г. Москва |
|
17 ноября 2020 г. |
Дело N А40-337610/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Евростройреставрация" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2020 г.
по делу N А40-337610/19
по иску ООО "Евростройреставрация"
к: МИФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо: ИФНС N 25 по г. Москве
о признании незаконным решение о предстоящем исключении юридического лица
о признании незаконным внесение в ЕГРЮЛ записи
о прекращении деятельности юридического лица
о возложении обязанности
в присутствии:
от заявителя: |
Шиляев А.В. по дов. от 01.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Коршунов М.В. по дов. от 18.09.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евростройреставрация" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве (далее - ответчик, налоговый орган) о признании незаконным решения N 118702 от 10.09.2018 о предстоящем исключении ООО "Витаинформ" (ОГРН 1057746801529, ИНН 7703549710) из Единого государственного реестра юридических лиц, о признании незаконным внесение в ЕГРЮЛ записи от 27.12.2018 года за N 187750563115 о прекращении деятельности юридического лица в отношении ООО "Витаинформ", о возложении обязанности исключить запись ГРН 6187750563115 от 27.12.2018 о прекращении деятельности ООО "Витаинформ" из ЕГРЮЛ..
Решением суда от 10.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Заявителя поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва апелляционный суд приходит к выводу о том, что она не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Витаинформ" было создано 28.04.2005, ОГРН 1057746801529.
19.01.2018 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Витаинформ" Инспекцией была внесена запись ГРН 2187746776226 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ.
12.09.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 9187748814926 в отношении ООО "Витаинформ" о принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности).
27.12.2018 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН N 187750563115 в отношении ООО "Витаинформ" о принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности).
Не согласившись с указанным действием налогового органа по исключении ООО "Витаинформ" из ЕГРЮЛ заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого решения налогового органа.
Апелляционный суд, рассмотрев приведенные в жалобе доводы, не находит оснований для отмены принятого по делу решения, отмечая следующее.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Отношения, возникающие в связи с исключением юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ регулировались ГК РФ и Законом N 129-ФЗ, а также Правилами ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления, содержащихся в нем сведений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. N 438 (далее - Правила).
Положениями ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В силу пп. "б" п. 5 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ предусмотренный названной статьей применяется также в случае наличия в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Условие, предусмотренное пп. "б" п.5 ст.21.1 Закона N 129-ФЗ является самостоятельным (по сравнению с ранее действующей редакцией соответствующего нормативного правового акта) основанием прекращения деятельности юридического лица путем исключения из ЕГРЮЛ, которое осуществляется в порядке, предусмотренном ст.21.1 Закона N 29-ФЗ.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно ч.3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.
Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ мотивированные заявления, представленные по форме, утвержденной Правительством РФ, могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления заявлений, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается. Согласно п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Как усматривается из материалов дела, и верно установлено судом первой инстанции, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адресом ООО "ВИТАИНФОРМ" является: 115419, г.Москва, 2-й Рощинский проезд, д.8.
В целях проверки достоверности сведений, включаемых или включённых в ЕГРЮЛ, на основании пп. "г" п. 4.2 ст.9 Закона N 129-ФЗ проведены мероприятия по проверки юридических лиц, указанных в приложении N 1, на предмет их фактического нахождения по адресу: 115419, г.Москва, 2-й Рощинский проезд, д.8.
19.10.2017 ИФНС России N 25 по г. Москве, проведена проверка предполагаемого адреса нахождения ООО "Витаинформ" - 115419, г.Москва, 2-й Рощинский проезд, д.8.
При осмотре, проведенном совместно с понятыми, составлен Акт обследования адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица N 1214 от 19.10.2017.
По результатам осмотра здания, нахождение исполнительных органов юридических лиц, перечисленных в Приложении N 1 к настоящему акту, в том числе ООО "Витаинформ", не установлено.
Признаки ведения финансово -хозяйственной деятельности такие как: табличка с наименованием, наличие оборудованных рабочих мест, наличие сотрудников, наличие документов общества, отсутствуют. Возможность фактической связи с юридическим лицом ООО "ВИТАИНФОРМ", отсутствует.
Таким образом, по результатам проведенных ИФНС России N 25 по г.Москве мероприятий по проверке вышеуказанного адреса на предмет правомерности его использования, установлено, что по адресу: 115419, г.Москва, 2-й Рощинский проезд, д.8, располагается 12-ти этажное здание, площадь которого составляет 11 857,5 кв.м, где зарегистрировано около 1500 юридических лиц. Исполнительные органы, в том числе ООО "ВИТАИНФОРМ" не обнаружены, факт местонахождения не подтвержден, поданные документы не отражают достоверных сведений об адресе данного юридического лица.
В соответствии с положениями п. 1.1 ст. 9, п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, Приказа ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в ЕГРЮЛ должны содержаться полные сведения об адресе юридического лица, включая детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося адресом юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)
В соответствии с п. 1,3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
Согласно п.44 Правил структура адреса включает в себя следующую последовательность адресообразующих элементов, описанных идентифицирующими их реквизитами (далее - реквизит адреса):
а) наименование страны (Российская Федерация);
б) наименование субъекта Российской Федерации;
в) наименование муниципального района, городского округа или внутригородской территории (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации;
г) наименование городского или сельского поселения в составе муниципального района (для муниципального района) или внутригородского района городского округа;
д) наименование населенного пункта;
е)наименование элемента планировочной структуры;
ж) наименование элемента улично-дорожной сети;
з) номер земельного участка;
и) тип и номер здания, сооружения или объекта незавершенного строительства;
к) тип и номер помещения, расположенного в здании или сооружении.
В соответствии с п.51 Правил структура адреса помещения в пределах здания (сооружения) в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами:
а) наименование элемента планировочной структуры (при наличии);
б) наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии);
в) тип и номер здания, сооружения;
г) тип и номер помещения в пределах здания, сооружения.
В соответствии с п. 22 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", на почтовых отправлениях отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата, в том числе название улицы, номер дома, номер квартиры, чтобы исключить возможность различного его толкования.
Отсутствие в сведениях ЕГРЮЛ указаний на детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости) юридического лица, делает невозможным точно идентифицировать адрес юридического лица, необходимый для связи с ним, в силу чего такие сведения не могут свидетельствовать о достоверности сведений об адресе юридического лица.
В документах, представленных для государственной регистрации ООО "ВИТАИНФОРМ" не указано конкретное помещение, в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, являющееся индивидуализирующим признаком объекта недвижимости, позволяющим надлежащим образом идентифицировать место нахождения юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
В силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. установив недостоверность содержащихся в нем сведений об ООО "ВИТАИНФОРМ" Инспекцией, в адрес Общества, письмами, а также его учредителям (участникам) Иванову А.П., Исхакову И.И., лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица Михайлову В.Е., направлены уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений от 01.11.2017 N147.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Поскольку от заинтересованных лиц в отношении ООО "ВИТАИНФОРМ" в срок не поступили, соответствующие сведения, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, 19.01.2018 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "ВИТАИНФОРМ" Инспекцией, была внесена запись ГРН 2187746776226 о недостоверности сведений о юридическом лице, включенных в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, 10.09.2018 было принято Решение N 118702 о предстоящем исключении недействующего юридического лица ООО "Витаинформ" из ЕГРЮЛ.
12.09.2018 сведения о предстоящем исключении ООО "Витаинформ" были опубликованы в Вестнике государственной регистрации.
Также информация о предстоящем исключении размещена в открытом доступе на сайте ФНС (www.nalog.ru) в электронном сервисе "Риски бизнеса: проверь себя и контрагента".
В течение трех месяцев после публикации сообщения в Инспекцию, по адресу, указанному в публикации: 125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2, не поступало заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ООО "Витаинформ".
Поскольку заявления (по форме) от заинтересованных лиц в отношении ООО "Витаинформ" в срок не поступили, то Инспекцией 27.12.2018 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Витаинформ" внесена запись за ГРН 187750563115 об исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, в связи с наличием сведений о недостоверности.
В соответствии с пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ предусмотренный указанной статьей применяется также в случае наличия в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Наличие обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ является самостоятельным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Налоговый орган не вправе проверять и устанавливать иные обстоятельства при рассмотрении вопроса об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (данная позиция отражена в постановлении АС Московского округа от 13.09.2017 г. по делу N А40- 28754/2017 (определение ВС РФ N 305-КГ-17-19395 от 26.12.2017 г. по этому же делу).
Довод Заявителя что, исходя из смысла и содержания ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, следует, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из реестра лишь, по формальным основаниям, указанным в подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 названной нормы права. Наличие данных признаков влечет исключение юридического лица из реестра только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности, судом первой инстанции отмечено следующее.
Действующее законодательство не возлагает на регистрирующий орган обязанность принимать меры по проведению проверки наличия косвенных признаков осуществления организацией хозяйственной и иной деятельности. (Данная позиция согласуется с выводами судебной коллегии АС МО по делу N А40-146410/18, в которых не соглашается с позицией арбитражного суда первой инстанции о том, что наличие лишь формальных условий не является безусловным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ).
Более того, судом отмечено что, условия, предусмотренные пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ являются самостоятельным основанием для принятия Инспекцией решения о предстоящем исключении юридического лица, данный пункт указанной нормы не содержит каких-либо оговорок и изъятий, а соответственно и отсутствуют основания для иного толкования данной нормы закона.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что налоговым органом было правомерно вынесено решенное об исключении ООО "Витаинформ" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает их необоснованными на основании следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, необходимо установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решений и действие (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении данной категории дел, согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При принятии решения о признании действия (бездействия) Инспекции не соответствующим закону, в силу ч. 1 ст. 168 АПК РФ, именно данные обстоятельства должны были быть установлены судом.
Таким образом, только существенные нарушения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом могут служить основанием для отмены решения об исключении.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заявителя, рассмотренные судом первой инстанции, связаны с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020 г. по делу N А40-337610/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Евростройреставрация" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-337610/2019
Истец: адвокат Шиляев А.В., ООО "ЕВРОСТРОЙРЕСТАВРАЦИЯ"
Ответчик: МИФНС N46 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС России N 25 по г. Москве