г. Хабаровск |
|
18 ноября 2020 г. |
А04-4735/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 ноября 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
от общества с ограниченной ответственностью "Полигон": представитель не явился;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель не явился;
от индивидуального предпринимателя Чубарова Дениса Анатольевича: не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
на решение от 08.09.2020
по делу N А04-4735/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полигон"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области третье лицо: индивидуальный предприниматель Чубарова Дениса Анатольевича
о признании недействительным предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании недействительным предупреждения управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - управление) о прекращении действий (бездействия), которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства от 27.03.2020 N 02-1097-Э, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.09.2020 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 08.09.2020 по делу N А04-4735/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изложенное в отзыве управления ходатайство о проведении судебного заседания онлайн апелляционным судом не удовлетворено, так как оно заявлено в нарушение установленного порядка, изложенного в утвержденном регламенте, который размещен на официальном сайте Шестого арбитражного апелляционного суда.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В управление поступило заявление ИП Чубарова Д.А. на действия ООО "Полигон", выразившиеся в навязывании невыгодных условий при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в части порядка определения расчетного объема отходов.
Соглашением между министерством ЖКХ Амурской области и ООО "Полигон" от 14.05.2018 "Об организации деятельности по обращению с ТКО на территории зоны "Кластер N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район)" Амурской области" статус регионального оператора по обращению с ТКО на указанной территории присвоен ООО "Полигон" сроком на 10 лет.
Проведенным управлением анализом состояния конкуренции на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлено доминирующее положение ООО "Полигон" в границах кластера N 4 (г. Благовещенск, Благовещенский район, Ивановский район, Тамбовский район).
Письмом от 27.12.2019 управление ЖКХ администрации г.Благовещенска, информировало ИП Чубарова Д.А. о внесении изменений в реестр сведений о создании места (площадки) накопления в части установки 1-го контейнера для сбора ТКО (для магазина "Ренессанс") на существующую контейнерную площадку многоквартирного дома по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, д. 143 (реестровый номер 694).
01.01.2020 ООО "Полигон" в адрес ИП Чубарова Д.А. направлен договор N 2811 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 15 которого указано, что стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
13.02.2020 ИП Чубаровым Д.А. направил в адрес ООО "Полигон" протокол разногласий.
Письмом от 18.02.2020 ООО "Полигон" отказало ИП Чубарову Д.А. в заключении договора на условиях определения объема твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров, по причине отсутствия контейнера для накопления твердых коммунальных отходов индивидуального предпринимателя в реестре мест накопления ТКО г. Благовещенска. Этот довод общества не соответствовал реестру мест накопления твердых коммунальных отходов г. Благовещенска.
Управлением установлено нарушение обществом пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), выразившееся в навязывании невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в виде применения именно норматива накопления твердых коммунальных отходов, что было невыгодным для предпринимателя.
Амурское УФАС России выдало обществу предупреждение от 27.03.2020 N 02-1097-э о прекращении указанных действий путем направления ИП Чубарову Д.А. проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (место накопления отходов - контейнерная площадка по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 139) в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, с учетом права потребителя на выбор способа определения расчетного объема отходов (исходя из нормативов накопления или количества и объема контейнеров).
О незаконности предупреждения общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Согласно положениям статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает предупреждение в письменной форме. Предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции.
Поскольку предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта, то проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам как основаниям вынесения предупреждения.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (часть 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пунктам 5, 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, при осуществлении расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 148(38) Правил N 354 при раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения N 2 к настоящим Правилам, а именно на основании объема вывезенных контейнеров.
Из приведенного законодательства следует предоставленная возможность для собственника нежилого помещения в многоквартирном доме определения объема отходов исходя из количества и объема вывезенных контейнеров, поэтому региональный оператор не вправе отказать собственнику во включении такого условия в договор и навязывать иное по своему усмотрению. Учитывая вывоз ТКО с периодичностью, определенной СанПин 2.1.7.3550-19, объем отходов, определенный нормативным методом, в несколько раз превышает объем отходов, определенный по количеству и объему контейнеров.
Отклоняется довод жалобы общества о правомерности своих действий в связи с письмом администрации от 18.05.2020 об ошибочном внесении в реестр сведений о площадке ИП Чубарова Д.А. накопления ТКО и исключении из реестра в марте 2020 года, так как на дату отказа в принятии условия ИП Чубарова Д.А. при заключении договора 18.02.2020, на дату выдачи оспариваемого предупреждения Амурского УФАС России 27.03.2020, место накопления ТКО ИП Чубарова Д.А. было включено в реестр мест накопления ТКО г. Благовещенска. Доказательства иного не представлено. Таким образом, у ООО "Полигон" отсутствовали основания для отказа в применении способа расчета объема ТКО по количеству и объему контейнеров.
При указанных обстоятельствах отказ ООО "Полигон" содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о соответствии предупреждения управления от 27.03.2020 N 02-1097-Э законодательству, права общества в осуществлении экономической деятельности не нарушены.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08.09.2020 по делу N А04-4735/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" (ОГРН 1132801010264, ИНН 2801190759) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 29.09.2020 N 1187 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4735/2020
Истец: ООО "Полигон"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти
Третье лицо: ИП Чубаров Денис Анатольевич