город Омск |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А46-9238/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Бодунковой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11646/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, (регистрационный номер 08АП-11645/2020) индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметова Абая Сулейменовича на решение Арбитражного суда Омской области от 04.09.2020 по делу N А46-9238/2020 (судья Третинник М.А.), принятое по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658, 644043, Омская область, г. Омск, ул. Красный Путь, 3) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметову Абаю Сулейменовичу (ИНН 551800460029, ОГРН 318554300008081) о взыскании 3 000 000 руб.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметова Абая Сулейменовича - лично Ахметов Абай Сулейменович, Пересада Ирина Владимировна по доверенности от 25.09.2020,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич по доверенности от 22.04.2020 N ИСХ-20/МСХ-2687,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее -Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметова Абая Сулейменовича (далее - ИП Ахметов А.С., предприниматель, ответчик) денежных средств в размере 3 000 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства.
Решением от 04.09.2020 Арбитражного суда Омской области исковые требования удовлетворены частично, с ИП Ахметова А.С. в пользу Министерства взыскано 600 000 руб. денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения. С ИП Ахметова А.С. в доход федерального бюджета взыскано 7 600 руб. государственной пошлины.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение, принять по делу новый судебный акт о взыскании в пользу министерства 3 000 000 руб. денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на следующие доводы: ответчиком нарушено условие, предусмотренное подпунктами 4, 6 пункта 17 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, установленного Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п "Об утверждении государственной программы Омской Области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", а именно приобретен погрузчик экскаватор ТО-49, не предусмотренный планом расходов бизнес-плана проекта "Производство и реализация молочно-мясной продукции", приобретение которого не предусмотрено конкурсной комиссией, а также не предоставлены подтверждающие документы на оплату погрузчика экскаватора ТО-49; судом первой инстанции при разрешении спора допущено неправильное применение норм материального права, что, как следствие, привело к принятию необоснованного решения о взыскании лишь части гранта.
Апелляционная жалоба подана также ИП Ахметовым А.С.
В обоснование своей апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что погрузчик экскаватор ТО-49 приобретен ИП Ахметовым А.С. за собственные средства на основании договора б/н от 12.06.2019, иное имущество приобретено ИП Ахметовым А.С. в соответствии с утверждённым планом расходов и в пределах предоставленного гранта.
ИП Ахметовым А.С. к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия договора от 23.10.2018 N 577, универсальный передаточный акт (далее - УПД) от 23.10.2018 N УТБАК140985, платежное поручение от 25.10.2018 N 3, копия договора от 09.07.2018 N 126, платежное поручение от 12.07.2018 N 1; копия договора б/н от 12.10.2018, платежное поручение от 16.10.2018 N 2, копия договора от 30.11.2018 N 4, платежное поручение от 05.12.2018 N 4, копия договора от 20.06.2019 N 5, платежное поручение от 05.12.2018 N 4.
В судебном заседании 19.11.2020 ИП Ахметов А.С. поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, выразил несогласие с доводами жалобы истца, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, поддержал ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе.
Представитель Министерства поддержал доводы и требования, изложенные в своей апелляционной жалобе, выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы ответчика, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, не возражал против удовлетворения ходатайства ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Рассмотрев ходатайство ИП Ахметова А.С. о приобщении к материалам дела дополнительных документов апелляционный суд исходит из следующего.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 12 от 30.06.2020 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; наличие в материалах дела протокола, аудиозаписи судебного заседания, оспариваемых лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в них сведений о ходатайствах или об иных заявлениях, касающихся оценки доказательств.
Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия арбитражным судом апелляционной инстанции.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд считает необходимым, руководствуясь положениями статьи 268 АПК РФ и приведенными выше разъяснениями, а также учитывая позицию истца, относительно заявленного ответчиком ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов, в целях всестороннего и полного рассмотрения дела, приобщить к материалам дела дополнительные документы, приложенные к апелляционной жалобе ИП Ахметова А.С.
Повторно рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы сторон, заслушав представителей ИП Ахметова А.С., Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 1 к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
На основании заявки предпринимателя от 24 апреля 2018 года (л.д. 11-13) между Министерством и ИП Ахметовым А.С. 20 июня 2018 года заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов на создание и развитие КФХ и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам N 23-НФ (л.д. 35-40).
Средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. зачислены 29 июня 2018 года на счет ИП Ахметова А.С.
Пунктом 5.3.9 соглашения предусмотрено обязанность предпринимателя направить на достижение целей, указанных в пункте 3.4 соглашения, собственных средств в размере не менее 10 % общей суммы приобретений по плану расходов бизнес-плана.
Согласно представленному в материалы дела бизнес-плану схема финансирования определена в соотношении 10,01 % собственные средства, 89,99 % - средства гранта (л.д. 16). План расходов предлагаемого проекта предусматривал финансирование за счет средств гранта в размере 3 000 000 руб., за счет собственных средств получателя - 334 000 руб.
Согласно плану расходов бизнес-плана, пункту 3.4 соглашения (в редакции дополнительного соглашения N 1) предусмотрено приобретение:
1) КРС (коровы) - 37 голов;
2) пресс-подборщик - 1 шт.;
3) косилка роторная КРН-2,1 - 1 шт.;
4) грабли валковые - 1 шт.;
5) доильная установка "DELAVAL" - 1 шт.
В соответствии с предоставленным в Министерство отчетом о расходовании средств гранта по состоянию на 1 января 2020 года, ИП Ахметовым А.С. приобретено: 1) КРС (коровы) - 37 голов; 2) пресс-подборщик - 1 шт.; 3) косилка роторная КРН-2,1 - 1 шт.; 4) грабли валковые - 1 шт.; 5) доильная установка "DELAVAL" - 1 шт.; 6) трактор ТО-49 погрузчик экскаватор - 1 шт.
Мотивируя заявленные требования, Министерство указывает, что ответчиком приобретен трактор ТО-49 погрузчик экскаватор, приобретение которого планом расходов бизнес-плана не предусмотрено, в связи с чем ИП Ахметовым А.С. нарушено условие, предусмотренное подпунктом 4, 6 пункта 17 Порядка.
3 марта 2020 года Министерством в адрес ИП Ахметова А.С. направлено уведомление о возврате средств областного бюджета, полученных в виде гранта на развитие КФХ, поскольку денежные средства в размере 3 000 000 руб., полученные из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянско-фермерского хозяйства, ИП Ахметовым А.С. добровольно возвращены не были, Министерство обратилось в суд с первой инстанции с исковым заявлением о взыскании с ИП Ахметова А.С. денежных средств в размере 3 000 000 руб.
Решением от 04.09.2020 суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, что послужило основанием для обращения ИП Ахметова А.С. и Министерства в суд апелляционной инстанции с жалобами.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого решения исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения от 20.06.2018 на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка определяет цели предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 17 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование гранта на развитие КФХ в соответствии со статьями расходов, указанными в плане расходов бизнес-плана. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие КФХ, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством.
Пунктом 24 Порядка предусмотрено, что в случае нарушения начинающими фермерами предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 17 настоящего Порядка условий, установленных при предоставлении грантов на развитие КФХ и единовременной помощи, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате грантов на развитие КФХ и единовременной помощи в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученных грантов на развитие КФХ и единовременной помощи - уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
Исходя из позиции Министерства, ответчиком приобретен погрузчик экскаватор ТО-49, приобретение которого не предусмотрено планом расходов бизнес-плана проекта, следовательно, ИП Ахметова А.С. нарушены подпункты 4, 6 пункта 17 Порядка и последнему надлежит возвратить полную сумму выделенного гранта.
Суд апелляционной инстанции полагает данную позицию ошибочной, поскольку на стадии апелляционного производства ответчиком представлены доказательства, определенно свидетельствующие о том, что погрузчик экскаватор ТО-49, приобретен за счет собственных средств ИП Ахметова А.С. на основании договора от 12.06.2019 б/н, что, как следствие, исключает возложение на ИП Ахметова А.С. обязанности по возврату истцу суммы стоимости приобретенного экскаватор ТО-49, возложенной на ответчика на основании оспариваемого решения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае, вопреки доводам истца, отсутствуют и основания для возврата всей суммы полученного гранта, с учетом того, что ИП Ахметовым А.С. представлены доказательства (расходы средств гранта (л.д. 45), приложения к апелляционной жалобе ИП Ахметова А.С.) целевого использования денежные средств, выделенных грантом.
Как и сказано выше, пунктом 5.3.9 соглашения предусмотрено, что собственных средств должно быть потрачено не менее 10 % общей суммы приобретений по плану расходов бизнес-плана.
Конкретная пропорция софинансирования определена в бизнес-плане, согласно которому схема финансирования отражает соотношение 10,01 % собственные средства (334 000 руб.), 89,99 % - средства гранта (3 000 000 руб.).
При таких обстоятельствах, общая сумма затрат ИП Ахметовым А.С. в рамках реализации выделенных средств должна составлять 3 334 000 руб.
Вместе с тем, исходя из анализа расходов средств гранта (л.д. 45), первичной документации, приложенной ответчиком к апелляционной жалобе, усматривается, что фактически истцом произведены затраты на цели, предусмотренные условиями предоставления гранта, на сумму 3 005 144 руб. 05 коп.
При таких обстоятельствах, с учетом установленной пропорции (3 005 144 руб. 05 коп. х 89,99 %) сумма денежных средств, потраченных за счет выделенного ИП Ахметовым А.С. гранта составляет 2 704 029 руб., следовательно, ответчику надлежит возвратить остаток нереализованных средств гранта в размере 295 971 руб. (3 000 000 - 2 704 029 руб.).
На основании пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для изменения судебного акта, следовательно, решение Арбитражного суда Омской области от 04.09.2020 по делу N А46-9238/2020 надлежит изменить в части размере денежных средств, подлежащих возврату.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются судом по правилам статьи 110 АПК РФ с учетом размера удовлетворенных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 04.09.2020 по делу N А46-9238/2020 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Исковое заявление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области удовлетворить частично.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметова Абая Сулейменовича (ИНН 551800460029 ОГРН 318554300008081) в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области 295 971 руб. денежных средств, полученных в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметова Абая Сулейменовича (ИНН 551800460029 ОГРН 318554300008081) в доход федерального бюджета 3 749 руб. государственной пошлины.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в пользу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ахметова Абая Сулейменовича (ИНН 551800460029 ОГРН 318554300008081) 2 704 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9238/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ИП АХМЕТОВ АБАЙ СУЛЕЙМЕНОВИЧ