г. Москва |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А41-6058/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ОАО "Аграрная группа "Рост": Генис А.В., представитель по доверенности от12.12.2017;
от Администрации городского округа Домодедово Московской области: Лысенкова Ю.В., представитель по доверенности от 12.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2020 года по делу N А41-6058/20, принятое по исковому заявлению ОАО "Аграрная группа "Рост" к Администрации городского округа Домодедово Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Аграрная группа "Рост" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Домодедово Московской области с требованиями:
- признать недействительными и отменить результаты внеплановой выездной проверки, проведенной администрацией, изложенные в акте проверки от 05.11.2019 N 9-3к;
- признать незаконным и отменить предписание администрации от 05.11.2019 N 9- 3К/6 об устранении допущенных правонарушений.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.06.2020 года по делу N А41-6058/20 требования ОАО "Аграрная группа "Рост" удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, Администрация городского округа Домодедово Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции в указанной части вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Домодедово Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
Представитель ОАО "Аграрная группа "Рост" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части, так как соответствующих возражений сторонами не заявлено.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с целью контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, соблюдением требований законодательства в сфере земельного контроля (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования) несоблюдение которых создают угрозу причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, на основании распоряжения от 11.10.2019 N 12-3/214 администрацией проведена проверка по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений обязательных требований законодательства в области обеспечения плодородия почв, земельных отношений и принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений на земельных участках с кадастровыми номерами 50:28:0050104:30, 50:28:0050208:11, 50:28:0050208:274, 50:28:0050208:284, 50:28:0050208:276, 50:28:0050208:280, 50:28:0050208:281, 50:28:0050208:275, 50:28:0050208:279, 50:28:0050208:289, 50:28:0050208:291, 50:28:0050208:282, 50:28:0050208:287, 50:28:0050208:283, 50:28:0050208:285, 50:28:0050208:286, 50:28:0050208:288, 50:28:0050208:290, по результатам которой составлен акт проверки от 05.11.2019 (с приложенным фотоматериалом), в котором проверяющими зафиксированы нарушения земельного законодательства (ст. 42 ЗК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ).
В акте проверки от 05.11.2019 установлено, что:
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050104:30 площадью 1634000 кв.м., категория - "земли населенных пактов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", участок в целях сельхозпроизводства не используется. На земельном участке имеется большое количество строительного мусора, проводится вертикальная планировка участка. На земельный участок завозится грунт. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:11 площадью 287300 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", участок в целях сельхозпроизводства не используется. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной растительностью. На земельном участке расположены здания и сооружения, которые не используются в сельскохозяйственных целях. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:275 площадью 1102 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", участок в целях сельхозпроизводства не используется. На земельном участке расположено здание из кирпича, которое в сельскохозяйственных целях не используется. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:276 площадью 22670 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", участок в целях сельхозпроизводства не используется. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы проводятся. На земельном участке находится строительный мусор. Участок зарастает сорными растениями. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:291 площадью 9891 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", участок в целях сельхозпроизводства не используется. На земельном участке находится автомойка машин, деятельность осуществляется на платной основе. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:285 площадью 19465 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Территория земельного участка занята различным автомобильным транспортом, территория используется под парковку, а также для осуществления вида деятельности по обслуживанию (ремонту) техники, деятельность осуществляется на платной основе. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:286 площадью 19465 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Территория земельного участка занята различным автомобильным транспортом, используется под стоянку автотранспорта. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:283 площадью 8200 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Территория земельного участка занята различным автомобильным транспортом, строительным мусором, автозапчастями, деятельность осуществляется на платной основе. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:282 площадью 8200 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид| использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ" в целях сельхозпроизводства не используется. Территория земельного участка занята различным автомобильным и строительным мусором, автозапчастями, автопокрышками. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:287 площадью 10459 кв.м., категория - "земли населенных пактов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. На территории земельного участка находится шиномонтаж для автомобильного транспорта, деятельность осуществляется на платной основе. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:288 площадью 13020 кв.м, категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:289 площадью 14971 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:279 площадью 14971 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:274 площадью 53555 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:280 площадью 85337 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:284 площадью 31017 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью земельном участке находилось сооружение в виде навозохранилища. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:290 площадью 24737 кв.м категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке имеется большое количество мусора. Межевые знаки по границе участка не установлены;
-на земельном участке с кадастровым номером 50:28:0050208:281 площадью 29696 кв.м., категория - "земли населенных пунктов", разрешенный вид использования - "для сельскохозяйственного производства", принадлежащем на праве собственности ОАО "Аграрная Группа "РОСТ", в целях сельхозпроизводства не используется. Земельный участок зарастает сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельного участка не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. На земельном участке находится водоем площадью 4011 кв.м. Межевые знаки по границе участка не установлены.
В связи с выявленными нарушениями Администрация выдала ОАО "Аграрная Группа "РОСТ" предписание от 05.11.2019 N 9-3К/6 об устранении допущенных правонарушений.
ОАО "Аграрная группа "Рост", полагая, что указанное предписание нарушает его права и интересы, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение в обжалуемой части, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительными и отмены результатов внеплановой выездной проверки, проведенной Администрацией городского округа Домодедово Московской области, изложенные в акте проверки от 05.11.2019 N 9-3к, в части невыполнения ОАО "Аграрная группа "Рост" требований пункта 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и признания недействительным предписания Администрации городского округа Домодедово Московской области от 05.11.2019 N 9-3К/6 об устранении допущенных правонарушений в части невыполнения ОАО "Аграрная группа "Рост" требований пункта 3 части 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В силу ст. 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пункт 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ устанавливает, что проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Исходя из содержания Закона N 294-ФЗ следует, что проверки в рамках осуществления муниципального контроля могут быть плановыми и внеплановыми.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
При этом основанием для проведения внеплановой проверки являются (часть 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ):
-истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
-поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
При этом, порядок согласования органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 утвержден Порядок согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 указанного Порядка согласованию в органах прокуратуры подлежит внеплановая выездная проверки в случаях, если проверка проводится в целях проверки следующих фактов: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В данном случае, как следует из материалов дела внеплановая проверка проведена администрацией на основании пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ на основании мотивированного представления заместителя Главы Администрации городского округа Домодедово Хрусталева Е.М. от 11.10.2019 N 2-20/2245 по результатам плановых (рейдовых) осмотров, проведенных в соответствии с Заданием на проведение плановых (рейдовых) осмотром земельным участков от 02.09.2019 N 1, о выявленных фактах нарушения земельного законодательства, способствующих возникновению угрозы причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного характера на земельных участках с кадастровыми номерами 50:28:0050104:30, 50:28:0050208:11, 50:28:0050208:274, 50:28:0050208:284, 50:28:0050208:276, 50:28:0050208:280, 50:28:0050208:281, 50:28:0050208:275, 50:28:0050208:279, 50:28:0050208:289, 50:28:0050208:291, 50:28:0050208:282, 50:28:0050208:287, 50:28:0050208:283, 50:28:0050208:285, 50:28:0050208:286, 50:28:0050208:288, 50:28:0050208:290.
Рассмотрев заявление администрации от 11.10.2019 о проведении внеплановой проверки в отношении ООО "Аграрная группа "Рост", Домодедовской городской прокуратурой принято решение от 11.10.2019 N 15-35в-2019 о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
Частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. К акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3).
Согласно части 4 названной статьи акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения.
Согласно части 1 статья 20 Закона N 294 результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом N 294 требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
-пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 Закона N 294 (пункт 2 части 2 Статьи 20 Закона N 294);
-частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) (пункт 4 части 2 Статьи 20 Закона N 294);
-пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 Закона N 294 (пункт 5 части 2 Статьи 20 Закона N 294);
-частью 4 статьи 16 Закона N 294 (в части непредставления акта проверки) (пункт 6 части 2 Статьи 20 Закона N 294);
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу подпункта и) пункта 4.2 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 26.05.2016 N 400/17, органы местного самоуправления наделены полномочиями выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что проведение выездной внеплановой проверки согласовано администрацией с прокуратурой, при этом решение о согласовании внеплановой проверки (в том числе, и в связи с отсутствием оснований для ее проведения) заявителем не оспорено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции относительно соблюдения администрацией требований к организации и проведению проверки в отношении ООО "Аграрная группа "Рост". Нарушения требований к организации и проведению проверки, которые могли бы повлечь признание результатов проверки, изложенных в акте проверки от 05.11.2019 N 9-3к, недействительными и отмене отсутствуют.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона об обороте земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования.
При этом земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, также указывает, что сельскохозяйственное использование как вид разрешенного использования земельного участка предполагает ведение сельского хозяйства - растениеводство, животноводство, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, размещение питомников, обеспечение сельскохозяйственного производства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, принадлежащие заявителю земельные участки используются не в соответствии с видом их разрешенного пользования - для сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственная деятельность не осуществляется. Земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0050104:30, 50:28:0050208:11, 50:28:0050208:276, 50:28:0050208:275, 50:28:0050208:291, 50:28:0050208:282, 50:28:0050208:287, 50:28:0050208:283, 50:28:0050208:285, 50:28:0050208:286 используются обществом для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, земельные участки с кадастровыми номерами 50:28:0050208:288, 50:28:0050208:290, 50:28:0050208:289, 50:28:0050208:279, 50:28:0050208:274, 50:28:0050208:280, 50:28:0050208:284, 50:28:0050208:281 не используются.
При этом изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков в соответствии с фактическим использованием заявитель не произведено, данное обстоятельство также подтверждено представителем заявителя в судебном заседании 15.06.2020.
В оспариваемом предписании администрацией указывается на допущенные заявителем нарушения норм земельного законодательства (земельные участки в целях сельхозпроизводства не используются. Земельные участки зарастают сорными травами. Работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы не проводятся. Собственником земельных участков не проводятся обязательные мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Межевые знаки по границам участков не установлены), предписывается устранить указанные нарушения в установленный в предписании срок.
При этом, решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания и устранения поименованных в предписании нарушений относится к компетенции заявителя, который не ограничен в выборе законного способа устранения нарушений. Предоставление нарушителю права выбора способа устранения допущенных нарушений не противоречит действующему законодательству.
По результатам проверки заявителю также вменяется нарушение пункта 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Между тем, в соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН на земельные участки не следует, что отметки о том, что спорные участки, имеющие вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, являются пашнями, сенокосами, пастбищами, залежами, землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Кроме того, материалами дела подтверждается, что земельные участки отнесены к категории земель - земли населенных пунктов. Доказательств отнесения спорных участков к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, равно как и перевод таких участков в иные категории земель, в материалах дела не имеется, суду такие доказательств также не представлены.
Таким образом администрация не доказала нарушение заявителем требований пункта 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем результаты внеплановой выездной проверки, проведенной администрацией, изложенные в акте проверки от 05.11.2019 N 9-3 и предписание администрации от 05.11.2019 N 9-3К/6 в этой части правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Доводы Администрации Домодедово Московской области о том, что ОАО "АГ "РОСТ" не внесла в ЕГРН сведения об изменении разрешенного вида использования основаны на неверном применении и толковании норм материального права.
Согласно положению Конституционного суда, изложенной в его Постановлении от 16.10.2020 N 42-П собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс РФ, ни Градостроительный кодекс РФ непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в ЕГРН, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей.
Полномочные представители палат Федерального Собрания настаивают на том, что виды разрешенного использования земельного участка должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов, а не на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости. Придание действующему законодательству обратного смысла не только противоречило бы требованиям целевого использования земельных участков, но и по существу означало бы возложение на их собственников (правообладателей) обязанностей, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 16.10.2020 N 42-П).
Ввиду вышеизложенного у ОАО "АГ "РОСТ" отсутствует обязанность вносить изменения в ЕГРН, касающиеся разрешенного вида использования. Следовательно, общество не обязано использовать спорные земельные участки только по разрешенному виду использования, содержащемуся в ЕГРН. Это бы ограничивало конституционное право собственника земельного участка свободно использовать и распоряжаться своим имуществом.
Указание в ЕГРН, что вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства не означает, что спорные земельные участки являются угодьями.
Администрацией Домодедово в Предписание и в Акте проверки незаконно вменяется ОАО "АГ "РОСТ" обязанность проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий на основании п. 3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 77 ЗК РФ угодья входят только в состав земель сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта (п. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Спорные земельные участки находятся в пределах границ населенного пункта, входящих в состав городского округа Домодедово Московской области. Границы населенного пункта утверждены решением Совета Депутатов г.о. Домодедово Московской области от 03.06.2019 N 1-4/962.В соответствии со сведениями содержащиеся в ЕГРН спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН, имеющиеся в материалах дела.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Ссылка Администрации на Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" является необоснованной, поскольку указанный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель только сельскохозяйственного назначения
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.06.2020 года по делу N А41-6058/20 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6058/2020
Истец: ОАО "АГРАРНАЯ ГРУППА "РОСТ"
Ответчик: Администрация городского окуруга Домодедово Московскоой области
Третье лицо: Администрация городского окуруга Домодедово Московскоой области