г. Владимир |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А43-16790/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.12.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2020 по делу N А43-16790/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Анод" (ИНН 5259006834, ОГРН 1025202832775) о признании недействительным приказа Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.11.2019 N 543-А.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Анод" - Коршунова Н.Г. по доверенности от 03.02.2020 N 72 сроком действия 3 года (представлено удостоверение адвоката N 2557).
Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, в ходатайстве от 24.11.2020 (входящий N 01АП-7141/20 от 25.11.2020) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный центр "Анод" (далее по тексту - Общество) от 10.10.2019, поданного в соответствии с пунктом 7 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила), руководитель филиала N26 Государственного учреждения - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал) издал приказ от 18.10.2019 N 491-А "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Общества на 2020 год в размере 40%.
Приказом руководителя Филиала от 13.11.2019 N 543-А приказ о предоставлении Обществу скидки к страховому тарифу отменен.
Общество обжаловало приказ от 13.11.2019 N 543-А в Государственное учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Фонд решением от 12.05.2010 N 14-11/07-628л оспариваемый приказ оставил в силе, в удовлетворении жалобы отказал.
Не согласившись с приказом Филиала от 13.11.2019 N 543-А и решением Фонда от 12.05.2010 N 14-11/07-628л, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительным.
Арбитражный суд решением от 23.09.2020 признал недействительным приказ Филиала от 13.11.2019 N 543-А. В остальной части производство по заявлению прекратил в связи с отказом Общества от заявленных в этой части требований.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что установление скидки к страховому тарифу является поощрением для наиболее грамотных и ответственных страхователей. Считает, что правомерно отменил скидку к страховому тарифу, поскольку Общество представило недостоверные данные.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого приказа N 543-А усматривается, что основанием для его принятия послужил выявленный факт представления страхователем (Обществом) недостоверных сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведённых обязательных предварительных и периодических осмотров.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) предусмотрена возможность исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с учётом скидки, размер которой рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Правила).
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340).
Согласно пункту 9 Правил в случае выявления страховщиком фактов представления страхователем недостоверных сведений по начисленным страховым взносам и по произведенным страхователем расходам на обеспечение по страхованию, а также сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, страховщик отменяет решение об установлении скидки.
Как следует из материалов в дела, на основании представленного Обществом расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2019 года, а также представленных в его обоснование первичных документов, проведена проверка, по результатам которой вынесен приказ от 13.11.2019 N 543-А об отмене приказа Фонда от 18.10.2019 N 491-А "Об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Общества.
В ходе проверки Фонд выявил следующие несоответствия данных в таблице N 5 расчета 4-ФСС: согласно сводным ведомостям результатов проведения специальной оценки условий труда, количество рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным условиям труда (3 класс), составляет 12, Обществом указано - 14 рабочих мест; согласно заключительному акту от 15.05.2017, списку лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2017 году, а также заключениям по результатам предварительных медицинских осмотров за 2018 год, - общее число работников, прошедших (подлежащих) обязательный предварительный и периодический медицинский осмотр, составляет 26 человек, в таблице N 5 Обществом указано - 81 человек.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, из представленной Обществом таблицы N 5 расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2019 года усматривается (графа 5), что количество рабочих мест, в отношении условий труда на которых проведена специальная оценка условий труда на начало года, в том числе отнесенных к вредным и опасным условиям труда (3 класс), составляет 14.
По мнению Фонда, данный показатель должен быть отражен в количестве, равном 12.
Требованием от 18.10.2019 (направлено заявителю 23.10.2019) Фонд попросил представить, в числе прочих документов, сводную ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда, а также справку о количестве рабочих мест по состоянию на 01.01.2019.
В соответствии с письмом от 28.10.2019 (получено Фондом 29.10.2019) страхователь представил запрашиваемые сведения о количестве рабочих мест и пояснил, что количество рабочих мест, отнесенных, по результатам проведения специальной оценки (аттестации), к вредным условиям труда (3 класс), равно двенадцати, вместе с тем, количество работников, работающих на этих местах, составляет 14 человек
Таким образом, в графе 5 таблицы N 5 расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2019 года Общество действительно ошибочно указало неверные сведения относительно количества рабочих мест, отнесенных к вредным и опасным условиям труда.
Вместе с тем, из содержания статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ следует, что исполняя обязанность по предоставлению страховщику предусмотренной законом отчетности, страхователь вправе давать дополнительные пояснения, в том числе в целях установления скидок и надбавок к страховому тарифу.
Как правомерно указал суд, Общество совершило техническую ошибку, указав вместо количества рабочих мест количество работающих лиц. Однако, до вынесения оспариваемого приказа об отмене скидки Общество направило Фонду вышеуказанные пояснения, тем самым уточнив содержание таблицы N 5 расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2019 года.
На момент вынесения приказа от 13.11.2019 N 543-А Фонд социального страхования располагал вышеуказанными пояснениями Общества, тем не менее, не принял их во внимание.
Согласно пункту 14.2 Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 26.09.2016 N 381 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" (далее - Приказ) при заполнении таблицы 5 "Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года" по строке 2 в графах 7 - 8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры Графы 7 - 8 заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников (пункт 42 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.10.2011, регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.07.2013, регистрационный N 28970), от 05.12.2014 N 801н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03.02.2015, регистрационный N 35848) (далее - Порядок) и в соответствии со сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год (пункт 12 Порядка):
- в графе 7 указывается общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам (пункт 14.3 Приказа);
- в графе 8 указывается число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры (пункт 14.4 Приказа).
При этом следует учитывать результаты проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников по состоянию на начало года, учитывая, что согласно пункту 15 Порядка частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ (пункт 14.4 Приказа).
Общество поясняло, что указанные им в таблице N 5 сведения (графы 7 и 8) основаны на данных заключительного акта от 15.05.2017, составленного по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) работников Общества в 2017 году, а также медицинских заключений, составленных по результатам проведенных предварительных медицинских осмотров работников Общества в 2018 году.
Согласно пункту 42 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ред. от 18.05.2020) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
Заключительный акт утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации (при наличии). Заключительный акт (в том числе в электронной форме) составляется в пяти экземплярах, которые направляются медицинской организацией в течение 5 рабочих дней от даты утверждения акта работодателю, в центр профпатологии субъекта Российской Федерации, Фонд социального страхования, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункты 44 и 45 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н).
Представленный Обществом заключительный акт от 15.05.2017 содержит сведения о числе работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и подлежащих периодическому медицинскому осмотру (обследованию), в количестве 71.
Данный заключительный акт подписан не только представителем Общества и медицинского учреждения, но и начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Соответственно, каких-либо оснований для принятия в расчет иного количества работников данной категории у Общества не имелось.
Также Обществом представлены медицинские заключения по результатам проведения в 2018 году предварительного медицинского осмотра десяти работникам Общества. Из содержания данных заключений усматривается, что оформлены они в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Отдельные недостатки оформления таких заключений не позволяют считать их ненадлежащими.
Таким образом, Общество в графах 7 и 8 таблицы N 5 расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2019 года отразило достоверные сведения относительно числа работников, прошедших (подлежащих) обязательный предварительный и периодический медицинский осмотр в проверяемый период (81 работник).
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у Фонда отсутствовали правовые основания для отмены скидки к страховому тарифу.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2020 по делу N А43-16790/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16790/2020
Истец: ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦЕНТР "АНОД"
Ответчик: ГУ НИЖЕГОРОДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Филиал N26 -Нижегородского регионального отделения ФСС РФ