г. Владивосток |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А59-6701/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Г.Н. Палагеша, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Углегорского городского округа,
апелляционное производство N 05АП-4545/2020
на решение от 23.06.2020
судьи С.В.Кучкиной
по делу N А59-6701/2019 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (ОГРН 1076501002005, ИНН 6501179230)
к Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (ОГРН 1076508000250, ИНН 6508004768), Администрации Углегорского городского округа (ОГРН 1026500993683, ИНН 6508003210),
третьи лица: индивидуальный предприниматель Кильдюшкин Егор Васильевич, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов",
о возмещении вреда водным биологическим ресурсам,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - истец, Агентство по рыболовству) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее - ответчик1) и Администрации Углегорского городского округа (далее - ответчик2), в котором просило:
- истребовать у руководителя ликвидационной комиссии ответчика1 сведения о дате завершения работ по проекту "Расчистка участков р. Тухлянка и руч. Блудный в Углегорском районе, в том числе разработка проектной документации",
- возложить на ответчика-2 обязанность произвести мероприятия возмещения наносимого вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, согласно обязательствам по проектно-сметной документации по муниципальному контракту N 20 от 29.01.2014, а именно, вырастить на производственных площадях Урожайного ЛРЗ и в последующем выпустить молодь кеты в реки Юго-Западного побережья о. Сахалин в объеме 7 717 штук со средней навеской 1г.
Определением суда от 04.02.2020 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле третьими лицами привлечены индивидуальный предприниматель Кильдюшкин Е.В. и ФГБУ "Главрыбвод".
Решением от 23.06.2020 суд принял отказ истца от иска в части требований к Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, производство по делу в этой части прекратил.
Этим же решением суд обязал Администрацию Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области произвести мероприятия возмещения наносимого вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, согласно обязательствам по проектносметной документации по муниципальному контракту N 20 от 29.01.2014, а именно: вырастить на производственных площадях Урожайного ЛРЗ и в последующем выпустить молодь кеты в реки Юго-Западного побережья о.Сахалин в объеме 7 717 штук со средней навеской 1г.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 23.06.2020, Администрация просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация указывает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, настаивая, что именно подрядчик по контракту - ИП Кильдюшкин Е.В., должен возместить ущерб водным биологическим ресурсам.
Ссылаясь по тексту апелляционной жалобы на положения пункта 2 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Администрация считает, что вывод об обязательном возмещении вреда именно заказчиком не следует.
По мнению заявителя жалобы, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам Администрации о пропуске срока на обращение с требованием о возмещении вреда биоресурсам.
Агентство по рыболовству в представленном в материалы дела в порядке статьи 262 АПК РФ письменном отзыве и возражениях с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Письмом от 15.01.2015 N 15 ООО "Гидростройпроект", действующий в качестве подрядчика по муниципальному контракту N 20 от 29.01.2014, заключенному с администрацией Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района, на разработку проектно-сметной документации, направил в адрес истца разработанную ими проектно-сметную документацию по объекту "Расчистка участков реки Тухлянка и ручья Блудный в Углегорском районе" для согласования проектных решений и осуществления деятельности по реализации проекта.
По результатам рассмотрения представленного проекта, истцом письмом от 02.02.2015 N 09-07/257 в адрес проектировщика направлено согласование данной проектно-сметной документации.
При этом согласование произведено с учетом приложенного к проектно-сметной документации отчету по Оценке воздействия на водные биоресурсы Сахалинской области при реализации данного Проекта, выполненного ФГУП "СахНИРО" по договору N 04-981/2014-НИР от 04.12.2014.
Как следует из указанного отчета по Оценке воздействия и содержания письма-согласования от 02.02.2015, ФГУП "СахНИРО" произведен расчет ущерба водным биоресурсам исходя из того обстоятельства, что в результате планируемых работ произойдет утрата кормового бентоса в количестве 16,785 кг и утрата площадей нагула рыб в количестве 217,828 кг, в связи с чем для восстановления данного ущерба необходимо выпустить в естественные водные объекты Сахалинской области 7717 штук молоди кеты.
15.05.2015 между Администрацией (заказчик) и ИП Кильдюшкиным Е.В. (подрядчик) заключён муниципальный контракт N 9 на выполнение работ по объекту: "Расчистка участков р.Тухлянка и руч.Блудный в Углегорском районе, в т.ч. разработка проектной документации".
Согласно пункту 1.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту "Расчистка участков р. Тухлянка и руч. Блудный в Углегорском районе, в т.ч. разработка проектной документации" в соответствии с Техническим заданием, а заказчик оплачивает выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные контрактом.
Местом выполнения работ является Сахалинская область, участок реки Тухлянка в г. Углегорске, участок ручья Блудный с. Ольховка Углегорского района (от места впадения р. Тухлянка в Татарский пролив до общественной бани с. Ольховка) (пункт 1.2 контракта).
Цена контракта составляет 28 365 888 рублей без НДС и включает все затраты подрядчика на поставку, транспортировку материалов, изделий, необходимых для выполнения работ, стоимость работ. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ (пункты 2.1, 2.4 контракта). Стороны определили, что срок выполнения работ - общий срок выполнения работ с даты, следующей за датой вступления контракта в силу, составляет 10 месяцев (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта оплата выполненных работ производится заказчиком в 2014-2015 годах в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года на основании подписанных форм КС-2, КС-3 в течение 10 банковских дней, после получения от подрядчика счета-фактуры и подписания акта-сверки.
Согласно пункту 5.1.9 контракта подрядчик обязался обеспечить выполнение работ в полном соответствии с условиями контракта, утвержденной проектной документацией строительными нормами, правилами и техническими условиями на производство и приемку данного вида работ.
Подрядчик письменно уведомил Заказчика о необходимости сдачи-приемки выполненных работ: письмом от 11.01.2015 на сумму 13 305 125 рублей, письмом от 09.12.2015 на сумму 6 695 037 рублей, письмом от 18.03.2016 на сумму 8 152 321 рубль, а также направил акты выполненных работ по форме КС-2, справки по форме КС-3, сводный сметный расчет на общую сумму 28 152 483 рублей.
Ответчик данные акты не подписал, не осуществил приёмку выполненных работ, не представил мотивированного отказа от приёмки.
21.03.2016 Администрацией принято решение о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке, мотивированное непредоставлением Предпринимателем в составе заявки на участие в конкурсе свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которые согласно ответу СРО НП "Добровольное строительное товарищество "Центр специального строительства и ремонта" ему не выдавались.
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 10.01.2017 по делу N А59-1404/2016 суд взыскал с администрации Углегорского городского поселения в пользу ИП Кильдюшкина Е.В. 24 581 949 рублей долга по муниципальному контракту N 9 от 15.05.2015.
Из претензии истца от 16.01.2019 следует, что истцом был осуществлен контроль за осуществлением мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние водных биологических ресурсов, и выявлено, что заказчиком выполняемых работ по расчистке участков реки Тухлянка и ручья Блудный в Углегорском районе не представлены сведения о дате окончания данных работ, а также отсутствуют сведения о выполнении мероприятий по возмещению причиненного вреда водным биоресурсам, возникшего вследствие реализации данного Проекта.
Администрацией доказательств выполнения вышеуказанных Планируемых мероприятий по возмещению вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания суду не представлено, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Администрации, отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ответчика - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Статьями 34 - 55 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что требования в области охраны окружающей среды, согласно которым при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и других видах хозяйственной деятельности, должны предусматриваться и выполняться мероприятия, в том числе и по воспроизводству природных ресурсов, компонентами которых являются водные биологические ресурсы. Такие мероприятия предусматриваются субъектами указанной деятельности при подготовке проектной документации по объекту хозяйственной или иной деятельности.
Согласно части 9 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов заключается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях: компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания; осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов за счет собственных средств юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В договоре на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов должны быть указаны его стороны, предмет договора (в том числе наименование водного биоресурса, подлежащего выпуску в водный объект, количественные и качественные характеристики водного биоресурса, сроки его выпуска), сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения, используемых для искусственного воспроизводства водных биоресурсов, а также могут быть указаны иные условия (ч. 10 статьи 45 указанного Федерального закона).
В части 6 статьи 45 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусмотрено, что порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (статья 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире").
Согласно ч. 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания" мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.
Основанием для проведения мероприятий по компенсации ущерба является окончание работ по проекту "Расчистка участков р. Тухлянка и руч. Блудный в Углегорском районе, в том числе разработка проектной документации".
Постановлением Правительства российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 утверждено Положение о Федеральном агентстве по рыболовству, в соответствии с которым Федеральное агентство по рыболовству, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю, надзору за водными биоресурсами и средой их обитания, Федеральное агентство по рыболовству осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 10.3 вышеуказанного Постановления Федеральное агентство по рыболовству утверждает положение о территориальных органах.
Согласно Положению о Сахалино-Курильском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 N 700 (далее - Положение), Управление является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции по контролю, надзору в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения в том числе Сахалинской области, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания непосредственно и через свои обособленные структурные подразделения.
Основные права и полномочия Управления перечислены в Положении, а также закреплены Приказом ФАР от 14 апреля 2014 г. N 255 "Об отдельных полномочиях территориальных управлений Федерального агентства по рыболовству".
Пунктом 9.7 Положения закреплено за Управлением право предъявлять в установленном законодательством РФ порядке иски к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам о возмещении вреда, причиненного ими вреда водным биологическим ресурсам в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа или статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
На основании Закона Сахалинской области от 26.12.2016 N 120-30 "Об организациях местного самоуправления на территории Углегорского муниципального района Сахалинской области и о внесении изменений в Закон Сахалинской области "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" входящие в состав Углегорского муниципального района Сахалинской области Углегорское городское поселение, Шахтерское городское поселение, Бошняковское сельское поселение объединены в городское поселение без изменения границ Углегорского муниципального района Сахалинской области, с наделением его статусом городского округа -Углегорский городской округ (пункты 1,2 статьи 1 Закона N 120-30).
В рассматриваемом случае в правоотношениях, возникших из муниципальных контрактов, Администрация поселения выступила в качестве муниципального заказчика от имени, в интересах и для нужд Углегорского поселения, являвшегося публично-правовым образованием, осуществляющим предусмотренные Законом N 131-ФЗ функции.
Муниципальное образование Углегорское городское поселение прекратило существование в связи с объединением на основании статьи 13 Закона N 131-ФЗ территорий муниципальных образований, входящих в состав Углегорского муниципального района, с образованием нового муниципального образования - Углегорский городской округ, то надлежащим ответчиком по данному требованию является Администрация Углегорского городского округа Сахалинской области.
В силу требований пункта 2 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, при согласовании Проекта документации по объекту "Расчистка участков реки Тухлянка и ручья Блудный в Углегорском районе" такая обязанность по возмещению вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, предусмотрена у муниципального органа власти, являющегося заказчиком данных работ - Администрации.
Довод апеллянта о том, что надлежащим ответчиком по делу является подрядчик ИП Кильдюшкин Е.В. в силу условий договора, коллегия признает несостоятеленым, так как ущерб подрядчика по договору и ущерб хозяйствующего субъекта по проекту имеют разный характер, возмещение которых предусмотрено разными нормами права.
Юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, должно предусматривать мероприятия по восстановлению природной среды.
При планировании деятельности, в случае если такая деятельность может оказать негативное влияние на окружающую среду, должна применяться мера по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (ст. 50 Закона о рыболовстве), в связи с чем деятельность хозяйствующего субъекта может осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации от 30.04.2013 N 384.
В соответствии с Правилами согласования хозяйствующий субъект представляет в Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы:
* документацию, обосновывающую размещение хозяйственных и иных объектов или внедрения новых технологических процессов, в том числе предпроектную документацию и проекты технической документации или программу планируемых работ;
* данные об оценке воздействия планируемой деятельности на состояние водных биоресурсов и среду их обитания с учетом рыбохозяйственного значения водных объектов;
* сведения о планируемых мероприятий по предупреждению и снижению негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, о возмещении наносимого вреда (компенсации ущерба) в соответствии с требованиями законодательства РФ о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательства РФ в области окружающей среды.
В данном случае указанная обязанность хозяйствующего субъекта компенсировать ущерб, установленный "Оценкой" СахНИРО вытекает из совокупности ряда норм права и обязательства, которые включены в пакет документов для согласования в Сахалино-Курильском ТУ Росрыболовства и являлось одним из основных документов для принятия решения федеральным органом исполнительной власти обязательства "планируемые мероприятия", согласно которым Углегорская администрация обязалась восполнить установленный ущерб, вырастив на площадях Урожайного ЛРЗ и выпустив в реки Юго-Западного побережья о. Сахалин в срок с 10 июня по 20 июля 2016 года в объеме не менее 7717 шт. мальков кеты за счет собственных средств.
Согласно материалам арбитражного дела компенсация ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания хозяйствующим субъектом самостоятельно не произведена, указанная обязанность никому не делегирована, договор на выращивание мальков кеты не заключался.
Поскольку документацией к Проекту по выполнению вышеуказанных работ определены планируемые мероприятия возмещения наносимого вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, в виде выращивания на производственных площадях Урожайного ЛРЗ и в последующем выпуск молоди кеты в реки Юго-Западного побережья о.Сахалин в объеме 7 717 штук со средней навеской 1г. за счет финансирования выполнения данных работ со стороны заказчика указанных работ, и заказчиком (Администрацией) не представлено доказательств что им данные работы заказывались, работы выполнены и имеет место Акт выпуска молоди кеты в соответствующем месте и в соответствующем количестве, суд первой инстанции правомерно признал требования Агентства по рыболовству обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Сохранение естественных экосистем регулируется законодателем в контексте основных принципов охраны окружающей среды. В частности, к основным принципам охраны окружающей среды отнесены: приоритет сохранения естественных экологических систем, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем (ст. 3 закона "Об охране окружающей среды").
Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Законодательство о водных биоресурсах основывается, в частности, на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов (ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
Любая хозяйственная деятельность на водных объектах, имеющих то или иное рыбохозяйственное значение, способная повлечь за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
В соответствии с действующим законодательством при проектировании и осуществлении работ на водных объектах рыбохозяйственного значения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по максимальному предотвращению негативного воздействия на водные биологические ресурсы, условия их обитания и воспроизводства.
Если эти мероприятия не позволяют избежать отрицательного влияния на экологические условия водных объектов и полностью обеспечить сохранение и воспроизводство объектов рыболовства, рыбоводства (аквакультуры) и кормовых организмов, производится оценка непредотвращаемого вреда (ущерба) водным биоресурсам - их потерь в натуральном выражении (потерь сырой (биологической) массы ежегодного общего запаса промысловых и потенциально промысловых объектов под влиянием всех прогнозируемых факторов воздействия планируемой деятельности), и, как следствие, разрабатываются компенсационные мероприятия и определяется размер компенсационных затрат.
Компенсационные мероприятия должны обеспечить ежегодное пополнение промыслового запаса биоресурсов и прирост уловов (промысловый возврат) в объеме прогнозируемого ущерба.
Вред, причиненный окружающей среде, возмещается по правилам гражданского законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и иными нормативными правовыми актами в сфере охраны окружающей среды.
Совершая экологическое правонарушение, причинитель вреда вступает в гражданские правоотношения с потерпевшим, исходя из положений генерального деликта (ст. 1064 ГК РФ), распространяющегося на все виды причиненного вреда, без каких-либо исключений.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (п. 1 статьи 196 ГК РФ). Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 ГК РФ).
Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (п. 2 статьи 196 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 статьи 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. При этом правила пункта 2 статьи 196 ГК РФ распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное (п. 2 статьи 197 ГК РФ).
Специальный срок исковой давности для исков о компенсации вреда окружающей среде установлен пунктом 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды и составляет двадцать лет.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", устанавливающий специальный срок исковой давности, вступил в силу 12.01.2002 года.
Резюмируя вышеуказанные нормы права, можно сделать вывод, что срок исковой давности по возмещению ущерба, причиненный водным биологическим ресурсам и среде их обитания (окружающей среде) составляет 20 лет с момента их причинения, но не более 10 лет с момента установления нарушения права.
Так как мероприятия по проекту "Расчистка участков р. Тухлянка и руч. Блудный в Углегорском районе, в том числе разработка проектной документации" завершена 15.03.2016, то двадцатилетний срок давности по возмещению ущерба окружающей среде исчисляется с 15.03.2016 (п. 3 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого законного и обоснованного судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на сторону ответчика судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.06.2020 по делу N А59-6701/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-6701/2019
Истец: Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчик: Администрация Углегорского городского округа, Администрация Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области
Третье лицо: Кильдюшкин Егор Васильевич, ФГБУ "Главрыбвод"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-548/2021
23.11.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4545/20
23.06.2020 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6701/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-6701/19