г. Москва |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А40-270644/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.07.2020 г. по делу N А40-270644/19,
по заявлению индивидуального предпринимателя Жигаревой Н.А.
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по доверенности от 30.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Жигарева Наталья Анатольевна (далее - Заявитель, ИП Жигарева Н.А., Предприниматель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по г. Москве, Управление) о признании незаконным Управления Росреестра по г. Москве от 21.08.2019 г. N 77/19-104720 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности, об обязании Управления Росреестра по г. Москве осуществить регистрацию права собственности Заявителя на земельные участок, образованный в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:019312:24 и 77:18:0190312:6 на основании заявлений от 30.04.2019 г. (N 77-0-1-71/71/3070/2019-180, 77/007/231/2019-256, 77/007/231/2019-257, 77/007/231/2019-258), от 28.07.2019 г. (N 77-0- 1-54/301-2019-3842) и представленных документов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2020 г. заявление ИП Жигаревой Н.А. удовлетворено.
Управление Росреестра по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по г. Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 30.04.2019 г. Заявителем через МФЦ в адрес ответчика было поданы заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, образованный в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 77:18:0190312:24 и 77:18:0190312:6 (N 77-0-1 -71 /71 /3070/2019-180, 77/007/231/2019-256, 257, 258).
Одновременно с заявлением в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) были приложены следующие документы: межевой план, согласие арендатора на объедение земельных участков, доверенность на представителя, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
21.05.2019 г. Управлением Росреестра по г. Москве было принято Решение о приостановлении действий по государственному кадастровому учету до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем до 21.08.2019 г.
Основанием приостановления действий по государственному кадастровому учету, согласно полученному уведомлению от 21.05.2019 г. за N 77/19-58027, являлось следующее: "По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, установлено следующее. Из содержания пункта 35 Требований следует, что при подготовке межевого плана в связи с образованием земельного участка в реквизите "4" раздела "Исходные данные", строке "7" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указывает при наличии на исходном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно кадастровые номера таких зданий, сооружений, объектов незавершенною строительства, иных объектов, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Также образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам. Кроме того, не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон.
В рамках соблюдения пункта 35 Требований в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости достоверных сведений, а также соблюдения положений статьи 11.9, статьи 42 ЗК РФ, а также градостроительных норм и правил государственным регистратором направлены запросы в адрес Комитета государственного строительного надзора г. Москвы, Администрации поселения Марушкинское, Департамента развития новых территорий, Префектуры Троицкою и Новомосковского административных округов города Москвы, а также Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
В соответствии с пунктом 78 Требований на Чертеже отображается местоположение существующих, новых и прекращающих существование характерных точек границ, а также частей границ земельных участков, частей земельных участков, а также обозначения земельных участков, частей земельных участков и характерных точек границ.
Однако указанное требование при подготовке данного раздела межевого плана не выполнено.
В целях устранения причин приостановления необходимо представить исправленный межевой план в орган регистрации прав до окончания срока приостановления кадастрового учета.".
Как указывает Заявитель, во время приема от государственного регистратора получены разъяснения, согласно которым для устранения причин приостановления необходимо получить ответы на запросы, направленные в рамках информационного взаимодействия, и откорректировать межевой план в соответствии с пунктом 78 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 г. N 921.
С учетом предъявленных к межевому плану замечаний, кадастровым инженером ООО "ЦГиКУ" межевой план был исправлен, а именно: обозначены характерные точки границ земельных участков, прекращающих свое существование - 1-11, 1-10; обозначены вновь образованные характерные точки границы образуемого земельного участка - 1н-24н.
28.06.2019 г. представителем Заявителя в Межмуниципальный отдел регистрации недвижимости по Новомоковскому и Троицкому административным округам города Москвы было подано заявление о предоставлении дополнительных документов N 77-0- 1-54/301-2019-3842 с приложением межевого плана, оптического компакт-диска.
21.08.2019 г. Управлением Росреестра по г. Москве принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности N 77/19-104720 в отношении вышеуказанного объекта недвижимости в связи с не устранением замечаний, препятствующих осуществлению кадастрового учета, указанных в уведомлении от 21.05.2019 г. исх. N 77/19-104720.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Закона о государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу требований пунктов 2, 3 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные Законом о недвижимости и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
При этом согласно пунктом 5 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 данного Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с указанным Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Изучив оспариваемое решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности во взаимосвязи с материалами регистрационного дела, суд первой инстанции правильно указал следующее.
Как следует из уведомления Управления от 21.05.2019 г. за N 77/19-58027 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, в целях устранения причин приостановления регистрационных действий ИП Жигаревой Н.А. необходимо было представить исправленный межевой план в орган регистрации прав до окончания срока приостановления кадастрового учета.
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, указанный межевой план, выполненный с соблюдением требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2019 г. N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке", был представлен в Управление 28.06.2019 г.
Документов и сведений, указывающих на то, что указанный план был составлен с нарушениями, Заинтересованным лицом не представлено.
При этом, именно факт не устранения ранее указанных в уведомлении о приостановлении замечаний (исх. N 77/19-58027 от 21.05.2019 г.) явилось основанием для принятия Управлением Росреестра по г. Москве решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности.
Учитывая изложенное, оценив в совокупности представленные в дело доказательства, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ИП Жигаревой Н.А. в Управление Росреестра по г. Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления действий по государственной регистрации кадастрового учета указанного объекта.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявления ИП Жигаревой Н.А.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2020 по делу N А40-270644/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-270644/2019
Истец: Жигарева Наталья Анатольевна
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЦГиКУ"
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4093/2021
24.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48799/20
13.07.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-270644/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-270644/19