город Воронеж |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А36-8761/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,
при участии:
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Емельянова С.Э. - представитель по доверенности N 14/1384/05/ШВ от 12.02.2020 сроком действия по 31.12.2020, диплом, предъявлен паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва": Еремёнок Л.А. - представитель по доверенности N 1087 от 29.11.2019 сроком действия по 31.12.2020, диплом, предъявлен паспорт;
от Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 по делу N А36-8761/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (ИНН 5003028028, ОГРН 1025000653920) в лице филиала "Донское ЛПУМГ" к Центрально-Черноземному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) о признании недействительным предписания N 36-в-2 от 06.05.2019 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - ООО "Газпром трансгаз Москва", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области о признании недействительным предписания N 36-в-2 от 06.05.2019 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Определением суда от 09.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Определением суда от 18.12.2019 по делу N А36-8761/2019 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Липецкой области (ОГРН 1044800195472, ИНН 4826044009) заменено на Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 по делу N А36-8761/2019 заявленные требования удовлетворены, предписание N 36-в-2 от 06.05.2019 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора ссылается на то, что предписание N 36-в-2 от 06.05.2019 содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Считает, что содержание предписания полностью отвечает требованиям статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Заявитель также считает, что оспариваемое предписание является исполнимым; арбитражным судом не дана оценка представленному отзыву отдела водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления (исх N 350 от 16.03.2020), из которого следует, что государственный водный реестр в настоящее время находится в стадии наполнения, невнесение водного объекта в государственный водный реестр не означает его фактическое отсутствие на местности.
В письменных возражениях на жалобу ООО "Газпром трансгаз Москва" оспаривает доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области в отзыве на апелляционную жалобу полагает, что судебный акт не соответствует нормам материального и процессуально права и подлежит отмене.
От Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством электронного сервиса "Мой арбитр" поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии писем N Ли11246//ЕС от 01.10.2020, N 137-с от 05.10.2020.
Судом апелляционной инстанции данные доказательства приобщены к материалам дела, поскольку необходимы для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Газпром трансгаз Москва" в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе оспорил.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области, не явился.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения данного участника процесса, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее и письменных возращениях, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Росприроднадзора по Липецкой области от 26.03.2019 N 36 назначено проведение плановой выездной проверки ООО "Газпром трансгаз Москва" (т. 1 л.д. 91)
По результатам проведенной с 01.04.2019 по 26.04.2019 в обособленном подразделении ООО "Газпром трансгаз Москва" филиале Донское ЛПУМГ" проверки на предмет соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами был составлен акт N 36 от 06.05.2019 (т. 1 л.д. 100) и выдано предписание N 36-в-2 от 06.05.2019, которое обязывает общество обеспечить пользование водным объектом для сброса сточных вод - балка без названия, правый приток ручья Чернава (длина балки 3,5 км, код ГВК: АЗО/ДОН/1616/11,2 км. от устья) с документами на основании которых возникает право пользования. Кроме того, предписано до получения разрешительных документов прекратить пользование вышеуказанным поверхностным водным объектом. Срок исполнения предписания - до 06.04.2020 г. Основание: ч.1 ст. 9, п. 2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 106).
Указанное предписание было основано в том числе на сведениях письма Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области от 29.04.2019 N 513, которое содержит сведения о том, что севернее границы земельного участка с кадастровым номером 48:10:1520101 протекает водоток - балка без названия, правый приток ручья Чернава длиной 3,5 км, код ГВК: АЗО/ДОН/1616/11,2 км от устья. Место сброса находится на 1,9 км от устья балки. При условии соблюдения требований водного законодательства сброс сточных вод в вышеуказанный водный объект возможен (т. 1 л.д. 99).
Также по результатам проверки был составлен протокол N 48 АЮ 030 об административном правонарушении от 08.05.2019 (т. 1 л.д. 107), постановлением N 71 от 16.05.2019 назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 50000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т. 1 л.д. 109).
Указывая, что в соответствии с ответом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области о предоставлении сведений из государственного водного реестра сведения относительно ручья Чернава отсутствуют в связи с отсутствием земельных участков с кадастровым номером 48:10:1520101 и 48:10:1520110 на публичной кадастровой карте, поскольку отсутствие соответствующих сведений о водном объекте в государственном реестре является препятствием к получению соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, ООО "Газпром трансгаз Москва" обратилось в суд с рассмотренным заявлением, ссылаясь, в том числе, на неисполнимость предписания от 06.05.2019.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что предписание не отвечает требованиям статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4); использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14); сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19).
Пунктом 2 части 2 статьи 5 ВК РФ установлено, что к поверхностным водным объектам относятся водотоки (реки, ручьи, каналы).
Согласно статье 3 ВК РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на соответствующих принципах, в том числе: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей; равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством; равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут находиться в собственности физических лиц или юридических лиц; регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему; платность использования водных объектов. Пользование водными объектами осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Нормы подпункта 1 пункта 2 статьи 39 ВК РФ обязывают водопользователей при использовании водных объектов не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 21 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В пункте 1 статьи 9 ВК РФ определено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 11 ВК РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе и сброса сточных вод.
Согласно пункту 3 статьи 22 Водного кодекса Российской Федерации решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В ходе проведения плановой проверки ООО "Газпром трансгаз Москва" филиал Донское ЛПУМГ административным органом было установлено, что на компрессорной станции "Донская", расположенной по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с. Красное, эксплуатируются очистные сооружения УОСВ ТОПА ЭРО-16 для очистки хозяйственно бытовых стоков. Сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется в водный объект в районе с. Верхнедрезгалово Краснинского района Липецкой области в границах земельного участка в кадастровом квартале N 48:10:1520101.
Согласно сведениям, поступившим из отдела водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления, сброс сточных вод осуществляется в водный объект - балка без названия, правый приток ручья Чернава. Длина балки 3,5 км., код ГВК: АЗО/ДОН/1616/11,2 км. от устья. Место сброса находится на 1,9 км. от устья балки.
В соответствии с результатами производственного экологического контроля проводимого юридическим лицом (результаты анализов сточной воды на выходе с очистных сооружений), количественный химический состав сточных вод за 1 квартал 2019 года, представлен следующими показателями: взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, СПАВ, азот нитритный, азот нитратный, азот аммонийный, фосфат ион, нефтепродукты, железо.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" осуществляя свою деятельность на территории земельного участка в кадастровом квартале 48:10:1520101, местоположение которого - Липецкая область, Краснинский район, в районе с.Верхнедрезгалово (филиал Донское ЛПУМГ, КС "Донская") осуществляет использование поверхностного водного объекта - балка без названия, правый приток ручья Чернава (код ГВК: АЗО/ДОН/1616/11.2 км. от устья) для сброса сточных вод предприятия без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом.
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора по Липецкой области был составлен акт проверки N 36 от 06.05.2019, а также государственным инспектором в области охраны окружающей среды было выдано ООО "Газпром трансгаз Москва" предписание N 36-в-2 от 06.05.2019 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно предписанию ООО "Газпром трансгаз Москва" филиал Донское ЛПУМГ обязано обеспечить пользование водным объектом для сброса сточных вод - балка без названия, правый приток ручья Чернава (длина балки 3,5 км., код ГВК: АЗО/ДОН/1616/11,2 км. от устья) с документами на основании которых возникает право пользования. До получения разрешительных документов прекратить пользование вышеуказанным поверхностным водным объектом.
Отсутствие у общества разрешительных документов на сброс сточных вод является нарушением требований ч. 1 ст. 9, п. 2 ч. 3 ст. 11 ВК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению.
Содержание предписания должно обеспечивать восстановление соблюдения нарушенных обязательных требований, устранение последствий нарушений, а также проведение требуемых мероприятий в соответствии с п.6.2 "Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок" (утв. протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142В случае обнаружения при проведении проверки нарушений обязательных требований проводящее проверку должностное лицо контрольно-надзорного органа обязано принять предусмотренные Федеральным законом N 294-ФЗ меры.
Основной мерой является выдача хозяйствующему субъекту предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда указанным в Федеральном законе N 294-ФЗ объектам, мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, а также иных предусмотренных федеральными законами мероприятий.
Содержание предписания должно обеспечивать восстановление соблюдения нарушенных обязательных требований, устранение последствий нарушений, а также проведение требуемых мероприятий.
Федеральный закон N 294-ФЗ не конкретизирует требования к содержанию предписания об устранении нарушений, но следует учитывать, что его выполнение не должно нарушать права и охраняемые законом интересы хозяйствующих субъектов, возлагать на них чрезмерные обязанности.
Предусмотренные предписанием меры и мероприятия должны обеспечивать восстановление соблюдения обязательных требований и предотвращение причинения вреда. Вместе с тем конкретные пути исполнения предусмотренных предписанием мер и мероприятий должны быть определены хозяйствующим субъектом, в том числе с учетом экономически обоснованных затрат на их проведение.
Недопустимо указание в предписании конкретных способов реализации предусмотренных мер и мероприятий, поскольку это может привести к необоснованно большим затратам хозяйствующего субъекта на их выполнение (Методические рекомендации по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденные протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142).
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и вышеприведенные нормы права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание N 36-в-2 от 06.05.2019 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды содержит конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, при этом, содержание предписания полностью отвечает требованиям статьи 17 Закона N 294-ФЗ и вынесено с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции сделал вывод с указанием на информацию Донского бассейнового водного управления Отдела водных ресурсов по Липецкой области об отсутствии сведений в водном реестре об указанной балке и возможности её идентификации относительно границы земельного участка с кадастровым номером 48:10:1520101.
Вместе с тем, предписание N 36-в-2 от 06.05.2019 выдано на основании письма N 513 от 29.04.2019 отдела водных ресурсов по Липецкой области Донского бассейнового водного управления (ДБВУ), полученного Управлением Росприроднадзора по Липецкой области в рамках проведения плановой проверки.
Из содержания данного письма следует, что севернее границы земельного участка с кадастровым номером 48:10:1520101 протекает водоток - балка без названия, правый приток ручья Чернава. Длина балки 3,5 км., код ГВК: АЗО/ДОН/1616/11,2 км. от устья. Место сброса находится на 1,9 км. от устья балки. При условии соблюдения требований водного законодательства сброс сточных вод в вышеуказанный водный объект возможен.
При этом, согласно отзыву Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области (исх N 350 от 16.03.2020), государственный водный реестр (далее - ГВР) в настоящее время находится в стадии наполнения. Невнесение водного объекта в ГВР не означает его фактическое отсутствие на местности. Также третьим лицом указано, что из письма N653 от 27.05.2019 (имеется в материалах дела) ООО "Газпром трансгаз Москва" было известно о нахождении ручья Чернава в государственном водном реестре.
Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области в суде апелляционной инстанции также в отзыве указало, что балка без названия, является правым приток ручья Чернава, находится в федеральной собственности, ручей Чернава внесен в государственный водный реестр с кодом водного объекта 05010100312299000000070, является поверхностным водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, для внесения в государственный водный реестр, утвержденного приказом МПР России от 02.11.2007 N 284, сведения о водных объектах, на которых отсутствуют пункты государственной наблюдательной сети, представляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Федеральное агентство водных ресурсов по мере обследования таких водных объектов.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" ведется постоянное формирование и наполнение государственного водного реестра в связи, с чем отсутствие в нем сведений не является препятствием для реализации полномочий в области водных отношений применительно к данному водному объекту.
Из ответа Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в лице Липецкого ЦГМС - филиал ФГБУ "Центрально-Черноземное УГМС" на запрос Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования следует, что сведений для внесения в государственный водный реестр о водных объектах, на которых отсутствуют пункты государственной наблюдательной сети, предоставляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Федеральное агентство водных ресурсов по мере обследования таких водных объектов. Состав сведений, предоставляемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о водных объектах на которых отсутствуют пункты государственной наблюдательной сети, утвержден Приказом Министерства природных ресурсов от 07 февраля 2019 г. N 81 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов от 2 ноября 2007 г. N 284 "Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, для внесения в государственный водный реестр".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 N 1425 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" обследование водных объектов, на которых отсутствуют пункты государственной наблюдательной сети, проводится на платной основе по заявке потребителя, в том числе юридического лица, в пользовании которого находится водный объект.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия находит ошибочным вывод суда о неисполнимости предписания N 36-в-2 от 06.05.2019. При этом, содержание данного предписания отвечает требованиям статьи 17 Федерального закона РФ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и вынесено с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации.
Также суд апелляционной инстанции считает возможным отметить, что не допустимо использование водного объекта хозяйствующим субъектом, в данном случае для сброса сточных вод, без соответствующей разрешительной документации.
Следовательно, оспариваемое предписание N 36-в-2 от 06.05.2019 соответствует действующему законодательству и является исполнимым.
Таким образом, в удовлетворении требований ООО "Газпром трансгаз Москва" следует отказать, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 по делу N А36-8761/2019 подлежит отмене.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора по существу с учетом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "Газпром трансгаз Москва".
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.06.2020 по делу N А36-8761/2019 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-8761/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Москва"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Липецкой области
Третье лицо: Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице отдела водных ресурсов по Липецкой области