г. Пермь |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А60-7359/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тиуновой Н.П.
при участии:
от заявителя открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" - Белоусова Е.Н., паспорт, доверенность от 01.01.2020, диплом (в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 - Тихонова Е.В., удостоверение, доверенность от 10.01.2020, диплом;
иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 августа 2020 года
по делу N А60-7359/2020
по заявлению открытого акционерного общества "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (ИНН 6608002549, ОГРН 1046603571740)
третье лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Свердловской области
о признании недействительным решения от 11.10.2019 N 12-17/19 в части,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (далее - заявитель, общество, ОАО "ВГОК") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 10 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.10.2019 N12-17/19 в части пункта 2.3 (в части ш. Магнетитовая и ш. Естюнинская).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции от 11.10.2019 N 12-17/19 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 38 983 722 руб., соответствующих сумм пени и штрафа по шахтам Магнетитовая и Естюнинская.
Не согласившись частично с указанным судебным актом, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что обществом не выполнено условие, предусмотренное пунктом 2 статьи 342.1 Налогового кодекса Российской Федерации, - наличие обоснованного предположения, что добыча будет полностью завершить не позднее 01 января 2024 года. По информации, содержащейся в формах статистической отчетности по форме 5-ГР за 2025-2017 гг., запасы балансовых руд на Высокогорском (шахта "Магнетитовая") и Естюнинском месторождении (шахта "Естюнинская") составили более 50 млн. тонн, в связи с этим технические проекты налогоплательщика, связанные с разработкой (отработкой, доработкой, корректировкой, консервацией, ликвидацией) указанных месторождений подлежат согласованию (утверждению) центральной комиссией по разработке месторождений твердых полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ЦКР-ТПИ Роснедр). ТКР-ТПИ Уралнедра изначально не имели полномочий по рассмотрению и согласованию проектов консервации шахты "Магнетитовая" в 2016 году и шахты "Естюнинская" в 2017 году, а ОАО "ВГОК", в свою очередь, умышленно обратилось за согласованием рассматриваемых проектов консервации шахт в ненадлежащий (неуполномоченный) территориальный орган исполнительной власти в сфере недропользования. Также инспекция обращает внимание на то, что порядок осуществления корректировки проектной документации на разработку (отработку, консервацию) шахт регламентирован указанными выше нормативно-правовыми актами, в соответствии с которыми согласование такой проектной документации осуществляется Роснедрами.
Представитель инспекции в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заявитель с апелляционной жалобой не согласился, представил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Третье лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка АО "ВГОК" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания налогов, в том числе по налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за 2015-2017 гг., по результатам которой составлен акт от 22.04.2019 N 12-17/19 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.10.2019 N12-17/19.
Указанным решением обществу в числе прочего доначислен налог на добычу полезных ископаемых за 2015-2016 гг. в сумме 59 232 192 руб., соответствующие пени и штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ. Из указанной суммы 12 536 593 руб. налога доначислены в связи с выводами проверки о неправомерном применении обществом пониженного коэффициента по железной руде, добытой на шахте "Магнетитовая", а 26 447 129 руб. налога - по руде, добытой на шахте "Естюнинская".
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 5 от 20.01.2020 N 56-05-16/00861@ решение от 11.10.2019 N12-17/19 оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции в оспариваемой части не соответствует положениям НК РФ, нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
В соответствии со статьей 334 НК РФ налогоплательщиками НДПИ признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 342 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 152-ФЗ, действующей с 01.01.2014 по 31.12.2023) при добыче кондиционных руд черных металлов налогообложение производится по налоговой ставке 4,8 процента. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), определяемый в соответствии со статьей 342.1 настоящего Кодекса;
Из материалов проверки следует, что ОАО "ВГОК" осуществляет добычу полезных ископаемых (железной руды) по следующим лицензиям:
- лицензия СВЕ 03537 ТЭ Естюнинское месторождение (шахта Естюнинская и Ново-Естюнинская зона (подземный способ));
- лицензия СВЕ 03538 ТЭ Высокогорское месторождение (шахта Магнетитовая).
Добыча руды подземным способом производится на шахтах Магнетитовая и Естюнинская.
Исчисляя НДПИ в проверяемый период, общество применило понижающий коэффициент 0,1 по добываемой железной руде на шахте "Магнетитовая" (лицензия СВЕ03538ТЭ, выданная на разработку месторождения Высокогорское) и "Естюнинская" (лицензия СВЕ03537ТЭ, выданная на разработку месторождения Естюнинское).
Налоговый орган признал применение обществом данного коэффициента неправомерным, в связи с чем доначислил налог по указанным шахтам без применения понижающего коэффициента.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении налогоплательщиком коэффициента 0,1 по шахтам "Магнетитовая" и "Естюнинская", в связи с чем признал недействительным решение в части доначисления налога в сумме 38 983 722 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.
Согласно пункту 1 статьи 342.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 152-ФЗ, действующей с 01.01.2014 по 31.12.2023) при соблюдении условий, установленных настоящей статьей, коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов (Кподз), принимается равным:
1) 0,1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором балансовые запасы руд черных металлов для отработки подземным способом составляют более 90 процентов балансовых запасов руд черных металлов на этом участке недр.
В целях настоящего подпункта используется показатель балансовых запасов руд черных металлов, утвержденных в установленном порядке, определяемый как сумма запасов категорий A, B, C1 и C2 в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года;
2) 1 при добыче кондиционных руд черных металлов на участке недр, не соответствующем критерию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта.
Согласно пункту 2 статьи 342.1 НК РФ значение коэффициента Кподз, установленное подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи (далее - понижающий коэффициент), применяется в отношении участка недр, добычу кондиционных руд черных металлов на котором предполагается полностью завершить не позднее 1 января 2024 года.
В целях настоящей статьи завершением добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр признается завершение ликвидации (консервации) горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с техническим проектом, согласованным в установленном порядке.
Порядок подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 342.1 в случаях, если по состоянию на 1 января 2024 года налогоплательщик не завершил добычу кондиционных руд черных металлов на участке недр, на котором применялся понижающий коэффициент, либо если налогоплательщик самостоятельно отказался от применения данного коэффициента, сумма налога, исчисленная по этим рудам, подлежит перерасчету исходя из коэффициента Кподз, установленного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, начиная с того налогового периода, в котором впервые был применен понижающий коэффициент, и уплате в бюджет с применением ставки пени, равной одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342.1 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21.12.2013 N 1204 "О порядке подтверждения завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату".
Пунктом 1 данного Постановления установлено, что подтверждением завершения добычи кондиционных руд черных металлов на участке недр на определенную дату является подписание акта о ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с добычей кондиционных руд черных металлов.
Акт подписывается должностным лицом Федерального агентства по недропользованию (его территориального органа) и должностным лицом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориального органа).
Из материалов дела судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что требование подпункта 1 пункта 1 статьи 342.1 Кодекса (отработка подземным способом более 90 процентов балансовых запасов руд черных металлов на участке недр) для применения пониженного коэффициента налогоплательщиком соблюдено.
По мнению налогового органа, общество не подтвердило надлежащим образом то, что добыча руд на участках будет полностью завершена не позднее 1 января 2024 года (пункт 2 статьи 342.1). Из статистической отчетности (форма 5-гр) о балансовых запасах категории А, В, С1 и С2 по вышеуказанным месторождениям и годовой проектной мощности шахт следует, что до 1 января 2024 года добыча руды на этих месторождениях полностью завершиться не может.
В соответствии с абзацем 1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
При этом в соответствии со статьей 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено по инициативе владельца лицензии или по инициативе недропользователя по его заявлению.
Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 N 33 утверждена "Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами" (далее - Инструкция), в соответствии с пунктом 10 которой в случаях истечения срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами на горных отводах с неотработанными запасами следует рассматривать возможность консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 12 Инструкции консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам
Обществом "ВГОК" представлены протоколы Центральной комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых (ЦКР-ТПИ Роснедра) от 25.03.2014 в отношении шахт "Магнетитовая" и "Естюнинская", из которых следует, что текущие, готовые к выемке объемы полезного ископаемого, будут выработаны до 2021 года и 2023 года соответственно. При этом сроки окончания действия лицензий соответствуют этим срокам.
Так, срок действия лицензии на пользование недрами СБЕ N 03538 ТЭ от 12.08.2014 на добычу железных руд Высокогорского месторождения оканчивается 31.12.2021.
Срок действия лицензии на пользование недрами СВЕ от 12.08.2014 N 03537 ТЭ на добычу железных руд на Естюнинском железорудном месторождении оканчивается 31.12.2023.
Согласно протоколу от 19.12.2016 N 25/16 территориальным органом Федерального агентства по недропользованию (ТКР-ТПИ Уралнедра) согласован проект консервации шахты "Магнетитовая" с 31.12.2021.
Согласно протоколу от 06.03.2017 N 4/17 ТКР-ТПИ Уралнедра согласовало проект консервации шахты "Естюнинская" с 31.12.2023.
Таким образом, как этого и требует пункт 2 статьи 342.1 НК РФ для применения понижающего коэффициента, в отношении участков недр на шахтах "Магнетитовая" и "Естюнинская" у общества в спорный период имелось обоснованное предположение (технические проекты) полностью завершить добычу кондиционных руд черных металлов до 1 января 2024 года.
Данные технические проекты согласованы обществом с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию (Уралнедрами), который в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2013 N 1204 является органом, уполномоченным на подписание акта о ликвидации и консервации горных выработок.
Приказ Минприроды от 13.05.2010 N 154, на который ссылается налоговый орган в обоснование своего довода об отсутствии у Уралнедр полномочий на согласование проектной документации по спорным шахтам, принят не в соответствии с НК РФ (как это требуется статьей 4 Кодекса). В связи с чем у суда отсутствуют бесспорные основания для вывода о том, что налогоплательщик знал или должен был знать, что территориальный орган был не уполномочен принимать решения по согласованию проектов на консервацию спорных шахт.
Вопреки доводам налогового органа, Кодекс не требует для применения спорной налоговой льготы преставление налогоплательщиком документов о начале выполнения работ по консервации шахт. Предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2013 N 1204 акт о консервации горных выработок, подписанный должностными лицами органов Роснедр и Ростехнадзора, представляется налогоплательщиком уже по завершении консервации. А в случае его непредставления наступают последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 342.1 НК РФ (обязанность по перерасчету налога начиная с того налогового периода, в котором впервые был применен понижающий коэффициент, и уплате этого налога в бюджет с применением ставки пени, равной одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации).
В подтверждение довода об окончании работы карьеров до 01.01.2024 обществом представлены также письмо о регистрации Ростехнадзором проекта консервации Западного борта Естюнинского карьера от 29.05.2018 N АА-7775, протоколы заседания ТКР-ТПИ Уралнедра. Налоговым органом не опровергнуто, что разработка Высокогорского месторождения также осуществлялась на карьере "Главном", с 1990 года разработка карьера прекращена, в настоящее время карьер используется в качестве шламохранилища. Высокогорское месторождение также разрабатывается на карьере "Естюнинский", разработка карьера осуществлялась до 1983 года, затем в 2014 году работы возобновлены в части западного борта карьера на основании локального проекта "Отработка ранее списанных запасов руд западного борта Естюнинского карьера". По окончании отработки в декабре 2020 года планируется подготовить проект консервации карьера, планируемое начало консервации - март 2021 года, окончание консервации - май 2021 года.
В представленных налоговым органом письмах Роснедр и Ростехнадзора даются разъяснения установленного порядка консервации горных выработок, которые не противоречат позиции общества и выводам суда.
Из письма Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 13.12.2018 N СА-04-30/19201, направленного в адрес Уралнедра, следует, что в случае согласования Уралнедра технического проекта консервации шахты "Магнетитовая" в связи с нерентабельностью отработки, добыча полезных ископаемых на указанной шахте должна быть прекращена, а оставшиеся запасы полезных ископаемых в государственном балансе полезных ископаемых должны быть переведены в категорию забалансовых.
Отеняя ранее принятые решения о согласовании проектов консервации, Уралнедра указало лишь на то, что недропользователь ОАО "ВГОК" до настоящего времени не приступило к процедуре консервации шахт. Однако согласно действующей нормативной базе консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случае временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам. При принятии решения о консервации шахты обществу необходимо повторно представить в Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу в установленном порядке проект консервации шахты.
Поскольку основания для отмены согласования проектной документации появились только в 2019 году, последствия такой отмены не могут быть распространены на правоотношения 2015-2017 гг.
Факт согласования проектов консервации свидетельствует о том, что уполномоченный орган, действуя в рамках своей компетенции, признал возможным остановить работу по разработке месторождения, в том числе по причине экономической нецелесообразности. При этом остатки балансовых запасов руд черных металлов, не извлеченные в ходе разработки месторождения, не имеют правового значения в данном случае для применения спорного коэффициента.
Кроме того, отмена в 2019 году решения о согласовании проектной документации означает корректировку проекта и предполагает повторное обращение за согласованием с учетом внесенных изменений, в связи с этим в настоящее время идет доработка проекта и процесса консервации.
Доказательств того, что ОАО "ВГОК" умышленно обратилось за согласованием рассматриваемых проектов консервации шахт в ненадлежащий (неуполномоченный) территориальный орган исполнительной власти в сфере недропользования, инспекцией не представлено.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у общества согласованного проекта на консервацию до 19.12.2016 по шахте "Магнетитовая" и до 06.03.2017 по шахте "Естюнинская", отклонены, так как пункт 1 статьи 342.1 НК РФ предусматривает возможность применения пониженного коэффициента уже с 01.01.2014. Общество приступило к разработке проектов консервации шахт в 2015 году, утвердило соответствующий проект по шахте "Магнетитовая" 06.05.2015, по шахте "Естюнинская" - 16.05.2016 и, таким образом, имело обоснованное предположение полностью завершить добычу кондиционных руд черных металлов до 1 января 2024 года. Кроме того, указанный довод в суде первой инстанции заявлен не был, в основу оспариваемого решения не положен.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права. Оснований для отмены (изменения) решения и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 августа 2020 года по делу N А60-7359/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7359/2020
Истец: ОАО ВЫСОКОГОРСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 10
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-944/2021
03.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5260/20
31.08.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-7359/20
04.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5260/20