город Омск |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А46-6413/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Дубок О.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11787/2020) общества с ограниченной ответственностью "Девелоп-Инвест" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6413/2020 общества с ограниченной ответственностью "Девелоп-Инвест" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6413/2020 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Девелоп-Инвест" (ИНН 7207014059, ОГРН 1147232034410) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Девелоп-Инвест" - Нечаева Дениса Романовича по доверенности от 01.08.2019;
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Хмелевского Николая Юрьевича по доверенности от 24.11.2020 N 02/10216;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Девелоп-Инвест" (далее - ООО "Девелоп-Инвест", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо), в котором просил признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство многоквартирного 10-этажного жилого дома 1 этап V очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-Енисейская - б. Архитекторов - старица р. Замарайка - ул. Дмитриева в Кировском АО г. Омска на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:110201:3928, выраженный в письме департамента от 27.03.2020 за N 09-01/2734; обязать департамент в срок до 5 рабочих дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выдать обществу разрешение на строительство многоквартирного 10-этаэного жилого дома 1 этап V очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-Енисейская - б. Архитекторов - старица р. Замарайка - ул. Дмитриева в Кировском АО г. Омска на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:110201:3928.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6413/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, возражая против вывода суда первой инстанции о том, что у общества отсутствуют технические условия на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, указал на то, что ООО "Девелоп-Инвест" были получены условия на подключение к системе теплоснабжения от 20.02.2020 N 24-22т/31, недостатки которого обусловлены действиями АО "ОмскРТС", которое инициировало незавершенную в настоящий момент процедуру установления платы за подключение (через РЭК Омской области) в целях подготовки проекта договора на подключение к сетям теплоснабжения. Срок рассмотрения заявки общества на подключение к сетям теплоснабжения со стороны АО "ОмскРТС" занял фактически восемь календарных месяцев с момента обращения - 03.10.2020 и за это время АО "ОмскРТС" не были поданы документы на установление тарифа (платы за подключение) в РЭК Омской области. В этой связи податель жалобы считает, что к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежит привлечь АО "ОмскРТС", с целью исследования вопроса, касающегося формирования и установления индивидуальной платы за подключение к сетям теплоснабжения.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Девелоп-Инвест" необоснованно допустило отклонение от градостроительного плана земельного участка и требований, установленных в проекте планировки территории, выразившееся в размещении 54 парковочных мест в южной части земельного участка,не попадающего в пятно проектируемой застройки, податель жалобы указал на то, что в примечаниях к схеме планировочной организации земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, и являющейся неотъемлемой частью раздела "Схема планировочной организации земельного участка" (Шифр 0919/1-ПЗУ) предусмотрено, что парковочные места на период строительства первого этапа (за разрешением на строительство которого и обращался заявитель) размещены на существующих площадках на предоставленном (с кадастровым номером 55:36:110201:3928) и смежном (с кадастровым номером 55:36:110201:3927), предоставленном на основании договора субаренды, при соблюдении и обеспечении санитарных норм и разрывов. При этом при текущей застройке парковочные места предполагались открытого типа, до строительства 6 этапа в рамках застройки земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 многоэтажного гаража.
Департаментом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо указало на то, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обоснованность оспариваемого отказа и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель департамент возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
07.03.2008 между департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Зеленая долина" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Д-Кр-31-7103, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду находящийся в государственной собственности земельный участок из состава земель населенных пунктов в границах города Омска для жилищных нужд под строительство жилых микрорайонов.
По соглашению о перенайме от 23.08.2019 N 3 по договору аренды земельного участка от 07.03.2008 N Д-Кр-31-7103 права и обязанности арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 перешли к новому арендатору ООО "Девелоп-Инвест"
Соглашение о перенайме от 23.08.2019 N 3 между ООО "Зеленая долина" и ООО "Девелоп-Инвест" зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 09.09.2019 за номером регистрации 55:36:110201:3928-55/092/2019-16.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3928 относится к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под строительство жилых микрорайонов".
В отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 департаментом 08.11.2019 подготовлен градостроительный план земельного участка N RU 55-000000024060.
По заданию ООО "Девелоп-Инвест" обществом с ограниченной ответственностью "Геотоп-2" проведены инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, по результатам которых составлены технические отчеты, являющиеся исходными данными для проектирования.
По заданию ООО "Девелоп-Инвест"проектной организацией - ООО "СибСтройПроект" разработана проектная документация "Жилой квартал, расположенный в границах ул. 3-я Енисейская - б. Архитекторов - старица р. Замарайка - ул. Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска. V очередь строительства. 1 этап. Многоквартирный 10-этажный жилой дом.
23.03.2020 ООО ООО "Девелоп-Инвест" обратилось в департамент в порядке статьи 51 ГрК РФ с заявлением о выдаче разрешения на строительство многоквартирного 10-этажного жилого дома. 1 этап V очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-я Енисейская - б. Архитекторов - старица р. Замарайка - ул. Дмитриева в Кировском административном округе г. Омска на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110201:3928 по адресу: город Омск, Кировский административный округ, ул. 3-я Енисейская.
Письмом от 27.03.2020 N 09-01/2734 департамент отказал ООО "Девелоп-Инвест" в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства со ссылкой на часть 13 статьи 51 ГрК РФ по следующим основаниям:
1. Отсутствие технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения, водоснабжения и канализации;
2. Несоответствие представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928.
Полагая, что отказ департамента в выдаче разрешения на строительство рассматриваемого объекта, выраженный в письме от 27.03.2020 N 09-01/2734, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
10.09.2020 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь, на основании статьи 65 АПК РФ лицо, обратившееся в суд с заявлением, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Согласно части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен закрытый перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство.
Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 11 статьи 51 Г ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Частью части 13 статьи 51 ГрК РФ статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
Таким образом, перечень случаев отказа в выдаче разрешения носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию. При этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заинтересованным лицом (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в выдаче разрешения на строительство послужили следующие основания:
1. Отсутствие технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, канализации и теплоснабжения в представленном разделе "Пояснительная записка";
2. Несоответствие представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928.
1. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Девелоп-Инвест" к заявлению о выдаче разрешения на строительство приложен раздел 1 "Пояснительная записка 0919/1-ПЗ", который включает в себя договор от 24.09.2013 N П-20643 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, заключенный между ОАО "ОмскВодоканал" и ООО "МанросИнвест", с протоколами разногласий и согласования разногласий к указанному договору, условия подключения рассматриваемого объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации N 05-06/2439/13, являющиеся приложением к договору на подключение от 24.09.2013 N П-20643.
В соответствии с дополнительным соглашением от 26.08.2015 N 1 об изменении условий договора от 24.09.2013 N П-20643 на подключение к системам водоснабжения и водоотведения в связи с выбытием из договора на подключение выбывшего заказчика (ООО "МанросИнвест", ИНН 5506204390) права и обязанности по указанному договору перешили к семи юридическим лицам - заказчикам, в том числе, права и обязанности перешли к заказчику ООО "МанросИнвест" (ИНН 7205025048), являющемуся правообладателем земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928.
Согласно пункту 12 дополнительного соглашения от 26.08.2015 N 1 об изменении условий договора от 24.09.2013 N П-20643 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения условия подключения действительны на срок действия договора.
Из содержания пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" следует, что при смене правообладателя земельного участка, которому были выданы технические условия, новый правообладатель вправе воспользоваться этими техническими условиями, уведомив организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о смене правообладателя.
По представленному заявителем в материалы дела соглашению о перенайме от 23.08.2019 N 1 по договору аренды земельного участка от 07.03.2008 N Д-Кр-31-7103 права и обязанности арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 перешли к новому арендатору ООО "Девелоп-Инвест".
Письмом от 05.03.2020 ООО "Девелоп-Инвест", а также ООО "Строительные технологии", ООО "МанросИнвест", ООО "Жилищный комплекс "Волна", ООО "Строительная компания "Волна", ООО "Домострой", ООО "ИнвестСтрой", ООО "Гарант-Строй" просили АО "ОмскВодоканал" в связи с передачей прав и обязанностей арендаторов земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:110201:3926 и 55:36:110201:3928 произвести замену сторон в договоре, в том числе, вместо ООО "МанросИнвест" указать ООО "Девелоп-Инвест", с заменой на основании проектной документации наименования объекта строительства на многоквартирный 10-этажный жилой дом 1 этап V очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-Енисейская - б. Архитекторов - старица р. Замарайка - ул. Дмитриева в Кировском АО г. Омска на земельном участке с кадастровым номером: 55:36:110201:3928,
В ответ на указанное письмо АО "ОмскВодоканал" письмом от 24.03.2020 N И.ОмВК-24032020-020 направило на рассмотрение заявителей (в том числе ООО "Девелоп-Инвест") проект дополнительного соглашения N 4 к договору от 24.09.2013 N П-20643 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения рассматриваемого объекта, в котором предусмотрена замена (передача прав и обязанностей по договору) выбывшего заказчика - ООО "МанросИнвест" на ООО "Девелоп-Инвест" предусмотрено изменение наименования подключаемого объекта капитального строительства, а также внесены изменения в ранее выданные условия подключения объекта капитального строительства к системам водоснабжения и канализации, где указан новый заказчик ООО "Девелоп-Инвест" и подключаемый объект капитального строительства: "Многоквартирный 10-ти этажный жилой дом. 1 этап V очереди строительства жилого квартала, расположенного в границах ул. 3-я Енисейская - б. Архитекторов - старица р. Замарайка - ул. Дмитриева в КАО г. Омска".
В указанном письме АО "ОмскВодоканал" пояснило, что решение о совершении указанной сделки требует согласования с советом директоров АО "ОмскВодоканал", и просило подписать указанный проект дополнительного соглашения со своей стороны и вернуть в АО "ОмскВодоканал".
07.04.2020 между АО "ОмскВодоканал", ООО "Строительные технологии", ООО "МанросИнвест", ООО "Гарант-Строй", ООО "Жилищный комплекс "Волна", ООО "Домострой", ООО "Строительная компания "Волна" и ООО "Девелоп-Инвест" подписано дополнительное соглашение N 4 об изменении условий договора от 24.09.2013 N П-20643 на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, по условиям которого права и обязанности, возникшие из договора от 24.09.2013 N П-20643, переданы ООО "МанросИнвест" заявителю.
Принимая во внимание, что ООО "Девелоп-Инвест" является правообладателем земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 на основании соглашения о перенайме от 23.08.2019 N 1 к договору аренды земельного участка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество вправе воспользоваться ранее выданными ОАО "ОмскВодоканал" техническими условиями подключения к сетям водоснабжения, следовательно, оспариваемый отказ департамента в выдаче обществу разрешения на строительство рассматриваемого объекта, мотивированный отсутствием технических условий подключения к сетям водоснабжения, канализации является неправомерным.
2. Согласно оспариваемому отказу в выдаче разрешения на строительство одним из оснований для отказа послужил также вывод департамента об отсутствии технических условий на подключение проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения в представленном разделе "Пояснительная записка".
Так, согласно пункту 23 представленных обществом в материалы дела условий подключения к системе теплоснабжения от 20.02.2020 N 24-22т/131 указанные условия выданы только для разработки проектной документации; не свидетельствуют о наличии технической возможности теплоснабжения объекта и не дают права на подключение объекта к системе теплоснабжения.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается пояснительная записка.
В силу пункта 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями названной статьи и с учетом указанных в статье особенностей.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" раздел 1 "Пояснительная записка" должен содержать в текстовой части, в том числе технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования.
Согласно части 7 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение семи рабочих дней по запросам лиц, указанных в названной части. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в представленных заявителем условиях подключения к системе теплоснабжения в нарушение части 7 статьи 48 ГрК РФ отсутствует информация о сроках подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о плате за подключение (технологическое присоединение).
Более того, срок действия представленных условий составляет 3 месяца (с 20.02.2020 до 20.05.2020), в то время как в соответствии с частью 7 статьи 48 ГрК РФ срок действия предоставленных технических условий устанавливается не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет.
Таким образом, выданные обществу условия подключения к системе теплоснабжения от 20.02.2020 N 24-22т/131 не являются техническими условиями подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям теплоснабжения по смыслу части 7 статьи 48 ГрК РФ.
Непредставление обществом в составе проектной документации технических условий на подключение проектируемого объекта к сетям теплоснабжения, соответствующих требованиям статьи 48 ГрК РФ в силу части 7, части 13 статьи 51 ГрКРФ является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства получения условий на подключение к системе теплоснабжения от 20.02.2020 N 24-22т/31, недостатки которого обусловлены действиями АО "ОмскРТС", которое инициировало незавершенную в настоящий момент процедуру установления платы за подключение (через РЭК Омской области) в целях подготовки проекта договора на подключение к сетям теплоснабжения, не опровергают правомерность оспариваемого отказа в выдаче разрешения на строительство по рассмотренному основанию, а свидетельствует об осведомленности заявителя о требованиях закона, предъявляемых к техническим условиям. Вместе с тем оценка законности действий (бездействия) АО "ОмскРТС", не является предметом рассмотрения по данному делу, в связи с чем оснований для привлечения АО "ОмскРТС" к участию деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, у суда первой инстанции не имелось, учитывая, что в суде первой инстанции заявитель настаивал на соответствии проектной документации требованиям закона, и не ссылался на затруднения в получении технических условий со стороны АО "ОмскРТС", ходатайства о привлечении АО "ОмскРТС" к участию в деле третьим лицом не заявлял.
3. Из содержания оспариваемого отказа следует, что причиной отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство послужило также несоответствие представленной проектной документации требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928.
Так, согласно требованиям к строительству, установленным в проекте планировки территории, расположенной в границах: улица Лукашевича - улица Волгоградская - улица Конева - левый берег реки Иртыш в Кировском административном округе города Омска, утвержденном постановлением Администрации города Омска от 10.09.2010 N 805-п (в редакции от 23.09.2016 N 1181-п) (далее - Проект планировки территории), земельный участок с кадастровым номером 55:36:110201:3928, на котором планируется строительство жилого дома, расположен в зоне планируемого размещения комплексной жилой застройки высокой этажности с объектом начального общего и среднего (полного) общего образования на 1200 мест и планируемого размещения объекта дошкольного образования на 180 мест.
В силу раздела "Схема планировочной организации земельного участка" (шифр 0919/1-ПЗУ), представленной заявителем в целях получения разрешения на строительство, в южной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 предполагается размещение 54 парковочных мест с перспективой размещения многоэтажного гаража-стоянки с объектом обслуживания, в свою очередь, в соответствии с графической частью материалов по обоснованию Проекта планировки территории в указанном месте предполагается строительство жилого дома.
Согласно позиции заявителя, проектная документация по строительству объекта капитального строительства, разработанная по заданию ООО "Девелоп-Инвест", не противоречит подготовленному Департаментом градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 (далее - ГПЗУ), содержащему информацию об основных видах разрешенного использования земельного участка, в том числе, таких как гаражи-стоянки наземные многоэтажные, подземные, а также вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, в том числе гостевые открытые автостоянки для временного пребывания автотранспорта, следовательно, согласно ГПЗУ на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110201:3928 отсутствуют ограничения для размещения парковочных мест автотранспорта в количестве 54 мест с перспективой размещения многоэтажного гаража-стоянки с объектом обслуживания.
Между тем указанное обстоятельство не исключает обязанность заявителя разрабатывать проектную документацию в соответствии с Проектом планировки территории, согласно требованиям которой в месте планируемого заявителем размещения 84 парковочных мест предполагается строительство жилого дома.
Не соглашаясь с вышеизложенными выводами, общество считает, что по смыслу пункта 9 части 4статьи 42 ГрК РФ графическая часть материалов по обоснованию проекта планировки территории, на которую ссылается заинтересованное лицо, является одним из вариантов планировочных и объемно-пространственных решений застройки территории, и о том, что несоответствие части раздела проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка" графической части материалов по обоснованию проекта планировки (одному из ее вариантов) не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, так как вариативность графической части материалов по обоснованию проекта планировки, которая не подлежит утверждению, подразумевает лишь общую концепцию, которой должен руководствоваться застройщик при проектировании и строительстве объектов капитального строительства в рамках элемента планировочной структуры.
Так, в примечаниях к схеме планировочной организации земельного участка, выполненной в масштабе 1:500, и являющейся неотъемлемой частью раздела "Схема планировочной организации земельного участка" (Шифр 0919/1-ПЗУ) предусмотрено, что парковочные места на период строительства первого этапа (за разрешением на строительство которого и обращался заявитель) размещены на существующих площадках на предоставленном (с кадастровым номером 55:36:110201:3928) и смежном (с кадастровым номером 55:36:110201:3927), предоставленном на основании договора субаренды, при соблюдении и обеспечении санитарных норм и разрывов. При этом при текущей застройке парковочные места предполагались открытого типа, до строительства 6 этапа в рамках застройки земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 многоэтажного гаража.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию, содержащих материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат, в том числе обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами емлепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
Таким образом, из содержания пункта 2 части 3 статьи 42 ГрК РФ следует, что основная часть проекта планировки территории, подлежащая утверждению, также включает в себя положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов.
В соответствии с пунктом 26 статьи 1 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования - совокупность расчетных показателей, установленных в соответствии с Кодексом в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и подлежащих применению при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории.
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 29.2 ГрК РФ).
В основной части Проекта планировки территории указано, что проектом предусмотрена обеспеченность объектами повседневного и периодического обслуживания с соблюдением радиусов их доступности в соответствии с требованиями региональных градостроительных нормативов.
В разделе 7 Проекта планировки территории "Характеристики планируемого развития территории" отмечено, что характеристики принятых проектом решений по планировке территории в обобщенном виде представлены в таблице "Основные технико-экономические показатели проекта планировки территории".
Описание и обоснование параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения с определением направлений трасс планируемых инженерных коммуникаций: электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, с размещением их в поперечном профиле проектируемых и существующих улиц и дорог в красных линиях изложено в материалах по обоснованию проекта планировки территории.
Таким образом, само по себе то обстоятельство, что утверждению подлежит только основная часть Проекта планировки территории, не исключает, что материалы по обоснованию Проекта планировки являются составной частью Проекта планировки территории и также подлежат соблюдению.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции самовольное изменение заявителем количества планируемых к строительству жилых домов в квартале застройки повлечет нарушение требований Проекта планировки территории, в том числе приведет к несоответствию расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории, иными объектами городского округа и в результате к несоответствию технико-экономическим показателям Проекта планировки территории, которые являются основной частью Проекта планировки территории.
Принимая во внимание, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, в частности, проекту планировки территории, позиция застройщика, состоящая в возможности согласования изменений, касающиеся планов планировки и межевания территории в процессе и по мере освоения земельного участка застройщиком, не соответствуют нормам ГрК РФ.
Ссылка общества на то, что текущий план планировки территории неисполним и нуждается в пересмотре несостоятельны, поскольку заявитель в предусмотренном ГрК РФ порядке с заявлением о внесении изменений в Проект планировки территории не обращался, а доводы о неисполнимости проекта планировки документально не подтверждены.
Апелляционной коллегия также поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что избранный заявителем способ восстановления прав (обязать выдать разрешение на строительство дома) не может быть назначен при любом результате рассмотрения настоящего спора, в силу того, что срок аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:110201:3928 от 07.03.2008 N Д-Кр-32-7103 истек 04.04.2020.
Соответственно, на данный момент у застройщика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, что является самостоятельным основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из положений статьи 4 АПК РФ следует, что целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Если заявителем не доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), а также возможность восстановления его нарушенных прав, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в настоящем случае права заявителя в заявленном виде не могут быть восстановлены, что влечет отказ в удовлетворении его требований.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя, то есть на ООО "Девелоп-Инвест".
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
В этой связи излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату ООО "Девелоп-Инвест" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2020 по делу N А46-6413/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Девелоп-Инвест" (ИНН 7207014059, ОГРН 1147232034410) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 105 от 08.10.2020 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6413/2020
Истец: ООО "ДЕВЕЛОП-ИНВЕСТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА