г. Самара |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А65-11878/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" - представитель Хакова Гульназ Ризатдиновна (доверенность от 10.01.2020),
от акционерного общества "Татэнерго" - представители Газизуллина Гузель Райнуровна (доверенность от 21.05.2019) и Коверов Андрей Николаевич (доверенность от 12.11.2020),
от Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 ноября 2020 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 августа 2020 года по делу N А65-11878/2020 (судья Мазитов А.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" (ОГРН 1081650020121, ИНН 1650186989)
к акционерному обществу "Татэнерго" (ОГРН 1021603139690, ИНН 1657036630)
с участием третьих лиц:
- Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН 1021602858243; ИНН 1653015798)
- Общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" (ОГРН 1141650021534, ИНН 1650297657)
об изменении договора теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Электротехников" (далее по тексту - "истец") обратилось в Арбитражный суд РТ с исковым заявлением к Акционерному обществу "Татэнерго" с требованием изменить договор теплоснабжения N 6542 Т от 24.04.2017 путем исключения из договора объема тепловой энергии, предназначенной для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: г. Набережные Челны, ул. Нариманова, дом 40 (62/18).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан и общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 августа 2020 года в иске отказано.
В апелляционной жалобе, а также в дополнении к апелляционной жалобе, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В апелляционной жалобе ссылается на то, что тепловая энергия, потребляемая на нагрев воды должна приобретаться по прямым договорам теплоснабжения, заключаемым ответчиком с собственниками помещений многоквартирного дома.
Акционерное общество "Татэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Челныводоканал", Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании 14.10.2020 представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель акционерного общества "Татэнерго" в судебном заседании возражал простив удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 14 октября 2020 на 18 ноября 2020.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании 18 ноября 2020 представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Электротехников" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители акционерного общества "Татэнерго" в судебном заседании возражали простив удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Челныводоканал" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что 27 апреля 2017 года между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения N 6542 Т, в соответствии с которым ответчик обязуется подавать тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение. В рамках указанного договора ответчик подает тепловую энергию, в том числе для нужд собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Набережные Челны, ул. Нариманова, дом 40 (62/18).
Общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме принято решение о переходе на прямые договоры по отоплению и горячему водоснабжению. Указанное решение оформлено протоколом N 2 от 15.01.2020.
В связи с изложенными обстоятельствами истец направил в адрес ответчика требования изменить условия договора 6542 Т от 24.04.2017 путем исключения из договора объема тепловой энергии, предназначенной для предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, расположенным по адресу: г. Набережные Челны, ул. Нариманова, дом 40 (62/18).
Ответчик уведомил истца об отказе в удовлетворении требований истца в связи с тем, что указанном доме отсутствует централизованное горячее водоснабжение, приготовление воды осуществляется с использованием общего имущества (теплообменника), в связи с чем ответчик подает в указанный дом только тепловую энергию и не может быть поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. К числу таких договоров относится публичный договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 2 ст. 539 ГК договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ч. 3 ст. 539 ГК к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Законом о теплоснабжении (Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Судом установлено, что спорный жилой дом технологически не присоединен к централизованной системе горячего водоснабжения, а оснащен оборудованием для нагрева воды (теплообменника) путем использования тепла, поставляемого ответчиком.
При этом теплообменник самостоятельно тепловую энергию не производит, поступающая в теплообменник для подогрева вода греется с помощью подаваемого ответчиком теплоносителя (горячая вода). Иными словами, протекающая по закрытой системе горячая вода отдает тепловую энергию на нагрев воды в теплообменнике. При этом коммунальная услуга горячего водоснабжения представляет собой в спорном доме потребление воды из теплообменника. Объем же поставленного ответчиком в закрытой системе теплоносителя (воды) при технически исправной подаче не убывает, но потребляется тепловая энергия, доставленная водой как теплоносителем.
При таких обстоятельствах истец, как управляющая компания, оказывает владельцам помещений в МКД коммунальную услугу ГВС самостоятельно, используя для этого как общее имущество МКД, так и подаваемый ему ответчиком ресурс - тепловую энергию и подаваемую третьим лицом холодную воду. В данном случае коммунальная услуга (изготовление горячей воды) оказывается управляющей компанией, получающей два коммунальных ресурса от разных организаций (ответчика и третьего лица).
Правовое регулирование такой ситуации дано в пункте 54 Правил N 354, в соответствии с которым в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс. Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Разъясняя порядок применения указанного пункта Верховный Суд Российской Федерации в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам от 16.05.2019 по делу N 305-ЭС19-1381, А41-32043/2018 указал следующее.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.
Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.
Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Суд первой инстанции верно указал, что вышеизложенные обстоятельства свидетельствует об ошибочности доводов истца о том, что тепловая энергия, потребляемая на нагрев воды должна приобретаться по прямым договорам теплоснабжения, заключаемых ответчиком с собственниками помещений многоквартирного дома.
Приведенные нормы права свидетельствуют о том, что в такой ситуации исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является управляющая компания. Вопреки доводам истца, собственникам помещений в спорном МКД доступна именно коммунальная услуга горячего водоснабжения.
Пункт 2 Правил N 354 понимает под коммунальными услугами осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В свою очередь, под коммунальными ресурсами данные Правила понимают холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из данных определений истец должен приобретать у ответчика тепловую энергию для нагрева воды в теплообменнике для оказания соответствующей коммунальной услуги.
Как известно системы теплоснабжения принципиально разделяются на две основные группы. Это открытые системы и закрытые. Принципиальное и основное различие в том, что в открытых системах теплоснабжения отбор горячего водоснабжения осуществляется непосредственно из системы теплоснабжения жилого дома (системы отопления). Закрытая система теплоснабжения устроена по принципу наличия разделенных контуров как системы отопления, так и системы горячего водоснабжения. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034, определяют "открытую водяную систему теплоснабжения" как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения, а "закрытую водяную систему теплоснабжения" соответственно как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения без отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети.
Именно поэтому под коммунальным ресурсом Правила N 354 понимают теплоноситель в виде горячей воды только в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), то есть там, где происходит расход теплоносителя, тогда как в закрытых системах (в ситуации, описанной выше в отношении семи спорных многоквартирного дома с бойлерными) происходит расход тепловой энергии, но не теплоносителя.
Согласно пункту 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: а) холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам; б) горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования); в) водоотведение; д) газоснабжение, е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание надлежащей температуры воздуха в помещениях (либо продажа твердого топлива при наличии печного отопления); ж) обращение с твердыми коммунальными отходами (транспортирование, обезвреживание, захоронение).
Из указанной нормы следует, что управляющая компания должна заключать с собственниками помещений в МКД именно договор на оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению, то есть самостоятельно приобретать два вида ресурсов.
Из приведенных выше положений части 1 статьи 157.2 и пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации также следует, что собственники помещений МКД могут принять решение о заключении с РСО прямого договора горячего водоснабжения, то есть договора о предоставлении соответствующей коммунальной услуги, но не договора о приобретении коммунального ресурса в виде холодной воды, которая впоследствии будет нагреваться в бойлерной (индивидуальном тепловом пункте) МКД.
Суд первой инстанции верно отметил, что доводы истца со ссылкой на пункт 55 Правил N 354 несостоятельны, поскольку касаются случаев, когда нагревательное оборудование, установлено непосредственно в жилом помещении. Так, буквально указанный пункт закрепляет следующее: "При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается. В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению".
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" договоры горячего водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором горячего водоснабжения, утвержденным Правительством Российской Федерации. Такой типовой договор утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 643. Предмет такого договора согласно пункту 1 сформулирован следующим образом: "Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Таким образом, договоры водоснабжения заключаются в отношении такого потребляемого (невозвратного) ресурса как горячая вода, при одновременном наличии у РСО технической возможности как поставки воды на соответствующие цели, так и поставки тепловой энергии, используемой для нагрева воды. Возможность заключения такого договора обеспечивается установлением ресурсоснабжающей организации двухставочного тарифа.
Статья 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определяет теплоснабжение как обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Статья 15 названного закона указывает, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Приведенные нормы, таким образом, не предполагают заключение договора теплоснабжения исключительно для нужд отопления объектов, в связи с чем приобретение тепловой энергии на нагрев воды также может быть опосредовано договором теплоснабжения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в отношении спорного многоквартирного дома, технологически не присоединенного к централизованной системе горячего водоснабжения, но оснащенного оборудованием для нагрева воды путем использования тепла, поставляемого ответчиком, между истцом и ответчиком должен быть заключен договор на теплоснабжение.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для исключения указанного многоквартирного дома из числа домов, для нужд которых ответчиком поставляется тепловая энергия, и отказал в удовлетворении исковых требований.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на пункт 55 Правил N 354 суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку указанный пункт регулирует случаи, когда нагревательное оборудование находится непосредственно в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что в указанном случае для приготовления горячей воды управляющей компанией по соответствующему договору коммунальные ресурсы приобретаются у ресурсоснабжающих организаций (тепловая энергия и холодная вода).
Поскольку ресурсоснабжающая организация не является поставщиком горячей воды, то собственниками (пользователями) жилых помещений в многоквартирном доме с нецентрализованным горячим водоснабжением не могут быть заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению с ресурсоснабжающей организацией.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на определение Верховного Суда РФ от 14 июля 2020 N 305-ЭС20-8762 судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку определения Верховного Суда РФ об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ не являются практикой, отражающей официальную позицию Верховного Суда РФ.
Положения статьи 157.2 ЖК РФ на которую ссылается истец в обоснование своих требований предусматривают случаи и порядок при которых возможен переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями в отношении коммунальных услуг.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Такие коммунальные услуги, как "ГВС тепловая энергия", "тепловая энергия на ГВС" "ГВС подогрев", жилищным законодательством не предусмотрены. В связи с чем, ссылка истца на ч.4. ст.154 ЖК РФ ошибочна, поскольку применительно к прямым договорам коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация в качестве исполнителя коммунальных услуг должна поставлять потребителям конечный продукт, который эти потребители потребляют (непосредственно из крана горячей воды). В данном случае, конечным продуктом, который должен быть доставлен до каждого потребителя (до каждой квартиры) является горячая вода, а не тепловая энергия, являющаяся лишь одним из компонентов для производства конечного продукта. Готовый продукт - коммунальную услугу "горячая вода", в силу особенностей системы горячего водоснабжения жилого дома, АО "Татэнерго" поставить не может.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 августа 2020 года по делу N А65-11878/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11878/2020
Истец: ООО "УК "Электротехников", ООО "Управляющая компания " Электротехников", г.Набережные Челны
Ответчик: АО "Татэнерго", г.Казань
Третье лицо: ГЖИ РТ, ООО "Челныводоканал", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд