город Омск |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А75-7622/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10291/2020) общества с ограниченной ответственностью "Фината" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2020 по делу N А75-7622/2020 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югорская сервисная компания" (ОГРН 1068604023982, ИНН 8604038393, адрес: 628306, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкрн. 15-й, ул. Южная, стр. 1, оф. 302) к Администрации города Нефтеюганска (ОГРН 1028601264460, ИНН 8604013215, адрес: 628301, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкрн. 2, 25), Службе муниципального контроля администрации г. Нефтеюганска (адрес: 628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, мкрн. 2, 25) о признании незаконным предписания от 12.11.2019 N 123/К-П, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 104),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Югорская сервисная компания" (далее - заявитель, управляющая компания, ООО "ЮСК") обратилось в Нефтеюганский районный суд с заявлением к Администрации города Нефтеюганска, Службе муниципального контроля администрации г. Нефтеюганска (далее - Администрация, Служба контроля, заинтересованные лица) о признании недействительным предписания от 12.11.2019 N 123/К-П.
Определением Нефтеюганского районного суда от 25.03.2020 дело N 2А-658/2020 по заявлению ООО "ЮСК" к Службе контроля о признании недействительным предписания от 12.11.2019 N 123/К-П передано на рассмотрение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2020 по делу N А81-3542/2020 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель полагает, что оспариваемое предписание носит рекомендательный характер, не обязывает управляющую компанию привлекать специализированную организацию для исследования квартиры (дома) с целью выявления возможных причин возникновения трещин на стенах в жилых помещениях. Кроме того, апеллянт обращает внимание на то, что многоквартирный дом (далее также МКД) N 8 в 11Б микрорайоне ул. Школьная г. Нефтеюганска находится на гарантийном обслуживании.
В письменном отзыве Администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Службу контроля поступило обращение гражданки Бычковой Т.Н., проживающей по адресу: г. Нефтеюганск, 11Б мкр., ул. Школьная, дом 8, кв. 44 по факту образования трещины на стене, а также наличии на потолке мокрых пятен.
На основании приказа Службы контроля от 15.10.2019 (том 1 л.д. 83) в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 11.10.2019 по факту ненадлежащего содержания общего имущества указанного многоквартирного дома (том 1 л.д. 82), в ходе которой установлено, что управление многоквартирным жилым домом осуществляет ООО "ЮСК".
В результате проверки и проведенного осмотра установлено, что в жилой комнате N 1 (зал) стены оклеены обоями по штукатурке, наблюдается деформация обоев, трещины на стенах, на межкомнатной перегородке наблюдается натяжение обоев; в жилой комнате N 2 стены оклеены обоями по штукатурке, наблюдается деформация обоев, трещины, в том числе, волосяные на стенах; в коридоре квартиры на колонне наблюдается трещина; на потолке в коридоре имеются два пятна с фрагментарными отхождениями штукатурного слоя и разводами светло-желтого цвета, при этом одно пятно в диаметре около 20 см с двумя отверстиями (предположительно от двери), второе пятно диаметром 10 см с четырьмя отверстиями. На момент проверки течь потолка не обнаружена, установить течь не представилось возможным.
По итогам проведенной проверки Службой контроля составлен акт проверки от 12.11.2019 N 123/К-А, ООО "ЮСК" выдано предписание от 12.11.2019 N 23/К-П об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения до 10.02.2020 года (том 2 л.д. 103).
Согласно предписанию от 12.11.2019 N 23/К-П обществу необходимо:
1. С привлечением специализированной организации произвести строительно-техническое исследование квартиры N 44 МКД N 8 ул. Школьная в 11Б микрорайоне г. Нефтеюганска с целью выявления возможных причин возникновения трещин на стенах в жилых помещениях указанной квартиры, также разработки рекомендаций, комплекса мероприятий по устранению выявленных дефектов;
2. По результатам указанного в пункте 1 настоящего предписания обследования предпринять весь комплекс рекомендуемых специализированной организацией мер, направленных на устранение причин возникновения трещин на стенах в жилых помещениях N 44 указанного дома.
Не согласившись с предписанием, ООО "ЮСК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
29.07.2020 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местности самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно частям 1.1, 2.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2017 N 303-КГ17-13604 изложена правовая позиция о том, что в случае если в многоквартирном доме, в котором часть жилых помещений отнесена к муниципальному фонду, то орган муниципального контроля имеет право проводить проверки в отношении общего имущества данного многоквартирного дома.
Пунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ определено, что под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества по состоянию на 04.03.2020 в многоквартирном доме N 8 микрорайона 11Б города Нефтеюганска имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности.
Из системного толкования указанных выше норм ЖК РФ во взаимосвязи следует, что наличие в многоквартирном доме жилого помещения, относящегося к муниципальному жилому фонду, является основанием для проведения органом муниципального жилищного контроля проверки как в отношении этого помещения, так и в отношении общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего в порядке статьи 36 ЖК РФ на праве общей долевой собственности, в том числе, муниципальному образованию.
На территории муниципального образования город Нефтеюганск муниципальный жилищный контроль осуществляется администрацией города Нефтеюганска в лице Службы муниципального контроля администрации города.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ постановлением Администрации от 21.02.2019 N 41-нп (с изменениями, внесенными постановлениями администрации города Нефтеюганска от 25.04.2019 N 83-нп, от 30.05.2019 N Ю1-нп, от 27.12.2019 N 217-нп, от 03.02.2020 N 12-нп) утвержден административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска.
Таким образом, Служба контроля является уполномоченным структурным подразделением органа местного самоуправления, правомочным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда, и в силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ вправе в выдавать предписания о прекращении нарушения обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения вышеуказанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из целей (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ) предмета договора управления и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания и организация, оказывающая услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в МКД обязаны выбрать один из способов управления МКД: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирными домом, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "в"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт "з" пункта 11 Правил N 491).
Подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу пункта 16 Правил N 491 при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а").
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в сохраняющем силу Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
В силу пунктов 4 и 5 части 6 статьи 3 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) к минимально необходимым требованиям к зданиям и сооружениям, а также к связанному со зданиями и с сооружениями процессом эксплуатации, предъявляются, в числе прочего, требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания и периодических осмотров, а также текущих ремонтов здания или сооружения.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае, должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений либо включения соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
В соответствии с требованиями раздела II Правил N 170 техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности.
Согласно пункту 4.2.1.1. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в числе прочего, исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность). При этом, местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития (пункт 4.3.2.1).
Таким образом, отсутствие в договоре управления МКД обязательств по выполнению работ, связанных с обследованием состояния (проведением экспертизы) стен и фундамента многоквартирного дома, не освобождало общество от соблюдения общеобязательных требований в части проведения работ, необходимых для надлежащего содержания несущих конструкций многоквартирного дома.
В силу пункта 4.2.1.3. Правил N 170 не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей. Причины и методы ремонта устанавливает специализированная организация.
В пункте 4.2.1.14 Правил N 170 указано, что организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4.2.1.14 Правил N 170 управляющая организация обязана была при обнаружении на стенах трещин организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или другим способом. Однако на момент проведения визуального осмотра жилых помещений квартиры N 44 маяки не были установлены. Обратное из материалов дела не следует и заявителем не доказано. ООО "ЮСК" также не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что образование трещин на стенах в спорной квартире произошли из-за несоблюдения правил эксплуатации зданий и сооружений либо нормативной усадки здания в первые годы после постройки, низкого качества ремонтных работ.
В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (включен в Перечень национальных стандартов, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384) обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.
В силу прямого указания пунктов 4.2.1.1 - 4.2.1.3 Правил N 170 выяснение причин и определение методов ремонта в указанном случае не относится к компетенции управляющей организации, указанные причины и методы должны быть определены именно специализированной организацией, что обществом исполнено не было.
На основании изложенного довод подателя жалобы о том, что предписание привлечь специализированную организацию для исследования квартиры (дома) носит рекомендательный характер, судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный. Возложенная на общество оспариваемым предписанием обязанность с привлечением специализированной организации произвести строительно-техническое исследование квартиры N 44 МКД N 8 ул. Школьная в 11Б микрорайоне г. Нефтеюганска с целью выявления возможных причин возникновения трещин на стенах в жилых помещениях указанной квартиры, также разработки рекомендаций, комплекса мероприятий по устранению выявленных дефектов, вопреки доводам общества, соответствует вышеприведенным нормам жилищного законодательства.
Доказательств привлечения специализированной организации для проведения строительно-техническое исследование квартиры и установления причин возникновения трещин на стенах в жилых помещениях указанной квартиры, а также разработки комплекса мер по устранению выявленных дефектов и его исполнения заявителем не представлено.
Довод подателя жалобы о том, что МКД N 8 в 11Б микрорайоне ул. Школьная г. Нефтеюганска находится на гарантийном обслуживании, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку устранение выявленных службой нарушений является составной частью содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, носит обязательный для общества характер в силу заключения договора оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома и направлено на поддержание технического состояния дома в соответствии с обязательными требованиями и нормами действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.07.2020 N Ф04-2780/2020 по делу N А75-24534/2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку предписание службы от 12.11.2019 N 123/К-П соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Приведенные обществом доводы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2020 по делу N А81-3542/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7622/2020
Истец: ООО "ЮГОРСКАЯ СЕРВИСНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Служба муниципального контроля администрации г.Нефтеюганска
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА