г. Владивосток |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А59-2324/2020 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Г.Н. Палагеша,
рассмотрев апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-6530/2020
на решение в виде резолютивной части от 03.07.2020
судьи И.Н. Шестопал
по делу N А59-2324/2020 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (ОГРН 1046500649150, ИНН 6501154161) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874)
о признании недействительным решения от 25.03.2020 N 074S19200002002 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области (далее - Главное управление МЧС России по Сахалинской области, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) (далее - Управление) о признании недействительным решения от 25.03.2020 N 074S19200002002 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", заявление принято и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области, оформленным в виде резолютивной части от 03.07.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал. Мотивированное решение по делу изготовлено 17.07.2020.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Главное управление МЧС обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В доводах жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание тот факт, что программное обеспечение 1С "Зарплата и Кадры" в случае с представителями корейской нации, предусматривает внесение данных -фамилия, имя и отчество через пробел автоматически. Судебная практика Восточно-Сибирского, Западно-Сибирского, Дальневосточного, Уральского, Центрального и других округов поддерживают данную позицию. Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены неверно, им дана ненадлежащая правовая оценка, в связи с чем, принятое решение подлежит отмене.
В установленный судом апелляционной инстанции срок Управление представило отзыв на жалобу.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Определением суда от 30.10.2020 в связи с временной нетрудоспособностью по болезни судьи Т.А.Солохиной дело передано на рассмотрение судье Г.Н.Палагеша.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
Главное управление МЧС России по Сахалинской области зарегистрировано в качестве юридического лица 03.12.2004 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1046500649150, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6501154161.
В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю присвоен номер 074-001-092343.
Согласно материалам дела, 21.02.2020 Управление Пенсионного фонда в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в отношении страхователя, связанного с предоставлением недостоверной информации в отношении 4-х работников в отчетности по форме СЗВ-М за январь 2020 года, что зафиксировано в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 074S18200001362.
По результатам рассмотрения указанного акта Управлением вынесено решение от 25.03.2020 N 074S19200002002 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ за представление страхователем недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в виде штрафа в размере 2 000 рублей (4-х застрахованных лиц х 500 руб.).
Не согласившись с указанным решением, Главное Управление МЧС России по Сахалинской области обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом N 27-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в пенсионный фонд сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 названного Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество;
-идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах", применяемая с 01.04.2016 (форма СЗВ-М).
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктом 39 Инструкции N 766н, действовавшей в спорный период.
Согласно положениям статей 5, 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять контроль за правильностью и своевременностью представления страхователями сведений.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя, т.е. на Управление.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06.02.2020 страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес Управления представлены сведения о 431 застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2020 года (тип формы "исх").
В соответствии с протоколом отчетности, сведения приняты Управлением частично, поскольку сведения в отношении 4-х застрахованных лиц (Ким Тэ Ук, Пак Ен Ги, Тен Хва Дю, Ча Ген Дэк) содержали ошибки.
Так, согласно электронной форме отчета по форме СЗВ-М за январь 2020 года данные застрахованных лиц были заполнены следующим образом: фамилия - Ким, имя Тэ, отчество - Ук; фамилия - Пак, имя Ен, отчество - Ги; фамилия Тен, имя - Хва, отчество - Дю; фамилия - Ча, имя - Ген, отчество - Дэк.
В то же время, согласно первичным сведениям, представленным заявителем в адрес Управления, в отношении данных застрахованных лиц, последние отчества не имеют, а имеют только фамилию и имя.
На этом основании 06.02.2020 Управление направило страхователю уведомление об устранении в 5-дневный срок ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Управления (совместно с протоколом приема сведений), 06.02.2020 в 19:13 протокол прочитан страхователем.
10.02.2020 в адрес страхователя по каналам электронной связи направлено письмо о том, что отчет по форме СЗВ-М за январь 2020 года предоставлен с ошибками.
Между тем, форма СЗВ-М, утвержденная Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п не содержит указания на раздельное заполнение фамилии, имени и отчества.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что при первоначальном представлении сведений (СЗВ-М) в отношении граждан Ким Тэ Ук, Пак Ен Ги, Тен Хва Дю, Ча Ген Дэк страхователь допустил техническую ошибку в указании отчества, которое у указанных лиц фактически отсутствует. В то же время, иные сведения, позволяющие идентифицировать указанных застрахованных лиц, в частности, страховой номер индивидуального лицевого счета и ИНН указаны страхователем верно.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что наличие в представленных заявителем сведениях (СЗВ-М за январь 2020) указанной технической опечатки не может быть расценено как представление недостоверных сведений.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанное не свидетельствует о представлении заявителем неполных либо недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, поскольку допущенные страхователем в исходной форме неточности не влияют на правильность исчисления страхового стажа, учитывая, что остальные данные, указанные в форме, позволяют идентифицировать застрахованное лицо. Данный факт Управлением не оспаривается.
Кроме того, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, технические ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган Пенсионного фонда имеет возможность принять решение о корректировке этих сведений.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для привлечения заявителя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не имелось, в связи с чем, решение Управления от 25.03.2020 N 074S19200002002 подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции на основании пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Соответственно, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Сахалинской области в виде резолютивной части от 03.07.2020 (мотивированное решение от 17.07.2020) по делу N А59-2324/2020 отменить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) от 25.03.2020 N 074S19200002002 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального Кодекса.
Судья |
Г.Н. Палагеша |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2324/2020
Истец: Главное управление МЧС России по Сахалинской области
Ответчик: ГУ УПФР в г.Южно-Сахалинске
Третье лицо: Арбитражный суд Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-370/2021
24.11.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6530/20
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3974/20
17.07.2020 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2324/20