г. Саратов |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А57-22828/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автокомбинат-2" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2020 года по делу N А57-22828/2019,
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Паниной Галины Юрьевны (ИНН 645300894977; ОГРНИП 304645319600020), г. Саратов,
к акционерному обществу "Автокомбинат-2" (ИНН 6453008150; ОГРН 1026403039948), г. Саратов,
третьи лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов,
Муниципальное казенное учреждение "Транспортное управление",
о взыскании убытков, возникшие от выпадающих доходов в результате осуществления перевозки пассажиров льготных категорий граждан за период апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года в размере 851 609,53 руб.,
при участии в судебном заседании:
- представитель индивидуального предпринимателя Паниной Галины Юрьевны - Чаплыгин Александр Эдуардович, действующий на основании доверенности от 06 ноября 2019 года, диплом N ВСА 0945481;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Панина Галина Юрьевна (далее - ИП Панина Г.Ю., истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области к акционерному обществу "Автокомбинат-2" (далее - АО "Автокомбинат - 2", ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании убытков, возникших от выпадающих доходов в результате осуществления перевозки пассажиров льготных категорий граждан за период апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года в размере 851 609,53 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.03.2009 между МУ "Транспортное управление", ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и ОАО "Автокомбинат-2" на основании постановления Администрации города Саратова от 04.03.2009 N 66-лс (протокол от 01.04.2011) был заключен договор об организации перевозки льготных категорий граждан на территории города Саратова и возмещении выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан N 2-03/198а.
В соответствии с условиями договора стороны договорились организовать и выполнять регулярные перевозки пассажиров и багажа по утвержденному расписанию движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок.
22.03.2009 между МУ "Транспортное управление", ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" и ОАО "Автокомбинат-2" на основании постановления Администрации города Саратова от 04.03.2009 N 66-лс (протокол от 01.04.2011) был заключен договор об организации перевозки обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования автомобильным транспортом городского сообщения N 2-03/126а.
В соответствии с условиями договора стороны договорились организовать и выполнять регулярные перевозки учащихся по утвержденному расписанию движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок.
01.04.2009 между ОАО "Автокомбинат-2" и ИП Паниной Г. Ю. был заключен договор на перевозку пассажиров.
Согласно пункту 2 договора от 01.04.2009 ИП Панина Г. Ю. обеспечивает перевозку граждан получателей социальных услуг автомобильным транспортом городского сообщения.
Пунктом 4 данного договора предусмотрено, что ОАО "Автокомбинат-2" по мере поступления денежных средств от МУ "Транспортное управление" перечисляет их на счет перевозчика.
Материалами дела также установлено, что на период 2013, 2014 годы между ОАО "Автокомбинат-2" (Перевозчик), Комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (Управление) и МКУ "Транспортное управление" (Уполномоченная организация) были заключены следующие договоры.
Договор N 02-06/262 от 29.12.2012 о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2013 году.
Договор N 02-06/233 от 18.12.2013 о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения в 2014 году.
В соответствии с пунктом 1 вышеуказанных договоров, Уполномоченная организация организует продажу (бесплатное предоставление) социальных месячных проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку льготных категорий граждан, Управление осуществляет сбор и обработку отчётов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения.
В соответствии с пунктом 2.2 вышеуказанных договоров, перевозчик осуществляет перевозки льготных категорий граждан транспортными средствами на соответствующих маршрутах по предъявлению социального месячного проездного билета без ограничения числа их поездок и маршрута следования. Перевозки осуществляются в соответствии с вместимостью транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112.
Пунктом 2.3.4 договоров определенно, что Управление производит распределение между перевозчиками выпадающих доходов с учётом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество перевезённых пассажиров льготных категорий на каждом маршруте, на основании отчётов Перевозчика о выполненной транспортной работе (Приложение N 3) и сводной ведомости (Приложение N 4) согласно методике распределения выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан между перевозчиками в соответствии с Приложением N 2.
Согласно пункту 2.4 Договора от 29.12.2012 N 02-06/262 Комитет в соответствии с Законом Саратовской области от 06.12.2012 N 204-ЗСО "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предоставляет субсидию в порядке и сроки, установленные договором. Контролирует выполнение обязательств, предусмотренных настоящим договором, качество, доступность и безопасность предоставляемых Перевозчиком услуг по перевозке льготных категорий граждан.
Согласно пункту 2.4 Договора от 18.12.2013 N 02-06/237 Комитет в соответствии с Законом Саратовской области от 04.12.2013 N 224-ЗСО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предоставляет субсидию в порядке и сроки, установленные договором. Координирует выполнение обязательств сторонами по настоящему договору.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 вышеуказанных договоров, размер субсидии Перевозчика за отчётный период определяется Управлением ежемесячно согласно Приложению N 2, исходя из количества фактически проданных льготным категориям граждан социальных месячных проездных билетов с учетом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество перевезенных пассажиров льготных категорий на каждом маршруте.
Комитет на основании отчетных данных, предоставленных Управлением, предоставляет Перевозчику субсидию, в пределах средств областного бюджета текущего года, полученных Комитетом на эти цели, за исключением сумм выпадающих доходов других Перевозчиков, рассчитанные в соответствии с Методикой распределения субсидий на возмещение выпадающих доходов между перевозчиками согласно Приложению N 5, не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на лицевой счёт Комитета.
В соответствии с пунктом 9 Договора от 29.12.2012 N 02-06/262, договор вступает в силу с 01 января 2013 года и действует по 31 декабря 2013 года.
В соответствии с ч. 3 Дополнительного соглашения N 3 к договору от 18.12.2013 N 02-06/237, договор вступает в силу с 01 января 2014 года и действует по 12 декабря 2014 (включительно).
На период 2013, 2014 годы между ОАО "Автокомбинат-2" (Перевозчик), Комитетом транспорта Саратовской области (Комитет), ГБУ Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (Управление), МКУ "Транспортное управление" (Уполномоченная организация) были заключены следующие договора.
Договор N 02-06/265 от 29.12.2012 о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающих в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт) в 2013 году.
Договор N 02-06/238 от 18.12.2013 о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления права приобретения льготных абонементных (месячных) проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (автомобильный транспорт) в 2014 году.
Согласно пункту 1 Договора от 29.12.2012 N 02-06/265, Уполномоченная организация организует продажу льготных (месячных) проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования, Управление в соответствии с государственным заданием комитета транспорта на 2013 год осуществляет сбор и обработку отчетов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего профессионального образования (автомобильный транспорт).
Согласно пункту 1 Договора от 18.12.2013 N 02-06/238, Уполномоченная организация организует продажу льготных абонементных (месячных) проездных билетов, Перевозчик осуществляет перевозку обучающихся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций по регулярным маршрутам в городском сообщении, Управление в соответствии с государственным заданием комитета транспорта Саратовской области на 2014 год осуществляет сбор и обработку отчетов, предоставленных Перевозчиком и Уполномоченной организацией, а Комитет предоставляет Перевозчику субсидию на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления права приобретения льготных абонементных (месячных) проездных билетов для проезда на городском транспорте общего пользования (кроме такси) обучающимся областных государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (автомобильный транспорт).
В соответствии с пунктом 2.2.1 вышеуказанных договоров, Перевозчик осуществляет перевозки учащихся транспортными средствами на соответствующих маршрутах по предъявлению льготного (месячного) проездного билета без ограничения числа их поездок и маршрута следования. Перевозки осуществляются в соответствии с вместимостью транспортного средства, предусмотренной технической характеристикой и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112.
Пунктом 2.3.4 вышеуказанных договоров определено, что Управление производит распределение между перевозчиками выпадающих доходов с учетом выполненной транспортной работы, с применением поправочных коэффициентов, учитывающих количество.
09.12.2014 между МКУ "Транспортное управление" и ОАО "Автокомбинат-2" на основании решения постоянно действующей комиссии по проведению отбора перевозчиков на право заключения договора об организации перевозок пассажиров и багажа по результатам отбора на право заключения договора на организацию перевозок пассажиров и багажа (протокол от 10.12.2014) был заключен договор об организации перевозок пассажиров и багажа N 5-11/30/230.
В соответствии с условиями договора стороны договорились организовать и выполнять регулярные перевозки пассажиров и багажа по утвержденному расписанию движения транспортных средств на маршруте регулярных перевозок N 11 "пл. Музейная - ТЦ "Хэппи Молл", N 30 "пл. им.Ленина В.И. - пос. Солнечный", N 230 "Сокурский тракт - Сады "Латухино".
Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что договор вступает в силу с 09.12.2014 и действует до 09.12.2017.
Во исполнение указанных договоров, АО "Автокомбинат-2" осуществляло в период с января по декабрь 2013, 2014 года перевозку льготных категорий граждан и обучающихся на соответствующих маршрутах.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2016 года по делу N А57-24975/2016 с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу АО "Автокомбинат-2" взыскана задолженность договору N 02-06/262 от 29.12.2012 в сумме 7 471 715,53 руб. - за ноябрь 2013 года, по договору N 02-06/237 от 18.12.2013 в сумме 12 461 514,32 руб. за период: октябрь, ноябрь 2014 года, по договору N 02-06/265 от 29.12.2012 в сумме 1 837 677,34 руб. за ноябрь 2013 года, по договору N 02-06/238 от 18.12.2013 в сумме 4 794 845,30 рублей за период: сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года, всего на общую сумму 26 565 752,49 руб. Данный судебный акт вступил в законную силу.
Истец указывает, что в период с 2013 года по 2014 года осуществлял перевозки пассажиров, в том числе льготных категорий граждан от имени ответчика по утвержденному расписанию на маршрутах, закрепленным за ответчиком, а ответчик по мере поступления средств из бюджета возмещал истцу расходы, связанные с перевозкой льготной категории граждан, которые были возмещены последним не в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Полномочиями по разработке и реализации федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг обладает Российская Федерация (статья 4 Закона). Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6.5 Закона). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В отношении льготных категории граждан финансовое обеспечение расходных обязательств относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Согласно части 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Статьей 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Материалами дела установлено, что АО "Автокомбинат-2" представил в Управление пассажирских перевозок документы в обоснование выполнения взятых на себя обязательств по договорам, в том числе и за период: апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года включительно, что подтверждается сводными отчетами о выполненной транспортной работе и сумм компенсационных выплат по МКУ "Транспортное управление" за период: апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года, из которых видны суммы денежных средств, причитающихся к выплате в пользу АО "Автокомбинат-2" за перевозку льготных категорий граждан.
Между тем, как следует из материалов дела, для выполнения условий договоров ответчик привлек ИП Панину Г.Ю. в качестве перевозчика для обслуживания маршрутов, закрепленных за ответчиком, в т.ч. для перевозки льготных категорий граждан.
Данные обстоятельства подтверждаются отчетами о состоянии расчетов с организациями-получателями денежных средств, предназначенных для компенсации убытков от применения льготного социального билета, ведомостями учета рейсов.
Истец за период: апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года осуществлял перевозку льготных категорий граждан, а АО "Автокомбинат-2" принимал выполненную работу и частично производил оплату ИП Паниной Г.Ю. в безналичном порядке, что подтверждается копиями платежных документов, банковскими выписками о движении денежных средств по расчетному счету ИП Паниной Г.Ю. за период: апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года.
Доказательств обратного АО "Автокомбинат-2" не представлено, факт перевозки льготных категорий граждан ИП Паниной Г.Ю. ответчик в судебном заседании в суде первой инстанции не отрицал.
Учетом произведенной оплаты сумма задолженности АО "Автокомбинат-2" перед истцом за период: апрель 2013 года, октябрь, ноябрь, декабрь 2014 года составляет 851 609,53 руб.
Представленный истцом расчет проверен судами обеих инстанций и признан арифметически верным, ответчиком не оспорен.
Ответчик в апелляционный жалобе указывает, что договор от 01.04.2009 прекратил свое действие до начала спорного периода, а в 2013-2014 гг. договор на перевозку пассажиров между истцом и ответчиком не заключался. Данные доводы отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 договора на перевозку пассажиров от 01.04.2009 данный договор вступает в силу с момента подписания и действует до расторжения сторонами этого договора.
Доказательств прекращения действия данного договора ответчиком в материалы дела не представлено.
Более того, из материалов дела усматривается, что между истцом и ответчиком в дальнейшем заключались также договора на перевозку пассажиров от 01.06.2015 и от 01.01.2016 (том 2, л.д. 64,65).
Факт оказания услуг истцом подтвержден представленными в материалы дела ведомостями учета рейсов, выписками по расчетному счету ИП Паниной Г.Ю., отчетами о состоянии расчетов с организациями-получателями денежных средств, предназначенных для компенсации убытков от применения льготного социального билета, платежными поручениями.
Представленными платежными поручениями подтверждено, что АО "Автокомбинат-2" перечислял денежные средства в адрес ИП Паниной Г.Ю. за оказание услуг по перевозке пассажиров-льготников в 2013-2014 гг., при этом в назначении платежа указывал: "компенсация за услуги по перевозке пассажиров-льготников по договору от 01.04.2009".
Указанные документы подтверждают пролонгацию договорных отношений конклюдентными действиями сторон.
Доказательств обратного акционерным обществом "Автокомбинат-2" суду не представлено.
Довод ответчика о том, что отсутствует причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом (убытками), опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклолнен судом.
Судебная коллегия соглашается с вывордами суда первой инстанции, довод жалобы об обратном отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Средства субсидии по решению арбитражного суда Саратовской области от 29 ноября 2016 года по делу N А57-24975/2016 были перечислены ответчику в апреле 2017 г., в суд с иском истец обратился 13.09.2019 года, то есть в пределах срока исковой давности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2020 года по делу N А57-22828/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22828/2019
Истец: Панина Галина Юрьевна
Ответчик: АО "Автокомбинат-2"
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства СО, МКУ Транспортное управление