г. Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А40-58528/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Комплект-Инвест Групп"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-58528/20
по заявлению ООО "Комплект-Инвест Групп"
к Брянской таможне
об оспаривании постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2020, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Комплект-Инвест Групп" (заявитель, общество) о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни (таможенный орган, таможня) от 18.02.2020 по делу N 10102000-438/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Путем посредством электронной почты от представителя таможенного органа поступил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела, постановлением Брянской таможни ЦАТ от 18.02.2020 по делу N 10102000-438/2020 ООО "Комплект-Инвест Групп" было привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 11/20 суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составило 7 553 руб. 03 коп.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ООО "Комплект-Инвест Групп" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела состава вменяемого ООО "Комплект-Инвест Групп" административного правонарушения, отсутствия существенных нарушений процессуальных требований со стороны таможенного органа при производстве по делу об административном правонарушении, а также отсутствия оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом установлено, что общество, являясь таможенным представителем ООО "БСХ-Бытовые приборы" (далее - декларант), на Александровском таможенном посту Брянской таможни по ДТ N 10102120/260318/0000773 задекларировало товар - "бытовая техника", ввезенный во исполнение внешнеторгового контракта N L-009/2016 от 18.02.2016, заключенного с "BSH HAUSGERATE GMBH" (Германия, продавец) на условиях поставки "CIP-Москва" (Инкотермс-2010).
Таможенная стоимость рассматриваемых товаров определена обществом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами, предусмотренному ст.ст. 4, 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (действовавшего на момент совершения таможенных операций, далее - Соглашение).
В гр. 22 ДТС-1 Обществом заявлены вычеты из цены сделки расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.
Александровским таможенным постом Брянской таможни принята определенная в соответствии со ст. ст. 4,5 Соглашения таможенная стоимость ввезенных обществом товаров. Товары выпущены согласно условиям таможенной процедуры выпуск для внутреннего потребления.
На основании ст. 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом в течение трех лет после выпуска товаров. После получения в ходе таможенной проверки от декларанта документов, таможенным органом обосновано было принято решение о внесении изменений, и, впоследствии, вынесено постановление по делу об АП.
Так, в период с декабря 2018 года по март 2019 года Брянской таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросам контроля достоверности сведений о таможенной стоимости (акт камеральной таможенной проверки от 26.03.2019 N 10102000/210/260319/А000186), в результате которой было установлено, что при декларировании таможенной стоимости указанных товаров, заявленные к вычету расходы на перевозку (транспортировку) товаров по таможенной территории Союза от места их прибытия на таможенную территорию Союза, не выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, и документально не подтверждены.
18.02.2020 по данному административному делу было вынесено постановление N 10102000-438/2020 о привлечении общества к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 7553,03 руб.
Указанные выше обстоятельства явились поводом и основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении таможенного представителя ООО "Комплект-Инвест Групп" по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и таможенным органом в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении N 10102000-438/2020.
Довод заявителя жалобы о том, что общество не совершало административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанной статьей КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Собранные материалы, сведения и документы указывают на наличие в действиях таможенного представителя ООО "Комплект-Инвест Групп" административного правонарушения, выразившегося в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10102120/260318/0000773, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлины и налога в сумме 13 732,79 руб.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, является установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров.
Объективная сторона административного правонарушения выразилась в заявлении ООО "Комплект-Инвест Групп" в ДТ N 10102120/260318/0000773 и ДТС-1 недостоверных сведений о величине таможенной стоимости декларируемых товаров, ввиду исключения из её структуры произвольной величины расходов, что послужило основанием для занижения суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в размере 13 732,79 руб.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в рассматриваемом случае является таможенный представитель ООО "Комплект-Инвест Групп", подававший для таможенного оформления декларацию на товары и заявлявший по ней в таможенный орган сведения, в том числе о недостоверной таможенной стоимости.
Таким образом, Общество, как лицо, фактически предоставившее документы таможенному органу, является субъектом вмененного административного правонарушения.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной юридического лица.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании статьи 106 ТК ЕАЭС в сведениях, подлежащих указанию в декларации на товары отражаются в том числе таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость; сведения об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
При этом подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. Согласно пп. 7 ц. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. С момента принятия, таможенная декларация становится документом, свидетельствующих о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии со ст. 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедур, декларанта обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно ч. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Анализ приведенных норм права свидетельствует о наличии у общества как таможенного представителя обязанности задекларировать товар при перемещении его через таможенную границу и указать в таможенной декларации полные и достоверные.
Необходимо отметить, что самостоятельным и необходимым условием вычета является "выделение из цены".
Получение вычета является правом декларанта, которое предоставляется ему при соблюдении определенных условий, следовательно, декларанту, желающему получить вычет, необходимо выстроить отношения с контрагентом таким образом, чтобы в коммерческих документах выделить расходы по перевозке из цены товара, предоставить в таможенный орган при декларировании товаров для осуществления вычета достоверную и документально обоснованную информацию, документы согласно установленного перечня.
Вместе с тем ООО "Комплект-Инвест Групп", не располагая документами и сведениями, позволяющими достоверно заявить вычет, все же его заявило, хотя располагало возможностью запросить дополнительные документы, либо не заявлять вычет, то есть могло "принять меры по соблюдению закона, но не приняло их.
В ходе производства по делу обстоятельств, объективно препятствующих выполнению обязанности ООО "Комплект-Инвест Групп" по заявлению достоверной таможенной стоимости товаров при их декларировании, не установлено.
Таким образом, нарушив требования таможенного законодательства (п. 2,3 ст. 2, п. 2 ст. 5 Соглашения (п. 9,10 ст. 38, п. 2 40 ТК ЕАЭС)), Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"), в частности, не выполнив обязанности по осуществлению достоверного таможенного декларирования товаров, что выразилось в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, продекларированных в ДГ N 10102120/260318/0000773, послужившим основанием для занижения суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, ООО "Комплект-Инвест Групп" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КОАП РФ.
Законным представителем ООО "Комплект-Инвест Групп" до рассмотрения дела об АП объяснение по существу правонарушения не было представлено, лицо для опроса в Брянскую таможню не явилось.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются следующими доказательствами:
1. Акт камеральной таможенной проверки N 10102000/210/260319/А000186 с материалами проверки;
2. Решение Брянской таможни от 17.05.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДГ N 10102120/260318/0000773;
3. ДТ N 10102120/260318/0000773;
4. Уведомление в адрес ООО "БСХ Бытовые приборы" Санкт-Петербургской таможни от 18.06.2019 N 10210000/У2019/0001723 о неоплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней по ДТ N 10102120/260318/0000773;
5. ДТС-1 к ДТ N 10102120/260318/0000773;
6. Внешнеторговый контракт N L-009/2016 от 18.02.2016;
7. invoice N 1170922692 от 19.03.2018, CMR N 2834947 от 19.03 2018;
8. Договор N BSHBP-KIG 01-15 от 08.12.2015 об оказании услуг таможенного представителя по таможенному оформлению товаров таможенного представителя ООО "Комплект-Инвест Групп" с декларантом ООО "БСХ-Бытовые приборы";
9. Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10102120/260318/0000773;
10. Информационное письмо под кодом 04999 в графе 44 ДТ экспедитора-перевозчика "Pfeifer d.о.o";
11. Рамочный договор о транспортировке бытовых приборов и материалов между "BSH HAUSGERATE GMBH" (Продавец, Германия) и "Pfeifer d.o.o" (Экспедитор, Словения);
12. Письма ООО "БСХ Бытовые товары" N 06 от 21.01.2019, N 07 от 29:01.2019, N 09 от 01.02.2019, N 20 от 19.02.2019 с приложением копии письма ВёН HAUSGERATE GMBH (отдел логистики) от 19.02.2019, N 32 от 22.04.2019.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность согласно ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Согласно КПС "Административные правонарушения" ООО "Комплект-Инвест Групп" в срок, установленный ст. 4.6 КоАП РФ, ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности, за совершение однородных административных правонарушений по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность согласно ст. 4.3 КоАП РФ.
ООО "Комплект-Инвест Групп" было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
В назначенное время законный представитель ООО "Комплект-Инвест Групп" в Брянскую таможню не прибыл, о причинах явки не уведомил.
С учетом надлежащего уведомления лица, в отношении которого ведется производство по делу, о месте и времени рассмотрения дело об административном правонарушении рассмотрено без его участия.
По поводу назначения экспертизы для определения рыночной стоимости транспортных услуг по перевозке аналогичного груза по аналогичному маршруту коллегия отмечает, что указанная процедура и документальное подтверждение вычетов транспортных услуг из структуры таможенной стоимости находятся в различных плоскостях действующего законодательства. То есть вопрос рыночной стоимости транспортных услуг по перевозке аналогичного груза по аналогичному маршруту на территории ЕАЭС и требование таможенного органа о документальном подтверждении заявленных вычетов в рамках положений, установленных пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости, не являются тождественными.
В настоящем случае у Брянской таможни вопросов к сумме транспортных расходов не имеется, имеется несоответствие документального подтверждения заявленных вычетов.
В своем заявлении Общество подтверждало, что "перевозчиком инвойсы (счета) выставлялись на всю сумму перевозки без разбивки транспортных расходов на до и после границы ЕАЭС". В случае если в представленной перевозчиком (лицом, непосредственном осуществляющим перевозку) информации разделение транспортных расходов до и после пересечения таможенной границы ЕАЭС не производилось представленные декларантом инвойсы (счета-фактуры) и договоры транспортной экспедиции (соглашения, акты сотрудничества), содержащие указанное разделение транспортных расходов, не могут быть приняты в качестве документального подтверждения заявленных вычетов из цены сделки расходов по перевозке (транспортировке) товаров. В связи с этим остается не ясным, на основании каких документов таможенный представитель осуществлял разбивку транспортных расходов.
Довод заявителя жалобы о том, что общий счет на перевозку не лишает иностранного перевозчика права предоставлять разбивку в отдельном информационном письме является необоснованным и идет в разрез с действующим законодательством, а именно с положениями, установленными Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376.
Относительно довода в жалобе о том, что документы об оплате отсутствовали, так как оплату за перевозку товаров осуществлял продавец Брянской таможней в отзыве указано, что, исходя из вышеуказанных императивных требований, тот факт, что декларантом не заключался договор с перевозчиком или экспедитором, не наделяет его правом заявлять вычеты транспортных расходов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, без предоставления установленных законодательно обязательных коммерческих документов перевозчика и экспедитора (при наличии экспедиторского договора). При невозможности получить декларантом от продавца товаров указанные коммерческие документы, подтверждающие расходы на перевозку (транспортировку) товаров, требования о документальном подтверждении структуры таможенной стоимости в части заявленных вычетов, не могут в силу закона считаться выполненными.
В силу п. 2 ст. 5 Соглашения при невозможности представления документов, подтверждающих расходы по перевозке (транспортировке) товаров требование о документальной подверженности таможенной стоимости в части заявленных расходов не могут считаться выполненными.
Учитывая изложенное, исходя из представленных Обществом документов и сведении, заявленные обществом вычеты расходов по перевозке товаров после их прибытия на таможенную территорию не имеют достаточного документального подтверждения.
В связи с этим по результатам камеральной таможенной проверки было принято обоснованное решение о корректировке таможенной стоимости товара по рассматриваемой ДТ (решение о внесении изменений (дополнений) в сведения указанные в декларации на товары).
Учитывая данные обстоятельства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2020 по делу N А40-58528/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58528/2020
Истец: ООО "КОМПЛЕКТ-ИНВЕСТ ГРУПП"
Ответчик: БРЯНСКАЯ ТАМОЖНЯ