г. Москва |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А40-294767/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Губернатора Кировской области в лице Министерства лесного хозяйства Кировской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2020
по делу N А40-294767/19
по заявлению Губернатора Кировской области
к РОСЛЕСХОЗ
третьи лица: 1. Департамент лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу; 2. АО "Сибирь-лес"; 3. АО "НЛК"; 4. АО "Красный якорь"
о признании недействительными предписания
в присутствии:
от заявителя: |
Меньшикова А.А. по дов. от 25.02.2020; |
от заинтересованного лица: |
Миятлиева Д.М. по дов. от 09.01.2020; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; 3. не явился, извещен; 4. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Губернатор Кировской области (заявитель, губернатор) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными пунктов 2,9 предписания Федерального агентства лесного хозяйства (ответчик, Рослесхоз) от 26.07.2019 N 2/2019-вп "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений".
Решением от 14.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Как верно установлено судом первой инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства на основании приказа Рослесхоза от 14.03.2019 N 431 "О проведении внеплановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Кировской области и должностных лиц органа государственной власти Кировской области" с изменениями, внесенными приказом Рослесхоза от 05.04.2019 N 489, в период с 18.03.2019 по 17.04.2019 провело внеплановую выездную проверку исполнения министерством лесного хозяйства Кировской области (министерство) преданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
По итогам проведенной проверки Рослесхозом издан акт внеплановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Кировской области и должностных лиц органа государственной власти Кировской области от 17.04.2019 N 1/2019-ВП.
Федеральным агентством лесного хозяйства было направлено на имя Губернатора Кировской области Васильева И.В. предписание от 26.07.2019 N 2/2019-вп "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (предписание), которое зарегистрировано в Правительстве Кировской области 05.08.2019.
Не согласившись с оспариваемым предписанием в части п. 2,9, Губернатор обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, ввиду следующего.
В соответствии с п. 2 оспариваемого предписания, заявителю предписано "обеспечить отмену положительных заключений государственной экспертизы на проекты освоения лесов, разработанные с нарушением установленных требований:
- в нарушение установленных требований запроектирована заготовка древесины в выдел ах. отнесенных к особо защитным участкам лесов (договоры аренды лесных участков от 02.08.2011 N 39-22 (АО "Красный якорь"), от 01.04.2010 N 23-3 и от 01.04.2010 N 6.4 (АО "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат";
- площадь лесного участка по проекту освоения лесов не соответствует плошали лесного участка, предоставленного по договору аренды (договор аренды лесного участка от 22.07.2008 N 27-15 (АО "Сибирь-лес");
- в проектах освоения лесов объемы выполнения мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов не соответствуют объемам мероприятий, установленным договорами аренды лесных участков (договоры аренды лесных участков от 10.01.2012 N N 14-29, 17-54, 19-14, 22-23, 26-06, 30-24, 32-18, 34-30, 35-64, 36-49, 37-133. 38-15, от 26.11.2012 N 19-15 (ООО "УК "Лесхоз"), от 01.04.2010 N 5-38, от 29.03.2010 N 18-23 (АО "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат) от 07.07.2010 N 17-43, от 02.08.2011 NN 39-21, 39-22 (ЗАО "Красный якорь").
Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/167 утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства по Кировской области (далее - Положение), в соответствии с которым является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений.
Согласно Положению, Министерство лесного хозяйства по Кировской области разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов области в сфере лесных отношений, проводит процедуру оценки регулирующего воздействия по проектам нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Кировской области по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
Пунктом 1.10 Положения предусмотрено, что Министерство в соответствии с функциями и полномочиями, установленными разделами 2 и 3 Положения, вправе издавать индивидуальные правовые акты в форме распоряжений, решений.
Соответственно, Министерство лесного хозяйства по Кировской области, как исполнительный орган государственной власти Кировской области, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее изданные распоряжения, которые не соответствуют законодательству.
Установив, что ранее изданное распоряжение об утверждении Проекта освоения лесов не соответствует действующему законодательству Министерство лесного хозяйства по Кировской области обоснованно может его отменить в порядке самоконтроля.
Согласно апелляционной жалобе спорный лесной участок (лесотаксационный выдел) по сведениям Государственного лесного реестра (ГЛР) не отнесен к особо защитным участкам лесов (ОЗУ), следовательно, ограничения по использованию лесов, предусмотренные частью 2.1 статьи 107 Лесного кодекса, на данном участке не установлены.
Между тем, в соответствии с пунктом 28 раздела III приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава Проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований".
В проекте освоения лесов 2010 года (к договору от 01.04.2010 г. N 6.4.), разработанного по материалам лесоустройства 1999 года, выполненного ГСЛП "Воронежлеспроект", площадь особо защитных участков была сохранена и составила 4 498,3 га. Однако по материалам таксации 2016 года площадь особо защитных участков сократилась на 995,2 га и составила 3503,1 га.
Полномочия по ведению ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах территории Кировской области, осуществляются Министерством лесного хозяйства по Кировской области в соответствии с пунктом 3.1.6 Положения о Министерстве лесного хозяйства по Кировской области.
Ведение Министерством ГЛР осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного лесного реестра, утвержденным приказом Рослесхоза от 30.05.2011 N 194, по формам, утвержденным приказом Минприроды России от 06.10.2016 N 514, Информация формируется с использованием автоматизированной информационной системы "Государственный лесной реестр", программного продукта "Леса и лесные ресурсы", автоматизированного рабочего места по формам 4 ГЛР, 6, 8-9 ГЛР, 14-16 ГЛР и в формате "Ехсе1". Указанные формы имеются в электронном виде и на бумажных носителях, ведутся в полном объеме.
Приказом Рослесхоза от 30.05.2011 N 194 был утвержден Порядок ведения государственного лесного реестра, а приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.
В соответствии с пунктом 2.6 действующего на момент проекта освоения лесов 282 Административного регламента исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, утвержденным Приказом Минприроды России от 31.10.2007 N 282 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2007 N 10634) формы ГЛР заполняются в том числе на основе материалов лесоустройства и таксационных описаний.
ОЗУ выделяются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, путем установления в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов.
Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра.
Пунктом 8 Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 N 318 "О государственном лесном реестре", было установлено, что в ГЛР включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01 января 2007 года, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 N 611 "О ведении государственного учета лесного фонда".
Обоснованием пункта 2 Предписания является также то, что площадь лесного участка по проекту освоения лесов не соответствует площади лесного участка, предоставленного по договору аренды.
Абзацем 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно абзацу 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Минприроды России от 26.09.2016 N 496 (далее -Порядок государственной экспертизы), целью государственной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Экспертиза) является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (абзац 10 Порядка государственной экспертизы).
Лесной участок с кадастровым номером 43:19:000000:199 был передан АО "Сибирь-лес" по договору аренды от 22.07.2008 N 27-15 площадью 24 191 га.
Распоряжением Министерства лесного хозяйства Кировской области от 04.12.2018 N 1006 утверждено с 01.01.2019 положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды от 22.07.2008 N 27-15.
При этом, по результатам проверки при суммировании площади каждого лесного участка площадь лесного участка составила 24 251 га, а не 24 191 га, как указано в договоре аренды лесного участка.
Учитывая изложенное, проект освоения лесов не соответствовал договору аренды лесного участка от 22.07.2008 N 27-15, однако, Министерством лесного хозяйства Кировской области в нарушение норм законодательства Российской Федерации было утверждено положительное заключение государственной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 31.10.2018 по делу А28-2353/2018 в договор аренды внесены изменения, в том числе установлена площадь 24 251 га.
Между тем, все принятые положительные заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов до 29.02.2012 противоречат нормам Российского законодательства.
Так, положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов, в том числе лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
При этом, только 01.01.2019 вступил в законную силу указ Губернатора Кировской области от 29.12.2018 N 165, которым утвержден Лесной план Кировской области на 2019 - 2028 годы.
Согласно п. 9 оспариваемого предписания необходимо обеспечить устранение нарушений, допущенных при заключении дополнительного соглашения от 16.12.2010 N 1 к договору аренды лесного участка от 05.10.2009 N 8-13 (ООО "Лойнолеспром") и от 22.07.2008 N 27-15 и от 22.07.2008 N 27-22 (АО "Сибирь-Лес"), предоставленных в целях заготовки древесины, заключенных по результатам аукционов (торгов), по которым в нарушение установленных требований изменены объемы заготовки древесины, площади лесных участков и размер арендной платы.
Письмом от 24.04.2019 N 4263-58-01-06 Министерство направило возражения на Акт внеплановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Кировской области и должностных лиц органа государственной власти Кировской области от 17.04.2019 N 1/2019-ВП.
При этом, в материалах дела отсутствуют, сторонами не приведены решения судов, которыми дополнительные соглашения от 16.12.2010 N 1 к договору аренды лесного участка от 05.10.2009 N 8-13 (ООО "Лойнолеспром") и от 22.07.2008 N 27-15 и от 22.07.2008 N 27-22 (АО "Сибирь-Лес") признаны недействительными в силу их ничтожности на основании части 2 статьи 74 Лесного кодекса.
Действия, которые следует совершить при исполнении такого рода требований, регламентируются приказом Рослесхоза от 19.06.2018 N 503.
Пунктом 7.3 приказа Рослесхоза от 19.06.2018 Ш 503 при исполнении предписания (пунктов предписания) об устранении выявленных нарушений необходимо представить: документы, подтверждающие устранение нарушений (дополнительные соглашения к договорам аренды, акты выполненных работ, материалы фото- и (или) видеофиксации лесных участков с устраненными нарушениями, судебные решения, вступившие в силу нормативно-правовые акты и правовые акты органов государственной власти, выписки из ЕГРН, отчеты об использовании лесов и прочие материалы и документы).
Согласно п. 5.4.31. Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 Роелесхоз осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке Ж дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.
В соответствии с частью 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) и на основании приказа Рослесхоза от 14.03.2019 N 431 "О проведении внеплановой выездной проверки деятельности органа государственной власти Кировской области и должностных лиц органа государственной власти Кировской области" (в редакции приказа Рослесхоза от 05.04.2019 N 498), в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 18.02.2019 N АГ-П9-1110 и пункта 18 Плана мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Гордеевым от 18.02.2019 Ка 1390п-П9, была проведена внеплановая выездная проверка исполнения Министерством лесного хозяйства Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, по результатам которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации.
Согласно указанным нормам права Рослесхозом направлено в адрес Губернатора Кировской области предписание от 26.07.2019 N 2/2019-вп "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Кировской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Оспариваемое Предписание принято в соответствии с Актом внеплановой выездной проверки Деятельности органа государственной власти Кировской области и должностных лиц органа государственной власти Кировской области от 17.04.2019 N 1/2019-ВП.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что указанные требования к оформлению и содержанию оспариваемого предписания Рослесхозом, осуществляющим государственный надзор (контроль), соблюдены, порядок его вынесения не нарушен.
Учитывая изложенное в совокупности, предписание в оспариваемой части является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2020 по делу N А40-294767/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-294767/2019
Истец: АО "НОВОВЯТСКИЙ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМБИНАТ", гумернатор кировской области, МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: АО "КРАСНЫЙ ЯКОРЬ"
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2760/2021
02.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-58979/20
14.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-294767/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-294767/19