г. Чита |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А58-2818/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года по делу N А58-2818/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972, далее - АО "Сахатранснефтегаз", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122, далее - управление, УФАС по РС (Я), антимонопольный орган) о признании недействительными решения и пунктов 1, 1.1, 1.2, 2 предписания от 13 апреля 2020 г. N 014/07/3-752/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Техсервис-Якутия" (ОГРН 1111434000534, ИНН 1434042527, далее - ЗАО "Техсервис-Якутия", третье лицо - 1), общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167, далее - ООО "РТС-тендер", третье лицо - 2), общество с ограниченной ответственностью "Энергия Дальнего Востока" (ОГРН 1161447050095, ИНН 1435303147, далее - ООО "Энергия Дальнего Востока", третье лицо - 3).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года по делу N А58-2818/2020 заявленные требования удовлетворены.
Антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, поскольку оспариваемые решение и пункты 1, 1.1, 1.2, 2 предписания от 13 апреля 2020 г. N 014/07/3-752/2020 соответствовали закону и не нарушали прав и законных интересов заявителя.
Заявитель в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.10.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 2 марта 2020 г. АО "Сахатранснефтегаз" (далее - заказчик) в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте http://www/zakupki.gov.ru размещено извещение N 32008941436 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" по трем лотам, в том числе по лоту N 1 "Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз"", проект договора.
18 марта 2020 г. протоколом N 143/2020 (32008941436) к участию в закупке по лоту N 1 была допущена заявка участника ЗАО "Техсервис-Якутия" и отклонена заявка участника ООО "Энергия Дальнего Востока" на основании части 15.17 Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Светом директоров АО "Сахатранснефтегаз" (протокол N 238 от 5 декабря 2018 г.) (далее - Положение о закупке) за несоответствие заявки участника закупки требованиям, указанным в извещении о запросе котировок в электронной форме, а именно: "Не соответствуют технические характеристики Блок III. Техническое задание. Согласно техническому заданию позиция N 15 масло трансмиссионное 75W80 API GL-4: кинематическая вязкость:
- при 40 °С мм2/с: 857-859,
- при 100 °С мм2/с: 9,0-9,7; индекс вязкости: не менее 157,
температура вспышки в открытом тигле, °С: не менее 240,
температура застывания, °С: не выше -42,
вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: не выше 42400.
В предлагаемом масле Gazpromneft GL-4 75W-90: кинематическая вязкость при 100 °С 15,36 мм2/с, вязкость динамическая по Брукфильду при -40оС, мПа/С: 145000 мПа, температура вспышки в открытом тигле, °С: 218 С".
23 марта 2020 г. в Управление ФАС по РС (Я) поступила жалоба ООО "Энергия Дальнего Востока" на действия (бездействие) закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку смазочных материалов для нужд подразделений АО "Сахатранснефтегаз" (извещение N 32008941436).
Из содержания жалобы ООО "Энергия Дальнего Востока" следует, что участник подал заявку на участие в закупке, предоставив все затребованные заказчиком документы.
Согласно поданной заявке, коммерческому предложению, в том числе по лоту N 1, все технические параметры товара полностью соответствуют заявленным техническим требованиям заказчика, что можно проследить из представленных документов. Фактически заказчик по надуманным, ничем не подтвержденным причинам отклонил заявку ООО "Энергия Дальнего Востока". Своими действиями заказчик нарушил часть 2 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а именно принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, а также права и законные интересы ООО "Энергия Дальнего Востока".
По результатам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобы Управлением ФАС по РС (Я) 13 апреля 2020 г. вынесено решение, которым жалоба ООО "Энергия Дальнего Востока" признана обоснованной, в действиях закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" (заказчика) установлены нарушения части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, решено выдать заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
13 апреля 2020 г. АО "Сахатранснефтегаз" выдано предписание, которым предписано устранить нарушения части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках путем отмены протокола от 18 марта 2020 г. N 143/2020 (32008941436) в части итогов рассмотрения заявок на участие в закупке по лоту N 1 "Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз"" и проведения процедуры рассмотрения заявок по указанному лоту в соответствии с требованиями Закона о закупках; представить в управление документы, подтверждающие исполнение предписания (пункты 1, 1.1, 1.2, 2).
АО "Сахатранснефтегаз", считая решение и пункты 1, 1.1, 1.2, 2 предписания антимонопольного органа не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В рассматриваемом случае жалоба ООО "Энергия Дальнего Востока" была подана в Якутское УФАСв связи с закупочной процедурой, проводившейся заявителем в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу статьи 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления контроля (надзора) установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, в пункте 1 части 1 которой прямо указано, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 указанной статьи).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Светом директоров АО "Сахатранснефтегаз" (протокол N 238 от 05 декабря 2018 г.).
В соответствии с пунктом 15.17 статьи 15 Положения о закупках закупочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Согласно пункту 30 Блока I Документации о закупке N 143/2020 "Информационная карта извещения о закупке" приложение к извещению о закупке состоит из: "Блок I. Информационная карта, Блок II. Формы для заполнения, Блок III. Техническое задание, Блок IV. Проект договора". Приложение к извещению является неотъемлемой частью извещения о закупке.?
Из протокола от 18 марта 2020 г. N 143/2020 (32008941436) следует, что заявка участника ООО "Энергия Дальнего Востока" была отклонена в связи с несоответствием коммерческого предложения участника пункту 8 Блока III. Технического задания, а именно:
Лот N 1. Поставка смазочных материалов для нужд УГРС АО "Сахатранснефтегаз"
N |
Технические характеристики, указанные |
Технические характеристики товара, |
п/п |
в Блоке III. Техническое задание |
предлагаемого ООО "Энергия Дальнего Востока" и указанного на сайте производителя товара ООО "Газпромнефть-СМ" |
Позиция N 15 |
Масло трансмиссионное 75W80 API GL-4 |
Масло Gazpromneft GL-4 75W-90 |
п. 8 Блока III. |
|
|
Техническое |
|
|
задание |
|
|
1. |
Кинематическая вязкость при 100 °С мм2/с: |
Вязкость кинематическая при 100 °С мм2/с: |
|
9,0-9,7 |
15,36 |
2. |
Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: |
Вязкость по Брукфильду при -40оС, мПа/С: |
|
не выше 42400 |
145000 |
3. |
Температура вспышки в открытом тигле, °С: |
Температура вспышки в открытом тигле, |
|
не менее 240 |
°С: 218 |
Судом установлено, что вышеуказанные технические характеристики масла Gazpromneft GL-4 75W-90, предлагаемого участником закупки ООО "Энергия Дальнего Востока", взяты из листа технической информации продукции с официального сайта ООО "Газпромнефть-СМ" https://gazpromneft-oil.ru/ru/products/all/gazpromneft-gl-4-75w-90.
По мнению заказчика, масло Gazpromneft GL-4 75W-90, предлагаемое участником закупки ООО "Энергия Дальнего Востока", не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме по основаниям, указанным в протоколе от 18 марта 2020 г. N 143/2020 (32008941436).
Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупках предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
В пункте части 3.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (часть 20 статьи 3.2 Закона о закупках).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В оспариваемом решении антимонопольный орган утверждает, что на основании анализа пункта 8.10 Положения о закупках закупочная комиссия вправе проверять исключительно соответствие участников закупки требованиям, указанным в Положении о закупке, а не соответствие предлагаемого участниками закупки товара.
По мнению суда первой инстанции, данный вывод Управления ФАС по РС (Я) прямо противоречит Закону о закупках, его целям и пункту 15.17 статьи 15 Положения о закупках.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при принятии решения антимонопольный орган также не учел пункт 32 Положения о закупках, согласно которому участник закупки - любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки подавшее заявку на участие в закупке (кроме случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), которые соответствуют требованиям, установленных настоящим Положением о закупке, а также проигнорировал положение части 20 статьи 3.2 Закона о закупках, где указано, что под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.
Суд согласился с позицией заявителя о том, что закупочная комиссия вправе проверять не только самого участника закупки, но и товар, предлагаемый данным участником закупки в своей заявке, на соответствие потребностям заказчика, в том числе и потому, что наличие недостоверных, то есть не соответствующих действительности, сведений в заявках участников закупки представляет существенную угрозу для заказчиков - вероятность неполучения необходимого товара, неосвоения выделенных денежных средств, а также иных участников закупки (финансовые убытки, проигрыш в аукционе). Законом о закупках и Положением о закупках не установлен запрет закупочной комиссии проверять сведения, содержащиеся в заявках участников закупки, на их достоверность и соответствие потребностям заказчика. Вместе с тем закупочная комиссия заказчика обязана отклонить заявки участников, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок (пункт 15.17 статьи 15 Положения о закупках). На момент рассмотрения заявок иной информации, кроме как опубликованной на официальном сайте, у заказчика не имелось. Соответственно, проверка достоверности представленной информации не могла быть осуществлена иным образом. Ограниченные сроки проведения процедуры закупки не позволяют заказчику каждый раз для проверки информации участников направлять запросы на завод-изготовитель и ожидать ответа. Участник закупки, в случае его реальной заинтересованности в заключении контракта, всеми возможными способами должен стремиться доказать соответствие предложенного им товара требованиям документации.
По мнению суда первой инстанции, применительно к данному спору ООО "Энергия Дальнего Востока", будучи официальным дистрибьютором ООО "Газпромнефть-Смазочные материалы", не посчитало необходимым позаботиться о наличии письма компании-производителя, подтверждающего возможность производства и поставки товара (масла трансмиссионного) с предложенными им характеристиками, отличными от опубликованных на сайте производителя, тем самым приняло на себя риски неподтверждения указанной им в заявке информации.
При этом судом учтено, что у заявителя, с ООО "Энергия Дальнего Востока" уже имелся негативный опыт, согласно которому последнее после победы в конкурсе предлагало поставить другой товар, схожий по характеристикам, но не отвечающий изначальным потребностям заказчика, что подтверждается представленными заявителем в материалы дела письмами N 39 от 11 февраля 2020 г., N 102 от 23 марта 2020 г., N 128 от 16 апреля 2020 г., договором поставки N 27/20-мтс от 10 февраля 2020 г., дополнительным соглашением N 1 от 10 марта 2020 г., дополнительным соглашением N 2 от 12 мая 2020 г. Кроме того, АО "Сахатранснефтегаз" в материалы дела представлено запрошенное у ООО "Энергия Дальнего Востока" коммерческое предложение от 07 августа 2020 г. (исх.N 302) масла Gazpromneft GL-4 75W-90, в котором ООО "Энергия Дальнего Востока" предлагает поставить данный товар с характеристиками, указанными на сайте производителя, то есть содержит информацию о товаре, аналогичную полученной АО "Сахатранснефтегаз" при проверке заявки ООО "Энергия Дальнего Востока".
Таким образом, по мнению суда первой инстанции, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для удовлетворения жалобы ООО "Энергия Дальнего Востока" и признания АО "Сахатранснефтегаз" нарушившим положения Закона о закупках, поскольку установленные обстоятельства не позволяют говорить о добросовестности данного участника закупки, принимать как достоверные предоставленные им сведения о характеристиках предлагаемого им товара без каких-либо подтверждающих документов, и тем более основывать только на этом принципе оспариваемое решение. В данном случае у заказчика не имелось безусловных оснований считать, что в последующем ООО "Энергия Дальнего Востока" будет поставлен товар (масло трансмиссионное) с характеристиками, указанными в заявке, а поставка товара с иными похожими характеристиками, что уже имело место быть, будет противоречить целям проводимой закупки.
По результатам повторного рассмотрения дела судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим мотивам.
По мнению суда апелляционной инстанции, в материалы дела не представлено каких-либо неопровержимых доказательств того, что предложенный заявителем к поставке товар по спорной позиции закупочной документации не отвечает потребностям заказчика.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (части 1, 2 статьи 2 Закона о закупках).
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.
Согласно пункта 8.10 статьи 8 Положения закупочная комиссия вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в настоящем Положении о закупке.
8.11. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок в электронной форме, с которым заключается договор, требованиям, указанных в части 8.2 настоящей статьи, при заключении договора.
8.12. В случае, если заявка участника конкурентной закупки или участник конкурентной закупки не соответствует требованиям установленным Заказчиком в извещении о закупке (в случае проведения запроса котировок в электронной форме), документации о закупке, то такой участник отстраняется от участия в такой закупке.
8.13. Отстранение участника закупки от участия в закупке или отказ от заключения договора с победителем закупки осуществляется в любой момент до заключения договора, если Заказчик или закупочная комиссия обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 8.2, частях 8.3, 8.4 и 8.5 (если требование установлено Заказчиком), документации о конкурентной закупке) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Пунктом 22 Блока I. Информационная карта закупочной документации установлено, что требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке установлены пунктами 1-18 части 9.3 статьи 9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "Сахатранснефтегаз ".
В соответствии с пунктом 9.3 Положения о закупках заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную Заказчиком в извещении об осуществлении конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке информацию, в том числе предложение участника закупки в отношении предмета закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара (в случае установления Заказчиком в извещении о конкурентной закупке (для запроса котировок в электронной форме), документации о конкурентной закупке приоритета, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами) и иные предложения об условиях исполнения договора (п. п. 9.3.2).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, в целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.
Так, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Следовательно, при оценке Документации о закупке на предмет ее соответствия положениям Закона о закупках, необходимо оценивать параметры и качественные характеристики проводимой закупки, выяснять действительную потребность в установлении заказчиком дополнительных требований, учитывая заинтересованность такого лица в рациональном расходовании средств и достижении максимального результата.
Как следует из материалов дела, приложение N 1 к коммерческому предложению (Форма 3) заявки ООО "Энергия Дальнего Востока" на участие в запросе котировок в электронной форме по лоту N 1 по позиции N15 "Масло трансмиссионное 75W80 API GL-4" содержит такие же технические характеристики, отвечающие требованиям пункта 15 БЛОКА III. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку товаров, работ, услуг для АО "Сахатранснефтегаз" по лоту 1: Поставка смазочных материалов для нужд Управления газораспределительных сетей закупочной документации.
Таким образом, антимонопольным органом правильно установлено, что технические характеристики предлагаемого ООО "Энергия Дальнего Востока" товара полностью идентичны с техническими характеристиками товара, закупаемого заказчиком.
Следовательно, заявка участника закупки полностью соответствовала требованиям заказчика.
При указанных обстоятельствах следует признать, что у закупочной комиссии отсутствовали достаточные основания для вывода о несоответствии характеристик, предлагаемого к поставке товара, техническим характеристикам товара, размещенным на сайте производителя или продавца (дилера), поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что предложенный заявителем к поставке товар по позиции 15 пункта 15 Блока III. Техническое Задание на поставку товаров, работ, услуг для АО "Сахатранснефтегаз" по лоту 1: Поставка смазочных материалов для нужд Управления газораспределительных сетей закупочной документации не отвечает потребностям заказчика.
Ссылка заказчика на то, что в данном случае у заказчика не имелось безусловных оснований считать, что в последующем ООО "Энергия Дальнего Востока" будет поставлен товар (масло трансмиссионное) с характеристиками, указанными в заявке, а поставка товара с иными похожими характеристиками, что уже имело место быть, будет противоречить целям проводимой закупки, не может быть принята во внимание, поскольку такая позиция вступает в противоречие с принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
В данном случае статьей 5 Закона о закупке предусмотрена возможность включения сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров, в реестр недобросовестных поставщиков.
Однако материалы дела такой информации относительно ООО "Энергия Дальнего Востока" не содержат.
Также судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что в материалы дела не представлены доказательства того, что на момент рассмотрения заявки закупочная комиссия располагала сведениями как о достоверности информации о технических характеристиках спорного товара на сайте производителя товара, так и о возможности производителя вносить изменения в его технические характеристики.
Ссылка суда первой инстанции на то, что участник закупки должен был в таком случае представить соответствующее письмо производителя и всеми возможными способами стремиться доказать соответствие предложенного им товара требованиям документации, не может быть принята во внимание как несоответствующая требованиям документации о закупке.
При этом неотносимым к настоящему спору является и коммерческое предложение от 07 августа 2020 г. (исх.N 302) масла Gazpromneft GL-4 75W-90, в котором ООО "Энергия Дальнего Востока" предлагает поставить данный товар уже с характеристиками, указанными на сайте производителя.
При таких обстоятельствах следует признать, что вывод закупочной комиссии АО "Сахатранснефтегаз" о том, что масло "Gazpromneft GL-4 75W-90" предлагаемое участником закупки ООО "Энергия Дальнего Востока", не соответствует требованиям, установленным в извещении проведения запроса котировок в электронной форме по основаниям, указанным в протоколе N 143/2020 (32008941436) от 18.03.2020, противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют закону, а потому заявленные требования на основании части 3 статьи 201 АПК РФ не подлежали удовлетворению.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене в силу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года по делу N А58-2818/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2818/2020
Истец: АО "Сахатранснефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ЗАО "ТЕХСЕРВИС-ЯКУТИЯ", ООО "РТС-ТЕНДЕР", ООО "ЭНЕРГИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА"