г. Москва |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А41-9320/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Управления земельных отношений Раменского городского округа Московской области: Куприченкова А.И., по доверенности от 04.12.2019;
от ООО "Городской культурный центр": Поливанов М.И., по доверенности от 01.10.2019;
от Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-9320/19 по заявлению ООО "Городской культурный центр" к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области, Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области об оспаривании отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городской культурный центр" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Московской области, Администрации Раменского муниципального района со следующими требованиями (с учетом принятых судом уточнений):
- признать незаконным отказ Управления земельных отношений Раменского муниципального района по поручению администрации в выкупе земельного участка, выраженный в письме от 02.11.2018 N 6343 на заявление от 28.08.2018 N Р001-8913906218- 15629373 по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110416:77, общей площадью 1384 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г.Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка";
- обязать администрацию заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110416:77, общей площадью 1384 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г.Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-9320/19 исковые требования удовлетворены в части. Суд решил: признать незаконным отказ Управления земельных отношений Раменского муниципального района по поручению администрации Раменского муниципального района в выкупе земельного участка, выраженный в письме от 02.11.2018 N 6343 на заявление от 28.08.2018 N Р001-8913906218-15629373 по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110416:77, общей площадью 1384 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка". Обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области заключить с Обществом с ограниченной ответственностью "Городской культурный центр" договор купли-продажи земельного участка с номером 50:23:0110146:77, общей площадью 1384 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка". В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Московской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Определением от 02 июля 2020 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-9320/19 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств надлежащего извещения Управления земельных отношений Раменского муниципального района.
Определением от 15 сентября 2020 года Десятый арбитражный апелляционный суд привлек Управление земельных отношений Раменского городского округа Московской области к участию в деле.N А41-9320/19 в качестве соответчика.
Общество и Управление направили в судебное заседание своих представителей, представитель общества поддержал заявленные требования, представитель Управления против удовлетворения заявленных требований возражал.
Администрация и Министерство своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по имевшимся и дополнительно представленным сторонами документам, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка кадастровым номером 50:23:0110146:77, общей площадью 1384 кв. м расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка", разрешенное использование: под кафе, бар, кухню кафе "Сказка", на основании договора аренды от 09.09.2014 N 4607, зарегистрированного управлением 14.11.2014, запись N 50-50-23/205/2014-007.
На указанном земельном участке располагаются три объекта недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности, а именно:
- здание-кухня кафе "Сказка", общей площадью 75,10 кв. м;
- здание-бар, общей площадью 9,50 кв. м;
- здание-кафе, общей площадью 21,60 кв. м.
Общество 26.09.2017 обратилось в администрацию с заявлением N В502-8913906218-8508211 по вопросу предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110146:77 в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом от 31.10.2017 исх.N 5738 Управление земельных отношений по поручению администрации сообщило об отказе министерства в согласовании направленного администрацией проекта договора купли-продажи, и соответственно об отказе в исключительном праве на приобретение в собственность земельного участка по причине несоразмерности общей площади объектов капитального строительства площади земельного участка.
В ответ на письмо общества от 20.06.2018 Исх.N 3/06 о разъяснении такого решения, письмом от 25.07.2018 N 13ИСХ-15779 министерство сослалось на судебную практику по отказу в предоставлении участка в собственность по мотиву несоразмерности общей площади объектов капитального строительства площади земельного участка.
Письмом от 02.11.2018 N 6343, в ответ на заявление общества от 28.08.2018 N Р001-8913906218-15629373 по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка, администрация в обоснование отказа от заключения договора купли-продажи привела следующие основания:
- в представленном комплекте документов противоречивые сведения о площади расположенных на земельном участке объектов капитального строительства;
- несоразмерность площади объектов капитального строительства, площади испрашиваемого земельного участка.
Считая указанный отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 ЗК РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 ЗК РФ).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно данной статье ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из указанный в ней оснований, в т.ч. если:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка;
- границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
- площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
- земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Испрашиваемый земельный участок не являются изъятыми из оборота по основаниям, предусмотренным статьей 27 ЗК РФ.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
Информации о том, что испрашиваемые участки имеют пересечение с другими участками либо о том, что в их границах находятся красные линии, отображающие земли общего пользования муниципального образования, не имеется.
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка в собственность, Администрация сослалась на несоразмерность площади объектов капитального строительства, площади испрашиваемого земельного участка.
Определением от 04.06.2019 суд первой инстанции назначил по делу экспертизу, проведение которой поручено экспертам АНО "Центр земельных экспертиз" Карташову В.Ю., Пашко А.И.
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Определить площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений условные номера 50:23:01:08328:002, 50:23:01:08328:003, 50:23:01:08328:001.
2. Не превышает ли площадь и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110416:77 площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации зданий, строений условные номера 50:23:01:08328:002, 50:23:01:08328:003, 50:23:01:08328:001.
В материалы дела поступило заключение эксперта.
Отвечая на первый вопрос, эксперты пришли к выводу о том, что предприятия общественного питания, расположенного в зданиях с условными номерами 50:23:01:08328:002, 50:23:01:08328:003, 50:23:01:08328:001 необходимо и достаточно для обслуживания посетителей парка культуры и отдыха г. Раменское.
Площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации предприятия общественного питания, расположенного в зданиях с условными номерами 50:23:01:08328:002, 50:23:01:08328:003, 50:23:01:08328:001, составляет 0.12 га до 0.212 га.
Отвечая на второй вопрос, эксперты пришли к выводу о том, что Площадь земельного участка 50:23:0110416:77 находится в пределах допустимых площадей земельного участка необходимого для эксплуатации предприятия общественного питания, расположенного в зданиях с условными номерами 50:23:01:08328:002, 50:23:01:08328:003, 50:23:01:08328:001.
Эксперты указали, что площадь спорного земельного участка составляет 0.1384, а минимальная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации одного из объектов составляет 0.141 га, второго объекта - 0.159 га. Таким образом, площадь спорного земельного участка меньше, чем минимально необходимая площадь для размещения ресторана на 94 посетителя.
Исследовав на основании статьи 71 АПК РФ вопрос соразмерности территории, которую занимают объекты недвижимости общества, и площади испрашиваемого земельного участка с учетом функционального назначения зданий общества, разрешенного использования этого земельного участка, с учетом представленных экспертами выводов апелляционный суд приходит к выводу о том, что испрашиваемая обществом площадь земельного участка является необходимой для эксплуатации объектов недвижимости общества.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ администрации не соответствует закону и подлежит признанию незаконным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Апелляционный суд признает надлежащим способом восстановления прав и законных интересов общества возложение на администрацию обязанности заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка с номером 50:23:0110146:77, общей площадью 1384 кв. м расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка".
Поскольку в силу пункта 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, именно на Администрацию в данном случае возложена обязанность по предоставлению испрашиваемого обществом земельного участка, в связи с чем требования общества предъявленные к Министерству, удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению в части.
Руководствуясь статьями 266, частью 6.1 статьи 268, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 ноября 2019 года по делу N А41-9320/19 отменить.
Признать незаконным отказ Управления земельных отношений Раменского муниципального района Московской области по поручению администрации Раменского муниципального района в выкупе земельного участка, выраженный в письме от 02.11.2018 г. N 6343 на заявление от 28.08.2018 N Р001-8913906218-15629373 по вопросу предоставления в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:23:0110416:77, общей площадью 1384 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка".
Обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области заключить с ООО "Городской культурный центр" договор купли-продажи земельного участка с номером 50:23:0110146:77, общей площадью 1384 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, г. Раменское, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир: городской парк, кафе "Сказка".
В удовлетворении требований к Министерству имущественных отношений Московской области отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9320/2019
Истец: ООО "ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: Администрация Раменского муниципального района
Третье лицо: Управлению земельных отношений Раменского городского округа Московской области, Администрация Раменского муниципального района, Министерство имущественных отношений МО
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9205/2022
15.11.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9320/19
09.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25460/20
25.11.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6549/20
01.11.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9320/19