную абонентскую плату включено: 1000 минут, интернет на месенджеры, интернет на любые сервисы - 5 ГБ, звонки на номера МагаФона России - 0,00 руб., входящее звонки - 0,00 руб.
12 июля 2019 на номере +7920042**** был осуществлен переход на тарифный план "Включайся! Для тебя" без уведомления Гарцер Н.В.
В связи с поступившим в адрес Роспотребнадзора обращением Гарцер Н.В. (вх.N 14675ж-2019 от 18.12.2019), на основании распоряжения от 25.12.2019 N 19176887 административным органом в период с 09.01.2020 по 05.02.2020 в отношении ПАО "МегаФон" проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки ПАО "МегаФон" указывало, что об изменении условий тарифа "Мегафон Все Включено М" Гарцер Н.В. была уведомлена надлежащим образом: за 18 дней до изменений на официальном сайте компании www.megafon.ru в разделе "Новости" - "Федеральные новости" ссылка на новость: www.megafon.ru/go/s_nkt_info, была опубликована информация об изменении условий и название тарифного плана. Также абоненту оператором 24.06.2019 отправлено и доставлено SMS-сообщение на номер +7920042****, с текстом: "После 8 июля общаться с близкими будет еще удобнее! За 250 руб./мес. у Вас будет: Безлимит на соцсети и мессенджеры. 500 минут на другие мобильные номера России, Безлимитные звонки на номера МегаФона - они не расходуют пакет минут, 30 ГБ интернета. Новое название - "Включайся! Для тебя". Когда условия изменятся, мы Вас оповестим, а остаток текущей ежемесячной платы вернется на Ваш счет. Подробнее: www.megafon.ru/go/s_nkt_info Управление номером: mik.mgfii.ru". Так как ни каких действий, указанных в смс оповещении об Гарцер Н.В., не поступало, переход на тарифный план "Включайся! Для тебя" на номере +7920042**** было осуществлен 12.07.2019, т.е. изменение тарифного плана было произведено по истечении 17 дневного срока.
Административным органом установлено, что информация о действующих тарифных планах размещена на официальном Интернетсайте компании МегаФон: "www.megafon.ru" в разделе "Новости" - "Федеральные новости", где имеется информационное сообщение для клиентов ПАО "Мегафон" от 08.07.2019 "Переименование тарифных планов линейки "Включайся!". Из представленного текстового содержания следует: с 18.07.2019 тарифные планы "Включайся! Пиши", "Включайся! Говори", "Включайся! Слушай!", "Включайся! Общайся". "Включайся! Выбирай", "Включайся! Смотри", "Включайся! Премиум" будут переименованы следующим образом: "Включайся! Пиши 07.19", "Включайся! Говори 07.19", "Включайся! Слушай 07.19", "Включайся! Общайся 07.19", "Включайся! Выбирай 07.19". "Включайся! Смотри 07.19", "Включайся! Премиум 07.19". Условия тарифных планов при этом не изменятся.
При этом, информация на официальном сайте ПАО "Мегафон" об изменении тарифного плана с "Включайся! Говори!" на "Включайся! Для тебя" с 12.07.2019 отсутствует.
Какие-либо сведения о тарифе "Включайся! Для тебя", на официальном сайте также отсутствуют.
Подробно выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки N 19176887 от 05.02.2020 (л.д. 119-121, том 1).
В связи с выявленным нарушением, административный орган 05.02.2020 выдал обществу предписание N 19176887, которым возложил на ПАО "МегаФон" обязанность соблюдать порядок (правила) по информированию абонентов об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с требованиями установленными Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (ред. от 27.05.2019) "О порядке оказания услуг телефонной связи" (вместе с "Правилами оказания услуг телефонной связи"), статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", срок исполнения с 13 июля 2020 года и постоянно.
Кроме того, по результатам проведенной проверки постановлением от 24.03.2020 N 20170065 ПАО "МегаФон" привлечено административным органом к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Не согласившись с вынесенным предписанием, ПАО "МегаФон" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель отмечает отсутствие нарушений пункта 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правил N 1342), поскольку потребитель (Гарцер Н.В.) извещалась об изменении условий тарифного плана путем направления 24.06.2019 текстового СМСсообщения с указанием гиперссылки для перехода на сайт, содержащий необходимую информацию. Кроме того, заявитель указывает на нарушения административным органом пунктов 26, 58, 59, 67, 68 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент), выразившегося в распространении действия предписания на неопределенный круг лиц, а также нарушения требований статьи 17 Федерального закона от 06.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пункта 70 Административного регламента, выразившиеся в отсутствии конкретного срока устранения нарушений.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции и исходил из того, что оспариваемое предписание является законным, не нарушает прав заявителя и подлежит исполнению со стороны ПАО "МегаФон".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки в оспариваемой части.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу (пункты 5.1.2, 5.9 Положения).
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 40 Закона N 2300-1 федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя: организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 40 Закона N 2300-1 должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам, владельцам агрегаторов) предписания о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей среде.
Кроме того, в силу части 3 статьи 40 Закона N 2300-1 к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, владельцев агрегаторов), применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно подпункту "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров (далее - Административный регламент).
Согласно подпункту 2 пункта 26 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Административная процедура "Оформление результатов проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие административные действия: составление акта проверки; вручение или направление акта проверки лицам, подлежащим проверке; направление в орган прокуратуры копии акта проверки в случае, если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения органом прокуратуры (пункт 58 Административного регламента).
Составление акта проверки осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным на ее проведение. В акт проверки вносятся сведения, полученные в ходе ее проведения, в том числе о фактах выявленных нарушений обязательных требований, нарушений требований к проведению проверки (пункт 59 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 67 Административного регламента в случаях обнаружения в ходе проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Роспотребнадзора, уполномоченное провести проверку, принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 68 Административного регламента административная процедура "Принятие мер по результатам проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров" включает следующие действия: 1) выдача предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений; 2) принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 3) принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии у заинтересованного лица полномочий по выдаче оспариваемого предписания.
Установленных частью 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ грубых нарушений при проведении проверки административным органом не допущено.
Доводы ПАО "МегаФон" об обратном со ссылкой на неистребование административным органом дополнительных пояснений, а также одновременное вручение запроса от 09.01.2020 и уведомления от 09.01.2020 о дате и времени составления акта проверки судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку нарушение требований частей 4, 8 статьи 11 Закона N 294-ФЗ к грубым нарушениям не относится.
Запрет на одновременное направление запроса и уведомления о составлении акта проверки Законом N 294-ФЗ не установлен.
При этом, как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае запрос был направлен при наличии вынесенного 25.12.2019 распоряжения о проведении проверки, ответ на запрос административного органа заявитель предоставил 29.01.2020, тогда как акт проверки составлен 05.02.2020, в том числе, с учетом представленных заявителем документов.
В силу части 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей необходимая и достоверная информации о реализуемых товарах (услугах) должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона N 126-ФЗ тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно статье 44 Закона N 126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором.
Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации (статья 45 Закона N 126-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" утверждены Правила оказания услуг телефонной связи (далее - Правила N 1342), которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 1342 договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, позволяющих достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора.
Изменение договора осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором (пункт 47 Правил N 1342).
В соответствии с пунктом 29 Правил N 1342 тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 24 Правил N 1342 оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В договоре с абонентом - юридическим лицом может быть определен иной способ информирования об изменении тарифов. Абонент - физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.
Таким образом, оператор связи вправе устанавливать тариф и менять его стоимость при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Верховного Суда РФ от 30.11.2015 N 302-АД15-14854 по делу N А33- 2721/2015 установлено, что внесение оператором связи изменений в ценовую составляющую тарифного плана не противоречит действующему нормативно-правовому регулированию (предусматривающему право оператора связи изменять в одностороннем порядке тарифы (тарифные планы) при условии предварительного извещения абонентов и (или) пользователей через средства массовой информации и в местах работы с абонентами и (или) пользователями). Аналогичные выводы содержатся в постановлении Верховного Суда РФ от 30.09.2016 N 302-АД15-8803.
Учитывая изложенное, как верно указал суд первой инстанции, ПАО "МегаФон" вправе изменять стоимость услуг связи, входящих в тарифный план, с соблюдением условий предварительного извещения абонентов.
В рассматриваемом случае, при заключении договора N GF0042741965 о предоставлении услуг сети сотовой подвижной радиотелефонной связи по номеру +7920042**** в разделе "Согласие с условиями Договора", Гарцер Н.В. выразила свое согласие на условие договора, предусматривающего отказ от получения SMS-сообщений об изменении тарифов, выбрала иной способ уведомления - размещение информации на официальном сайте ПАО "МегаФон" (л.д.129, том 1).
Таким образом, исходя из буквального толкования подпункта "е" пункта 24 Правил N 1342 оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи в доступной форме извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Доводы ПАО "МегаФон" о том, что об изменении условий тарифа "Мегафон Все Включено М" Гарцер Н.В. была уведомлена надлежащим образом: за 18 дней до изменений на официальном сайте компании www/megafon.ru в разделе "Новости" - "Федеральные новости" ссылка на новость: www.megafon.ru/go/s_nkt_info, судом рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку не свидетельствуют о надлежащем выполнении требований подпункта "е" пункта 24 Правил N 1342.
Так, в разделе "Федеральные новости" имеется информационное сообщение для клиентов ПАО "Мегафон" от 08.07.2019 "Переименование тарифных планов линейки "Включайся!". Из представленного текстового содержания следует: с 18.07.2019 г. тарифные планы "Включайся! Пиши", "Включайся! Говори", "Включайся! Слушай!", "Включайся! Общайся". "Включайся! Выбирай", "Включайся! Смотри", "Включайся! Премиум" будут переименованы следующим образом: "Включайся! Пиши 07.19", "Включайся! Говори 07.19", "Включайся! Слушай 07.19", "Включайся! Общайся 07.19", "Включайся! Выбирай 07.19". "Включайся! Смотри 07.19", "Включайся! Премиум 07.19". Условия тарифных планов при этом не изменятся (л.д.40, том 2).
Таким образом, в размещенном сообщении указано на переименование тарифного плана.
Однако информация об изменении самих тарифов отсутствует.
Более того, согласно размещенному уведомлению условия тарифных планов не изменятся.
Ссылка заявителя о надлежащем размещении информации 24.06.2019 путем опубликования на официальном сайте оператора связи сообщения: "С 08 июля условия и название вашего тарифного плана изменятся. Теперь он будет называться "Включайся! Для тебя"... Индивидуальное предложение и новые условия сотрудничества вы можете посмотреть "здесь".", расположенного по адресу: http://corp.megafon.ru/press/news/federalnye_novosti/20190624-1030.html?utm_source=mfabonent&utm_campaign=support_flight_corp_/go/s_nkt_info/&utm_medium=megafon_sms_info (л.д. 145, том 1), правомерно отклонена судом, поскольку согласно скриншоту страницы официального сайта оператора связи информационное сообщение "с 8 июля 2019 года условия и названия вашего тарифного плана изменятся. Теперь он будет называться "Включайся! Для тебя"_" размещено на сайте оператора связи в разделе "Инвесторам и прессе" - "Прессе" (л.д.145, том 1), в связи с чем, у абонента, являющегося частным клиентом, отнесенным в силу разработанных разделов сайта к иной категории получателя информации, отсутствует возможность с достоверностью определить местонахождение актуальной для него информации на сайте общества и ознакомиться с содержанием вышеуказанного сообщения.
Доводы ПАО "МегаФон" об отсутствии установленных требований к порядку размещения информации об изменении тарифа на сайте (в том числе, относительно указания конкретного раздела сайта оператора) правомерно отклонены судом, поскольку не свидетельствуют о выполнении в рассматриваемом случае ПАО "МегаФон" требований статей 8, 10 Закона о защите прав потребителей, подпункта "е" пункта 24 Правил N 1342 ввиду несоответствия размещенного сообщения установленным законом требованиям о доступности информации.
Доводы заявителя о том, что потребитель имела возможность после ознакомления с содержанием СМС-сообщения осуществить переход по указанной в СМС-сообщении ссылке и ознакомиться с опубликованной информаций судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку при заключении договора оказания услуг потребитель отказался от получения SMS-сообщений об изменении тарифов.
Таким образом, в рассматриваемом случае направление SMS-сообщения об изменении тарифа является ненадлежащим способом уведомления.
Доводы ПАО "МегаФон" относительно отказа Гарцер Н.В. при заключении договора от получения SMS-сообщений, которые носят рекламный характер, противоречит тексту договора об оказании услуг от 25.08.2018.
При этом, исходя из подпункта "е" пункта 24 Правил N 1342, направление коротких текстовых сообщений с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи отнесено к дополнительному способу извещения, от которого потребитель имеет право отказаться.
В рассматриваемом случае потребитель таким правом воспользовался.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют и заявителем ни при проведении проверки, ни при рассмотрении настоящего дела не представлены доказательства направления 24.06.2019 в адрес потребителя указанного обществом СМС-сообщения об изменении тарифа на "Включайся! Для тебя".
Ссылка общества об индивидуальном характере условий измененного тарифа в силу содержания пункта 24 Правил N 1342 не относится к обстоятельствам, освобождающим общество от исполнения предусмотренной подпунктом "е" обязанности по размещению информации о смене действующих тарифов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, подтверждается обращениями потребителя в адрес административного органа, а также претензиями потребителя в адрес оператора связи, сообщение оператора связи получено потребителем только 12.07.2019, после изменения действующего тарифа, с условиями которого потребитель не согласен.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что потребитель о смене тарифа уведомлена не была, с условиями нового тарифа своевременно ознакомиться также не имела возможности, в связи с чем, у Роспотребнадзора имелись правовые основания для вынесения оспариваемого предписания и возложения на общество обязанности соблюдать порядок по информированию абонентов об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с требованиями установленными Правил N 1342, статьей 10 Закона о защите прав потребителей.
Довод заявителя о нарушении административным органом пунктов 26, 58, 59, 67, 68 Административного регламента, ввиду распространения требования оспариваемого предписания в отношении неопределенного круга лиц, судом признан необоснованным, поскольку оспариваемое обществом предписание вынесено Роспотребнадзором с целью защиты прав потребителей по информированию об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с требованиями установленными Правилами N 1342, статьей 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и не возлагает на общество незаконных обязанностей.
Довод ПАО "МегаФон" об отсутствии в оспариваемом предписании конкретного срока устранения нарушений, судом первой инстанции правомерно отклонен, поскольку из указанного предписания следует, что общество обязано в срок до 13.07.2020 известить Роспотребнадзор о выполнении предписания.
Таким образом, срок исполнения предписания административным органом определен.
Указание в оспариваемом предписании о выполнении требования по информированию об изменении тарифа через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" "с 13.07.2020 и постоянно" не противоречит требованиям подпункта "е" пункта 24 Правил N 1342, положениям Закона о защите прав потребителей.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае предписание является законным и обоснованным, не нарушает законные права и интересы заявителя, что, в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Все доводы ПАО "МегаФон", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд по Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26 августа 2020 года по делу N А43-13156/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МегаФон" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13156/2020
Истец: ПАО "МегаФон"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по НО в г. Выкса, Вознесенском районе, г.о.г. Кулебаки, г.о. Навашинский, Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области
Третье лицо: Арбитражный суд Чувашской республики-Чувашии, ГАРЦЕР НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, Арбитражный суд Тюменской области