г. Ессентуки |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А20-1003/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2020.
Постановление в полном объёме изготовлено 26.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Казаковой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Левкиным А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 (судья Шогенов Х.Н.), принятое по иску Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1020700746901, ИНН 0711008455, г. Нальчик), к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230, г. Нальчик), о взыскании задолженности в размере 187 641 руб. 09 коп., рассмотренному в порядке упрощённого производства,
при участии представителя Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации - Шогова М.А. по доверенности N 07АА0686893 от 10.01.2020,
в отсутствие представителя муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания", извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства
УСТАНОВИЛ:
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации, г. Нальчик (далее - истец, общество, АО "Каббалкэнерго") обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Муниципальная управляющая компания", г. Нальчик (далее - ответчик, предприятие, МУП "Муниципальная управляющая компания") о взыскании задолженности в размере 187 641 руб. 09 коп., из которых: 185 222 руб. 30 коп. - стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов по договору ресурсоснабжения за декабрь 2019 года, пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 2 418 руб. 79 коп., а также пени за несвоевременную оплату электрической энергии начиная с 19.03.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 20.03.2020 исковое заявление принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощённого производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В определении ответчику предложено представить отзыв на исковое заявление в срок до 13.04.2020. Стороны вправе были представить в арбитражный суд и направить друг другу документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений, в срок до 07.05.2020.
Ответчик отзыв на исковое заявление не представил, возражения против заявленных требований не заявил.
В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела судом первой инстанции 13.05.2020 принята резолютивная часть решения об удовлетворении исковых требований АО "Каббалкэнерго" частично. Взысканы с предприятия в пользу общества задолженность в размере 187 439 руб. 52 коп., из которых: 185 222 руб. 30 коп. - стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов по договору ресурсоснабжения за декабрь 2019 года, пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 2 217 руб. 22 коп., из расчёта 1/300 учётной ставки Банка России, равной 5,50 %, а также пени за несвоевременную оплату электрической энергии начиная с 19.03.2020 по день фактического исполнения обязательства. В остальной части исковых требований отказано. Взыскана с предприятия в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 6 629 рублей.
27.05.2020 в суд первой инстанции поступила апелляционная жалоба МУП "Муниципальная управляющая компания" на решение суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощённого производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение, в связи с чем, 01.06.2020 судом первой инстанции изготовлено мотивированное решение суда.
Ответчик - унитарное предприятие, не согласившись с принятым решением суда от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020, обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт; в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дел судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощённом производстве" (далее - постановление Пленума N 10) определением суда от 09.06.2020 апелляционная жалоба предприятия принята к производству арбитражного суда апелляционной инстанции, без проведения судебного заседания, вызова сторон, осуществления протоколирования в письменной форме и использования средств аудиозаписи.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции от общества не поступил.
07.07.2020 от предприятия в адрес суда апелляционной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в котором ответчик просит перейти к рассмотрению дела N А20-1003/2020 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дел судом первой инстанции.
В абзаце 3 пункта 47 постановления Пленума N 10 указано, что судебное заседание проводится с ведением протокола в письменной форме и осуществлением протоколирования с использованием средств аудиозаписи в том случае, если с учётом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционных жалобы, представления и возражений относительно них суд вызывает лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
В соответствии с абзацем 2 пункта 49 постановления Пленума N 10 лица, участвующие в деле, могут быть вызваны в судебное заседание суда апелляционной инстанции с учётом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно неё (часть 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая принцип равноправия и состязательности сторон, принимая во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика и отсутствие возражений относительно неё, суд апелляционной инстанции счёл необходимым судебное заседание по данному делу отложить на другой срок, вызвав в судебное заседание лиц, участвующих в деле на 05.10.2020. Также обязал АО "Каббалкэнерго" представить в суд апелляционной инстанции мотивированный отзыв по каждому доводу апелляционной жалобы предприятия.
Между тем, отзыв на апелляционную жалобу, указанный в определении суда от 21.08.2020 истцом суду не представлен. Информация о невозможности предоставления вышеуказанного документа от истца также не поступила, в связи с чем, определением суда апелляционной инстанции от 05.10.2020 рассмотрение апелляционной жалобы унитарного предприятия отложено на 16.11.2020.
В судебном заседании 16.11.2020 представитель истца заявил ходатайство в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о частичном отказе от заявленных требований по делу в общей сумме 42 185,80 руб., в том числе, в части взыскания стоимости электрической энергии, потребленной на нужды общедомового имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, за декабрь 2019 года, в сумме 41 487,60 руб.; в части взыскания пени за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 698,20 руб. Последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ему понятны, в связи с чем, просил суд принять частичный отказ от иска в сумме 42 185,80 руб. и прекратить в этой части производство по делу N А20-1003/2020, также просил решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 в части взыскания 145 455,29 руб. оставить без изменения, а апелляционную жалобу МУП "Муниципальная управляющая компания" - без удовлетворения.
В судебном заседании 16.11.2020 в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв по делу до 19.11.2020, а затем до 23.11.2020.
В судебном заседании 19.11.2020 после объявленного перерыва представитель АО "Каббалкэнерго" поддержал ранее заявленный им отказ от иска в части в сумме 42 185,80 руб.
В судебное заседание 16.11.-23.11.2020 после объявленного перерыва ответчик, извещённый надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не известил, своих представителей не направил, обратился с заявлением об отложении судебного разбирательства связи с чем, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствии неявившихся представителей ответчика, оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства не имеется.
Уменьшение исковых требований и отказ от иска в части приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной и отзыва на жалобу, выслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 в соответствии с требованиями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции в части следует отменить, производство по делу в указанной части прекратить, в остальной части решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу унитарного предприятия - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, акционерное общество "Каббалкэнерго" в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12.10.2006 г. N 111-Э является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики.
Между АО "Каббалкэнерго" и МУП "Муниципальная управляющая компания" заключён договор ресурсоснабжения от 03.03.2017 N 0703201000403, по условиям которого гарантирующий поставщик (истец) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии исполнителю, а исполнитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги а порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Исполнитель, являясь исполнителем коммунальных услуг, приобретает электрическую энергию (мощность) у гарантирующего поставщика в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах (пункт 1.1 договора).
Объем взаимных обязательств сторон определяется в точках поставки, находящихся на границе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (пункт 1.4 договора).
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что фактический объем потребления электрической энергии в расчётном месяце определяется в токах поставки на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей обслуживаемых исполнителем многоквартирных домов, указанных в приложении N 4 к договору: - по данным потребления электрической энергии и мощности за расчетный период исходя из показаний расчетных коллективных (общедомовых) средств учета; - расчётными способами, в случаях, предусмотренных договором.
Исполнитель обязуется при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, и не позднее 26-го числа расчетного месяца, представлять в письменном виде сетевой организации отчет о потребленной электроэнергии по формату согласно приложению N 5 к договору, а копию отчета с отметкой о вручении сетевой организации, передавать гарантирующему поставщику не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.2 договора).
Пунктом 6.1 договора предусмотрено, что расчетный период составляет один календарный месяц. Оплата осуществляется исполнителем на расчетный счет гарантирующего поставщика до 15 -го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Истец надлежащим образом исполнил принятые на себя обязательства по поставке электрической энергии ответчику, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: актами поставки электроэнергии, счетами-фактурами.
Согласно информации предоставленной Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по энергетике, тарифам и жилищному надзору, предприятие является управляющей компанией, получившей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами на территории г. о. Нальчик.
Истец направил в адрес ответчика акт поставки электроэнергии за декабрь 2019 года, счёт-фактуру за декабрь 2019 года на сумму 185 222 рублей 30 копеек, отчет по управляющим компаниям за декабрь 2019 года, нормативный расчет и акты сверок.
В связи с нарушением условий договора ресурсоснабжения по оплате поставленной электрической энергии, истец письмом от 22.01.2020 N 81-орэ потребовал оплаты поставленной энергии.
Между тем, акты со стороны предприятия не подписаны, претензионное письмо оставлено без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Правоотношения сторон по договору ресурсоснабжения от 03.03.2017 N 0703201000403 регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации и жилищным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку МУП "МУК" приобретало коммунальный ресурс (электрическую энергию) для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, то к спорным правоотношениям подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Исходя из положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354 на ответчика возложена обязанность по оплате коммунального ресурса ресурсоснабжающей организации, в том числе израсходованного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Поскольку между сторонами имеются договорные отношения, МУП "МУК" является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах по перечню, являющемуся приложением к договору, на нем лежит обязанность по оплате потребляемого ресурса.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что спорные многоквартирные дома находятся в его управлении, равно как и не оспаривается статус ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42 и 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В отсутствие установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета расчет объема электрической энергии, подлежащего оплате на общедомовые нужды, необходимо осуществлять расчетным методом, по нормативу потребления.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт поставки истцом в декабре 2019 года электрической энергии для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, а также отсутствие в части многоквартирных домов общедомовых приборов учета электрической энергии.
Истцом произведено начисление стоимости объема электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении последнего, в следующем порядке:
1) В отношении четырёх многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам: г. Нальчик, ул. Ингушская, 12; г. Нальчик, ул. Ингушская, 18; г. Нальчик, ул. Крылова, 9; г. Нальчик, ул. Крылова, 29, в которых установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии, расчет произведен как разность показаний общедомовых приборов учета и всех приборов учета, на основании которых производится плата за электрическую энергию, потребляемую в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов.
2) В тридцати четырех многоквартирных домах, в связи с отсутствием введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии, расчет произведен в соответствии с нормативами потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенных с применением расчетного метода, утвержденного Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 22.09.2017 N 115. То есть, объем потребленной электрической энергии на общедомовые нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, определен как произведение площади общедомового имущества многоквартирных домов на норматив потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Разногласия у сторон возникли относительно включения истцом при расчете платы за электрическую энергию в площадь общего имущества в многоквартирном доме площади чердаков и подвалов, в которых отсутствует какое-либо электропотребляющее оборудование.
Истец полагает, что площадь чердаков и подвалов многоквартирных домов, вне зависимости от их оснащенности энергопотребляющими устройствами и эксплуатации, подлежит включению в состав общего имущества в многоквартирном доме и должна учитываться при расчете платы за электроэнергию поставленную на содержание общего имущества.
Ответчик с таким подходом не согласился, по его мнению, чердаки и подвалы многоквартирных домов, не оснащенные электроприборами, не относятся к общему имуществу многоквартирных домов, в связи с чем исчисление платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, следует рассчитывать без учета площадей таких чердаков и подвалов.
В настоящем споре вопрос о том, относятся ли чердаки и подвалы к общему имуществу многоквартирных домов в целях исчисления платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания имущества в многоквартирном доме, должен разрешаться в соответствии со статьей 36 Жилищным кодексом Российской Федерации и с учетом установления обстоятельств их включения органом тарифного регулирования при расчете норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичная норма содержится в пункте 2 Правил содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Нормативы расхода электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кабардино-Балкарской Республики, утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N 66 от 31.05.2017.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N 3.0-08-09/3130 от 15.06.2020, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме определяется, как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома, и предназначенных для обслуживания одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), чердаков и подвалов в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Вопреки доводу ответчика, отсутствие на чердаках и в подвалах многоквартирных домов оборудования, позволяющего потреблять электрическую энергию, не свидетельствует об исключении площади таких чердаков и подвалов из состава общей площади. Отсутствие осветительных приборов, равно как не эксплуатация указанных мест общего пользования не исключает техническую возможность использования чердаков и подвалов и установления в них освещения.
Таким образом, оснований для исключения из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, площадей чердаков и подвалов для целей определения объема электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, не имеется.
Объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124, как разница между объемами коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отношении четырех многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:, г. Нальчик, ул. Ингушская, 12; г. Нальчик, ул. Ингушская, 18; г. Нальчик, ул. Крылова, 9; г. Нальчик, ул. Крылова, 29; в которых установлены и введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета электрической энергии, истец произвел расчет как разность показаний общедомовых приборов учета и всех приборов учета, на основании которых производится плата за электрическую энергию, потребляемую в жилых (нежилых) помещениях многоквартирных домов.
Ответчик, возражая против заявленных исковых требований, указывает на недостоверность расчета объемов электрической энергии, отнесенной на общедомовые нужды в указанных многоквартирных домах, а именно ссылается на наличие "нулевых" показаний в нескольких квартирах, расположенных в указанных домах.
Между тем, в отношении лицевых счетов, по которым отсутствовало потребление электроэнергии в декабре 2019 года, у АО "Каббалкэнерго" имеются документы, обосновывающие либо факт введенного ограничения потребления электрической энергии, либо заявление собственника квартиры о непроживании, либо имеются ведомости снятия контрольных показаний приборов учета (обходные листы), подтверждающие показания счетчиков по состоянию на конец декабря 2019 года.
Оспаривая правомерность применения в расчетах нулевых показаний по приведенным ответчиком квартирам, ответчик не представил доказательств наличия случаев, предусмотренных пунктами 42, 59 Правил N 354, то есть, доказательств того, что жильцы не передавали показания приборов учета, либо имел место выход из строя или утрата ранее введенного в эксплуатацию прибора учета, либо наличие актов об отказе в допуске к прибору учета либо его отсутствие.
Возражая относительно наличия суммы основного долга в заявленном истцом размере, ответчик документально подтвержденные данные о показаниях общедомовых и индивидуальных приборов учета (акты снятия показаний приборов учета в спорный период), в соответствии с которыми определяется объем коммунального ресурса, поставленного на общедомовые нужды, в материалы дела не представил.
Между тем, МУП "МУК", являясь управляющей организацией, в силу подпункта "б" пункта 82 Правил N 354, обязано проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов е, е(1) и е(2) пункта 31 Правил N 354 также обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Более того, именно на ответчике как исполнителе коммунальных услуг в силу подпункта "ж" пункта 32 Правил N 354 лежит обязанность принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
С учетом представленных и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что расчет объема коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, подтвержден документально.
Оснований для вывода о недостоверности представленного истцом расчета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исследовав представленные в дело доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь названными нормами права, а также статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, установив факт неисполнения управляющей компанией обязательств по внесению платы за поставленный ресурс на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, удовлетворяет исковые требования о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, потребленной на нужды многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, за декабрь 2019 года в заявленном размере с учетом уменьшения заявленных требований, так как ответчик как исполнитель коммунальных услуг обязан оплатить коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества.
Истцом также заявлено требование о взыскание законной неустойки за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 - 1 720 рубль 59 копеек, а также пени за несвоевременную оплату электрической энергии, начиная с 19.03.2020 по день фактической уплаты суммы основного долга.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В силу абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Следовательно, поскольку МУП "МУК" несвоевременно осуществило свои обязательства по оплате полученной в декабре 2019 года электрической энергии, то требование о взыскании неустойки заявлено обоснованно.
Из абзаца 1 пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума N 7) следует, что по смыслу статьи 330 Кодекса, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства (абзац 2 пункта 65 постановления Пленума N 7).
Учитывая разъяснения, изложенные в пункте 65, суд апелляционной инстанции рассчитывает неустойку на дату вынесения постановления, с последующим ее начислением по день фактического исполнения обязательства.
Между тем, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" с 06.04.2020 по 01.01.2021 приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренных законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами.
Следовательно, в части взыскания неустойки за период с 05.04.2020 исковые требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 49 и пунктом 4 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца отказался от иска в части взыскания задолженности в общей сумме 42 185,80 руб., в том числе в части взыскания стоимости электрической энергии, потребленной на нужды общедомового имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, за декабрь 2019 года, в сумме 41 487,60 руб. и в части взыскания пени за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 698,20 руб., заявленный отказа от иска в этой части не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому суд апелляционной инстанции считает необходимым принять отказ от иска в указанной части и прекратить производство по делу в части отказа от иска.
Таким образом, в соответствии со статьями 269 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 в части взыскания 42 185,80 руб. отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в пользу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1020700746901, ИНН 0711008455, г. Нальчик) задолженность в размере 145 455 рублей 29 коп., в том числе 143 734 руб.70 коп. стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов по договору ресурсоснабжения с октября 2017 года по октябрь 2018 года, пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 1 720 руб. 59 коп., пени за несвоевременную оплату электрической энергии начиная с 19.03.2020 по день фактического исполнения обязательства
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 358 рублей".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (АО Каббалкэнерго) от исковых требований в части взыскания задолженности в общей сумме 42 185,80 руб., в том числе в части взыскания стоимости электрической энергии, потребленной на нужды общедомового имущества многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, за декабрь 2019 года, в сумме 41 487,60 руб. и в части взыскания пени за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 698,20 руб.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 в части взыскания 42 185,80 руб. отменить, производство по делу в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2020 по делу N А20-1003/2020 в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в пользу Кабардино-Балкарского акционерного общества энергетики и электрификации (ОГРН 1020700746901, ИНН 0711008455, г. Нальчик) задолженность в размере 145 455 рублей 29 коп., в том числе 143 734 руб.70 коп. стоимость электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов по договору ресурсоснабжения с октября 2017 года по октябрь 2018 года, пени за несвоевременную оплату электрической энергии за период с 16.01.2020 по 18.03.2020 в сумме 1 720 руб. 59 коп., пени за несвоевременную оплату электрической энергии начиная с 19.03.2020 по день фактического исполнения обязательства
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Муниципальная управляющая компания" (ОГРН 1160726051661, ИНН 0726015230) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 358 рублей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1003/2020
Истец: АО "Каббалкэнерго"
Ответчик: МУП "Муниципальная управляющая компания"
Третье лицо: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд