г.Москва |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А40-1880/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Главное управление обустройства войск"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-1880/20 (154-19)
по заявлению АО "Главное управление обустройства войск"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: Департамент городского имущества Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Владимирова Е.А. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Главное управление обустройства войск" (далее также - заявитель, Общество, АО "ГУОВ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве (далее также - ответчик, Управление Росреестра по Москве, Управление) от 14.10.2019 N 77/19-142009 об отказе в исправлении технической ошибки, содержащейся в архивных сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012008:3716, возложении на Управление Росреестра по Москве обязанности исправить техническую ошибку в архивных сведениях ЕГРН, установив на период с 16.02.2015 по 10.04.2018 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 "производственная деятельность (6.0)"
Решением суда от 22.06.2020, принятым по данному делу, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие условий, предусмотренных ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания оспариваемого решения Управления незаконным.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение полностью отменить по изложенным в жалобе основаниям и заявленные требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на наличие в ЕГРН технической ошибки в сведениях о виде разрешенного использования спорного земельного участка.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Представители заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 14.03.2016 по 23.11.2018 Общество являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716, площадью 320 000 кв.м, по адресу: г.Москва, Аминьево-Очаково (Гагаринский район) (запись регистрации от 14.03.2016 N 77-77/007-77/007/020/2016-1807/2 (далее также - земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Росреестра по Москве 14.03.2016, а также выпиской из ЕГРН, копии которых представлены в материалы дела.
В означенный период сведения ЕГРН содержали следующие характеристики земельного участка: кадастровый номер: 77:07:0012008:3716; адрес: г.Москва, Аминьево-Очаково (Гагаринский район); площадь: 32000 кв.м; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: около 23 га - под жилищное и культурно-бытовое строительство, около 15 га - под строительство складских помещений площадью до 54 000 кв.м, гаража на 400 автомобилей, помещения для охраны, контрольно-пропускного пункта, и около 3 га - строительство проектируемых проездов и благоустройство.
Полагая, что в содержащихся в ЕГРН сведениях о виде разрешенного использования земельного участка присутствует техническая ошибка, Общество в целях ее исправления обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением от 09.10.2019 N 77-01-1-71/3129/2019-1453.
Письмом от 14.10.2019 N 77/19-142009 Управление уведомило Общество о принятом решении об отказе в исправлении технической ошибки в содержащихся в ЕГРН сведениях о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012008:3716, сославшись на отсутствие таковой.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "ГУОВ" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Управление Росреестра по Москве осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о регистрации), Гражданским кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.
Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 поставлен на государственный кадастровый учет 16.02.2015 на основании заявления Министерства обороны Российской Федерации от 13.02.2015 N 77-0-1-22/3003/2015-2525 с приложением доверенности и межевого плана от 12.02.2015, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3706, расположенного по адресу: г.Москва, Аминьево-Очаково (Гагаринский район), с сохранением исходного в измененных границах.
Заказчиком кадастровых работ выступало открытое акционерное общество "2463 центральная база производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты".
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков, согласно ч.3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
До 1 января 2017 действовал Приказ Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (вместе с Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в ч.10 ст.25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с п.52 означенных Требований вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом сведения об исходном земельном участке с кадастровым номером 77:07:0012008:3706 как о ранее учтенном объекте недвижимости внесены на основании заявления от 28.10.2014 N 77-0-1-71/3049/2014-325 Саенко Валерия Федоровича в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества от 10.05.2012, а также Распоряжения исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся N 1187 от 05.06.1970.
Согласно п.1 Распоряжения решено отвести Министерству обороны СССР земельный участок в Аминьеве-Очакове (Гагаринский район) в границах, согласно представленному плану, площадью около 41 га, в том числе: около 23 га - под жилищное и культурно-бытовое строительство, около 15 га - под строительство складских помещений площадью до 54000 кв.м, гаража на 400 автомобилей, помещения для охраны, контрольно-пропускного пункта, и около 3 га - под строительство проектируемых проездов и благоустройство.
Таким образом, сведения о виде разрешенного использования образуемого земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716, содержащиеся в межевом плане: около 23 га - под жилищное и культурно-бытовое строительство, около 15 га - под строительство складских помещений площадью до 54000 кв.м, гаража на 400 автомобилей, помещения для охраны, контрольно-пропускного пункта, и около 3 га - под строительство проектируемых проездов и благоустройство на момент постановки на государственный кадастровый учет соответствуют сведениям о виде разрешенного использования исходного земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3706, а именно: около 23 га - под жилищное и культурно-бытовое строительство, около 15 га - под строительство складских помещений площадью до 54 000 кв.м, гаража на 400 автомобилей, помещения для охраны, контрольно-пропускного пункта, и около 3 га - под строительство проектируемых проездов и благоустройство.
Согласно ч.1 ст.61 Закона о регистрации техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в рассматриваемом случае технической ошибки в сведениях ЕГРН ввиду того, что данные сведения полностью соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых они были внесены в ЕГРН.
Более того, судом также обоснованно принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3706.
В соответствии со сведениями ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3706: около 23 га - под жилищное и культурно-бытовое строительство, около 15 га - под строительство складских помещений площадью до 54000 кв.м, гаража на 400 автомобилей, помещения для охраны, контрольно-пропускного пункта, и около 3 га - под строительство проектируемых проездов и благоустройство.
Таким образом, для земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 не могло быть установлено иного вида разрешенного использования.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил как необоснованный довод Общества о несоответствии данного вида разрешенного использования классификатору.
Так, согласно ч.11 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
В силу п.2 Приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) в соответствии с классификатором, утвержденным пунктом 1 настоящего приказа, определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу (24.12.2014).
Использование земельного участка с видом разрешенного использования, не приведенного в соответствии с классификатором, для Общества негативных последствий не несет.
Изложенное свидетельствует о том, что в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3706, для которого вид разрешенного использования был установлен до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования земельных участков, земельному участку с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 не мог быть установлен вид разрешенного использования, отличный от земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3706, иное противоречило бы требованиям земельного законодательства.
Необходимо отметить, что согласно ч.8 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Аналогичная норма закреплена в ч.4 ст.85 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, как указывает Управление, 12.04.2018 в кадастр недвижимости внесены изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 на основании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 05.04.2018 N 10106 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716", согласно которым установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716 - производственная деятельность (6.0).
В соответствии с положениями ст.13 ГК РФ и разъяснениями, изложенными в п.6 совместного Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ", для признания действия (бездействия) в судебном порядке незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: оспариваемое действие (бездействие) должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушать права и законные интересы обратившегося лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности незаконно возлагать на него какие-либо обязанности.
В соответствии со ст.4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
Согласно ст.65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании незаконным оспариваемого решения регистрирующего органа.
Обязанность заявителя доказать нарушение своих прав вытекает из ч.1 ст.4, ч.1 ст.65, ч.1 ст.198 и ч.2 ст.201 АПК РФ.
Между тем, заявителем в данном случае не сообщено и судом не установлено, каким образом оспариваемое решение регистрирующего органа нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и каким образом признание его незаконным может восстановить права заявителя с учетом того, что в настоящее время Общество не является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012008:3716, поскольку его право собственности прекращено на основании Договора об отступном от 22.10.2018 N 4414 с Банком ВБТ (ПАО), следовательно, оспариваемым решением на заявителя не возлагается никаких дополнительных обязанностей и не создается препятствий к осуществлению им предпринимательской деятельности.
При этом суд правомерно отклонил доводы Общества относительно существенного снижения кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования, поскольку в случае несогласия с кадастровой стоимостью земельного участка Общество имело право оспорить кадастровую стоимость в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", либо предъявить замечания к отчету об оценке, между тем таких доказательств заявителем суду не представлено. Кроме того, на дату оспариваемого отказа утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение Управления Росреестра по Москве прав и законных интересов заявителя не нарушает, экономической деятельности организации не препятствуют, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, предусмотренных ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198 АПК РФ и необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Все доводы, изложенные заявителем в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-1880/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1880/2020
Истец: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ПАО БАНК ВТБ