г. Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А41-36757/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" на решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-36757/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению МУП теплового хозяйства "Теплосервис" к ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
МУП теплового хозяйства "Теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N 146-Т от 01.08.2016 за февраль 2020 года в размере 441 514,37 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между МУП теплового хозяйства "Теплосервис" и ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" заключен договор теплоснабжения N 146-Т от 01.08.2016, в соответствии с условиями которого истец обязался подавать ответчику тепловую энергию в горячей воде в количестве и на условиях согласованных в договоре, а ответчик обязался оплачивать принятую тепловую энергию (пункт 1.1. договора).
Пунктом 3.9. договора прямо предусмотрено - потери теплоносителя на сетях абонента при авариях, сливах, водоразборе, несанкционированные либо превышающие договорные величины, оформленные актами либо зафиксированные в показаниях приборов учета, оплачиваются абонентом.
Паспортами готовности многоквартирных домов по ул. Советская 2 от 20.08.2019, Советская 3 от 29.08.2019, утв. Администрацией городско округа Краснознаменск в соответствии с Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, подтверждена готовность указанных многоквартирных домов к отопительному периоду 2020 года. Актами промывки и гидравлических испытаний систем теплоснабжения многоквартирных домов по ул. Советская 2, Советская 3, установлена готовность объектов Ответчика к новому отопительному периоду, что подтверждает заполнение теплоносителем внутренних систем теплоснабжения многоквартирных домов.
За расчетный период - февраль 2020 года - утечка теплоносителя зафиксирована и оформлена ведомостями учета параметров потребления тепла за период с 27.01.2020 по 25.02.2020 по МКД ул. Советская 2,3, на основании показаний приборов учета тепловой энергии на указанных объектах потребителя ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок".
В соответствии с пунктом 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя") количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается в следующих случаях:
а) утечка, включая утечку на сетях потребителя до узла учета, выявлена и оформлена совместными документами (двусторонними актами);
б) величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную.
Отчетные ведомости учета параметров потребления тепла за указанный период представлены потребителем в адрес теплоснабжающей организации и подписаны уполномоченным представителем ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок".
Утечка теплоносителя из системы отопления указанного многоквартирного дома составила - 421,922 м.куб.
Стоимость теплоносителя по утечке составила 441 514,37 руб.
Истец, проведя анализ ведомостей учета параметров теплопотребления тепла на основании показаний ОДПУ многоквартирных домов по ул. Советская, 2 и 3 установил, что в расчетный месяц приборы учета тепловой энергии МКД, фиксирует значительные превышения потребления объема тепловой энергии и теплоносителя (разница показаний расходомеров и увеличение на подпитку), что однозначно свидетельствует о наличии утечки во внутридомовой системе жилых домов.
Таким образом, превышение потребления тепловой энергии и массы дельты теплоносителя, свидетельствует о наличии утечки (слив, несанкционированный водоразбор) во внутридомовой системе теплоснабжения указанного многоквартирного дома.
Объем утечки теплоносителя рассчитан теплоснабжающей организацией по формуле содержащейся в пунктах 88 - 93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя", пункт 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя").
Таким образом, общая стоимость теплоносителя по утечке в указанных многоквартирных домах за февраль 2020 года составила 441 514,37 руб.
Платежно-расчетные документы за исх. N 279 от 20.03.2020 на оплату теплоносителя по утечке были направлены ответчику под роспись своевременно. В добровольном порядке оплатить задолженность по утечке теплоносителя ответчик отказался.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Теплоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии со статьей 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Оплата услуг по передаче тепловой энергии осуществляется в соответствии с тарифом на услуги по передаче тепловой энергии (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Пунктом 3.9. договора теплоснабжения N 146-Т от 01.08.2016 прямо предусмотрено - потери теплоносителя на сетях абонента при авариях, сливах, водоразборе несанкционированные либо превышающие договорные величины, оформленные актами либо зафиксированные в показаниях приборов учета, оплачиваются абонентом.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя") определено, что "утечка теплоносителя" - потери воды (пара) через неплотности технологического оборудования, трубопроводов и теплопотребляющих установок.
Утечка теплоносителя оформлена и зафиксирована ведомостями учета параметров потребления теплоносителя тепла, на основании показаний приборов учета тепловой энергии на объектах потребителя ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок", согласно анализу которых, причиной утечки теплоносителя является - нарушение целостности трубопровода системы отопления внутридомового инженерного оборудования.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного Закона.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
В соответствии с положениями пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". В случае если единая теплоснабжающая организация не владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, она закупает тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для компенсации потерь у владельцев источников тепловой энергии в системе теплоснабжения на основании договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 55 Правил N 808).
Таким образом, в силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Законодатель различает два вида потерь тепловой энергии: нормативные (технологические) потери, которые на основе утверждаемых государственным органом нормативов используются при установлении тарифов в сфере теплоснабжения; и фактические потери, возникающие при передаче тепловой энергии, которые должны быть компенсированы собственнику теплового ресурса со стороны профессиональных участников рынка теплоснабжения (теплосетевой организацией) путем производства тепловой энергии либо путем ее приобретения на договорной основе с использованием регулируемых тарифов.
В соответствии с Методическими указаниями по составлению энергетической характеристики для систем транспорта тепловой энергии по показателю "Потери сетевой воды СО 153-34.20.523(4)-2003", утвержденными Приказом Минэнерго России N 278 от 30.06.2003, тепловые потери - это выраженная в абсолютных или относительных величинах зависимость затрат тепловой энергии на ее транспорт и распределение от источника тепловой энергии до границ балансовой принадлежности тепловых сетей от температурного режима работы тепловых сетей и внешних климатических факторов при заданной схеме и конструктивных характеристиках тепловых сетей, а также фактического объема тепловых сетей (диаметров и протяженности участков тепловых сетей). При этом расчеты потерь тепловой энергии в тепловых сетях осуществляются на основании Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 325, и Порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом Минэнерго России N 377 от 10.08.2012.
Согласно пункту 1 приложения N 4 к Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, являющихся приложением к приказу ФТС N 20-э/2 от 06.08.2004, к эксплуатационным технологическим затратам сетевой воды относятся: затраты теплоносителя на заполнение трубопроводов тепловых сетей перед пуском после плановых ремонтов, а также при подключении новых участков тепловых сетей; технологические сливы теплоносителя средствами автоматического регулирования тепловой нагрузки и защиты; технически обоснованный расход теплоносителя на плановые эксплуатационные испытания. Причем к утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах.
Таким образом, возмещению подлежат только нормативы технологических потерь. Сверхнормативные потери тепловой энергии следует относить к убыткам, возникающим вследствие ненадлежащего содержания тепловых сетей, тепловых пунктов и других сооружений.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно условиям договора, ответчик обязуется оплачивать принятую энергию, а также возникающие тепловые потери, в связи с чем довод ответчика о том, что оснований для взыскания стоимости потерь теплоносителя в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета не имеется, признается также несостоятельным. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений - путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 8 указанных Правил, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами, несет ответственность за содержание общедомового имущества.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как основание своих требований и возражений.
Ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств технической невозможности утечки теплоносителя.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 25, 26, 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пунктами 5, 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющая компания несет обязанность по оплате всего объема тепловой энергии, учтенного введенным в надлежащем порядке в эксплуатацию прибором учета, а также невозвращенного теплоносителя (утечек), имевших место внутри жилого дома, объем которых подтвержден документально.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 ЖК РФ) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306).
Потери являются следствием неправомерных действий со стороны управляющей организации, конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах).
Таким образом, стоимость невозвращенного теплоносителя и потраченной тепловой энергии подлежит оплате управляющей компанией, как лица, обеспечивающего надлежащее состояние внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома и получающего плату за их содержание и техническое обслуживание.
Ответчик не представил в материалы дела доказательств полной или частичной оплаты, а, следовательно, требование истца о взыскании задолженности основано на нормах действующего законодательства.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N 146-Т от 01.08.2016 за февраль 2020 года в размере 441 514,37 руб.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, основаны на неверном их толковании и понимании заявителем условий договора теплоснабжения N 146-Т от 01.08.2016 и, как следствие, норм действующего законодательства в сфере теплоснабжения и жилищного законодательства.
ОДПУ многоквартирных домов Ответчика по ул. Советская 2, 3 оборудованы системой дистанционного контроля (система диспетчеризации ЛЭРС УЧЕТ), которая предназначена для контроля всех параметров режима теплоснабжения, контроля возникновения порыва, утечек, несанкционированных сливов, предотвращение возникновение аварийных ситуаций и их своевременного устранения.
Следовательно, представленная ответчиком и зафиксированная с использованием телеметрических систем - систем дистанционного снятия показаний отчетная ведомость за потребленное тепло, позволяет определить объем и массу теплоносителя, прошедшего по каждому трубопроводу, архивирование в энергонезависимой памяти почасовых, посуточных и помесячных значений объема массы теплоносителя, прошедшей по каждому трубопроводу, нарастающим итогом, позволяет объективно и достоверно зафиксировать утечку теплоносителя.
Ответчик не смог документально обосновать неисправность приборов учета, недостоверность их показаний. Ответчик ссылается лишь на необъективность ведомостей учета параметров потребления тепла, представленных и подписанных уполномоченным представителем ответчика.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств некорректной работы приборов учета ответчик не представил, каких-либо обоснованных и документально подтвержденных расчетов о технической невозможности утечки теплоносителя в заявленном объеме не представил.
В соответствии с требованиями Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на объекте потребителя, несет ответственность владелец узла учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 83 указанных Правил в случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Заявлений со стороны потребителя ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" о некорректной работе общедомовых приборов учета тепловой энергии, недостоверности показаний приборов учета, возникновении нештатных ситуаций в работе узлов учета, в адрес теплоснабжающей организации не поступало.
Нарушений в работе узлов учета тепловой энергии в период с 27.01.2020 по 25.02.2020 (нештатных ситуаций, недостоверности показаний, некорректной работы узлов учета жилых домов по ул. Советская 2, 3) на основании ведомостей учета параметров потребления тепла, теплоснабжающей организацией - не выявлено.
Поскольку недостоверность общедомовых приборов учета тепловой энергии ответчиком не доказана, а прибор учета технически позволяет зафиксировать объем утечки, исковые требования заявлены истцом правомерно.
Доводы ответчика о допустимой погрешности расходомеров приборов учета тепловой энергии, не соответствуют требованиям Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, Приказу Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации", Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, Методике осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр).
В соответствии с пунктом 110 Правил N 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному). Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (пункт 111 Правил N 1034).
На основании пункта 125 Правил N 1034 количество теплоносителя (тепловой энергии), потерянного в связи с утечкой, рассчитывается, если величина утечки, зафиксированная водосчетчиком при подпитке независимых систем, превышает нормативную. Согласно пункту 126 Правил N 1034 в случаях, указанных в пункте 125 Правил N 1034, величина утечки определяется как разность абсолютных значений измеренных величин без учета погрешностей. В остальных случаях учитывается величина утечки теплоносителя, определенная в договоре теплоснабжения. В соответствии с пунктом 92 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, величина утечки теплоносителя (в закрытой системе теплоснабжения с независимым присоединением систем теплоснабжения) численно равняется массе теплоносителя, израсходованного потребителем на подпитку систем теплоснабжения, определенной по показаниям водосчетчика.
В случае отсутствия водосчетчика подпитки расчет величины утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводам (My) следует производить по формуле: Му=М1-М2, т, где: Ml - масса теплоносителя, полученного потребителем по подающему трубопроводу, М2 - масса теплоносителя, возвращенного потребителем по обратному трубопроводу. В случае если М1>М2, а М1-М2 больше суммы модулей абсолютных погрешностей измерения массы теплоносителя в прямом и обратном трубопроводах, то величина утечки теплоносителя за отчетный период по подающему и обратному трубопроводам равняется разнице абсолютных значений Ml и М2 без учета погрешностей.
Согласно имеющимся в материалах дела ведомостям учета параметров потребления тепла за февраль 2020 года узлы учета тепловой энергии многоквартирных домов по ул. Советская 2, 3 отразили утечку теплоносителя (невозврат теплоносителя) в виде зафиксированной приборами учета разницы между объемом поступившего в сеть ответчика теплоносителя и возвращенного на источник тепловой энергии истца в количестве 421,922 куб.м.
В период с 27.01.2020 по 25.02.2020 общедомовые приборы учета тепловой энергии МКД по ул. Советская 2, 3 зафиксировали разность массы теплоносителя Мп=М1-М2, что свидетельствует о наличии утечки, которая может происходить одновременно в нескольких местах внутридомовой инженерной системы жилого дома. Таким образом, превышение массы дельты теплоносителя, свидетельствует о наличии утечки (слив, несанкционированный водоразбор) во внутридомовой системе указанных домов.
Поскольку факт утечки теплоносителя зафиксирован приборами учета, установленными на объектах, находящихся в управлении ответчика, а также учитывая, что прибор учета определяет количество потребленной тепловой энергии на внутридомовых системах теплоснабжения, что управляющая организация отвечает за состояние внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, на которых и произошли утечки теплоносителя (невозврат теплоносителя), то у ответчика возникла обязанность по компенсации утечек теплоносителя, имевших место в его сетях.
Доказательств неисправности приборов учета ответчиком не представлено, нарушений в работе приборов учета, исходя из его показаний не выявлено, приборы учета допущены в эксплуатацию и приняты в коммерческий учет установленным порядком, что позволяет делать вывод о достоверности его показаний и правомерности основанных на них взаиморасчетов.
Вопреки доводу ответчика отсутствие актов об утечках, не свидетельствует об их отсутствии, поскольку приборы учета постоянно фиксируют разницу между количеством поданной (в большем размере) и возвращенной (в меньшем размере) в сети истца из сетей ответчика теплоносителя.
Отсутствие двустороннего акта подписанного сторонами, не является объективным безусловным и достаточным опровержением показаний приборов учёта.
Ссылка заявителя жалобы на погрешность измерительных приборов не может быть принята во внимание, поскольку погрешность прибора является его технической характеристикой. Предполагается, что показатели измерительных приборов учета величин могут отклоняться от действительных размеров на размер допустимой погрешности как в большую, так и в меньшую сторону. Допустимое значение относительной погрешности измерения расхода теплоносителя установлено в пункте 115 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, и составляет не более 5%.
Соответственно, наличие погрешности приборов учета прямо предусмотрено актами нормативного регулирования, действующими в указанной сфере, и полученная разница между показаниями счетчика, учитывающего количество теплоносителя, поступившего в систему отопления ответчика, и счетчика, учитывающего количество воды на выходе из системы отопления ответчика не должны уменьшаться на погрешность прибора учета.
Ни сторонами договора, ни действующим законодательством такой расчет не установлен.
Погрешность приборов учета учитывается только при выборе приборов для включения их в состав коммерческого узла учета и для определения их исправности, но не должна использоваться при предоставлении отчетности о потреблении тепловой энергии, теплоносителя.
Количество теплоносителя должно оплачиваться потребителем с учетом показаний приборов учета, без исключения их погрешности.
Таким образом, изложенное свидетельствует, что количество теплоносителя должно оплачиваться потребителем с учетом показаний приборов учета, без исключения их погрешности.
Несогласие ответчика с произведенным истцом расчетом стоимости расходов по утечке теплоносителя, методикой и порядком определения применительно к способам исчисления объема теплоносителя в результате утечки, не может служить основанием для освобождения ответственности ответчика от оплаты коммунального ресурса.
В соответствии с положениями пункта 54 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации по договору поставки тепловой энергии (мощности) и или) теплоносителя для компенсации потерь единая теплоснабжающая организация (поставщик) определяет объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в соответствии с
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
Объем потерь тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях определяется единой теплоснабжающей организацией за расчетный период на основании данных коммерческого учета тепловой энергии, собранных самостоятельно, а также предоставленных теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, тепловые сети которых технологически присоединены к ее тепловым сетям, и зафиксированных в первичных учетных документах, составленных в соответствии с договорами оказания услуг по передаче тепловой энергии, или расчетным способом. На основании указанных данных единая теплоснабжающая организация представляет теплосетевой организации (управляющей организации) данные о величине потерь тепловой энергии и теплоносителя.
Потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении".
МУП "Теплосервис" определено единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа Краснознаменск (Постановление Администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 15.10.2013 N 574-ПА "Об определении единой теплоснабжающей организации, выполняющей функции выработки и доставки тепла до потребителей на территории городского округа Краснознаменск").
В соответствии со схемой теплоснабжения городского округа Краснознаменск утвержденной до 2034 года, система теплоснабжения - двухтрубная/четырехтрубная, закрытая, независимая (утв. Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 10.05.2017 N 53-РВ).
Схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункт 20 статьи Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии со схемой теплоснабжения городского округа Краснознаменск, источники тепловой энергии (КВД N 1 и КВД 2 работают по закрытой, независимой системе теплоснабжения через ЦТП) Всего в городском округе 14 ЦТП.
Закрытая (независимая схема присоединения системы отопления) - имеет основной и дополнительный контур циркуляции, гидравлически разделенные теплообменником. То есть теплоноситель от котельной (КВД) идет до центрального теплового пункта (ЦТП), где попадает в теплообменник, это и есть главный контур (I контур). Дополнительный контур (II контур) это система отопления дома (от ЦТП до потребителя) теплоноситель в нем циркулирует через этот же теплообменник, получая тепло от сетевой воды из котельной.
Независимая схема подключения - схема подключения теплопотребляющей установки к тепловой сети, при которой отопительное оборудование потребителей изолировано гидравлически от производителя тепла, а для теплоснабжения потребителей используют дополнительные теплообменники центральных тепловых пунктов.
Сети централизованного теплоснабжения городского округа Краснознаменск работают по температурному графику 130/70 °С с присоединением теплопотребляющих установок потребителей по независимой схеме (пункт 1.34. схемы теплоснабжения).
Таким образом, расчет количества тепловой энергии, невозвращенной потребителем вместе с потерянным теплоносителем (утечка, слив, несанкционированный водоразбор) произведен истцом в соответствие с пунктами 92 - 93 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 60 Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
К утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах (пункт 1.2 приложения N 4 к Методическим указаниям).
В соответствии с пунктом 6.2.29 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, утечка теплоносителя не должна превышать 0,25 процента среднегодового объема воды в тепловой сети и присоединенных к ней системах теплопотребления в час независимо от схемы их присоединения, за исключением систем горячего водоснабжения, присоединенных через водоподогреватель.
Расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла (пункт 60 Методических указаний).
В Информационном письме от 31.08.2007 N СН-5083/12 Федеральная служба по тарифам дала разъяснение по применению пункта 60 Методических указаний, согласно которому потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь. Расходы энергоснабжающей организации на приобретение химически очищенной воды принимаются по ценам покупки воды и расходам на ее химическую очистку по указанным в договорах ценам.
В соответствии с пунктом 37 Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации" при расчетах за тепловую энергию, отпускаемую с горячей водой, и за израсходованный теплоноситель оплате подлежит все количество тепловой энергии как потребленной, так и утраченной с невозвращенным в тепловую сеть или на источник тепла теплоносителем по установленному тарифу; оплате подлежит количество сетевой воды, которую абонент не возвратил в тепловую сеть теплоснабжающей организации, по ценам, определяемым по стоимости исходной воды и ее химической очистки и устанавливаемым соглашением сторон.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 25, 26, 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, пунктами 5, 125 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющая компания несет обязанность по оплате всего объема тепловой энергии, учтенного введенным в надлежащем порядке в эксплуатацию прибором учета, а также невозвращенного теплоносителя (утечек), имевших место внутри жилого дома, объем которых подтвержден документально.
В структуру платы за жилое помещение (статья 154 ЖК РФ) для нанимателя жилого помещения и для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя, в том числе плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу подпункта "а" пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Таким образом, по общему правилу расходы, связанные с необходимостью содержания в надлежащем состоянии общего имущества жилого многоквартирного дома, управляющая организация несет за счет собираемой с собственников помещений жилого многоквартирного дома платы за содержание и ремонт жилого помещения в жилом многоквартирном доме.
В силу пункта 25 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 26 Правил N 306 предусмотрено, что коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг (пункт 27 Правил N 306).
Сверхнормативные утечки теплоносителя, произошедшие в границах эксплуатационной ответственности управляющей организации, подлежат оплате данной организацией, поскольку ответчик является исполнителем коммунальных услуг и в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ обязан надлежащим образом содержать общее имущество в многоквартирном жилом доме.
В пункте 60 Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э /2 (далее - Методические указания), предусмотрено, что расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
К утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах (пункт 1.2 приложения N 4 к Методическим указаниям).
Следовательно, потери являются следствием неправомерных действий со стороны управляющей организации, конечных потребителей (собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах).
Таким образом, стоимость невозвращенного теплоносителя и потраченной тепловой энергии подлежит к оплате управляющей компанией, как лица, обеспечивающего надлежащее состояние внутридомовых сетей многоквартирного жилого дома и получающего плату за их содержание и техническое обслуживание.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы заявителем не была уплачена госпошлина, в связи с чем с ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 сентября 2020 года по делу N А41-36757/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО Управляющая организация "Чистота и Порядок" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36757/2020
Истец: МУП теплового хозяйства "Теплосервис"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЧИСТОТА И ПОРЯДОК"