город Ростов-на-Дону |
|
19 ноября 2020 г. |
дело N А53-12594/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО "ЖЭУ N 5": Беликов С.В., паспорт, по доверенности от 06.03.2020,
от ГЖИ РО: Ковачева Е.А., удостоверение, по доверенности от 05.03.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.08.2020 по делу N А53-12594/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
к государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖЭУ N5") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ РО, инспекция) о признании недействительным и отмене предписания N 721 от 13.04.2020.
Решением от 24.08.2020 суд признал недействительным предписание государственной жилищной инспекции Ростовской области от 13.04.2020 N 721.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственная жилищная инспекция Ростовской области обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обжалуемое предписание выдано должностным лицом инспекции в рамках предоставленных полномочий. Осуществление управляющей организацией начислений платы за содержание жилого помещения, в утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома размере, является лицензионным требованием. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки заявителю выдано предписание от 13.04.2020 N 721, пунктом 1 которого на общество возложена обязанность по осуществлению перерасчета по статье "содержание и ремонт жилого помещения" с мая 2015 года по январь 2020 года по многоквартирному дому N 314/1 по пр. 40 лет Победы в г. Ростове-на-Дону. Оспариваемое предписание не содержит требования о возврате неосновательно полученных денежных средств. Возложение на общество обязанности произвести перерасчет платы не является требованием имущественного характера.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель государственной жилищной инспекции Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ЖЭУ N 5" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд протокольным определением приобщил к материалам дела по ходатайству представителя общества копию протокола общего собрания собственников МКД от 11.01.2008 и копию договора управления.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 12.11.2020.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки от 25.03.2020 N 1176, на основании обращения, проведена внеплановая проверка лицензиата ООО "ЖЭУ N5" по вопросам соблюдения лицензионных требований, в том числе по вопросу расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме N 314/1 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону.
В ходе проверки инспекцией было установлено, что в нарушение ч.7 ст. 156, Жилищного кодекса РФ в части порядка расчета размера платы за содержание и ремонт жилья (выставление оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в размере 19,41 руб. за 1 кв.м, за период с 01.05.2015 по 01.02.2020 не утверждено общим собранием собственников помещений) по многоквартирному дому N 314/1 по пр. 40 лет Победы в г. Ростове-на-Дону.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 1176 от 24.03.2020.
В связи с выявленными нарушениями обществу "ЖЭУ N 5" выдано предписание N 721 от 13.04.2020 со сроком исполнения до 19.06.2020 и требованием произвести перерасчет по статье содержание и ремонт жилого помещения по многоквартирному дому N 314/1 по пр. 40 лет Победы в г. Ростове-на-Дону.
Считая незаконным предписание, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) регламентирован Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с п.1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125, Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности.
На основании пункта 1.1 Положения о Госжилинспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 (далее - Положение N 125), инспекция является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - жилищный надзор) лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением N 125.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2018 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 статьи 19 Федерального закона N 294-ФЗ, а также Федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора, в частности, по осуществлению лицензионного контроля.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензированию имеют право: запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензии и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; принимать меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Следовательно, осуществление управляющей организацией начислений платы за содержание жилого помещения, в утвержденном общим собранием собственников помещений многоквартирного дома размере, является лицензионным требованием.
На основании поступившего обращения инспекцией области в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка по распоряжению от 17.03.2020 N 1767, в том числе по вопросу расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В рамках проведенной проверки установлено, в частности, нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ в части расчета размера платы за содержание жилого помещения, выставление оплаты за содержание и ремонт жилого помещения в размере 19,41 руб. за 1 кв. м. за период с 01.05.2015 по 01.02.2020 не утвержденного общим собранием собственников помещений, многоквартирного дома N 314/1 по пр. 40 лет Победы в г. Ростове-на-Дону.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки заявителю выдано предписание от 13.04.2020 N 721, пунктом 1 которого на общество возложена обязанность по осуществлению перерасчета по статье "содержание и ремонт жилого помещения" с мая 2015 года по январь 2020 года по многоквартирному дому N 3 14/1 по пр. 40 лет Победы в г. Ростове-на-Дону.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что в квитанциях управляющая организация выставляла жильцам двойную оплату по ТКО, что подтверждается выставленной обществом к оплате квитанцией (л.д. 109-113-117), в которую входит тариф (размер платы) 3,14 руб., в то время как в тариф на содержание имущества, установленный в размере 16,27 руб. уже входит стоимость вывоза ТКО.
Как следует из пункта 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
На основании части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В случае, если собственники помещений многоквартирного дома на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то к данному случаю применяются положения ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, размер платы устанавливается органом местного самоуправления (на территории г. Ростова-на-Дону размер платы установлен постановлением администрации г. Ростова-на-Дону N 884 от 07.08.2014).
В ходе проверки ООО "ЖЭУ-5" не было представлено документов, подтверждающих увеличение тарифа на содержание и ремонт жилья, а также документов о выставлении дополнительных статей вывоз ТБО и ОПУ отдельными строками в платежных документах.
Таким образом, материалами дела подтверждена незаконность начислений за содержание и ремонт жилого помещения с мая 2015 года по январь 2020 года жителям многоквартирного дома N 314/1 по пр. 40-летия Победы в г. Ростове-на-Дону исходя из тарифов на ТКО.
Вместе с тем, у жилищной инспекции отсутствовали основания для требования перерасчета платы за содержание помещений в связи с тем, что на момент выдачи предписания истек трехлетний срок исковой давности в части возврата платежей, произведенных в период с 01.05.2015.
В соответствии с п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст. 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонние действия, направленные на осуществление права (зачет, безакцептное списание денежных средств, обращение взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке и т.п.), срок исковой давности для защиты которого истек, не допускаются (п. 3 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предписание содержит требование к управляющей компании о проведении перерасчета по статье содержание и ремонт жилого помещения по многоквартирному дому N 314/1 по пр. 40 лет Победы в г. Ростове-на-Дону за период с 01.05.2015 по 01.02.2020.
Перерасчет платы подразумевает ее уменьшение или доначисление; начисленная плата за содержание и ремонт жилого помещения указывается в платежном документе с учетом произведенного перерасчета.
Таким образом, в результате выполнения предписания и перерасчета, связанного с излишним начислением платы за содержание и ремонт жилья, происходит ее возврат, в том числе путем зачета в счет предстоящих платежей, при этом управляющая компания лишается возможности использовать меры защиты, предоставленные гражданским законодательством, что может свидетельствовать о нарушении ее прав и законных интересов.
С учетом изложенного, судом отклоняются доводы апелляционной жалоб о том, что оспариваемое предписание не содержит требования о возврате неосновательно полученных денежных средств; возложение на общество обязанности произвести перерасчет платы не является требованием имущественного характера.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.02.2015 N 305-КГ14-2126 по делу NА40-49533/2013, гражданско-правовое требование к исполнителю договора, касающееся возврата полученных им денежных средств за выполненные по договору работы, не может быть обличено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер, неисполнение которого влечет публично-правовые санкции для исполнителя.
Оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете за период необоснованного начисления платы по статье содержание и ремонт жилого помещения за период с 01.05.2015 по 01.02.2020, в связи с чем является незаконным в части требования, касающегося периода за пределами срока исковой давности, так как в этой части предписание нарушает права и законные интересы управляющей компании.
Предписание не содержит конкретных сумм и периодов, позволяющих выделить его отдельные части, подлежащие исполнению.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.
Административная ответственность за неисполнение выданного обществу предписания предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования и необходимость их дополнительного разъяснения лицу, в адрес которого оно выдано (аналогичная правовая позиция высказана в определении ВАС РФ от 04.06.2013 N ВАС-6540/13 по делу N А03-5390/2012 и постановлении ФАС СКО от 15.03.2013 по делу N А53-23793/2012).
Таким образом, предписание жилищной инспекции от 13.04.2020 N 721 не соответствует критериям исполнимости, в связи с чем, вынесено с нарушением закона и нарушает права общества, а потому в силу ст. 201 АПК РФ является недействительным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 24.08.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2020 по делу N А53-12594/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-12594/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 5" ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ростовской области