г. Челябинск |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А76-40949/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 4" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября 2020 г. по делу N А76-40949/2019.
В судебном заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" - Щавель М.А. (доверенность N ИА-29 от 31.12.2019, диплом); общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N4" - Лапич Е.А. (доверенность б/н от 27.07.2020, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" (далее - истец, ООО "Уралэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 4" (далее - ответчик, ООО "ЖЭУ N 4") о взыскании 340 920 руб. 32 коп. задолженности, пени в размере 26 465 руб. 13 коп. по состоянию на 05.04.2020. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - третье лицо, ОАО "МРСК Урала"). Решением Арбитражного суда Челябинской области от 28.09.2020 (резолютивная часть объявлена 22.09.2020) исковые требования удовлетворены, распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины. Не согласившись с принятым решением суда, ООО "ЖЭУ N 4" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. Как указывает ответчик, истцом в нарушение установленных законом правил (подпункт "б" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 (далее - Правила N 354)), при определении размера платы за коммунальные услуги - электроснабжение, потребляемые собственниками жилых и нежилых помещений (потребителей) многоквартирных домов (далее - МКД), в случаях предоставления в установленный законом период сведений о потребленном объеме коммунального ресурса, и в иных случаях, принимались значения равные 0 (нулю), что не соответствует фактическому объему потребления, и приводит к необоснованному завышению расчетного сверхнормативного объема электроэнергии, предъявляемого к оплате ответчику на общедомовые нужды при содержании общего имущества собственников МКД. По мнению подателя жалобы, истец обязан был производить начисление платы за фактическое потребление коммунального ресурса всем потребителям, в том числе юридическим и физическим лицам, при отсутствии данных об объеме потребления по индивидуальному прибору учета (ИПУ) - среднем объеме, или, как минимум, по нормативу, а в случае завышения предъявленного объема потребления - производить перерасчет в последующих периодах. Истец же в случае завышения предъявленного объема указывал нулевые показатели.
ООО "ЖЭУ N 4" считает, что в сложившейся ситуации истцу целесообразно своевременно производить учет отрицательных нулевых показателей сумм оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды не допуская сверхнормативных показателей, так как в данном случае ответчик обязан покрывать сверхнормативные расходы за счет собственных средств, что приводит к неосновательному обогащению ООО "Уралэнергосбыт".
Кроме того, истец в заявлении об уточнении исковых требований от 03.04.2020 указал, что произведенная им ранее корректировка за июль и август 2019 г. в размере 101 461 руб. 76 коп. не согласована и не подтверждена ответчиком. Однако, между сторонами подписано приложение N 1-1 к договору N 74070741006804 от 01.07.2019 и протокол разногласий к нему, согласно которым определен перечень многоквартирных домов (МКД), площадь помещений, наличие технической возможности установки коллективных приборов учета и состав оборудования МКД. Таким образом, истец обязан был произвести корректировку за июль и август 2019 г. в размере 101 461 руб. 76 коп., чего не сделано.
В судебном заседании представитель ООО "ЖЭУ N 4" поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Представитель ООО "Уралэнергосбыт" возразил против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
ОАО "МРСК Урала", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. С учетом мнения представителей сторон, в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьего лица. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ. Как следует из материалов дела, приказом Министерства энергетики Российской Федерации N 557 от 03.06.2019 ООО "Уралэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика с 01.07.2019. Являясь гарантирующим поставщиком, ООО "Уралэнергосбыт" осуществляет поставку электроэнергии в МКД, находящиеся в управлении ООО "ЖЭУ-4".
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика направлена оферта договора N 74070741006804 от 01.07.2019. Сторонами все существенные условия договора не согласованы, в связи с чем он считается не заключенным. Между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии.
В период с 01.07.2019 по 31.08.2019 ООО "Уралэнергосбыт" оказало ООО "ЖЭУ-4", услуги по поставке электрической энергии. На основании отчетов по потребленной электроэнергии, актов приема - передачи электроэнергии, ведомостей приема-передачи электрической энергии истцом выставлены ответчику счета-фактуры N 74070741006804И072019 от 31.07.2019 на сумму 372 851 руб. 53 коп., N 74070741006804И082019 от 31.08.2019 на сумму 399 888 руб. 49 коп., всего на сумму 772 740 руб. 02 коп. Задолженность ответчика перед истцом с учетом частичной оплаты в размере 431 819 руб. 70 коп., согласно расчету истца с учетом уточнения исковых требований, составляет 340 920 руб. 32 коп. Претензией N УЭС/ЗО/10-552-6804 от 19.08.2019 истец обратился к ответчику с требованием оплатить сумму задолженности. Неисполнение ООО "ЖЭУ N4" обязательства по оплате поставленной электроэнергии послужило основанием для обращения ООО "Уралэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии (пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30).
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Исходя из изложенных норм, представленных документов, суд пришел к верному выводу, что между сторонами сложились фактические отношения по поставке электрической энергии, потребляемой для содержания общего имущества МКД, вследствие чего у ответчика возникла обязанность по оплате потребленных энергоресурсов, которую ООО "ЖЭУ N 4" исполняло ненадлежащим образом.
Апелляционный суд пришел к выводу об обоснованности требований истца за период с 01.07.2019 по 31.08.2019 в размере 340 920 руб. 32 коп., принимая во внимание следующее.
Ответчик в соответствии с пунктами 8, 9 Правил N 354, является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ООО "Уралэнергосбыт", электрическую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354. Факт поставки истцом электрической энергии в находящиеся в управлении ответчика многоквартирные дома, в целях содержания общего имущества в период с июля по август 2019 г. подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается. Расчет задолженности составлен истцом на основании показаний приборов учета и в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N88/1 от 25.12.2018. В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 154 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 13 Правил N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из содержания статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 названного Кодекса, является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды.
При выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией последняя на основании подпунктов 2 и 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ должна заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение всех коммунальных ресурсов, предоставление которых возможно исходя из степени благоустройства многоквартирного дома. Заключение управляющей организацией соответствующего договора поставки коммунальных ресурсов обусловлено наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, на управляющую организацию, как на исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по внесению платы за электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, в отношении жилых домов, находящихся в ее управлении в период потребления ресурса.
При этом, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг (за исключением предусмотренных законодательством случаев), статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; предоставляет право требовать с потребителей внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещениях и на общедомовые нужды (части 2.3, 12 статьи 161, часть 2 статьи 162 ЖК РФ, пункт 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)).
Пунктом 25 Правил N 124 установлен срок оплаты стоимости коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами N 354. По мнению ООО "ЖЭУ N4", истцом производятся расчеты с нарушением Правил N 354, что приводит к завышению сверхнормативного объема электроэнергии, предъявляемого ответчику к оплате. Апеллянт указывает, что истец в своих расчетах принимает нулевые показатели в отношении потребителей, что также необоснованно завышает объем ресурса на ОДН. Кроме того, истец в своих расчетах сумм оплаты электроэнергии на ОДН при содержании общего имущества МКД применяет нормативные показатели индивидуального потребления электроэнергии и насчитывает нулевые показания, не учитывая в расчетах отрицательные значения предыдущих периодов.
Данные доводы ООО "ЖЭУ N 4" подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к данным Правилам.
В силу пункта 45 Правил N 354, если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 указанных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498).
Согласно пункту 46 Правил N 354 плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 данных Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 указанных Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 названных Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
При этом положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям ОДПУ за расчетный период (Vодпу), не исключают требуемый ответчиком перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчетного периода объем ресурса на общедомовые нужды имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому.
Если исполнитель коммунальных услуг против иска ресурсоснабжающей организации о взыскании стоимости ресурса, переданного на общедомовые нужды, заявляет возражения о необходимости уменьшения объема подлежащего оплате ресурса, переданного в спорный период, на отрицательное значение объема аналогичного ресурса, переданного на те же цели в предшествующий (предшествующие) период по конкретному многоквартирному жилому дому, то они подлежат проверке судом при рассмотрении дела по существу, и при установлении соответствующих обстоятельств такое уменьшение должно быть произведено.
Изложенное согласуется с правовой позицией, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386. Доказательств нарушения истцом данного порядка расчетов ответчиком за спорный период не представлено. В соответствии с пунктом 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка. При расчете поквартирного потребления по некоторым квартирам, в связи с установлением верной величины показаний, истцом производится перерасчет. Перерасчет ранее начисленного объема потребления не требует составления специальных документов, так как рассчитывается исходя из переданных показаний индивидуального прибора учета. Выставление нулевого объема происходит в случаях: 1) предоставления показаний индивидуальных приборов учета, которые равны показаниям индивидуальных приборов учета за предыдущий период, 2) введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении граждан-неплательщиков, 3) заявлений, представленных собственниками жилых помещений о не начислении им электроэнергии, поскольку в данной квартире никто не проживает. Истец рассматривает данные заявления как основания для учета поквартирного потребления равного нулю в спорный период.
В силу подпункта "к (1)" пункта 33 Правил N 354 следует, что принудить потребителя ежемесячно подавать показания приборов учета невозможно, в связи с чем снятие показаний приборов учета и передача их исполнителю отнесены не к обязанностям, а к правам потребителя, в том числе в спорный период. При этом, потребителю предоставлено право любым удобным ему способом передавать сведения о показаниях индивидуальных приборов учета.
В подпункте "ж" пункта 31 Правил не указано, какими иными способами, возможно передавать эти сведения.
Согласно пункту 38 (1), пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), ответчик обязан устанавливать приборы учета и в оплату его услуг входят расходы на снятие показаний приборов учета.
Каких-либо доказательств, что в отношении бытовых и иных потребителей в расчете применены неправильные показания приборов учета, в том числе нулевые показания ответчик не предоставляет.
Нарушений ООО "Уралэнергосбыт" требований закона при расчетах исковых требований ответчик не подтвердил, при этом у него имеется вся необходимая для этого информация, так как обеспечение учета и снятие показаний действующим законодательством возложено на него, как на управляющую организацию.
В соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя, в том числе, документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний. Из части 10 статьи 162 ЖК РФ следует, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением домом, находятся в ведении управляющей организации. Следовательно, на управляющую организацию возложена обязанность по контролю и учету, в том числе показаний ИПУ электрической энергии. С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг, самостоятельно или с привлечением других лиц осуществляет техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю. Согласно п. 18 (д) Правил N 124 исполнитель не позднее 26-го числа расчетного месяца предоставляет ресурсоснабжающей организации информацию, используемую для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме. Ответчик, как управляющая организация, является профессиональным участником правоотношений по управлению многоквартирными домами, который в силу осуществляемой им деятельности в период управления многоквартирными не только владеет технической документацией в отношении многоквартирных домов, а также всей необходимой информацией для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса. Таким образом, все необходимые данные для начисления у ответчика должны быть с учетом его статуса, как управляющей организации.
Как пояснил истец, в адрес ответчика ежемесячно ООО "Уралэнергосбыт" за каждый расчетный период направляется информация о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса в формате и форме в соответствии с приложением N 12 "Формат обмена данными" настоящего договора на основании предоставленных ежемесячных отчетов ООО "ЖЭУ N 4". По утверждению ООО "ЖЭУ N 4" представленный контррасчет за период с 01.07.2019 по 31.08.2019 соответствует данным истца и отправленному обменному файлу в соответствии с пунктом 3.1.12 договора. Ответчиком оспариваются начисления только по бытовым потребителям, при этом доказательств в подтверждение своих данных не представлено. Основания, установленные законом для доначислений задолженности бытовым потребителям (физическим лицам) за спорный период у истца отсутствует.
Действующим законодательством предусмотрена обязанность ответчика по требованиям пункта 18 (д) Правил N 124 предоставлять данную информацию в адрес истца ежемесячно, поскольку несвоевременное снятие и непредставление показаний приборов учета приводят к невозможности проверить указанные сведения.
Поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств оплаты поставленной электроэнергии в полном объеме в материалы дела не представлено, требование истца о взыскании задолженности в сумме 340 920 руб. 32 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Ссылка ООО "ЖЭУ N 4" на судебную практику подлежит отклонению, поскольку не носит преюдициальный характер по указанному делу и выводы суда в деле N А06-6986/2018 сделаны при иных фактических обстоятельствах. Судом также отклоняется довод апелляционной жалобы ООО "ЖЭУ N 4" о наличии прямых договоров между потребителями и ресурсоснабжающей организацией, поскольку согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в МКД применяется в том числе в случаях, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 Правил N 354, то есть и в случае, если собственникам и пользователям помещений в МКД, в отношении которого договор о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, заключенный между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление МКД, считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления направления уведомления, предусмотренного частью 3 статьи 157.2 ЖК РФ (подпункт "е" пункта 17 Правил N354).
Ссылка ООО "ЖЭУ N 4" на то, что истец не произвел корректировку за спорный период в размере 101 461 руб. 76 коп. подлежит отклонению, поскольку истец 10.10.2019 направлял приложение N 12 в адрес ответчика за сентябрь 2019 г., из которого следует произведенный перерасчет на указанную сумму.
Также истцом заявлено требование о взыскании неустойки за период с 16.08.2019 по 05.04.2020 в размере 26 465 руб. 13 коп. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Расчет пени произведен истцом в соответствии со абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N35-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии Ответчик должен оплатить истцу пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно расчету истца, размер пени за период с 16.08.2019 по 05.04.2020 составил 26 465 руб. 13 коп.
Расчет пени судом проверен и признан арифметически верным, контррасчет и ходатайство о снижении размера неустойки исходя из положений статьи 333 ГК РФ ответчиком не представлены. Поскольку несвоевременное исполнение обязательств по внесению оплаты за поставку электрической энергии подтверждено материалами дела, требование о взыскании финансовой санкции является обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ N 4" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 сентября 2020 г. по делу N А76-40949/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N4" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-40949/2019
Истец: ООО "Уральская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "ЖЭУ N4"
Третье лицо: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА"