г. Владимир |
|
20 ноября 2020 г. |
Дело N А43-9080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 ноября 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" (ОГРН 1175275031744, ИНН 5251010821) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года по делу N А43-9080/2020, принятое по заявлению Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" о признании недействительным и неподлежащим исполнению предписания об устранении выявленных нарушений от 18.12.2019 года N 515-15-546/1/2019, вынесенного специалистом отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Курятниковой Татьяной Владимировной, в отношении Муниципального предприятия городского округа Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания".
при участии:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось муниципальное предприятие городского округа города Кулебаки "Кулебакская Домоуправляющая компания" (далее - заявитель, предприятие) с заявлением о признании недействительным и неподлежащим исполнению предписания об устранении выявленных нарушений от 18.12.2019 года N 515-15-546/1/2019, вынесенного специалистом отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги Государственной жилищной инспекции Нижегородской области - Курятниковой Татьяной Владимировной, в отношении муниципального предприятия городского округа Кулебаки "Кулебакская Домоуправляющая компания".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Чурбанов В.Ю.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года в удовлетворении заявленного Муниципальным предприятием городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Муниципальное предприятие городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года по делу N А43-9080/2020, принять по делу новый судебный акт.
По мнению Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания", судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы Муниципальное предприятие городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания", указывает, что собственники многоквартирного дома N 68 по ул. Воровского в г. Кулебаки при заключении договора управления с МП "Кулебакская ДУК" приняли решение о переходе на прямые договора лишь с организациями по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, услуги по обращению с ТКО собственникам продолжало выставлять МП "Кулебакская ДУК", и, впоследствии, рассчитывалось с региональным оператором. Заявитель указывает, что в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, применяемого МП "Кулебакская ДУК", услуга оплаты старшему по дому не входит, а расшифровка размера платы, якобы, предоставленная администрацией г.о.г. Кулебаки и включающая в себя ставку оплаты старшему по дому, является всего лишь предложением, которое так и не было принято органом местного самоуправления, в установленном законом порядке. Кроме того, в предписании нет никакой информации о том, кем подобная расшифровка была предоставлена административному органу. Таким образом, по мнению заявителя, учитывая отсутствие в тарифе ставки оплаты старшему по дому, оснований для проведения перерасчета, также, не имеется.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Госжилинспекция просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" без удовлетворения.
От третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Чурбанов В.Ю. просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" без удовлетворения
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя государственной жилищной инспекции от 18.12.2019 года N 515-15-546-1/2019 должностным лицом инспекции 18.12.2019 в отношении Муниципального предприятия городского округа город Кулебаки "Кулебакская домоуправляюшая компания" в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении жителей, проживающих по адресу: д. 68 по ул. Воровского, г. Кулебаки Нижегородской области (вх. N ОГ-515-59255)19 от 11.09.2019), о нарушении МП "Кулебакская ДУК" лицензионных требований, а именно: о неправомерном начислении платы за содержание жилого помещения.
В ходе проведенной проверки должностное лицо Инспекции пришло к выводу о неправомерном начислении собственникам вышеназванного МКД увеличение платы за содержание жилого помещения с 01.07.2018 произведено не правомерно. Начисление платы за содержание жилого помещения потребителям МКД за период с 01.07.2018 по 28.02.2019 произведено неправомерно, а также не произведено снижение платы за содержание жилого помещения, в связи отсутствием фактической оплаты старшему по дому.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 18.12.2019 года N 515-15-546-1/2019.
22 октября 2019 года Обществу выдано предписание N 515-15-546/1/2019 об устранении вышеназванных нарушений, в соответствии с которым на управляющую организацию возложена обязанность произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения по МКД N 68 по ул. Воровского г. Кулебаки Нижегородской области с 01.07.2018 по 28.02.2019, исходя из размера 21,34 руб./кв.м. (с учетом уменьшения платы с 01.01.2019 на размер фактических затрат, которые несла управляющая компания на вывоз ТБО и КГМ в 2018 году). А также обязало произвести снижение платы за содержание жилого помещения по МКД N 68 по ул. Воровского г.Кулебаки Нижегородской области в связи с отсутствием фактической оплаты старшему по дому с 01.03.2018 до полного устранения нарушения.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Муниципальное предприятие городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность оспариваемого предписания, поскольку отсутствуют основания для перерасчета, так как в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, применяемого МП "Кулебаксякая ДУК", оплата старшему по дому не входит. Также заявитель отмечает, что индексация на территории г.Кулебаки происходит ежегодно с 01 июня, при этом поскольку собственниками помещений МКД N 68 по ул. Воровского в г. Кулебаки общее собрание по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не проводилось, то размер платы за данную услугу в указанном доме рассчитывается по тарифу органа местного самоуправления и индексируется также согласно данного тарифа. В июле 2018 года данный тариф пересмотрен согласно постановлению администрации г.Кулебаки от 26.06.2018 N 1516.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Инспекции правовых оснований для выдачи предприятию оспариваемого предписания об устранении выявленного нарушения. Возложенная на заявителя оспариваемым предписанием обязанность по произведению перерасчета платы за содержание жилого помещения по МКД N 68 по ул. Воровского г. Кулебаки Нижегородской области с 01.07.2018 по 28.02.2019, исходя из размера 21,34 руб./кв.м. (с учетом уменьшения платы с 01.01.2019 на размер фактических затрат, которые несла управляющая компания на вывоз ТБО и КГМ в 2018 году), а также произвести снижение платы за содержание жилого помещения по МКД N 68 по ул. Воровского г.Кулебаки Нижегородской области в связи с отсутствием фактической оплаты старшему по дому с 01.03.2018 до полного устранения нарушения, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885, Госжилинспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, включая предупреждение, выявление и пресечение нарушений лицензионных требований при осуществлении лицензионного контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Порядок организации и проведения внеплановой проверки регламентирован статьей 10 Федерального закона N 294-ФЗ, которой установлено, что предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 4.2.3 Положения N 885).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2013 года N 885 (далее -Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3.16(3) Положения о государственной жилищной инспекции Нижегородской области установлено, что инспекция осуществляет в рамках компетенции лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В рассматриваемом случае проверка проведена Инспекцией на основании поступившего обращения жителей многоквартирного дома N 68 по ул. Воровского г.Кулебаки о нарушении обществом лицензионных требований, а именно: о неправомерном начислении платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Инспекции не допущено.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст.156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Во исполнение требований части 3 статьи 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (аналогичная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2015 г. N АКПИ15-589).
При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (пункт 31 Правил N 491).
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами N 491 (пункт 6).
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилою помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Сбор и вывоз твердых (в том числе крупногабаритных) бытовых отходов (далее - ТБО), образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 были определены составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, и соответствующие платежи входили в состав платы за содержание жилого помещения, рассчитываемой исходя из площади занимаемого помещения (в Нижегородской области до 1 января 2019 г.).
Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается региональным оператором, выбранным в результате конкурсного отбора, предусмотренного частью 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии со статьей 9 Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор по обращению с ТКО. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
На территории Нижегородской области региональный оператор по обращению с ТКО начал оказывать услуги с 01.01.2019.
В силу части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Таким образом, с 01.01.2019 плата за услугу по вывозу и захоронению ТБО и КГМ исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги - обращение с ТКО.
Следовательно, плата за содержание жилого помещения должна фактически уменьшиться на плату за обращением с ТКО начиная с месяца, в котором услугу по обращению с ТКО начинает оказывать региональный оператор (применительно к Нижегородской области с 01.01.2019).
Как следует из материалов дела, 18 декабря 2017 г. между собственниками помещений многоквартирного дома N 68 по улице Воровского г.Кулебаки Нижегородской области и МП "Кулебакская ДУК" на основании решения общего собрания собственников помещений заключен договор управления.
Во исполнение и с соблюдением положений действующего законодательства, собственниками установлен размер платы за содержание жилого помещения в сумме 21,34 руб./кв.м. (пункт 3.2 договора управления).
Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на 1 год (до 18 декабря 2018 г.) и по истечении этого срока подлежит индексации в порядке, установленном пунктом 3.3 договора управления.
Согласно указанному пункту договора управления индексация осуществляется ежегодно в течение всего срока действия договора управления
Следовательно, учитывая вышеприведенные нормы права, в период с 01 января 2019 года по 28.02.2019 года размер платы за содержание жилого помещения должен был быть уменьшен в связи с исключением услуги по обращению с ТКО из состава услуг по содержанию жилого помещения.
Действительно, действующим законодательством прямо не урегулирован порядок уменьшения размера платы за содержание жилого помещения в связи с исключением услуги по обращению с ТКО из состава услуг по содержанию жилого помещения.
Вместе с тем, в части 2 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Таким образом, исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства, если размер платы за содержание жилого помещения определен общим собранием собственников помещений МКД, из которого представляется возможным определить в ее составе размер расходов на услуги ТКО, соответствующий тариф может быть уменьшен на такой размер расходов на оплату услуг ТКО.
Если решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения не содержит информации о размере в ее составе расходов на услуги ТКО, расчет размера ее уменьшения может быть осуществлен управляющей компанией на основе фактических данных о расходах лица, управляющего многоквартирным домом, на услуги ТКО по каждому многоквартирному дому в 2018 году.
Из представленных в материалы дела документов следует, что с 1 июля 2018 г. предприятием, в нарушение норм жилищного законодательства, размер платы за содержание жилого помещения изменен в одностороннем порядке (с 21,34 руб./кв.м. до 22,19 руб./кв.м.).
Кроме того, с 1 января 2019 г. размер платы за содержание жилого помещения не снижен на размер фактических затрат, которые несла управляющая организация на вывоз твердых бытовых отходов в 2018 г.
На территории Нижегородской области региональный оператор по обращению с ТКО начал оказывать услуги с 1 января 2019 г.
Следовательно, с 1 января 2019 г. плата за вывоз и захоронение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора исключена из состава платы за содержание жилого помещения и включена в состав платы за коммунальные услуги -обращение с ТКО.
Также в ходе проверки Инспекцией установлено, что в размер платы за содержание жилого помещения, установленный собственниками включает в себя услугу "оплата старшему по дому" и составляет 0,4 руб./кв.м. При этом действующее законодательство понятие "старший по дому" не содержит. Председатель совета многоквартирного дома в данном доме не выбран.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами N 491 (пункт 6).
Размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по формуле.
Кроме того, в нарушение требований статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих, что расходы на вывоз указанных отходов несла непосредственно управляющая организация за счет собственных средств, а не жители МКД в составе платы за содержание жилого помещения.
В связи с чем, Инспекция правомерно обязала общество оспариваемым предписанием произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения по МКД N 68 по ул. Воровского г. Кулебаки Нижегородской области с 01.07.2018 по 28.02.2019, исходя из размера 21,34 руб./кв.м. (с учетом уменьшения платы с 01.01.2019 на размер фактических затрат, которые несла управляющая компания на вывоз ТБО и КГМ в 2018 году), а также произвести снижение платы за содержание жилого помещения по МКД N 68 по ул. Воровского г.Кулебаки Нижегородской области в связи с отсутствием фактической оплаты старшему по дому с 01.03.2018 до полного устранения нарушения.
Довод предприятия о невзимании с собственников жилых помещений платы по статье "оплата старшему по дому" является необоснованным и правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3.2 договора управления указанного многоквартирного дома от 18 декабря 2017 г. N 192-17 размер платы за содержание жилого помещения установлен с учетом предложений управляющей организации и составляет 21,34 руб. с 1 кв.м.
Согласно предоставленной Администрацией городского округа города Кулебаки Нижегородской области в материалы проверки Инспекции расшифровки размера платы на содержание и текущий ремонт, с 1 июля 2017 г. по 1 июля 2018 г. в стоимость указанного тарифа входила ставка "оплата старшему по дому" и составляла 0,4 руб.
Платежными документами за март, апрель и июнь 2018 г. подтверждается, что МП "Кулебакская ДУК" начисляла собственникам жилых помещений в указанном многоквартирном доме плату за содержание и ремонт жилья в размере 21,34 руб. с 1 кв.м. Следовательно, в указанный размер платы входила ставка "оплата старшему по дому".
Вместе с тем, старший по дому в вышеуказанном многоквартирном доме не избирался. Доказательств обратного в нарушение требований ст. 9, 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно не усмотрел наличие препятствий для осуществления перерасчета.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено Инспекцией при наличии законных оснований, соответствует требованиям жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" в сфере экономической деятельности.
Все доводы Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение в обжалуемой части, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
При этом излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей перечисленных по платежному поручению от 05.08.2020 N 3636 подлежит возврату Муниципальному предприятию городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15 июля 2020 года по делу N А43-9080/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального предприятия городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному предприятию городского округа города Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 05.08.2020 N 3636.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9080/2020
Истец: МП г.о.г. Кулебаки "Кулебакская ДомоУправляющая компания"
Ответчик: Главный специалист отдела контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги ГЖИ НО-государственный жилищный инспектор Нижегородской области - Курятникова Т.В., Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Чурбанов В.Ю.