город Самара |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А49-1153/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 26 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Митиной Е.А., судей Ануфриевой А.Э., Ястремского Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Липовецкой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу ООО "Сердобский лес" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2020 г. по делу N А49-1153/2020 (судья Лапшина Т.А.) по иску Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (ОГРН 1125834000071; ИНН 5834054235; Лодочный проезд, 10, Пенза г., Пензенская область, 440014) к обществу с ограниченной ответственностью "Сердобский лес" (ОГРН 1105805000773; ИНН 5805010924; Сосновая ул., 1, Сазанье п., Сердобский район, Пензенская область, 442892); третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: государственное казенное учреждение Пензенской области "Сердобское лесничество" (ОГРН 1075805000545; ИНН 5805009502; Энергетиков ул., 3, Сердобск г., Сердобский район, Пензенская область, 442893), о взыскании 31 864 033 руб. убытков,
с участием в судебном заседании:
от истца - Липатов В.В., по доверенности от 10.03.2020 г., Баширов Р.М., по доверенности от 18.06.2020 г., Малин А.С., по доверенности от 30.01.2020 г.
от ответчика - директор общества с ограниченной ответственностью "Сердобский лес" Трухачев С.В., лично, паспорт, на основании приказа о приеме на работу от 24.09.2010 г.
от третьего лица - Новиков А.С., по доверенности от 17.11.2020 г., Липатов В.В., по доверенности от 01.06.2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сердобский лес" о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в сумме 31 864 033 руб., в связи с незаконной рубкой леса на лесном участке, переданном по договору аренды от 18.07.2008 N 1, площадью 9640 га, из состава земель лесного фонда Софьинского участка Сердобское лесничество, Софьинское-Сердобское участковое лесничество, кварталы N 1-169.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2020 г. исковые требования удовлетворены полностью; уплата государственной пошлины возложена на ответчика; с ООО "Сердобский лес" в пользу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области взыскан ущерб в сумме 31 864 033 руб.; с ООО "Сердобский лес" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 182 320 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Сердобский лес" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обосновании доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что осмотр мест заготовки древесины, ранее осваиваемых ООО "Сердобский лес" на основании договора лесного участка N 1 от 18 июля 2008 г., был проведен после прекращения действия договора аренды и сдачи арендованного лесного участка арендодателю по акту приема - передачи (возврата) лесного участка. На момент осмотра ООО "Сердобский лес" уже не являлось арендатором лесного участка, не занималось хозяйственной деятельностью на данном участке и, соответственно, не может нести ответственност за ущерб. Минлесхоз не уведомил ответчика о начале проведения осмотра лесосеки не позднее чем за 10 дней. Учет и измерение пней производился только работниками Министерства, являющимися заинтересованными лицами. Акты осмотра лесосек составлены с нарушениями законодательства, не представлен акт о лесонарушении. Истцом нарушен порядок проведения проверки, представленные истцом расчеты размера убытков составлены с нарушением закона.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Сердобский лес" - директор Трухачев С.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, в иске отказать в полном объеме.
Представители истца - Липатов В.В., Баширов Р.М., Малин А.С. в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьего лица - Новиков А.С., Липатов В.В. в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ГКУ ПО "Сердобское лесничество" (арендодатель) и ООО "Лесной резерв" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка от 18.07.2008 года N 1, в соответствии с пунктами 1.1-1.2 которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного Кодекса Российской Федерации, протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 15.07.2008 года N3, передает, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, расположенный по адресу: Пензенская область, Сердобский район, Сердобское лесничество, Софьинское-Сердобское участковое лесничество, квартал N с 1-169.
Целевым использованием лесного участка являлась заготовка древесины - 9,9 тыс. куб.м, из них 4,4 тыс. куб.м. по хвойному хозяйству, в т.ч. сплошные рубки - 4,6 тыс. куб.м, из них по хвойному хозяйству - 2.1 тыс. куб.м. (п. 1.3 договора).
Срок аренды лесного участка установлен -10 лет.
На основании постановления Правительства Пензенской области N 776-пП от 29.11.2010 ГБУ Пензенской области "Сердобское лесничество" изменило тип на ГКУ Пензенской области "Сердобское лесничество".
Установлено, что 14.02.2011 между ООО "Лесной резерв" и ООО "Сердобский лес" был заключен договор цессии, согласно которому ООО "Сердобский лес" приняло права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка от 18.07.2008 N 1.
Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области.
Из материалов дела усматривается, что по заказу арендатора ООО "Леспроект ЦНИИЛХИ" (г. Нижний Новгород) подготовило проект освоения лесов, который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение N 50, утвержденное приказом Министерства от 01.11.2011 N 184.
Согласно дополнительному трехстороннему соглашению от 02.02.2015 к договору аренды стороны внести изменение в преамбулу договора аренды лесного участка, заменив арендодателя на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды ООО "Сердобский лес" в 2017-2018 г.г. представило:
* лесную декларацию от 07.12.2017 г. N 8 о заготовке древесины в период с 18.12.2017 по 15.07.2018,
* лесную декларацию от 19.01.2018 N 2 о заготовке древесины в период с 30.01.2018 по 31.12.2018,
* лесную декларацию от 04.07.2018 г. N 3 о заготовке древесины в период с 15.07.2018 по 31.12.2018,
* лесную декларацию от 27.09.2018 г. N 4 о заготовке древесины в период с 02.10.2018 по 31.12.2018,
* лесную декларацию от 08.10.2018 г. N 5 о заготовке древесины в период с 19.10.2018 по 31.12.2018.
В целях проверки лесосечных работ по договору аренды и представленным лесным декларациям ГКУ ПО "Сердобское лесничество" 17.04.2019 направило в ООО "Сердобский лес" письмо о начале проведения с 17.04.2019 освидетельствования мест рубок по Софьинскому участку Сердобского-Софьинского участкового лесничества и предложило направить для осмотра представителя с доверенностью для участия в проведении осмотра.
Из материалов дела усматривается, что ГКУ ПО "Сердобское лесничество" произвело осмотры мест рубок в делянках в присутствии представителя ООО "Сердобский лес" -Трухачева А.С., действующего на основании доверенности N 3 от 17.04.2019.
В результате осуществления контроля исполнения договорных обязательств ГКУ ПО "Сердобское лесничество" установило следующее:
1. В квартале 64 выделе 14 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка проведена на площади 1,0 га при декларируемой площади рубки 1,3 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 162,0 кубических метров сосны, т.е. рубка проведена с превышением объема (сумма ущерба составляет 2540079 рублей);
2. В квартале 88 выделе 36 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года проведена заготовка на площади 0,6 га при декларируемой площади рубки 0,6 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 155,0 кубических метров сосны, 6,0 кубических метров липы, 1,0 кубический метр березы и 1,0 кубический метр дуба, т.е. рубка проведена с нарушением породного состава (сумма ущерба составляет 2537102 рубля);
3. В квартале 89 выделе 23 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка проведена на площади 0,3 га при декларируемой площади рубки 0,6 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 53,0 кубических метров сосны и 1,0 кубический метр дуба, т.е. рубка проведена с нарушением породного состава (сумма ущерба составляет 901635 рублей);
4. В квартале 89 выделе 17, выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка проведена на площади 1,0 га при декларируемой площади рубки 1,6 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 81,0 кубических метров сосны, 9,0 кубических метров дуба и 2,0 кубических метра березы, т.е. рубка проведена с превышением объёма и с нарушением породного состава (сумма ущерба составляет 1921398 рублей);
5. В квартале 49 выделе 19 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы
N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка древесины проведена на площади 1,1 га при декларируемой площади рубки 1,1 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 29,0 кубических метров сосны и 1,0 кубический метр липы, т.е. рубка проведена с превышением объёма (сумма ущерба составляет 918836 рублей).
6. В квартале 65 выделе 5 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года проведена на площади 1,5 га при декларируемой площади рубки 2,5 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 533,0 кубических метров сосны, т.е. рубка проведена с превышением объёма, а также незаконно срублено 9,0 кубических метров дуба и 9,0 кубических метров липы, которые не были включены в лесную декларацию (сумма ущерба составляет 9035179 рублей);
7. В квартале 66 выделе 21 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года проведена на площади 2,0 га при декларируемой площади рубки 2,0 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 311,0 кубических метров сосны, т.е. рубка проведена с превышением объёма, а также незаконно срублено 11,0 кубических метров липы, 11,0 кубических метров березы и 1,0 кубический метр дуба, которые не были включены в лесную декларацию (сумма ущерба составляет 5085491 рубль).
8. В квартале 94 выделе 19 была выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка проведена на площади 0,4 га при декларируемой площади рубки 0,4 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 81,0 кубический метр сосны, т.е. рубка проведена с превышением объёма (сумма ущерба составляет 2540079 рублей).
9. В квартале 34 выделе 3 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года проведена на площади 0,4 га при декларируемой плошали рубки 0,4 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 33,0 куб. м. сосны, т.е. рубка проведена с превышением объема (сумма ущерба составляет 1034847 рублей).
10. В квартале 136 выделе 1 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка проведена на площади 1,0 га при декларируемой площади рубки 1,0 га. При проведении расчета незаконно заготовленной древесины установлено, что незаконно срублено 21,0 кубический метр дуба, т.е. рубка проведена с превышением объема (сумма ущерба составляет 2966103 рубля).
11. В квартале 60 выделе 6 выявлена незаконная рубка лесных насаждений, а именно: по данным отчета использования лесов формы N 1-ИЛ за январь-декабрь 2018 года заготовка проведена на площади 3,9 га при декларируемой площади рубки 3,9 га. При проведении расчета установлено, что незаконно срублено 76,0 куб. м. сосны, т.е. рубка проведена с превышением объёма (сумма ущерба составляет 2383284 рубля).
Установлено, что по результатам указанных осмотров составлены акты осмотра лесосек от 17.04.2019, 24.04.2019, 15.05.2019, 17.05.2019, 22.05.2019 с зафиксированными в них расхождениями между фактическими объемами заготовки леса и объемами, указанными в лесных декларациях и отчете об использовании лесов формы 1-ИЛ от 29.12.2018 в большую сторону, а также выявлены нарушения по породному составу древесины.
Общая сумма причиненного ущерба лесному фонду согласно указанным актам составила 31 864 033 руб.
В связи с неудовлетворением ответчиком претензионных требований Минлесхоза Пензенской области о возмещении указанного ущерба, истец обратился в суд.
Одним из принципов использования лесов является их использование способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации видом использования лесов является заготовка древесины.
В силу части 3 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, осуществляемую на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных и защитных лесах.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По делам о возмещении вреда подлежит установлению факт причинения вреда, вина причинителя вреда и причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и причиненным вредом.
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки" при заготовке древесины и осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, лесосечные работы выполняются на основании лесной декларации в соответствии с проектом освоения лесов.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснено, что незаконной, в том числе является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки; при этом, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка также считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением.
Анализ вышеуказанных норм свидетельствует о том, что незаконной считается рубка лесных насаждений арендатором лесного участка, в том числе, вырубка деревьев, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов (т.е. не на отведенном участке, не в том количестве и/или не тех пород деревьев, какие указаны в документе) или произведена с нарушением сроков; вырубка деревьев в порядке заготовки древесины в объеме, превышающем объем, заявленный в лесной декларации; вырубка деревьев в порядке заготовки древесины с нарушением породного состава на арендуемом лесном участке.
Истцом в материалы дела были представлены акты осмотра лесосек от 17.04.2019, 24.04.2019, 15.05.2019 и от 22.05.2019, отражающие расхождения между фактически произведенными ответчиком объемами вырубки леса и объемами, указанными в представленных ответчиком лесных декларациях, отчете использования лесов формы N 1-ИЛ от 29.12.2019.
Указанные акты подписаны руководителем ответчика без замечаний.
Кроме того, как следует из материалов дела, в осмотре лесосек принимал участие представитель ООО "Сердобский лес" -Трухачев А.С., действующий по доверенности N 3 от 17.04.2019.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно принял данные акты осмотра в качестве относимых и допустимых доказательств по делу.
Ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих содержащиеся в актах осмотра сведения, суду не представлены.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по возмещению причиненного ущерба лесному фонду вследствие незаконной вырубки лесных насаждений на ответчика.
Методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730.
Указанная Методика направлена на определение размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб.
Из приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2018 года N 1730 следует, что при исчислении ущерба, причиненного повреждением до прекращения роста деревьев хвойных и лиственных пород используется 50-кратная стоимость древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Таксы представляют из себя повышающие коэффициенты, которые применяются к ставкам платы за единицу объема древесины для целей расчета размера ущерба.
Согласно пункту 5 Методики в случае, если в соответствии с таксами размер ущерба исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, применяются ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в отношении вывозки древесины на расстояние до 10 км. Ставки платы за единицу объема древесины установлены Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Проверив расчет истца об определении размера убытков и, установив, что он произведен в соответствии с вышеприведенной Методикой, контррасчет убытков со стороны ответчика не представлен, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в счет возмещения причиненных убытков 31 864 033 руб.
Доводы ответчика о том, что на момент проведения осмотра лесосеки договор аренды используемого им земельного участка прекратил свое действие, арендованный участок был возвращен арендодателю 09.01.2019, в связи с чем, арендатор не может нести ответственность за вырубку леса, не могут быть приняты во внимание, поскольку освидетельствование мест рубок леса производилось именно в целях проверки соблюдения арендатором условий договора аренды лесного участка на основании представленных им лесных деклараций, в связи с чем, истечение срока аренды не препятствовало арендодателю в проведении указанных мероприятий.
При этом, для участия в осмотре лесосек ответчиком был направлен представитель - Трухачев А.С., присутствие которого в осмотре участка ответчиком не оспаривалось.
Подлежат также отклонению доводы заявителя о том, что уполномоченным органом допущено нарушение порядка проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку проверочные мероприятия осуществлялись в соответствии с Порядком осмотра лесосеки, утвержденным Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367.
Согласно пункту 3 Приложения 4 к Приказу Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (Порядок осмотра лесосеки) осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Возражений против начала осмотра лесосек с 17.04.2019 от ответчика не поступило.
Несостоятельной является и ссылка заявителя на отсутствие в деле акта о лесонарушении, оформленного в соответствии с требованиями КоАП РФ, поскольку возмещение убытков регулируется гражданским законодательством, факт причинения убытков был доказан стороной истца.
Вместе с тем, ответчиком доказательств вырубки лесных насаждений в меньшем объеме, с соблюдением предусмотренного условиями аренды и лесной декларацией породного состава, равно как доказательств несоответствия произведенных истцом замеров объема срубленной древесины фактически произведенному ответчиком объему заготовки древесины, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика о том, что рубка леса производилась в границах отвода лесного участка, так как рубка леса должна осуществляться на основании лесной декларации. Иное толкование означало бы возможность для лесопользователя производить вырубку леса произвольно, без учета представленной лесной декларации, что не соответствует принципу охраны лесного фонда Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 17.09.2020 г. по делу N А49-1153/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сердобский лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Митина |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1153/2020
Истец: Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
Ответчик: ООО "Сердобский лес"
Третье лицо: ГКУ Пензенской области "Сердобское лесничество", Государственное казенное учреждение Пензенской области "Сердобское лесничество"